Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Музейная педагогика как средство экологического воспитания дошкольников... 1 126.67kb.
Гимназия №8 им. Л. М. Марасиновой 11 834.92kb.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического... 1 113.38kb.
Доклад «Гуманизация педагогического процесса посредством нравственно-патриотического... 1 28.16kb.
Роль дидактических игр в детском саду 1 98.8kb.
Игра как средство воспитания экологической культуры детей старшего... 3 863.75kb.
Ритмика как средство музыкального воспитания и развития дошкольников 1 69.24kb.
Отчет по проведению Года патриотического воспитания молодежи в Советском... 1 248.56kb.
В. М. Клевенко быстрота в боксе 4 1034.92kb.
Программа «Отечество» От патриотизма гордости к патриотизму великодушия... 1 76.91kb.
Телесно ориентированная игра, как средство гармонизации детско родительских... 1 27.23kb.
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление... 1 287.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников - страница №1/1


Грекова Л.В. Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников // Образовательные технологии XXI века / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С. 196-199.
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Л.В. Грекова

ДОУ № 2435 г. Москвы

Программа «Мир русской культуры» предусматривает изучение народной традиционной культуры и включение ее ценностей в духовный опыт дошкольников. В качестве теоретической основы положена принятая в 1989 г. "Концепция дошкольного воспитания", нацеленная на приобщение детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям.

Основные задачи программы «Мир русской культуры» сводятся к следующему:


  • заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;

  • познакомить с понятием дом - как феномена культуры, средоточия основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также как образца деревянного зодчества;

  • ознакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством, орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;

  • приобщить к национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;

  • освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка пословицами, поговорками, загадками и т.д. из словаря наших предков; путем

личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;

• познакомить со старинными предметами быта, выявить и установить многообразные связи предметного мира.

Основной формой и способом реализации этих задач создатели программы рассматривают игру. На наших занятиях используются разнообразные игры: народные, дидактические, медиаобразовательные.

Подробно остановимся на последних. Под медиаобразовательными мы подразумеваем игры, созданные на основе используемого медиаматериала: детских книгах (русские народные сказки, познавательная и дидактическая литература для дошкольников); диафильмах; слайдах; документальных, художественных и мультипликационных фильмах. Эти игры призваны развить, усовершенствовать восприятие медиатекста ребенком, они должны помочь ему научиться полноценно «читать» и анализировать (на доступном уровне) произведения медиакультуры.



«Кто самый внимательный?».

В основе игры лежит демонстрация небольшого (2-3 минуты), фрагмента из мультипликационного или художественного фильма. Дети должны ответить на вопросы относительно внешнего вида героя (или изменений, которые с ним произошли), интерьера избы или боярских (царских) палат, предметов русского быта. Перед просмотром детям задаются вопросы, например такие: «Что подарит Медведь Машеньке?»1, «Какие предметы вы увидите в избе, которую подарила старухе Золотая Рыбка?» 2, «Что сделал с колоском Петушок?» «Как, празднуя Масленицу, берендеи зазывали Солнце?» /. В ходе игры выявляется победитель, которым становится самый наблюдательный и способный облечь свои наблюдения в речевые характеристики ребенок.



«Что смотрели мы не скажем, кого видели покажем».

В игре используются видеофрагменты из мультипликационных или художественных фильмов.

Цель игры - познакомить дошкольников с выразительными средствами медиапроизведений (образ, музыка, цвет, движение и т.д.). Например, мы знакомим ребенка с одним из слагаемых экранного образа - пластическим решением. Движение, жесты, мимика являются средством создания экранного образа.

Приведем пример проведения этой игры на материале мультфильма «Теремок». Просмотрев сказку, дети дают характеристики героям фильма (Мухе, Мышке, Лягушке, Зайцу, Петуху, Медведю), используя следующие прилагательные: стремительная, проворная, резвая, неспешная, неторопливая, прыткий, бойкий, важный, молодцеватый, геройский, неповоротливый, неуклюжий. Затем выбирается водящий, который походкой, мимикой, жестами

^ Мультипликационный фильм «Чудесный колокольчик». Союзмультфильм, 1949. " Мультипликационный фильм «Сказка о рыбаке и рыбке». Союзмультфильм, 1950. 5 Мультипликационный фильм «Колосок». Киевнаучфильм, 1982. ' Художественный фильм «Снегурочка». Мосфильм, 1968.


196

197


пытается изобразить кого-либо из героев сказки. Тот из участников игры, кто первым узнает представляемый персонаж становится водящим.

«Что за чем».

Цель этой игры: развитие умений интерпретировать смысловое содержание экранного медиатекста. Для выполнения задания можно использовать карточки, изготовленные с помощью компьютерных технологий на основе видеоматериалов того или иного фильма /. Выполняя это задание, игрокам нужно расположить картинки в определенной последовательности (в соответствии с развитием конкретного экранного образа). В качестве примера рассмотрим это задание на материале мультипликационного фильма «Лиса и Волк»"/. Игровая ситуация здесь может быть предложена следующая: «Волку из сказки стало стыдно, что он - такой большой, оказался легковерным и поэтому он перемешал все картинки. Разложите их, пожалуйста, по порядку». Дети, выполняя это задание, восстанавливают ход событий и, одновременно пересказывают сказку, вспоминают наиболее запомнившиеся моменты.



«Найди различия»

Цель игры: развитие внимания с целью более глубокого проникновения в смысл происходящего или понимания характеров героев. Игровая ситуация начинается со слов педагога: «Чтобы рассказать о героях, нужно хорошо помнить все, что показано в фильме. А всегда ли вы бываете внимательными при просмотре? - Сейчас мы это проверим. Постарайтесь запомнить все, что увидите на экране». (Демонстрация стоп-кадра из фильма). «Теперь посмотрите на следующий кадр и постарайтесь увидеть, что изменилось». (Между стоп-кадрами должно быть несколько отличий).



«Угадай-ка».

Цель данной игры: развитие внимания и памяти. Для проведения игры необходимо несколько видеофрагментов или стоп-кадров из мультфильмов или детских художественных фильмов. Задача участников - угадать название фильмов. Игру с помощью программы Power Point можно проводить и как видеотест.



«Веришь или нет?»

Цель этой игры также развития внимания, но, кроме того, и критического мышления (умения различать истинную и ложную информацию). Участники делятся на команды, игрокам предлагается ряд предложений, которые ведущий произносит вслух или смысл высказываний представлен на мониторе в виде картинок. Количество и сложность предлагаемых предложений зависит от возраста и подготовленности игроков. Ребенку среднего дошкольного возраста можно, например, предложить такие высказывания: «Мужик пашет поле на козе», «Осенью на полях собирают урожай», «В старину по вечерам люди смотрели телевизор» и т.д. Глядя на изображения или воспринимая на слух предложения, ребенок должен решить, какие из высказываний истинные, а



5 / Технология «Ulead Video Studio» позволяет любой видеоматериал подвергнуть раскадровке и получить
изображение в формате картинки.

6 / Мультипликационный фильм «Лиса и Волк». Союзмультфильм, 1958.

198


какие ложные. За каждый правильный ответ игрокам присуждается по одному баллу.

С дошкольниками подготовительной группы игру можно усложнить, предложив детям самим придумать истинные и ложные высказывания.

Игра «Озвучка» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предусматривает определенный уровень подготовленности детей.

Её цель - развитие полноценного восприятия медиатекста, фантазии и творческого воображения. Для проведения игры необходимо предварительно создать Power Point-презентацию из фрагментов мультфильма или использовать диафильм. После того, как дети получили роли (кто кого будет озвучивать), они начинают работать над озвучиванием сказки. В первый раз для игры рекомендуется использовать мультфильм «Теремок» , который дает высокий эмоциональный отклик.

Медиаигры способствуют формированию медиаграмотности и важных психологических качеств детей: внимательному восприятию медиатекста, развитию самостоятельных суждений, критической оценки, творческого самовыражения и воображения, интеллектуального потенциала. А ведь имени.) от медиаграмотности подрастающего поколения будет во многом зависеть, что предпочтут нынешние дошкольники, что и как они будут судить об истории, культуре своего народа, какие гражданские и духовные ценности воспитаются в их душах и сердцах.

Мультипликационный фильм «Терем-теремок». Союзмультфильм, 1958.



199




Стихи делают не из мыслей, мой дорогой. Стихи делают из слов. Стефан Малларме — Эдгару Дег
ещё >>