Материалы проекта Еврокомиссии темпус «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России и - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект Еврокомиссии Темпус 16 1473.36kb.
Программа проекта «Гимназия №12 городской ресурсный центр по патриотическому... 1 54.47kb.
Семинар ректоров университетов участников проекта ес темпус «Независимая... 1 15.6kb.
Программа Информационный День Темпус в Ташкенте 6 октября 2012 1 47.15kb.
Семинар 1 Тема 1: Понятие и источники предпринимательского (коммерческого) 1 30.96kb.
Таджикистан в 1917 году 1 124.96kb.
Резюме проекта, выполняемого в рамках фцп «Научные и научно-педагогические... 1 67.46kb.
Методическая разработка по русскому языку «Традиции эпистолярного... 1 304.2kb.
1. Органический тип структур управления 1 108.57kb.
Программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России... 1 31.46kb.
Технологический аспект решения жилищной проблемы Введение в россии... 1 121.89kb.
Отчетный 8 План маркетинг 5 520.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Материалы проекта Еврокомиссии темпус «Разработка и введение устойчивых структур - страница №1/6


Модуль «Калькуляция. Бухгалтерский учет».





Материалы проекта Еврокомиссии ТЕМПУС

«Разработка и введение устойчивых структур

по воспитанию предпринимательского духа

в России и Таджикистане»
Цель 2

«Повышение квалификации учителей экономики и предпринимательства»

Модуль

«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. КАЛЬКУЛЯЦИЯ»

Автор-разработчик: Cугарова Фатима



Российско – Таджикский (Славянский) университет
Душанбе 2011
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПО МОДУЛЮ

«Бухгалтерский учет. Калькуляция»
Целевая группа: учителя, учащиеся.

Содержание: теория по отдельным темам модуля;

информация / содержательная основа дидактических

материалов.

Разработка: информационный текст на уровне среднего образования,

включая структуры и иллюстративные примеры.


Содержание


  1. Понятие о бухгалтерском учете. Его предмет и объекты изучения. Основные задачи и принципы.

  2. Сущность и виды себестоимости

  3. Понятие «затраты», «расходы», «издержки»

  4. Классификация затрат

  5. Состав затрат, включаемые в себестоимость продукции

  6. Задачи учета затрат

  7. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости

  8. Основная характеристика понятия «Калькулирование»

  9. Разработка плановых калькуляций



  1. Понятие о бухгалтерском учете: его предмет, объекты изучения. Основные задачи и принципы.

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;

объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.

К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй - хозяйственные процессы и их результаты. В состав хозяйственных средств организации включаются:

основные средства - здания, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и др.; они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время (более года), не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что и позволяет включать их стоимость в себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течение нормативного срока их полезного использования путем начисления износа (амортизации) по разработанным нормам. Стоимость основных средств установлена в размере, превышающем 100 минимальных месячных размеров оплаты труда, определяемой Правительством РТ;

нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права, в том числе на промышленную и интеллектуальную собственность). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою

первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их полезного использования путем начисления амортизации по самостоятельно установленным организацией нормам;

материально-производственные запасы (МПЗ) - сырье, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо и другие используются в одном акте производства, поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Эта особенность требует со стороны организации постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. К данной группе относятся также остатки незавершенного производства в цехах, стоимость готовой продукции, товаров и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах - в банке, аккредитивы, чеки, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя) и прочие денежные средства;

средства в расчетах (нам должны) - дебиторская задолженность за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др.

Отвлеченные средства возможны в случае получения организацией прибыли как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи от прибыли в бюджет или внебюджетные фонды.

Все перечисленные виды хозяйственных средств организации составят актив баланса.



Источники собственных средств (пассив баланса).

Уставный (складочный) капитал- совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников), акционеров в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, МПЗ и денежных средств), полученных при создании организации для обеспечения ее уставной деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Прибыль - сумма превышения доходов над расходами организации, полученных с начала года до отчетного периода, от реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств, включая превышение внереализационных доходов над расходами.

Добавочный капитал как источник собственных средств образуется за счет переоценки основных средств в сторону увеличения их стоимости или по договору дарения различных активов от юридических и физических лиц или в результате приватизации, а также за счет разницы от продажи собственных акций (превышения продажной цены над номинальной стоимостью акций - эмиссионный доход).

Резервный капитал создается за счет прибыли организации и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков или выплат дивидендов учредителям, имеющим привилегированные акции, при недостаточности для этих целей прибыли.

Нераспределенная прибыль - прибыль предшествующих лет после уплаты налогов, оставленная собственниками для развития организации; является источником выплаты дивидендов, средств капитальных и финансовых вложений организаций.

Специальные фонды предназначены для создания источников, обеспечивающих расширение производственных площадей, обновление

основных средств (фонд накопления) или создающих базу для материального поощрения сотрудников, их отдыха (фонд социальной сферы и фонд потребления).

Они образуются за счет прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности и остающейся в распоряжении организации.

Резервы и финансирование. Резервы необходимы организации для покрытия расходов и платежей (резерв предстоящих расходов и платежей, резерв по сомнительным долгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли.

Финансирование - это средства, полученные от других юридических лиц на выполнение определенного вида работ. Возврату не подлежат.

Кредиты и другие заемные средства - обязательства организации.

Кредиты банка - суммы полученных краткосрочных и долгосрочных ссуд банка на различные цели (приобретение оборудования, материалов, выдачу заработной платы) с обязательным возвратом и за определенную плату.

Заемные средства - суммы, полученные в долг от юридических или физических лиц на различные цели, по наиболее выгодной процентной ставке.

Расчеты и прочая кредиторская задолженность (мы должны) -суммы задолженности поставщикам за товары и услуги, по выданным векселям, по авансам полученным, по оплате труда, по расчетам с бюджетом и организациями страхования и др.

Процессы производственной (хозяйственной) деятельности организации:

Приобретение и заготовление материальных ценностей – приобретаются товарно-материальные ценности различного вида, необходимые для осуществления производственных и хозяйственных нужд, и товары для реализации.

Производство – выполняется основная задача организации – изготавливается продукция, оказываются услуги, выполняется работа.

Реализация – осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, начисляется выручка по отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам в размере договорной цены, в результате чего возникает дебиторская задолженность покупателей. По истечение срока ее оплаты средства от покупателей зачисляются на расчетный счет.

Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов, с помощью которых реализуется функции бух.учета. Метод включает в себя отдельные элементы, из которых главными являются:

1. Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация явл. одной из основных отличительных особенностей бух.учета, т.к. позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). При организации учета с помощью вычислительных машин роль первичных документов выполняют машинные носители информации (магнитные ленты, диски и др.), удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции. От качества первичных документов в значительной мере зависит качество всего бухгалтерского учета.

2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей -бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых предприятий и др.

Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т. п.

3. Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.

4. Система счетов и двойная запись - прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет - это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах .

5. Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция - по фактической производственной стоимости и т. д.

6. Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) - способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг,).

7. Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц, квартал).

В соответствии с Республиканским законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия на рынке.



  1. Сущность и виды себестоимости.

Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции занимает важное место в системе качественных показателей, характеризующих производственную деятельность предприятий. Она позволяет судить о том, насколько рационально используется материальные, трудовые, финансовые ресурсы, каков уровень хозяйственного руководства.

Важнейшим условием увеличение прибыли является систематическое снижение себестоимости. Во-первых, снижение затрат на единицу продукции позволяет увеличить объем производства на предприятии при имеющихся ресурсах, обеспечить тем самым ускорение оборачиваемости оборотных средств. Во-вторых, снижение себестоимости является существенным источником прибыльности производства. В-третьих, снижение себестоимости продукции - это реальная основа снижения оптовых и розничных цен. В зависимости от объема затрат на производственном предприятии различают цеховую, производственную и полную себестоимость продукции.



  • Цеховая - включает затраты всех цехов, связанные с изготовлением продукции.

  • Производственная - охватывает расходы предприятия в целом. Она исчисляется прибавлением к цеховой себестоимости общезаводских и других целевых расходов.

  • Полная себестоимость - содержит затраты предприятия на выпуск и реализацию продукции. Для ее исчисления к производственной себестоимости прибавляется внепроизводственные расходы.




  1. Понятие «затраты», «расходы», «издержки».

Затраты - это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели.

В этом определении следует выделить три момента:


  • затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

  • величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов;

  • понятие затрат должно обязательно соотноситься с конкретными целями и задачами (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, осуществление капитальных вложений, функционирование отдела, службы и др.). Без указания цели понятие затрат становится неопределенным.

В отечественной практике понятие «расходы» изложено в ПБУ 10/99 «Расходы организаций» и НК.

Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Не признается расходами организации выбытие активов:


    • в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов;

    • в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, в связи с приобретением акций АО и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

    • по договорам комиссий, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципиала и др.;

    • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

    • в виде авансов, задатков в счет оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг;

    • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятие «расходы» предусматривает ограничение по цели использования ресурсов.

Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами - к расходам будут отнесены лишь амортизированные отчисления по приобретенным основным средствам.

Кроме того, ПБУ 10/99 предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации разделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные).

Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров; учитываются на счетах учета затрат на производство (20, 23, 25 и др.) и расходов на продажу (44).

Прочие расходы не учитываются на счетах учета затрат на производство. В конечном итоге их отражают на счетах 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

Согласно НК РТ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиками.

Обоснованными считаются экономически оправданные затраты. С этой целью по некоторым затратам для целей налогообложения устанавливаются лимиты (нормы расхода), в пределах которых они подлежат признанию, - по оплате суточных при нахождении работников в командировке, полевого довольствия, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и некоторым другим расходам. В бухгалтерском учете подобные расходы признаются по фактическим затратам.

Документально подтвержденными считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в установленном законодательством порядке. Следует отметить, что данное условие признания расходов в налогообложении не отличается от признания расходов в бухгалтерском учете, поскольку в бухгалтерском учете все записи в учетных регистрах осуществляются только на основе правильно оформленных бухгалтерских документов.

Состав расходов, признаваемых в налогообложении, несколько отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете.

Существенно различаются классификации расходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения. В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете расходы разделяются на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов).

Понятие «издержки» используется в основном в экономической теории в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг). Понятие «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как идентичные.

В качестве идентичных можно рассматривать также понятие «затраты на производство и продажу продукции», «издержки производства и обращения» и «расходы по обычным видам деятельности». При этом понятие «издержки производства и обращения» в настоящее время применяется в основном организациями торговли и общественного питания.

На каждом уровне хозяйствования денежное выражение совокупных затрат живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (выполненных работ и оказанных услуг) образует ее себестоимость в конкретных условиях времени и места. При этом различают себестоимость валовой и товарной продукции. Себестоимость последней меньше первой на величину изменения остатков незавершенного производства.

Затраты живого труда учитываются через оплату труда работников предприятия и отчисления на социальное страхование. Затраты овеществленного труда включают: стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, начисленные по основным средствам и нематериальным активам, стоимость потребленных услуг, предоставленных сторонними организациями.

Таким образом, себестоимость продукции, выполненных работ и оказанных услуг можно представить в формализованном виде:


сс = зот + от + ос + у,
где сс – себестоимость продукции (работ и услуг);

ЗОТ – стоимость затрат овеществленного труда;

ОТ – оплата труда;

ОС – отчисления на социальное страхование;

У – стоимость услуг сторонних организаций.

Состав затрат регулируется нормативными актами. В частности, при определении затрат опираются на отраслевые инструкции. В настоящее время в себестоимость продукции (работ, услуг) включают все фактически произведенные на предприятии затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ и услуг). Однако при определении налогооблагаемой прибыли из фактической себестоимости исключают нормируемые правительством затраты в суммах, превышающих лимиты утвержденных норм и нормативов расхода отдельных видов затрат:



  • командировочные расходы (суточные, расходы по найму жилого помещения),

  • представительские расходы,

  • расходы на рекламу,

  • расходы на обучение кадров,

  • компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных целей и т. д.

От величины затрат зависит конечный результат любого предприятия. И, как следствие, величина взимаемых налогов и сборов и пополнение бюджетов всех уровней. Завышение затрат ведет к снижению массы облагаемой прибыли и т. д. Выявление данного негативного факта ведет к штрафным санкциям за недоимку налогов и сборов, начислению пени за каждый день просрочки. А занижение суммы затрат не в интересах самого предприятия, так как увеличивает облагаемую базу и соответственно сумму взимаемых налогов и сборов.

Однако затраты затратам рознь. Не все затраты предприятия включаются в себестоимость продукции, работ и услуг, а только те, которые связаны с ее производством и реализацией. Иначе говоря, есть затраты, связанные, например, с социально-культурной сферой деятельности предприятия – организация кружков самодеятельности на предприятии, содержанием жилого фонда, медицинского пункта, дома отдыха, санатория, детского сада, культпоходы в театры, на концерты и т. д.

Эти затраты предприятия покрывают за счет других источников, в частности за счет своей чистой прибыли – прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В этой связи важно правильно определить состав затрат как включаемых в себестоимость, так и учитываемых при налогообложении прибыли.

Фактические затраты, включаемые в себестоимость, многообразны, в частности:


  • затраты на подготовку и освоение производства;

  • затраты, обусловленные используемой на предприятии технологией и организацией производства – материалов, топлива, энергии, заработной платы, услуг и т. д.;

  • затраты некапитального характера по совершенствованию технологии и организации производства, улучшению качества производимой продукции, работ и услуг и т. д.;

  • затраты на подготовку и переподготовку кадров;

  • затраты, связанные с изобретательством и рационализацией – на проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов изобретений и рационализаторских предложений, по организации конкурсов, смотров и выставок, выплата авторских вознаграждений и т. д.;

  • затраты, связанные с обслуживанием производственного процесса – приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, инвентаря, инструментов, спецодежды и спецобуви, осуществление текущего ремонта и технического обслуживания основных средств и т. д.;

  • затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности на предприятии – расходы по научной организации труда, на охрану труда и технику безопасности, расходы на санитарно-гигиенические мероприятия;

  • затраты по содержанию и эксплуатации фондов природоохранных мероприятий;

  • затраты, связанные с управлением производства – содержание вычислительных центров, оплата услуг банка, обеспечение легковым транспортом, консультационные и информационные услуги, представительские расходы и т. д.;

  • выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за неотработанное время;

  • отчисления с начисленной заработной платы: единый социальный налог, на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – от 0,2 до 10,7% в зависимости от класса профессионального риска;

  • затраты на последующее воспроизводство: основных производственных средств, включаемые в виде амортизационных отчислений на реновацию основных средств в себестоимость продукции (работ и услуг), амортизацию нематериальных активов, потери от брака при производстве основной продукции, недостачи и потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, а также сверх норм в случае, если не установлен виновник, общехозяйственные расходы и т. д.




    1. следующая страница >>



Электорат — одноразовый народ. Акрам Муртазаев
ещё >>