«Международная жизнь». 2012.№1. С. 56-62. Новый гуманизм как мировоззренческая основа культуры мира Фарит Мухаметшин - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Петрарка основоположник послесредневекового гуманизма 1 155.34kb.
«Международная жизнь». 2012.№5. С. 149-155. Кризис идеологии мультикультурализма... 1 104.47kb.
8, 1 курс Восприятие времени как основа восприятия мира 1 32.08kb.
Воспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся посредством... 1 127.42kb.
«Международная жизнь».–2011.–№2.–С. 94-100. Образ неолиберального... 1 107.87kb.
И о бахаи хабибула Магомедович новый мир и вечная райская жизнь книга 4 856.86kb.
Феномен человека 1 194.72kb.
Тематика семинаров по правам человека Права человека: подходы и понятия 1 37.8kb.
Международная школа молодежной дипломатии 1 33.8kb.
Сочинение «Как технологии меняют мою жизнь и мою страну» 1 77.5kb.
Тамбовской области 5 989.07kb.
Псс. Том 233 а Перевод с немецкого Соломона Шнитцера 8 1126.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Международная жизнь». 2012.№1. С. 56-62. Новый гуманизм как мировоззренческая основа - страница №1/1

«Международная жизнь».-2012.-№1.-С.56-62.
Новый гуманизм как мировоззренческая основа культуры мира

Фарит Мухаметшин — Руководитель Федерального агентства Россотрудничество, доктор политических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол. rossotr@rs-gov.ru



Ключевые слова: Ренессанс, эпоха Просвещения, ЮНЕСКО, РГО.

Понятие «гуманизм» впервые стало широко известно как литера­турное, художественное и философское движение эпохи Возрождения, пришедшее на смену схоластике и теоцентрическому догматизму сред­невековья. Гуманисты Ренессанса совершили подлинную революцию в умах современников, поставив в центр мироздания не бога-творца, а человека-творца во всей его силе и слабости, добродетели и пороке, свободе и ответственности. Отдав должное величию человеческой мыс­ли, можно было бы оставить дальнейшие дискуссии на тему ренессансного гуманизма историкам, философам, искусствоведам и культуро­логам. Однако этот феномен, став ответом на вызовы своего времени, претерпел ряд существенных трансформаций в эпоху Просвещения и вышел сегодня далеко за пределы своего первоначального содержания и смысла. Он стал одним из прогрессирующих планетарных движений современной мировой цивилизации.

Известно, что XXI век не стал временем тишины и покоя. Миро­воззренческая палитра не только усложняется, но и становится более хрупкой, неустойчивой. Кризисные явления современной цивилизации провоцируют лавинообразное распространение социальных пороков, глобализируют экстремизм, крайним проявлением которого является терроризм. Нет необходимости доказывать, что как оцененные, так и недооцененные пока мировым сообществом угрозы и вызовы XXI века могут и должны опознаваться и парироваться в рамках международно­го сотрудничества. Действительно, «наведение мостов», стремление к согласованным коллективным действиям - это уже, без преувеличения, предпосылки и императивы нашего дальнейшего существования.

Особенно актуальны проблемы достойного выживания человечества в связи с переживаемым сегодня многомерным глобальным кризисом, затрагивающим судьбы миллионов людей. Многие эксперты полагают, что сегодня нужно говорить о первом системном кризисе эпохи глоба­лизации. Политики ставят во главу угла его социально-политическую составляющую, экономисты - финансовую, а философы на первое мес­то выдвигают вопрос о тектонических сдвигах духовно-нравственной основы современной цивилизации и даже говорят о кризисе гуманизма, не устоявшего в XX веке против двух мировых войн и тоталитарных режимов. Это вызвало не только критику гуманизма как такового, но и широкое распространение антигуманизма, сопровождаемого призыва­ми вернуться к традиционалистским или даже архаическим практикам жизни. Все это порождает тревожную ситуацию, экзистенциальную не­определенность и означает, по сути, потерю основных моральных и ми­ровоззренческих опор человечества.

В этих условиях в мировом научном и политическом сообществе идут поиски такой ценностной платформы, которая стала бы мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, универсалией, способ­ной стать той подлинно общечеловеческой основой, на которой и будет выстраиваться межкультурный и межцивилизационный диалог.

В качестве одного из таких краеугольных камней культуры мира рассматривается новый гуманизм. Это мировоззренческое движение находится в состоянии поиска и развития, создавая для себя все но­вые формы тематического, организационного и институционального оформления. Так, в настоящее время в России и за рубежом сущест­вует ряд объединений гуманистов. Одно из самых влиятельных среди них - Международный гуманистический и этический союз (МГЭС), на­считывающий несколько миллионов членов и включающий в себя на­циональные гуманистические союзы и ассоциации более чем 35 стран. Известны и такие организации, как Европейская гуманистическая фе­дерация, Совет по светскому гуманизму (США), Международная акаде­мия гуманизма и т.д.

Современный гуманизм прошел длительную, многовековую истори­ческую эволюцию, начало которой было положено в I тысячелетии до нашей эры, а в XV веке, во времена расцвета Возрождения, он получил свое первое концептуальное выражение. Эпоха Ренессанса заимствова­ла идею антропоцентризма, существовавшую еще в античные времена. Принцип древнегреческого философа Протагора «Человек есть мера всех вещей» наполнился богатым философским, моральным и эстети­ческим содержанием. Великие умы Возрождения: Петрарка, Альбер­та, Фичино, Пико делла Мирандола и другие адаптировали эту идею к требованиям своей эпохи. Ренессансный гуманизм стал первой стадией развития гуманизма: именно в этот исторический период он впервые выступил как целостная система взглядов, что совершило переворот в общественном сознании людей того времени.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком предназначении человека, о его достоинстве. И тем не менее у него были свои границы - отличительными чертами гума­низма Возрождения были его элитаризм и европоцентризм.

Утверждать общность и достоинство людей - сегодня не менее на­сущная задача, чем тогда1. Однако в реалиях сегодняшнего дня идею о тождестве понятий «человеческий» и «европейский» («западный») не­обходимо подвергнуть обоснованной критике.

В эпоху модерна начало дискуссии о самом понятии «гуманизм» по­ложили датский ученый Габриэль Сибберн (1824-1903 гг.) в книге «О гуманизме» (1859 г.), британский ученый Джон Маккиннон Робертсон (1856-1933 гг.) в книге «Современные гуманисты», британский философ Фердинанд Каннинг Скотт Шиллер (1864-1937 гг.) в трудах «Гуманизм: философские эссе» (1903 г.) и «Исследование гуманизма» (1907 г.) и т.д. По мере развития и укрепления движения гуманистов, вовлечения в эту сферу многих известных в мире естествоиспытателей, философов и ис­ториков термин «гуманизм» приобретал все новые грани толкования.

Надо сказать, что идеи гуманизма периодически «реанимировались» и обновлялись на протяжении длительного времени, продолжая раз­виваться, однако в рамках философского, точнее, мировоззренческого понимания. Впервые попытка осуществить «синтез» гуманистической идеи и социальной политики была предпринята уже в XX веке, вскоре после Второй мировой войны.

В 1946 году английский ученый-биолог и эволюционист, видный общественный деятель, первый директор ЮНЕСКО и основатель Все­мирного фонда дикой природы Джулиан Хаксли написал статью «Фи­лософия и назначение ЮНЕСКО». Научная интуиция привела его к пониманию того, что ЮНЕСКО как международная организация не может быть связана с конкретными философскими школами - основой ее деятельности должна стать универсальная, всеобщая идея, бази­рующаяся на стремлении соединить узами дружбы народы мира и на признании равной степени ценности и значимости всех культур в про­цессе мирового развития.

Но Хаксли опередил свое время. На первой Генеральной конферен­ции ЮНЕСКО в 1946 году его предложение принять философию неогу­манизма в качестве базисной концепции было отклонено.

Лишь спустя три десятилетия идеи Хаксли получили новый им­пульс и развитие в работах Римского клуба, в его докладах решение глобальных проблем и вопросы дальнейшего развития человечества ставились в прямую зависимость от изменений его гуманистических целей, сознания, морали2.

Конечно, нужно отметить, что важность и ценность неогуманисти­ческой парадигмы сегодня просто очевидна. И, к примеру, К.Мацуура, генеральный директор ЮНЕСКО (1999-2009 гг.) справедливо отмечал, что для Организации одним из важнейших вызовов на ближайшие де­сятилетия будет являться стремление «гуманизировать глобализацию».

Однако первым действительно своевременным шагом на пути ЮНЕСКО в осмыслении понятия нового гуманизма стало програм­мное выступление нынешнего генерального директора ЮНЕСКО И.Боковой «Новый гуманизм в XXI веке». Одним из своих приорите­тов И.Бокова видит принятие нового гуманизма в качестве руководя­щей концепции, особенностью которой будет обновление подходов к большинству традиционных направлений деятельности ЮНЕСКО: «Культурное разнообразие и межкультурный диалог участвуют в созда­нии нового гуманизма, который примиряет глобальное с местным и на основе которого мы по-новому будем строить мир. Для меня гуманизм - это стремление к терпимости, знанию и культурному разнообразию... Быть гуманистом означает умение гармонично сочетать завещанную предками традицию с требованиями современности. Это значит наво­дить мосты между Севером и Югом, Востоком и Западом, укреплять человеческое сообщество для решения наших общих проблем»3.

Подчеркнем, что ЮНЕСКО в качестве ведущего мирового гумани­тарного форума располагает очень серьезным потенциалом в имплементации идей нового гуманизма в свою повседневную деятельность.

С большой теплотой вспоминаю свою первую встречу с И.Боковой в октябре 2009 года во Франции, тогда она еще только была избрана гене­ральным директором. В ходе насыщенной беседы обсуждались важные общие темы для налаживания плодотворного диалога между Федераль­ным агентством и соответствующими структурами ЮНЕСКО. В част­ности, было обозначено возможное сотрудничество на таких ключевых направлениях, как диалог цивилизаций и толерантность, предотвраще­ние разрушения культурного наследия человечества, повышение качес­тва и доступности образования как фактора устойчивого развития и т.д.

И.Бокова тогда высказала намерение направить деятельность ЮНЕСКО на реальную связь с жизнью, экономикой и наукой. Фунда­ментальные науки, по ее мнению, могут стать важным звеном работы ЮНЕСКО, которая «должна служить людям, устойчивому развитию, расширению инновационной деятельности». Приветствуя инициати­вы нового генерального директора ЮНЕСКО, нельзя не отметить, что она учредила Группу высокого уровня по вопросам мира и диалога между культурами, сделала акцент на расширении партнерства с меж­дународной инициативой Альянс цивилизаций.

Особенно продуктивным сотрудничество России с ЮНЕСКО видит­ся в рамках концепции нового гуманизма. Многовекторность российс­кой внешней политики, уважение к разнообразию мира, бережное от­ношение к традиционным ценностям своей страны и других народов лежат в основе уважения к суверенитету, праву нации на выбор своего пути, международному праву в целом, без которых немыслимо разви­тие международного гуманитарного сотрудничества. Высокая степень открытости миру, «диалогичность» российской цивилизации особенно притягательны сегодня.

Стоит подчеркнуть, что отечественный концептуальный гуманитар­ный потенциал (русский космизм, ноосферология, евразийство, равно как и ряд других достижений в области общественных наук и культу­ры) всецело соответствует морально-интеллектуальным исканиям чело­вечества в условиях меняющегося мира, в том числе в русле стремле­ния к преодолению межцивилизационного раскола.

Русская культура обладает давними и глубинными гуманистически­ми традициями. Достаточно назвать имена А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова и А.М.Горького. В рамках русской фи­лософии развивались мощные традиции религиозного и светского (научного) гуманизма. К ней принадлежат В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский и т.д. Эта традиция непрерывно развивалась и в XX веке. Концепция нового гуманизма получила свое выражение в трудах круп­нейших философов и ученых, академиков И.Т.Фролова, Н.Н.Моисеева, А.Н.Яковлева, А.Д.Сахарова, В.Л.Гинзбурга и т.д. Сегодня эти глубинные интеллектуальные поиски продолжаются современными российскими уче­ными и философами. С 1995 года в России существует межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма - Российское гуманистическое общество (РГО), основной целью которого является раз­работка новых форм просвещения, морального и культурного влияния во имя гуманизации человеческих отношений.

Среди документов, принятых гуманистами в последние годы, на­ибольшую известность имеет «Гуманистический манифест-2000: Призыв к новому планетарному гуманизму», подписанный более чем 30 известными российскими учеными (В.Л.Гинзбург, Н.Н.Моисеев, Г.И.Абелев, В.А.Кувакин, Е.П.Велихов, Э.П.Кругляков и т.д.). Мани­фест представляет собой программу построения глобального сообщест­ва, являясь, по сути, мировоззренческой теорией эпохи неомодернизма, основанной на принципах светского гуманизма.

В продолжение вышесказанного приведу лишь несколько ци­тат: «Гуманизм как система духовных ценностей, в которой приори­тет человека является определяющим, становится сегодня главным, центральным понятием в философии, науке, культуре в целом. Он провозглашается как политический принцип, стратегическая цель об­щественного развития»4.

По словам Н.Н.Моисеева, «новый гуманизм утверждается исходя из определенного понимания будущего человека и человечества и про­возглашает поэтому справедливость и альтруизм, бережливость и щед­рость, сострадание и ответственность, стремление к новому при уваже­нии к настоящему и прошлому человека и человечества»5.

По мнению известного философа В.А.Кувакина, одного из ведущих российских гуманистов и президента РГО, «современный светский гу­манизм базируется на научном мировоззрении, общепринятых нравс­твенных нормах, здравом смысле... и новейших формах рациональ­ности... Это современная форма жизнеориентации человека, которая включает в себя... критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, тер­пимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение»6.

Мы имеем все ресурсы и возможности, поддерживая эти идеи и сохраняя набранный темп, содействовать формированию мирового гума­нистического движения под эгидой ЮНЕСКО. Учитывая достигнутый уровень развития научных исследований в области современного гума­низма, Россия могла бы стать своего рода интеллектуальным центром нового гуманизма, аккумулируя вокруг себя все заинтересованные силы в рамках проведения международных форумов. А в перспективе кажет­ся вполне вероятным и создание такой новаторской структуры, как миро­вой институт нового гуманизма. Необходимость создания такого центра с каждым годом приобретает все более актуальный и злободневный харак­тер. Мы уже растрачиваем ресурсы природные, давайте же беречь ресур­сы интеллектуальные. Просто толерантности сегодня недостаточно. Друг друга следует не только уважать, но и познавать. Гуманизм как открытая мировоззренческая позиция, альтернативная любой претендующей на монополию идеологической системе, предлагает человеку осознание вся­кой жизни как ценности, а также учит его жить для ценностей за грани­цами индивида, во благо ближнего, планеты и будущего человечества.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер в своем «Письме о гуманиз­ме»7 говорил о том, что в хронологии мировой истории Новое время началось с возникновением гуманизма. Таким образом, начало подлин­ного XXI века как века диалога, терпимости и устойчивого развития должно быть отмечено приходом и торжеством нового гуманизма как идейно-философской платформы развития человечества.



1 Сет С. Куда идет гуманизм //Курьер ЮНЕСКО. Октябрь-декабрь 2011. С. 9.

2 См.: Peccei A. The Human Quality. New York, 1977; Пестель Э. За пределами роста. M., 1988.

3 См.: Bokova I. Un nouvel humanisme pour le XXI siecle//UNESCO. Paris, 2010.

 Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по между­народному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

4 Фролов И. Т. Новый гуманизм //Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспек­тивы. М„ 1997. С. 73.

5 Моисеев Н.Н. Рациональный гуманизм // Общественные науки и современность. М., 1992. №3. С. 150.

6 Кувакин В.А. Современный гуманизм // Высшее образование. №4. 2002.

7 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1993.





Выходя из себя, не хлопай словами. Мариан Карчмарчик
ещё >>