Медико-биологическое значение s-, p-, d- элементов и их соединений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для самостоятельной работы студентов под руководством... 1 43.71kb.
Федеральное медико-биологическое агентство фгбуз «Центр лечебной... 1 47.24kb.
Урок по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 126.17kb.
Федеральное медико-биологическое агентство 8 1557.23kb.
Урок по теме: основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 97.38kb.
Приложение 4 Попытки классификации химических элементов 1 14.21kb.
Как выписывать рецепт Большая буква 1 48.56kb.
Люминесценция органических соединений и особенности люминесценции... 1 108.98kb.
Разметка элементов соединения 1 46.99kb.
Комплексные соединения 1 27.73kb.
Закон и периодическая система химических элементов д и. Менделеева. 1 64.85kb.
Путешествия с неорганическими существами 14 2896.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Медико-биологическое значение s-, p-, d- элементов и их соединений - страница №1/1

Кафедра биологической химии

Дисциплина: «Химия»

Курс: 1

Специальность:



051301 – «Общая медицина»;

051302 – «Стоматология»

Составители:

доцент, к.х.н. Веренцова Л.Г.;

доцент кафедры биохимии, к.х.н. Нечепуренко Е.В.
СРС №3

Тема: Медико-биологическое значение s-, p-, d- элементов и их соединений

Цели:


  • сформировать понятие о биогенных элементах и их классификации;

  • научить описывать строение электронной оболочки атомов и ионов биогенных элементов;

  • сформировать знания о биологической роли биогенных s-, p-, d-элементов;

  • развивать у студентов мотивацию изучения химии посредством рассмотрения биологической роли биогенных элементов и использования их соединений в медицинской практике;

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с информацией.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Изучить материал рассматриваемой темы по перечисленным выше вопросам с использованием различных источников информации (можно использовать литературу, указанную ниже).

  2. По указанию преподавателя выполнить задание или написать реферат (составить презентацию). Выбор задания зависит от уровня подготовки студента.


Задание:

Написать электронные формулы (по указанию преподавателя):

а) атомов биогенных элементов: натрий, калий, магний, кальций, селен, хлор, фтор, бром, иод, железо, кобальт, цинк, медь, молибден, марганец, хром, никель;

б) ионов биогенных элементов: Na+, K+, Mg2+, Ca2+, Se2+, Cl-, F-, Br-, I-, Fe2+, Co2+, Zn2+, Cu2+, Mo2+, Mn2+, Ni2+.



Составить краткую характеристику указанного преподавателем биогенного элемента по следующему плану:

  • топография элемента;

  • биологическая роль элемента;

  • нарушения деятельности организма, вызываемые избытком и недостатком элемента;

  • применение в медицине его соединений.

Примерные варианты тем рефератов:

  • Биологическая роль элементов–органогенов и их соединений в растительном и животном мире.

  • «Металлы жизни» и роль их соединений в живом организме.

  • Эндемические заболевания: причины, проявление и методы профилактики.

  • Неполноценное питание как причина заболеваний.

  • Человек и биосфера. Влияние технического прогресса на здоровье человека.

  • Биологическая роль s-элементов и применение в медицине их соединений.

  • Биологическая роль р-элементов и применение в медицине их соединений.

  • Биологическая роль d-элементов и применение в медицине их соединений.


Форма выполнения:

    • самостоятельное изучение учебного материала;

    • написание реферата (составление презентации) на тему, указанную преподавателем.


Критерии выполнения:

Требования к выполнению задания:

  • количество заданий для выполнения определяет преподаватель индивидуально для каждого студента;

  • задания оформляются в тетради для СРС;

  • выполненное задание должно содержать запись данных, полную запись поэтапного выполнения задания с необходимыми пояснениями и комментариями.

Требования к оформлению и выполнению реферата:

  • объем реферата должен быть в пределах 4-5 печатных страниц (приложения к работе не входят в объем реферата);

  • при разработке реферата рекомендуется использование 8-10 различных источников;

  • реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения;

  • по ходу изложения текста должны иметься ссылки на используемую литературу;

  • необходимо правильно оформить библиографию;

Структура реферата:

  • титульный лист,

  • оглавление (последовательное изложение разделов реферата с указанием страницы, с которой он начинается),

  • введение (формулирование сути исследуемой проблемы, определение актуальности, цели и задач реферата),

  • основную часть (каждый раздел этой части реферата доказательно раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон, является логическим продолжением предыдущего; в этой части могут быть приведены таблицы, схемы, графики, рисунки и пр.),

  • заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации),

  • список литературы.


Критерии оценок:

Критерии получения максимального балла за выполнение СРС:

  • сдача задания по СРС согласно графику;

  • выполнение задания - правильное выполнение и соответствующее оформление, умение ответить на вопросы преподавателя, способность выполнить аналогичное задание;

  • защита СРС путем выполнения тестированного контроля (картированного контроля), способность ответить на вопросы преподавателя по изученной теме СРС.

Критерии получения максимального балла за выполнение задания:

  • правильно выполнены все задания;

  • запись полная, правильная, изложена в необходимой логической последовательности;

  • студент знает основные понятия темы, способен охарактеризовать биологическую роль биогенных элементов и применение в медицине их соединений;

  • студент умело использует знания, полученные при изучении других тем, а также других дисциплин;

  • быстро и правильно отвечает на вопросы преподавателя по теме.

Критерии получения максимального балла за написание реферата:

  • сдача задания по СРС согласно графику;

  • написание реферата, оформление его в соответствии с установленными требованиями, его защита;

  • выполнение тестированного контроля (картированного контроля), способность ответить на вопросы преподавателя по изученной теме СРС

Критерии получения максимального балла за выполнение реферата:

  • содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам;

  • тема полностью раскрыта, использованы современные источники литературы в достаточном количестве;

  • материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы;

  • графики и иллюстрации информативны, хорошего качества;

  • оформление реферата полностью соответствует предъявляемым требованиям;

  • студент свободно ориентируется в материале темы; обоснованно отвечает на поставленные вопросы.


Сроки сдачи: Шестая неделя

Литература:

Основная:

1. Ленский А.С.Введение в бионеорганическую и биофизическую химию.- М.: ВШ, 1989.-С. 175-192.

2. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическия, физическая и коллоидная химия: учебное пособие - Алматы: «Эверо», 2009.- С. 104-129.
Дополнительная:

1. Ершов Ю.А. и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов.- М.: ВШ, 2003.- С. 204-383.

2. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого. - СПб.: Химиздат, 2001.- С. 284-374.

3. Ленский А.С., Белавин И.Ю., Быликин С.Ю. Биофизическая и бионеорганическая химия: учебник для студентов медицинских ВУЗов.- М.:ООО «медицинское информационное агентство», 2008.- С 17-70.

4. Зеленин К.Н., Алексеев В.В. Химия.- С.-Пб.: ЭЛБИ-СПб, 2003.- С.268-287, 349-372, 384-433.

5. Попков В.А., Пузаков С.А. Общая химия: учебник.- М.: ГЭОТАР-Медия, 2009.- С.335-574.



6. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов/Под ред. В.А.Рабиновича и др. – М.: Интеграл-Пресс, 2006. – С. 37-71, 79-84.
КОНТРОЛЬ

Оцениваемые компетенции:

  1. Саморазвитие.

Методы контроля:

  1. Проверка выполнения заданий или защита реферата;

  2. Выполнение тестовых заданий (Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия (проверочные тесты) - Алматы: «Эверо», 2009.- С.115-134.)

Контрольные вопросы

  1. Какие элементы называются биогенными? Какие элементы относятся к макроэлементам? К микроэлементам? Какие элементы называют органогенами? Перечислите их. Какова их биологическая роль? Перечислите металлы жизни.

  2. Покажите строение электронной оболочки атома на примере атомов биогенных элементов. Приведите примеры биологической роли s-, p-, d-элементов. Какие соединения s- и p-элементов, применяемые в медицинской практике, вам известны?

  3. Топография элементов по органам, тканям и биожидкостям организма. Дайте определения понятиям синергизм и антагонизм элементов. Назовите основные внутриклеточные и внеклеточные ионы. Какие биогенные элементы входят в состав ферментов?

  4. Почему ион стронция является антагонистом иона кальция? Как влияет радиоактивный изотоп стронция-90 на организм человека?

  5. Охарактеризуйте биологическую роль ионов галогенов. Какие заболевания вызывает их недостаток и избыток? Биологическая роль фтора, хлора, брома, йода. Применение в медицине их соединений.

  6. Биологическая роль кальция. Заболевания, его недостатком и избытком.

  7. Какие ионы обуславливают осмотическое давление крови? Какие элементы составляют основу костной ткани?

  8. Биологическая роль железа. Как проявляется влияние избытка и недостатка этого элемента?

  9. Охарактеризуйте биологическую роль ионов цинка. Какие заболевания вызываются их недостатком?

  10. Каким образом можно восполнить недостаток в организме ионов кальция (иода, железа)?

  11. Какие соединения биогенных элементов используются в качестве плазмозаменяющих, регидрирующих, антисептических, слабительных средств? Приведите примеры неорганических соединений, используемых в качестве дезинфицирующих средств?

Тесты

Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия: учебное пособие - Алматы: «Эверо», 2009.- С. 124-129.




Не спеши обращать грешников прежде, чем они согрешат. Веслав Брудзиньский
ещё >>