Мартинкенайте Кристина Витаутовна, учитель начальных классов Краснокамск 2012 год Пояснительная записка Данная программа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Астахова Елена Владимировна, учитель начальных классов\ Высшая квалификационная... 1 140.4kb.
Учителя Биттировой Халимат Хамангериевны Ф. И. О с п. п. Звёздный... 1 156.8kb.
Пояснительная записка Урок познания мира по теме «Национальные парки. 1 105.33kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория... 1 145.27kb.
Составила Дегтярева Анастасия Алексеевна Учитель химии и биологии... 3 336.91kb.
Плехов Сергей Владимирович, учитель географии, высшая квалификационная... 3 454.85kb.
Гарифулиной Фирузой Атхаровной учителем русского языка и литературы... 5 523.33kb.
Пояснительная записка данная программа разработана на основе Федерального... 5 405.83kb.
Сценарий проекта «Орнаменты на одежде народностей Пуровского района» 1 46.83kb.
Анализ работы шмо учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год 1 92.22kb.
Костина Наталья Вячеславовна, учитель музыки пояснительная записка... 4 745.47kb.
Международное Общественное Объединение «Хартия другг» 1 88.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Мартинкенайте Кристина Витаутовна, учитель начальных классов Краснокамск 2012 год - страница №1/1


Министерство образования Пермского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Методсовета Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ № 5

Протокол №____1______ ________Фокина В. А. __________Ракутина А.Л.

от «___25___» августа 2012 г. «__25__» августа 2012 г. Приказ № __34__

Рук.методсовета:____ Зайцева Н.В. от «___26__» августа 2012 г.



Дополнительная

образовательная программа
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
возрастной состав учащихся 6,6 -11 лет

продолжительность образовательного процесса - 4 года

Автор-составитель:

Мартинкенайте Кристина Витаутовна,

учитель начальных классов

Краснокамск

2012 год

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе программы учителя дополнительного образования Ивановой О.С. «Теремок» с учетом современных требований и запросов детей. Программа является адаптированной; по типу и уровням усвоения – общекультурная; по формам организации учебного процесса –

групповая.

Направленность программы «В гостях у сказки» - художественно-эстетическая.

Актуальность. Кукольный театр привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Организация театра кукол – одна из форм внешкольной работы с детьми в области художественного воспитания, первое приобщение к искусству. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в развитии умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания детей.



Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе ее

реализации активно используется технология разностороннего развития ребенка. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взятое помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Поэтому очень важно развивать в юных актерах разные стороны творческой личности: владение мастерством актера, навыками работы с куклой, умение рисовать, лепить, шить, создавать декорации, владеть словом и т.д.

Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям.

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.



Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на взаимосвязанное изучение художественно - эстетических предметов, развитие в детях самостоятельности в подготовительном периоде, сценическом действии и закулисной работе. В основе программы лежат ценностные ориентиры и образовательные результаты.
Цель программы: развитие творческих способностей посредством обучения театрализованной деятельности.

Задачи:

1 год обучения

· знакомство детей с особенностями сказочного жанра:

- традиционная композиция сказок,

- время и пространство сказок,

- стиль повествования, ритм речи,

- характерные герои сказок,

- нравственные ценности в сказках;

· знакомство детей с различными видами сказок;

· знакомство детей с куклами;

· знакомство детей со специальной терминологией;

· формирование навыков работы со сценической речью;

· обучение технике изготовления простых кукол;

· обучение приемам работы с куклами;

· развитие коммуникативных способностей детей;

· развитие воображения, фантазии, мышления;

2 год обучения

· знакомство детей со специальной терминологией;

· формирование навыков работы со сценической речью;

· обучение технике изготовления простых кукол;

· обучение приемам работы с простыми куклами;

· формирование навыков работы с физической формой актера;

· развитие коммуникативных способностей детей;

· развитие воображения, фантазии, мышления;

· способствовать снятию «зажимов» и обретению уверенности в себе в рамках

· воспитание духовно – нравственных качеств личности.



3 год обучения

· знакомство детей с историей театра;

· знакомство с основами кукольной театрализации и театрализованного

представления;

· обучение умению логически выстраивать событийный и эмоциональный ряд в работе с текстом, передавать мысли автора, выявлять смысл текста;

· обучение технике вождения кукол, умению работать с куклой;

· обучение умению изготавливать несложные декорации;

· развитие творческих способностей детей;

· развитие эстетического вкуса, фантазии, изобретательности;

· развитие навыка работы в коллективе;

· воспитание стремления к общению с искусством и потребности к созиданию;

· формирование нравственных и эстетических ценностей и ориентиров;



4 год обучения

· знакомство детей с разновидностями театров, традициями кукольных театров разных систем;

· обучение умению передавать характер персонажей голосом и действием;

· обучение технике работы с куклами разных систем;

· развитие основных психических процессов и качеств;

· воспитание мышечного контроля, пластики, культуры движений;

· формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции.
Срок реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 4 года обучения для детей от 6,6 до 11 лет.


Форма и режим занятий

Занятия проводятся в групповой форме. Группы формируются по возрасту.

Продолжительность занятий: 1 час в неделю.

Количество детей в группе - 15 человек.

Для детей младшего школьного возраста занятия проводятся в игровой форме со сменой деятельности.
Прогнозируемые результаты

1 год обучения

дети будут знать

· особенности сказочного жанра;

· различные виды сказок;

· специальную терминологию театрального мира;

· основы сценического движения и сценической речи.

Уметь:

· изготовлять и работать с простыми куклами;



· анализировать литературное произведение: смысл изображённых явлений,

художественное значение отдельных деталей;

· снимать «физический зажим»;

· понимать смысл изображенных явлений;

· раскрыть смысл слушателям с помощью разнообразных интонаций и тембра

голоса.
2 год обучения

дети будут знать:

· о куклах различных систем;

· о театральных профессиях;

· о театрализованных представлениях и театрализации.


Уметь:

· логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста;

· работать с куклой на ширме и без неё;

· изготавливать несложные декорации;

· изготавливать куклы-перчатки и планшетные куклы
3 год обучения

дети будут знать:

· начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол;

· театральные профессии;


уметь:

· понимать смысл изображенных в произведении явлений;

· передать характер персонажа голосом и действием;

· работать с куклами различных систем;

· создать образ в спектакле;

· реализовывать полученные навыки в спектаклях и мероприятиях.


4 год обучения

дети будут знать:

· об истории античного театра;

· театральные профессии;


уметь:

· понимать смысл изображенных в произведении явлений;

· передать характер персонажа голосом и действием;

· работать с куклами различных систем;

· общаться со зрителем и партнёром через куклу;

· реализовывать полученные навыки в спектаклях и мероприятиях;

· открыть для себя нравственные и эстетические ценности.
Проверка результатов проходит в форме:


  • наблюдения;

  • тестирования;

  • выступления.


Учебно–тематический план первого года обучения

п/п


Наименование темы

Количество часов

Форма занятий

I

1ч.



Вводное организационное занятие: «Что за прелесть эти сказки».

1


Беседа

Опрос


II

5ч.


Особенности сказочного жанра

Традиционная композиция сказок

Время и пространство сказок

Стиль повествования, ритм речи

Характерные герои сказок.

Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи

Нравственные ценности в сказках.

За что вознаграждается герой, а за что наказывается.



1

1

1



1

1


Беседа,

обсуждение,

анализ,

практическая работа




III

10 ч.



Виды сказок

Сказки о животных

Сказки волшебные

Сказки бытовые



1

1

1



Чтение,

обсуждение,

анализ,

выставка рисунков



Русские народные сказки

Сказки народов России

Сказки народов мира


1

1

1



Чтение,

обсуждение,

анализ,

викторина





Авторские сказки (русской литературы)

Авторские сказки (зарубежной литературы)

Придумывание варианта или продолжения к любимой сказке

Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением




1

1

1



1

Чтение, обсуждение,

анализ


Беседа,

практическая работа



IV

12 ч.


Выбор русской народной сказки для спектакля.

Работа над выбранной для спектакля пьесой (распределение ролей, выразительное чтение произведения)



2

Инсценирование,

практическая работа






Изготовление кукол, декораций для спектакля

1


Наблюдение,

обсуждение, практическая работа



Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом

2


Наблюдение, оценка, практическая работа

Знакомство с ширмой. Обучение работе над ширмой


2


Наблюдение, оценка, практическая работа

Отработка чтения каждой роли, соединение действий куклы со словами своей роли

2

Наблюдение, оценка, практическая работа

Отработка всего спектакля в целом: репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения


1


Наблюдение, оценка, практическая работа

Репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения


1

Наблюдение, оценка, практическая работа

Выступление в классе

1

Практическая работа




Итого:

28




Учебно–тематический план второго года обучения

п/п


Наименование темы

Количество часов


Форма занятий

Форма подведения итогов

I

1ч.



Вводное организационное занятие: «Путешествие в мир сказок».

1


Беседа

Опрос

Викторина



II

3 ч.


«Там на неведомых дорожках…»

Чтение сказок о животных, бытовых, волшебных сказок

Чтение русских народных сказок

Чтение сказок народов мира

Чтение авторских сказок (русской и зарубежной литературы)


1

1

1




Беседа,

практическая работа,

инсценировка


Викторины

Кроссворды

Выставка рисунков

Обсуждение,

анализ


III

11 ч.



Работа над выбранной для спектакля пьесой.

Русская народная сказка.

Распределение ролей, выразительное чтение произведения.


1


Инсценирование,

практическая работа



Обсуждение

Изготовление кукол, декораций для спектакля

1

Практическая работа

Наблюдение,

оценка


Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Обучение работе над ширмой


2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Отработка чтения каждой роли, соединение действий куклы со словами своей роли

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка




Отработка всего спектакля в целом: репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения

2


Практическая работа

Анализ

Выступление перед первыми классами в школе


1


Практическая работа

Оценка

IV

15 ч.


Выбор авторской сказки для спектакля.

Работа над выбранной для спектакля пьесой (распределение ролей, выразительное чтение произведения)



1


Инсценирование,

практическая работа



Обсуждение




Изготовление кукол, декораций для спектакля

1


Практическая работа

Наблюдение,

обсуждение



Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Обучение работе над ширмой


2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Отработка чтения каждой роли, соединение действий куклы со словами своей роли

2

Практическая работа

Наблюдение, оценка

Отработка всего спектакля в целом: репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения

2


Практическая работа


Наблюдение, оценка

Репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения


4


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Выступление


1

Практическая работа

Оценка

V

1ч.


Поездка в Пермский театр кукол

1


Экскурсия в кукольный театр

Наблюдение,

обсуждение



VI

1ч.


Заключительное занятие

1

Праздник

Награждение




Итого:

32









Учебно–тематический план третьего года обучения

п/п


Наименование темы

Количество часов


Форма занятий

Форма подведения итогов

I

1ч.



Вводное организационное занятие.

«Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер)».




1


Беседа

Опрос

Викторина



II

1ч.



Таинственные превращения.

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.



1


Беседа

Опрос

Викторина



III

1 ч.


Выбор для спектакля пьесы.

Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.

- Понравились ли пьеса?

- Кто из ее героев понравился?

- Хотелось бы сыграть ее? - Какова главная мысль этой пьесы?

- Когда происходит действие?

-Где оно происходит?

- Какие картины вы представляете при чтении



1


Беседа,

практическая работа




Обсуждение,

анализ


IV

11 ч.



Работа над выбранной для спектакля пьесой.

Русская народная сказка

Распределение ролей, выразительное чтение произведения.


1


Инсценирование,

практическая работа



Обсуждение

Изготовление кукол, декораций для спектакля


1

Практическая работа

Наблюдение,

оценка


Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом

2

Практическая работа

Наблюдение, оценка

Обучение работе над ширмой


2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Отработка чтения каждой роли, соединение дейст-

вий куклы со словами своей роли



2


Практическая работа

Наблюдение, оценка




Отработка всего спектакля в целом: репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения

2


Практическая работа

Анализ

Выступление

1

Практическая работа

Оценка

V

17 ч.


Выбор авторской сказки для спектакля.

Работа над выбранной для спектакля пьесой (распределение ролей, выразительное чтение произведения)



1


Инсценирование,

практическая работа



Обсуждение



Изготовление кукол, декораций для спектакля

1


Практическая работа

Наблюдение,

обсуждение



Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Обучение работе над ширмой


2

Практическая работа

Наблюдение, оценка

Отработка чтения каждой роли, соединение действий куклы со словами своей роли

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Отработка всего спектакля в целом: репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения

4

Практическая работа


Наблюдение, оценка

Репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения


4


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Выступление перед первыми классами в школе

1


Практическая работа

Оценка

VI

1ч.



Заключительное занятие


1


Праздник

Награждение




Итого:

32








Учебно–тематический план четвертого года обучения

п/п


Наименование темы

Количество часов


Форма занятий

Форма подведения итогов

I

1 ч.



Античный театр.

Театр Древней Греции

1

Беседа

Опрос

Викторина



II

1 ч.



Разновидности театров

- театр картинок;


- театр игрушек;
- «Волшебные пальцы»;
- теневой театр;
- драматический театр;
- балет;

- кукольный театр.




1


Беседа

Опрос

Викторина



III

2 ч.


Просмотр телеспектаклей, театральных постановок, обсуждение

2


Беседа,

практическая работа



Обсуждение,

анализ


IV

14 ч.



Работа над выбранной для спектакля пьесой.

Русская народная сказка

Распределение ролей, выразительное чтение произведения.


1


Инсценирование,

практическая работа




Обсуждение

Изготовление кукол, декораций для спектакля

1

Практическая работа

Наблюдение,

оценка


Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Обучение работе над ширмой



2

Практическая работа

Наблюдение, оценка

Отработка чтения каждой роли, соединение дейст-

вий куклы со словами своей роли



2


Практическая работа

Наблюдение, оценка




Отработка всего спектакля в целом: репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения

4


Практическая работа

Анализ

Выступление

2


Практическая работа

Оценка

V

13 ч.


Выбор авторской сказки для спектакля.

Работа над выбранной для спектакля пьесой (распределение ролей, выразительное чтение произведения)



1


Инсценирование,

практическая работа



Обсуждение




Изготовление кукол, декораций для спектакля

1

Практическая работа

Наблюдение,

обсуждение



Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Обучение работе над ширмой

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Отработка чтения каждой роли, соединение действий куклы со словами своей роли

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Отработка всего спектакля в целом: репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения

2


Практическая работа


Наблюдение, оценка

Репетиция на ширме, совершенствование чтения своей роли, кукловождения

2


Практическая работа

Наблюдение, оценка

Выступление

1

Практическая работа

Оценка

VI

1ч.



Заключительное занятие


1

Праздник

Награждение




Итого:

32








Условия реализации программы

Программа «В гостях у сказки» окажется действенной при условии создания некоторых обстоятельств, которые заключаются в следующем: обучающиеся объединяются в группу с учетом возраста. Занятия предполагаются проводить в учебном кабинете – классе, место проведения – кабинет № 21, школа №5.



Продолжительность занятия 45 минут.

Чему способствует программа:

  • программа способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей, эстетическому и нравственному воспитанию.

Литература

  1. Иванова О.С. http://shkola5nel.ru/DswMedia/obrazovatel-nayaprogramma.pdf

  2. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. М.: Просвещение, 1987.

  3. Павлова Л.А. Работа классного театра кукол // Начальная школа. 1989, №7. С. 41-46.

  4. Соломин Н. И., Куклы выходят на сцену [Текст] Н. И. Соломин. – М.:

Изд-во «Педагогика», 1996.-270 с.

  1. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. М.: Просвещение, 1994.

  2. Чудакова Н.В. Как рождаются сказки. М.: Просвещение, 1989.

  3. ЧуриловаЭ. Г., Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников [Текст] Э. Г .Чурилова.- М.: Изд-во,

  1. «Владос», 2003.- 224с.

  2. О.Г.Хинн. Детская энциклопедия. Я познаю мир. М.: ООО « Издательство АСТ»,1999. С. 86-101.








Кулинария — это вопрос времени. В общем и целом, чем больше времени, тем лучше результат. Джон Эрскин
ещё >>