Медовый спас - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Медовый Спас 14 августа — первый Спас, Спас медовый 1 61.78kb.
Осенние праздники Спасы 1 88.59kb.
Первый Спас 14 августа, по народному выражению – 1 9.5kb.
Гобеленовые иконы и их значение “Спас Вседержитель” «Спас Вседержитель» 1 95.04kb.
Празднуем Яблочный спас 1 43.7kb.
Отчет по проекту «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. 1 37.05kb.
Спасы в 2013 году: медовый, яблочный, ореховый… 1 21.42kb.
Анатолий Скульский Спас трансовая культура украинцев 6 790.4kb.
Ѵ 30 кубиков – долгоиграющие коктейли! Все по 195. Tequila sunrise... 1 84.03kb.
Новые коды окрасов (по ems-code fife, с дополнениями и изменениями... 1 207.47kb.
Ливия и Европа переживают «медовый месяц» 1 24.32kb.
Отчет по проекту «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. 1 37.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Медовый спас - страница №1/1

МЕДОВЫЙ СПАС


День 14 августа богат на православные праздники: именно 14 августа начинается Успенский пост, именно 14 августа празднуется Медовый Первый Спас, именно 14 августа по новому стилю празднуется ещё один православный праздник – Происхождение честных древ Креста Господня (его и называют Первым Спасом).

С древних времен в православных городах и в Константинополе было принято в самую жару летом 14 августа выносить для освящения города и предотвращения любых болезней Крест прямо в город, в народные массы. Со временем обычай выносить Крест Господень в город для профилактики болезней отошел на второй план, а его заменил обычай святить в церкви первые соты и первый мёд этого года. Потому сейчас день 14 августа принято больше называть Медовым Спасом.

Медовым еще называют первый Спас, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. Кроме того, мед – отличное постное блюдо. Если Вы не знаете, что будете кушать в пост, то подумайте над тем, что хлеб с медом или мёд с чаем – это отличный вариант легкого завтрака. Целебные свойства мёда до сих пор удивляют ученых и радуют простых людей, которые едят мёд ложками.

Необходимо помнить, что лишь в Медовый Спас по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд, то есть до освящения не ели мёда нового урожая. А вот мёд прошлого года можно было кушать и до Медового Спаса.

В день празднования Медового Спаса начинается Успенский Пост – это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Поэтому он очень строгий. Строгий, но сладкий, - как и жизнь достойных людей, верующих православных христиан после смерти. В Успенский пост по понедельникам, средам и пятницам – сухоядение (а это – хлеб, овощи и фрукты), во вторник и четверг можно кушать горячую пищу, но без растительного масла, а в субботу и воскресенье – горячую пищу с растительным маслом. И лишь в праздник Преображения Господня и в праздник Успения Богородицы можно кушать еще и рыбу. Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким, потому что основу постного стола составляют молодой картофель, грибы и созревающие в эту пору овощи и фрукты.

Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям, не ссориться. Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Ангелина
Кстати:

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.



«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

На Первый Спас совершался крестный ход на водоемы для освящения воды. После крестного хода многие купались и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее. На «мокрый» Спас последний раз купали лошадей.




Реальность не поспевает за комментариями. Станислав Ежи Лец
ещё >>