Медовый Спас 14 августа — первый Спас, Спас медовый - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Медовый спас 1 35.02kb.
Первый Спас 14 августа, по народному выражению – 1 9.5kb.
Осенние праздники Спасы 1 88.59kb.
Гобеленовые иконы и их значение “Спас Вседержитель” «Спас Вседержитель» 1 95.04kb.
Празднуем Яблочный спас 1 43.7kb.
Отчет по проекту «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. 1 37.05kb.
Мбдоу мо город Краснодар «Детский сад №68» Дорогие родители! 1 38.42kb.
Анатолий Скульский Спас трансовая культура украинцев 6 790.4kb.
Спас Нерукотворный (первый образ Христа) 1 18.2kb.
Чужой беды не бывает 1 25.94kb.
Святыя преподобном 41 7978.36kb.
Первый Спас 14 августа, по народному выражению – 1 9.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Медовый Спас 14 августа — первый Спас, Спас медовый - страница №1/1

Медовый Спас

14 августа — первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — 'Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня'. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не 'происхождение', а 'предысхождение', то есть вынос.

В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; 'август — каторга', говорится в пословице. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые 'сиротские и вдовьи помочи', когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились 'за угощение', а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:


Ты — за себя, мы — за тебя,
а Христов Спас — за всех за нас!

Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою 'ребячью долю', зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: 'Первый Спас — лакомка'.

Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета — долгие годы!
Дай долго жить, Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить —
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на угощение!
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многие лета!

Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот 'на водах'! Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь. Царские выходы с древнейших времен были важной стороной государственной жизни. Каждый большой праздник ознаменовывался ими. Сохранилась точная роспись правил: в каком наряде на какой праздник выходить венценосцу, какую иметь при этом свиту. Не оказался исключением и день первого Спаса.


Преображение Господне или яблочный Спас

До христианства на Руси было язычество, с приходом к власти Владимира Святославовича, который стал одним из первых христиан, начало все меняться. Владимир объявил о крещении Руси, но люди не хотели верить во что-то новое и расставаться со своими традициями. Тогда распространители христианской веры поступили по-хитрому, они включили некоторые языческие праздники в христианский календарь, многие из них празднуются нами до сих пор. Яблочный спас, например, который отмечается 19 августа – это языческий праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, посвящены Богам Спасам, которые имеют языческие корни. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов. Обычай, запрещающий есть яблоки до сего дня, имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают; так и человек в земной жизни развивается и преображается по мере своего нравственного (духовного) развития, проникается светом Божьим. В конце жизненного пути он может стать Светым, Светлым, Просветлённым [прим. а не Святым]. Самый же главный плод - наше духовное преображение и совершенствование.

 

Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых приветствовали наступающую осень. Не случайно день второго Спаса называли также "Осенинами": "Со Спаса-Преображения - погода преображается!", "Второй Спас - встреча осени, первые Осенины", "Пришёл второй Спас - бери рукавицы про запас!"

 

Считалось также, что какой погода будет в этот день, таким будет и Покров: "Каков день во второй Спас, таков и Покров (1 октября)".

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается кушать яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.

Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным. До наступления этого праздника не разрешалось есть никаких плодов, а после освещения некоторую часть урожая раздавали нищим. Еще яблоки раздавались всем присутствующим в церкви, а больным людям их отправляли на дом. Тех, кто не исполнял этот обряд все прихожане, подвергали презрению.

В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа.

Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него - Единородного Сына Божия.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или яблочным Спасом.  

Второй Спас, яблочный, – это большой крестьянский праздник. В этот день в храмах освящают плоды земные: яблоки, виноград, груши. Первыми ими одаривали бедных и больных. Кто этого не делал, считался недостойным общения. В России до праздника Преображения было грехом употреблять яблоки и другие фрукты. Яблоки, поспевшие к этому сроку, называли "спасовскими".



Преображение 
 
Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца...
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) –
Беспокойное желанье
Вместе с Богом – в вышине.
 
Александр Блок,
6 августа

Яблочный Спас
 
Сегодня Спас, Преображенье,
Дней десять, может, до Успенья
Тепло в деревне постоит.
Крестьянин яблоки святить
Несёт в лукошке в Божий храм,
Тропарь поёт и счастлив сам,
 
Что лето красное не даром
Для нас прошло и по амбарам
Лежит златистое зерно,
На грядках – репа и гумно
В скирдах с душистою соломой.
Ещё чуть-чуть, и можно дома
 
Осенним вечером с лучиной,
Ведя рассказ о днях старинных,
От хлопот летних отдохнуть,
Наливки ягодной хлебнуть,
На печку тёплую залезть
Детей учить, как лапти плесть.
 
Варвара Болондаева
источник Проза.ру
 
 
Яблочный Спас
 
Яблочный Спас, вечер, на озере дымка.
Ясный закат, рано заснули цветы.
К празднику звонят, в небе волшебно и зыбко;
лучшее время, когда освящают плоды.
 
Яблоки молодые спеют, хранят тепло.
В солнечные сады лето нас увело.
 
Мягко прохлада укрыла леса синевою,
жарко зарницы пылают, лодки плывут,
северный ветер играет волной и листвою,
птицы в большой перелет за собою зовут.
 
Яблоки наливные в руки нам упадут,
страстные и земные муки любви пройдут.
 
Что же заполнит долгое наше круженье:
добрые чувства, слова и скупые дела.
Жизнь проясняется в светлое Преображенье,
словно душа уже целую вечность жила.
 
Яблоки золотые, в сердце покой и грусть;
молят за нас святые, древняя снится Русь.
 
Субханкулова Р.Т.
источник 7-я

Третий Спас, то есть праздник Спасителя, - 29 августа - Спас  "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга".



Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено 16 августа (29 августа н.ст.).

В этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая. В местах больших ярмарок со дня третьего Спаса начинался полотняный торг, продажа полотна и холстов. Чтобы обеспечить успешную торговлю, на ярмарках служили особый молебен.




Я никогда не ударю лежачего, разве что он попытается встать. Веслав Брудзиньский
ещё >>