Материалы i-ой Международной научно-практической конференции - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Научно-издательский центр «Открытие» otkritieinfo ru Современное... 6 1181.96kb.
Научно-издательский центр «Открытие» otkritieinfo ru Современное... 13 2508.69kb.
Начальник Управления информационной политики и коммуникативных технологий... 1 164.54kb.
Тезисы научных статей международной научно-практической конференции. 1 10.92kb.
К. ф м. н. Сабирова Ф. М 1 83.91kb.
Бытие человека и экология языка 1 68.39kb.
С. А. Ильин и отражение деятельности Пермской городской думы в стихотворных... 1 47.19kb.
Otkritieinfo ru Наука XXI 9 1475.47kb.
Наука XXI века: новый подход 7 1575.21kb.
Индивидуализация и дифференциация при обучении иностранному языку... 1 76.18kb.
Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль краеведения... 5 1028.57kb.
Власть и бизнес 1 210kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Материалы i-ой Международной научно-практической конференции - страница №2/8


Вавилонская Т.В.,

Vavilonskaya T.V.,

Самарский государственный архитектурно-строительный университет,

к. арх., профессор, зав. кафедрой реконструкции и реставрации архитектурного наследия

Samara State Architecture and Construction University, Ph.D. in Architecture, Prof., Head of reconstruction and restoration of architectural heritage
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ПОДХОДЫ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ КВАРТАЛОВ (НА ПРИМЕРЕ САМАРЫ)
METHODOLOGICAL APPROACHES TO PLANNING RECONSTRUCTION

OF HISTORICAL QUARTER (ON THE SAMARA EXAMPLE)
Article adapted modes of cultural heritage reconstruction to the urban renovation problems of historic quarter. Selecting the reconstruction is caused by the integrity and value of building and it is determined by city historical zoning. Mode reconstruction developed by the example of Samara and tested in the educational process.
Опыт комплексных и системных подходов к обновлению среды показывает, что проектирование и строительство в исторических центрах городов предусматривает понимание любого объекта строительной деятельности как неотъемлемой части планировочного модуля застройки. Таким планировочным модулем является квартал. Часто даже если речь идет о восстановлении застройки одного домовладения, предпроектная документация разрабатывается для всего квартала, где оно расположено.

Кварталы ветхой и малоценной застройки в современной практике градостроительной реконструкции рассматриваются как резервные территории не только под новую застройку, но и для оптимизации транспортного каркаса и озеленения центральной исторической планировочной зоны города. В такой ситуации необходим эффективный механизм сохранения исторической парцелляции застройки.

Документация оперативного планирования (градостроительные поквартальные регламенты, проекты индивидуальных зон охраны объектов культурного наследия, проекты планировки и т.п.) также обычно связывается с парцелляцией исторической застройки, с её делением на исторические кварталы, а также составляющие их домовладения. Так, исторический квартал Самары, в среднем имеющий площадь около 4 га и габариты - 250 х150 м, обычно включал от 15 до 25 домовладений, при полном изменении типологии застройки сегодня он разделяется на жилые группы числом от двух до шести. Часто при укрупнении планировочного модуля территория теряет свойственную историческому ядру плотность застройки.

Основной целью оперативного планирования становится гармонизация новых включений в сложившуюся архитектурно-историческую среду. Таким образом, документация оперативного планирования возникает как результат поиска возможностей обновления застройки.

Оперативное планирование должно служить ограничению строительной и хозяйственной деятельности на территории кварталов с объектами охраняемого культурного наследия. Принципиальные режимы реконструкции квартала выбираются в зависимости от ценности и целостности застройки. Каждый из режимов предполагает наличие особых требований по группе выделенных параметров регламентации (сохранение или изменение красных линий застройки, историческая квартальная планировка и парцелляция, возможность размещения доминант, принципы освоения территориальных резервов) и архитектурно-ландшафтных средств формирования новой застройки (архитектурно-стилистические и композиционно-ритмические особенности новой застройки, ее колористика и материалы, принципы благоустройства в развитие исторических ландшафтов и озеленения.

Принципиальные режимы реконструкции квартала определяют степень допустимого вмешательства в сложившуюся архитектурно-историческую среду (таблица 1). В современной проектной практике исторический квартал рассматривается как планировочный модуль градостроительной реконструкции. Исторические кварталы и их застройка по ценности неоднородны. Это дает основание выявить принципиальные подходы к обновлению их архитектурно-исторической среды.

Таблица 1 - Режимы реконструкции самарских кварталов в зависимости от целостности архитектурно-исторической среды


Типология квартала

по целостности архитектурно-исторической среды



Целостность охраняемой застройки, %

Раритет-ность застройки

Предпоч-титель-ные функции

Режим рекон-струкции

1

2

3

4

5

Кварталы целостной застройки исторического ядра центра

процент исторической застройки 75% и более

Уникаль-ная и свое-образная

Культура, туризм и крупный бизнес

Консервация, реставрация

Кварталы дополненной застройки исторического ядра центра

процент исторической застройки от 50 до 75%

Свое-образное

Культура, туризм и крупный бизнес, жилые функции

Реновация

Кварталы обновленной застройки ближней периферии центра

процент исторической застройки от 25 до 50%

Типичное

Жилые функции

Модерниза-

ция


Кварталы не сформированной (рядовой ветхой) застройки дальней периферии центра

процент исторической застройки 25% и ниже

Типичное

Жилые и комп-лексные торгово-деловые функции

Конструиро-вание

Итак, большинство из кварталов в исторических городах содержат одновременно и потенциальные территориальные резервы, и объекты культурного наследия. Такое соседство требует от проектировщиков особого отношения к контексту, к работе с которым они приступают. При принятии решения о выборе режима реконструкции застройки следует руководствоваться следующими позициями:



  • каждый тип застройки должен быть сохранен в историческом центре города как элемент «культурной памяти», дающий представление об образе жизни в различные эпохи разных социальных слоев городской общности;

  • каждый тип застройки обладает самостоятельной ценностью.

Принципиальные режимы реконструкции квартала связаны с методами, сложившимися на практике пообъектной реконструкции, каждый из которых обозначен в теории особым термином. В зависимости от тех или иных приоритетных задач, которые ставятся перед специалистами, методы работы с объектами культурного наследия и их территориями подразделяются на следующие [1]:

  • архитектурно-строительные (консервация, реставрация, реновация, реконструкция, модернизация, конструирование, воссоздание и др.);

  • функциональные (реабилитация, регенерация, ревитализация и др.);

  • экономические (ревалоризация и др.).

Далее предпринята попытка терминологически увязать существующие на практике архитектурно-строительные методы работы над отдельными объектами культурного наследия с задачами градостроительства. Определяющим режим реконструктивных работ, базовым критерием был выбран объем допустимых преобразований. В результате можно выделить пять различающихся между собой режимов градостроительной реконструкции квартальной застройки [5]:

  • градостроительная консервация;

  • градостроительная реставрация;

  • градостроительная реновация;

  • градостроительная модернизация;

  • градостроительное конструирование.

Консервация и реставрация как наиболее жесткие в архитектурной практике режимы работ более всего соответствуют задачам охраны территорий объектов культурного наследия в групповых охранных зонах в границах заповедной территории исторического центра.

Градостроительная консервация - режим реконструкции, в котором полностью сохраняется сложившаяся к настоящему моменту градостроительная структура квартала, его функциональное использование (за исключением функций, ущербных для архитектурно-исторической среды) и архитектурно-стилистические характеристики, сложившиеся к данному моменту. Предполагается использование существующей инженерной инфраструктуры для функционирования квартальной застройки, допускается фрагментарное замещение утраченной и ветхой застройки контекстуальным новостроем без нарушения общего ритма и исторических принципов застройки. Консервация применима к наиболее древним частям городов, часто отличающихся особняковым типом застройки. Соблюдение разрывов в такой застройке важно для сохранения ее морфологии.

Градостроительная реставрация – режим реконструкции, в котором полностью сохраняется и восстанавливается сложившаяся к определенному историческому периоду градостроительная структура при регенерации прежней или близкой к ней функции. Восстановление архитектурно-стилистического облика зданий и пространств предусматривает использование исторических материалов и технологий, сохранение традиционных типов инженерной инфраструктуры (либо прокладку скрытой современной инфраструктуры, необходимой для функционирования квартала).

В условиях градостроительной реставрации допускается замещающее строительство объектов, восстанавливающих или дополняющих ритмический строй квартальной застройки. Местоположение новостроя в структуре квартала в таких зонах может быть следующим:



  • фланкировать угол квартала зданием или курдонером, восполняющим дефицит свободных пространств центра;

  • фиксировать ось квартала зданием или курдонером;

  • произвольно размещаться в структуре квартала, не нарушая геометрической сетки землевладений.

Градостроительная реновация – режим реконструкции при котором градостроительная структура остается мало преобразованной, при этом изменения касаются уплотнения застройки, при сохранении прежних и введении новых функций по старому функциональному профилю, с максимальным сохранением исторического облика среды и контекстуальным характером новоделов, при этом допускается использование в работах старых и новых материалов, конструкций и технологий, подразумевается создание новой инженерной инфраструктуры при скрытом способе прокладки.

В условиях градостроительной реновации историческая застройка может более существенным образом вторгаться в ткань квартала, захватывая несколько землевладений. При этом участок новой застройки может:



  • насквозь прорезать историческую ткань квартала, ориентируясь на две улицы;

  • произвольно занимать несколько домовладений в структуре квартала;

  • размещаться во внутриквартальном пространстве, не выходя на красные линии застройки.

Градостроительная модернизация – режим реконструкции, при котором принципиально сохраняется градостроительная структура квартала, уплотненная посредством использования исторических приемов при укрупнении модуля домовладения не боле, чем в 4-6 раз, с введением как новых функций по старому профилю, так и новейших, обусловленных спецификой функционирования общегородского исторического центра, с сохранением старой городской среды и проектированием новоделов и дополнений по историческим архетипам на принципах нюанса, с применением исторических и новейших материалов, технологий, конструкций и новой инженерной инфраструктуры, формируемой при скрытом способе прокладки.

Режим градостроительной модернизации квартала предполагает еще более активное вмешательство в его структуру. Новая застройка может:



  • формировать весь фронт квартала с одной из его сторон (как правило, с наименее протяженной стороны периметра квартала) зданиями и курдонером;

  • размещаться полосой поперечно или продольно между рядами формирующих улицу старых зданий.

Режимы градостроительной реновации и модернизации – более свободны и наилучшим образом подходят для кварталов дополненной застройки исторического ядра центра и обновленной застройки ближней периферии (зоны регулирования).

Градостроительное конструирование - режим реконструкции, при котором допускается изменение градостроительной структуры квартала (исторических красных линий, планировочного модуля мелкого и укрупненного домовладения), связанное с введением новых и новейших функций, отличных от первоначального функционального использования, с возможным сохранением архитектурных памятников и ценных сооружений при новом строительстве, которое допустимо как на основе историко-архитектурного контекста, так и по принципу контраста старого и нового в городской среде, соответственно с использованием любых возможных технологий, материалов и конструкций при полностью современной инженерной инфраструктуре.

Режим градостроительного конструирования может найти применение на территории зоны регулирования застройки. При градостроительном конструировании историческая среда сохраняется в виде отдельных вкраплений в структуру новой застройки и объекты культурного наследия приобретают «декоративное» значение музейных экспонатов, свидетельствующих об историчности данных территорий. Вероятны несколько видов местоположения «старого» в границах конструируемых кварталов:


  • закольцовывание новостроя вокруг фрагмента исторической застройки;

  • преобладание нового над старым, при сохранении перевеса в сторону исторической застройки по одной из улиц, ограничивающих квартал;

  • поглощение старого новым, при сохранении единичного объекта-памятника, указывающего на историческую ценность места;

  • изменение исторического модуля квартала посредством ландшафтного элемента (сквера, сада);

  • полное вытеснение исторической застройки с сохранением только красных линий квартала.

Пространственно-планировочная характеристика квартала и его комплексный анализ могут служить объективным основанием для назначения различных градостроительных режимов реконструкции и нового строительства в границах исторических центров городов. Компоновочная стратегия размещения различных типов новой застройки в историческом квартале зависит от историко-культурной ценности наследия, наличия и местоположения резервных территорий в границах квартала и от самого выбранного режима реконструкции. Кроме того, объемы замещающего строительства определяются, прежде всего, границами зон охраны.

Перечисленные режимы градостроительной реконструкции исторических кварталов были апробированы на примере г. Самары в рамках учебного проектирования. Выбор того или иного режима реконструкции для г. Самары был увязан с регламентами, предъявляемыми установленными комплексными зонами охраны и регулирования застройки.


Литература:

  1. Косточкин, В. В. Проблемы воссоздания в архитектурном наследии // Новое в жизни, науке и технике. Сер. Строительство и архитектура. - М.: Знание, 1984.- Вып. 1. - С. 44.

  2. Пруцын О. И., Б. Рымашевский, В. Борусевич. Архитектурно-историческая среда. - М.: Стройиздат, 1990. - 408 с.

  3. Ранинский Ю. В. Памятники архитектуры и градостроительства. - М.: Знание, 1988. - С. 1-60.

  4. Ранинский Ю. В. Состояние теории и методики // Градостроительная охрана памятников истории и культуры: сб.н.тр. - М., 1986. - С. 6-21.




  1. Щенков А.С. Основы реконструкции исторического города: учебное пособие/ МАрхИ. - М, 2008. – 154 с.


Гаврилова Г. В.,

Gavrilova G. V.,

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет,

студент

Kazan (Volga river) Federal University,

student
ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОХРАННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
THE CONCLUSION OF SECURITY OBLIGATIONS
The author describes an operating order of the conclusion of security obligations on objects of a cultural heritage. In article lack of accurately regulated mechanism of registration of security obligations is noted. It is a situation it is often used by unfair owners and leads to loss of monuments, without generating for them any legal consequences.
Автор описывает действующий порядок заключения охранных обязательств на объекты культурного наследия. В статье отмечается отсутствие четко регламентированного механизма оформления охранных обязательств. Эта ситуация часто используется недобросовестными собственниками и приводит к утрате памятников.

Охранное обязательство представляет собой соглашение, заключаемое между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством культуры РФ (в отношении объектов культурного наследия федерального значения) или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов, определяющее условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования.

Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных охранными обязательствами, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав собственности на объект культурного наследия1.

Условия охранного обязательства должны предусматривать:



  • финансирование собственником работ по сохранению объекта;

  • перечень работ по сохранению памятника, возложенных на собственника, сроки по их выполнению, требования к качеству материалов и технологий;

  • обеспечение собственником соблюдения требований законодательства РФ;

  • порядок и условия обеспечения собственником доступа граждан к приватизированному объекту культурного наследия;

  • обеспечение собственником доступа к памятнику органов охраны объектов культурного наследия с целью осуществления ими контроля.

При отчуждении объекта культурного наследия условия охранного обязательства подлежат включению в договоры, предусматривающие переход права собственности на указанные объекты, в качестве существенных условий. В случае нарушений условий охранного обязательства органы охраны памятников направляют собственнику предписание об устранении нарушений, в случае их неустранения собственником в установленный срок обращаются в суд с иском о понуждении собственника выполнить условия охранного обязательства или о взыскании с него убытков, причиненных нарушением условий охранного обязательства.

Основные положения о порядке оформления охранных обязательств и требования к их условиям содержится в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», «Об объектах культурного наследия», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Положении Правительства РФ о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия.

Постараемся поэтапно рассмотреть процесс приватизации объектов культурного наследия:

1 этап: на основании утвержденного Правительством РФ или Кабинетом Министров РТ прогнозным планом принимается решение о приватизации объектов культурного наследия, в которое включены условия охранных обязательств;

2 этап: приобретение объекта культурного наследия способом, предусмотренным в ст. 13 ФЗ «О приватизации гос. и мун. имущества» - конкурс, аукцион;

3 этап: заключение договора купли-продажи по итогам конкурса/аукциона, существенными условиями которого являются условия охранного обязательства;

4 этап: регистрация в Регистрационной палате права собственности и ограничений (обременений), установленных охранными обязательствами.

На первый взгляд все кажется логичным и понятным. И если при первичном отчуждении (из государственной/муниципальной собственности в частную) порядок приватизации соответствует требованиям законодательства, то, к сожалению, при последующих сменах правообладателей возникают ситуации, позволяющие собственникам, целью которых не является сохранение и популяризация объекта культурного наследия, а, например, получение дорогостоящей земли под ним, уклоняться от заключения охранных обязательств.


Литература:

Нормативные акты



  1. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества" 2001 г.

  2. Федеральный закон от 29.07. 1998 г. "Об оценочной деятельности в РФ».

Подзаконные акты

  1. Постановление Кабинета Министров РТ «Об утверждении положения о порядке и условиях приватизации жилых помещений, жилых помещений в домах объектах культурного наследия и перечня жилых домов (помещений) объектов культурного наследия» от 15.09.1994 г. N 454.



Кадыров Т. Э.,

Kadyrov T. E.,

Политехнический университет г. Милан, магистрант каф. Урбанистики

Polytechnic University of Milan,

Master, Urban planning Department
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

LEGAL REGULATION OF ARCHITECTURAL HERITAGE PRESERVATION: THE EUROPEAN DIMENSION

Статья посвящена анализу европейской законодательной системы в сфере сохранения архитектурного наследия. Представлено содержание основных законодательных актов различных стран Европы по вопросам сохранения архитектурного наследия. Общим в них является то, что это задача для совместных усилий органов власти, архитекторов, градостроителей, различных общественных организаций и частных лиц. В странах Европы накоплен значительный опыт в этой сфере, который представляется очень важным для органов власти, бизнесменов, специалистов и горожан. Более того, проблемы, с которыми мы столкнулись в Казани, сходны с проблемами во многих европейских странах. Среди них особо выделяются: сохранение богатого исторического центра города, достижение баланса между развитием новых жилых микрорайонов и сохранением старинных зданий, которые формируют неповторимую атмосферу и специфический облик города.


The report is dedicated to the analysis of European Legal system in the sphere of Architectural Heritage’s preservation. The essence of the main Laws of different European countries on Heritage preservation are presented. The common thing among this is that it is the task for mutual efforts of authorities, architects, town planners, different public organizations and individuals. European countries have much experience in this field which is very important for our authorities, businessmen, specialists and citizens. Moreover the problems we face in Kazan are similar to those in many European countries. Among them are: preservation of cities’ historical centers with rich history; balance between the development of new dwelling zones and preservation of old buildings, which form specific atmosphere of previous centuries and reflect national and regional peculiarities of the city.
Сохранение исторического наследия – важная задача не только для архитекторов, градостроителей и реставраторов, но и для общественных организаций, а так же для осуществления законодательных инициатив, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время представители администрации, бизнеса и отдельные специалисты настойчиво продвигают идею о том, что невозможно развивать современный мегаполис при тотальном сохранении исторического наследия. Однако подобная позиция многим российским и зарубежным экспертам представляется спорной. Опыт многих европейских городов, а так же тех, которые имеют статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, наглядно демонстрирует, что именно в сохранении уникальной городской среды, в поддержании духа подлинности исторических застроек и состоит наиболее эффективный способ развития подобных городов.

В архитектурном плане Казань – уникальный город, в котором мирно сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга, образцы мусульманской и христианской архитектуры. В застройке Казани представлены образцы деревянного и каменного зодчества предыдущих столетий. Однако бурное развитие строительства в городе в последние десятилетия, несовершенство законодательства в сфере охраны памятников, недостаточно продуманная градостроительная политика в угоду сиюминутным интересам привели к утере многих архитектурных памятников. Безусловно, Казань развивается и будет развиваться по законам, характерным для мегаполисов. Однако практика показывает, что в нашей стране на данный момент преобладает коммерческий подход к недвижимости. Инвесторы убеждены, что им выгоднее просто сносить старые здания и строить на освободившихся участках что-то новое, чем вкладывать очень значительные средства в восстановление запущенной старой застройки. Такая проблема знакома также и другим европейским странам, и там разработаны возможные варианты гармоничного решения подобных ситуаций.

Именно в этих условиях необходимо принимать взвешенные градостроительные решения, направленные не только на дальнейшее развитие города, но и на сохранение архитектурного наследия, которое является всеобщим достоянием и придает городу неповторимый колорит. Решение этой сложной и многоаспектной проблемы возможно лишь при объединении усилий государственных и муниципальных органов управления, Министерства культуры, общественных организаций, бизнес-сообщества и частных лиц. Такая работа может осуществляться в различных направлениях: совершенствование нормативно-правовой базы; консолидация усилий различных заинтересованных сторон: государства, общественности и частных собственников – владельцев объектов архитектурного наследия; анализ зарубежного опыта и перенос его на отечественную почву с учетом существующей этнокультурной и региональной специфики, особенностей менталитета жителей.

В Европе и в мире в целом постоянно происходят дискуссии о методах и способах достижения бесконфликтного существования истории и современности в принятии градостроительных решений. Однако в среде российского градоохранного и архитектурного сообщества не сложилось однозначного мнения по этому вопросу. Соответственно, не проводится целенаправленная политика по сохранению исторического наследия, что наглядно можно проследить по состоянию дел в этой области в городе Казани, представляющем собой уникальный памятник как мусульманской, так и христианской архитектуры. Грустно смотреть на то, что происходит с историческими зданиями в Казани. Многие из них находятся в плачевном состоянии, потому что никто вовремя не занимается их реставрацией. В результате, даже если впоследствии о старинном доме вспоминают, его уже не удается спасти. Другие памятники архитектуры сносятся без сожаления, потому что мешают чьим-то коммерческим интересам. К сожалению, в последние годы в Казани снесены и безвозвратно утрачены многие памятники архитектуры предыдущих столетий. Одной из самых болезненных потерь для архитектуры нашего города за последние годы стала утрата номеров «Булгар», связанных с именем Г.Тукая.

В связи с этим представляется целесообразным провести анализ отдельных аспектов нормативно-правового обеспечения сохранения архитектурного наследия, существующего в странах Европы, рассмотреть опыт этих стран в градоохранной деятельности и выработать предложения по новым аспектам стратегии сохранения уникального архитектурного наследия в существующих российских общественно-политических условиях.
1. В европейских странах накоплен богатый опыт организации сохранения исторического наследия и разработана соответствующая законодательная база

Так, например, во Франции охрана памятников истории и культуры регламентируется правовыми актами, издаваемыми начиная с 1913 года. Это закон «Об исторических памятниках» oт 31 декабря 1913 г. (с изменениями и дополнениями от 25 июля 1927 г., 24 мая 1941 г., 25 февраля 1943 г.) и рядом других, таких как: закон «О поощрении сохранения национального художественного достояния» от 31 декабря 1968 г.; закон «О распределении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством» от 7 января 1983 г.; программным законом «О монументальном достоянии» от 5 января 1988 г. и рядом декретов, принятых во исполнение указанных законов. Во Франции сложилась практика принятия парламентом программных законов в области монументального наследия на пятилетний срок с определением общего размера капиталовложений [1, c.18].

Отношения, касающиеся охраны памятников истории и культуры Итальянской Республики, регулируются большим количеством нормативных актов, к основным из которых относятся следующие законы: Закон «Об охране предметов, представляющих художественный и творческий интерес» от 1 июня 1939 г.; Закон «Об урбанистике» от 17 августа 1942 г. (с последующими изменениями); Закон, содержащий нормы по защите памятников, находящихся под охраной, от 21 декабря 1961 г. и последующие нормативно-правовые акты, касающиеся защиты национального историко-художественного наследия [1, c.24].

В Англии в 1983 году был принят Закон о национальном наследии, в соответствии с которым была образована независимая организация - Комиссия по историческим строениям и памятникам Англии «Английское наследие» («English Heritage»). В рамках Комиссии действуют два консультативных комитета: по памятникам старины и по историческим строениям. К целям и задачам Комиссии относятся: обеспечение охраны памятников старины и исторических строений Англии, содействие доступу общественности к охраняемым объектам, увеличение знаний о памятниках истории и исторических строений Англии. Подобная служба была создана при правительстве Уэльса. В Шотландии функции охраны культурного наследия выполняет Министерство развития. В Великобритании ведется государственная регистрация памятников культуры (зданий и сооружений). Охрана этих объектов находится в ведении местных властей при широкой поддержке общественности. В целом роль государственного управления объектами культурного наследия не является определяющей, основное значение имеют как местные власти, так и общественные организации. Так, существует общественная организация - Национальный траст, которая является крупнейшим собственником исторических садов и парков, деревень, поместий, и которая осуществляет управление историко-архитектурным наследием Великобритании. Согласно действующему законодательству, продажа собственности Национального траста возможна только с разрешения британского парламента [1, c.53].

В ФРГ основные управленческие решения по охране наследия принимаются на уровне отдельных земель (субъектов федерации) и магистратов, которые имеют право принимать собственные законы по охране памятников, создавать соответствующие ведомства и определять полномочия различных органов управления в этой сфере. Защитой и сохранением памятников истории и культуры занимается целая система органов. Высшим земельным органом защиты памятников является Министерство культуры федеральных земель, которым подчиняются общинные правления и районные комитеты. В ведение этих органов передано право надзора за строительством в городах и общинах. Специальным органом защиты памятников является Высшее ведомство земли по охране памятников. Земельное ведомство охраны памятников содействует популяризации сохранения памятников истории и культуры среди общественности [1, c.61].

Законодательство по культурному наследию в Норвегии представлено Законом от 9 июня 1978 г. «О культурном наследии» с поправками от 1 января 1993 г. Согласно этому закону все памятники и местоположения, относящиеся к периоду до 1537 г. н.э., автоматически охраняются законом [1, c. 87].

Нормативно-правовые основы регулирования деятельности по сохранению архитектурного наследия не ограничиваются законодательными актами отдельных государств. Так, в Париже 19 декабря 1954 года была подписана Европейская культурная конвенция; 26 сентября 1975 года Комитетом министров Совета Европы принята Европейская хартия архитектурного наследия, и 14 апреля 1976 года принята резолюция относительно законов и норм, касающихся требований комплексного сохранения архитектурного наследия; и 3 октября 1985 года в Гранаде (Испания) была принята Конвенция «Об Охране Архитектурного Наследия Европы», в которой утверждалось, что архитектурное наследие является незаменимым выражением богатства и разнообразия культурного наследия Европы, несет в себе неоценимые свидетельства прошлого и представляет собой общее наследие всех европейцев; также признавалась важность достижения договоренности по основным направлениям общей политики сохранения и приумножения архитектурного наследия [2]. С этой целью позднее Комитетом министров государств-членов Совета Европы было рекомендовано осуществлять в этих странах специализированную профессиональную подготовку архитекторов, проектировщиков городов, инженеров гражданского строительства и дизайнеров по ландшафту.
2. Придание инвестиционной привлекательности объектам архитектурного наследия

Около 30 лет назад была создана общественная организация SAVE, которая борется с разрушением исторических зданий в Европе. Cуществуют организации SAVE Europe's Heritage (Спасем европейское наследие) и SAVE Britain's Heritage (Спасем Британское наследие). По словам секретаря этих организаций Адама Уилкинсона, у них тоже возникают трудности, связанные, например, с бизнесменами, которые хотят перестроить или вообще снести архитектурную достопримечательность. SAVE предлагает альтернативные решения, коммерчески эффективные схемы, не предусматривающие разрушение памятников. Например, инвестор приобретает недвижимость в Италии: два рядом стоящих здания, одно из которых является памятником архитектуры, а другое нет. При этом реставрация и поддержание первого осуществляется за счет доходов от эксплуатации второго. SAVE удалось сохранить район вокруг старых казарм в английском городе Винчестер. Там планировали снести исторические здания, чтобы построить на их месте парковку. Организация SAVE действовала в сотрудничестве с местным архитектором, который разработал проект, предусматривающий превращение заброшенных зданий в жилые, а также создание вокруг них инфраструктуры. И застройщик предпочел реализовать именно этот проект, отказавшись от своих первоначальных планов. Представители SAVE делают все возможное, чтобы доказать бизнесменам и политикам, что: сохранение архитектурных памятников не только не помешает получать прибыль, но и, наоборот, поможет увеличить доходы [3].

В качестве положительного примера можно рассмотреть британское законодательство, в котором существуют определенные положения, направленные на поощрение собственников и делевелоперов к сохранению архитектурного наследия. В Великобритании существует государственно-общественная организация «Английское наследие» («English Heritage»), чья задача состоит в оказании консультационной помощи девелоперам, намеревающимся изменить историческую застройку. Данная организация предлагает им такие варианты реконструкции зданий и районов, которые позволят максимально сохранить архитектурное наследие. Таким образом, при строительстве в исторических районах существует презумпция сохранения наследия. Организация SAVE, со своей стороны, через свои издания распространяет примеры удачного приспособления старых зданий к новым нуждам и пропагандирует этот опыт среди застройщиков [3].
3.Широкое привлечение собственников архитектурных памятников, негосударственных учреждений и общественности к сохранению культурного наследия

Включение произведения памятника культуры или городского ансамбля в список охраняемых государством объектов обязывает собственников или владельцев (в том числе государство) этих объектов обеспечить их сохранность. А потому собственники лишены права производить какие-либо работы, которые могут изменить облик памятника или ландшафта. Если это влечет за собой ограничение возможностей эксплуатации памятника и приводит к убыткам, собственник имеет право на получение от государства соответствующего возмещения. Охраняемые памятники не могут быть разрушены, перемещены, реставрированы, перестроены или достроены без специальной санкции министра по делам культуры. Например, во Франции министр (через органы, ведающие охраной) может обязать собственника произвести реставрацию памятника. В этом случае министр определяет сумму дотации, выделяемой на это государством (не свыше 50% всей стоимости реставрации). При этом собственник обязан не только гарантировать сохранность памятника, но и сохранить свободный доступ публики для осмотра [4].

История движения общественных негосударственных ассоциаций за сохранение культурного наследия «Национальный Траст» началась в 19 веке в Великобритании. В 1895 году был создан первый Траст, что явилось чрезвычайно важным актом для защиты английского культурного наследия.

Обеспечение сохранности, порядок содержания и использования памятников культуры осуществляется в процессе сотрудничества общественности с местными властями. Во всех европейских странах имеется развитая сеть краеведческих организаций, «Кружков любителей истории» и других общественных организаций, чья помощь в этой работе оказывается необходимой. Именно так обстоит дело, например, во Франции и Англии.


4. Признание заслуг в деле сохранения архитектурного наследия

Спасение исторических зданий требует больших усилий и затрат: юридическое сопровождение, финансовые и временные потери. И  потому важно благодарно  оценить и вознаградить  усилия специалистов – архитекторов, хранителей, строителей специализированных трестов  и владельцев зданий.  

В Великобритании существует несколько региональных и национальных наград, которыми награждаются специалисты в сфере  сохранения исторического наследия. Все эти награды сфокусированы на  реставрации, ремонте или конверсии  исторических зданий (и окружающей среды), а бывает, что наградой отмечается  и просто  сам процесс поддержания памятника в надлежащем состоянии.  Некоторые награды, особенно региональные, доступны для  любых организаций и частных лиц [5].

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что у европейских стран тоже есть проблемы в сфере сохранения архитектурного наследия, но нам будет целесообразно поучиться  у них решению таких проблем, бережному отношению к архитектурному наследию. В качестве примера экономически эффективного подхода, сочетающего заботу о сохранении исторического наследия с перспективами современного развития можно привести Барселону. Местные власти смогли привлечь тех инвесторов, которые понимали необходимость сохранения культурных памятников. В результате этого Барселона на примере своего исторического центра доказала, что можно создать баланс между традицией и современным развитием, и нет противоречия между важностью сохранения исторического города-музея и строительством современного мегаполиса. Во многих европейских городах в исторических центрах сохраняется старинный облик зданий, площадей. Там не бывает современных построек: вся торговля недвижимостью  связана со старой застройкой. Здесь каждый архитектурный памятник существует как часть цельного ансамбля. Все это формирует особый стиль и дух города, способствует сохранению связи времен и оказывает значительное влияние на жизнь города и горожан, которые должны понять важность исторического наследия и старинной архитектуры.

Хотелось бы видеть и в Казани результат взвешенных градостроительных решений по сохранению архитектурного наследия.

Литература:



  1. Веденин Ю. Л., Гаукстад Э. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Информационный сборник. М.: Институт Наследия, 1999. - 96 с.

  2. Конвенция об охране архитектурного наследия Европы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=449.

  3. Сохранение памятников архитектуры можно сделать экономически выгодным. [Электронный ресурс]. URL: http://www.realprice.ru/SYSTEM/ART_PAGE/dica.htm

  4. Хронос. В Европе ценят архитектурное наследие. А у нас?.. . [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/txt/999.php.

  5. Великобритания. Награды за сохранение наследия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondus.ru/zsms/article.php?id=305.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого. Фридрих Энгельс
ещё >>