Макроэкономика как наука. Предмет и методы макроэкономического анализа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предмет макроэкономики. Методы и принципы макроэкономического анализа... 1 87.6kb.
Макроэкономика как наука. Современные школы макроэкономики 11 2024.18kb.
Программа аттестационного испытания по дисциплине «макроэкономика» 1 24.73kb.
Лекция №1. 26. 09. 07 Предмет, методы и функции социологии как науки 1 139.19kb.
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и... 1 269.48kb.
История как наука: объект, предмет, источники, методы и функции История 4 663.63kb.
Биология как наука. Методы научного познания 1 47.59kb.
Численные методы анализа ставки дисконтирования 1 176.16kb.
Программа дисциплины Динамическая макроэкономика для направления... 1 187kb.
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень»... 3 487.16kb.
Конспект лекций по системному анализу 9 1262.43kb.
Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями... 1 20.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Макроэкономика как наука. Предмет и методы макроэкономического анализа - страница №1/1

Макроэкономика как наука. Предмет и методы макроэкономического анализа.

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Объекты макроэкономики:

  • Производство во всей экономике страны;

  • Занятость и безработица во всей экономике страны.

Проблемы макроэкономики:

  • Определение объема и структуры нац. продукта и дох.;

  • Выявление факторов, регул. занятость в масштабах нац. эк.;

  • Анализ природы инфляции;

  • Изучение механизма и факторов эк. роста;

  • Рассмотрение причин цикл. колебаний и коньюнкт. изм. в эк.;

  • Исследование внешнеэк. взаимодействий экономик;

  • Теорет. обоснование целей, содерж. и форм осущ. макроэк. политики гос-ва.

Инструменты макроэк.:

  • бюджетно-налогов. (фискальная) политика;

  • кредитно-денежная (монетарная) политика.

Метод – способ познания.

Методы:

  • Общенаучные (эксперимент, наблюдение, статистич. метод, анализ)

  • Особые методы э/т (э/моделирование)

Э/модель упрощенное описание экономики, выражающее функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными (например, график завис. велич. спроса от цены)

Э/модель должна отражать факты реал. жизни => любые методы должны опираться на э/данные.



Э/данные – факты, несущие информацию об экономических переменных, выраженные чаще всего в виде цифр. Анализ э/данных позвол. подтверд. или опров. справедл. той или иной модели.

Э/данные

  • Номинальные

  • Реальные

  1. Взаимодействие экономич. агентов и гос-ва в макроэк.

Экон. агенты:

  • Фирмы

  • Гос-во

  • Заграница

  • Дом. хоз-ва

Утечки – любое использование дохода не на покупку произведен-ной внутри страны про-дукции (сбережения, налоговые платежи и импорт).

Инъекции – любое дополнение к потреби-тельским расходам на продукцию, произведенную внутри страны (инвестиции, гос. расх., экспорт).

Основные мэ показатели: сущность и методы измерения.

МЭ использ. агрегированные велич., характер. движен. эк. как единого целого:

  • ВНП

  • Средний уровень цен

  • Рыноч. ставка проц.

  • Уровень инфл.

  • Ур. занят.

  • Ур. безраб.

  • ...

ВНП – общая стоимость или сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных факторами пр-ва данной страны как в пределах ее границ, так и в других странах.

Конечные товары и усл. – тов. и усл., которые приобрет. в теч. года для конченого потребления и не использ. в целя промеж. потребления (в произв. других тов. и услуг)

  • то, что не продается, не входит в ВНП

  • промежуточные товары не входят в ВНП

  • тов. и усл., произвед. теневой экономикой не входят в ВНП

  • стоим. тов. и усл., произвед. с помощью факторов пр-ва, находящ. в собственности граждан данной страны входит в ВНП.

ВНП на душу насел. = ВНП/кол-во граждан

ЧНП (чисты нац. прод.) = ВНП – Амортиз.

НД = ЧНП – Косв. налоги

ЛД (личный дох.) = НД – взносы на соц. страх. – нераспред. приб. корп. – налог на приб. корп. + трансфертные платежи

РЛД (располаг. ЛД) = ЛД – индив. дох.

Подсчет ВНП через расходы и через доходы.

По расходам:

ВНП = C + I + G + Xn, где С – потреб расх., I – инвест., G – гос. расх., Xn – чистый экспорт.



По доб. стоим.:

Доб. стоимость – разница м-ду стоимостью прод., произвед. фирмой и суммой, уплач. друг. фирмами за приобрет. сырье и матер.

По доходам:

  • з/п

  • доход предприним., влад. акций, облиг., собств. имущ. (%, дивид., рента, прибыль)

  • дох. мелких предприн., которые не использ. наемный труд и дох котор. не распр. на з/п и прибыль

  • амортизац. отчисления

  • косвенные налоги (включаемые в цену прод.)

Номинальный и реальный ВНП. Индекс потреб. цен.

Номинальн. ВНП – рассчитывается в ценах текущего года.

Реальный ВНП – в сопоставимых (базисных) ценах.

Реал. ВНП = Ном. ВНП / Индекс цен

ИПЦ показыв. изменен. среднего уровня цен «корзины» товаров и усл., обычно потреб. средней гор. семьей.



ИПЦ расчит. по типу индекса Ласпейреса:



Дефлятор ВНП рассчитывается по типу индекса Пааше:



Индекс Фишера:



Доход, потребление, сбережения. Функция потребления.

Функция потребления:

C = a + b(Y – T) C = CA + Q·c



Функция сбережения:

S = – a + (1 – b)(Y – T) S =

a – авт. потреблен.

b – пред. склонн. к потребл.



Предельная (сред.) склонн. к потребл. MPC = ΔC/ΔY (APC = C/Y)

Предельная (сред) склонн. к сбереж. MPS = ΔS/ΔY (APS = S/Y)

Автономн. потребл.() – потребл., не завис. от ур-ня дохода.

Факторы, определ. динамику потребл.:

  • доход дом. хоз-ств

  • богатство, накопленное в дом. хоз.

  • уровень цен

  • экономические ожидания

  • величина потреб. задолженности

  • уровень налогооблаж.



Сбережения и инвестиции.

Сбережения – РЛД за вычетом расходов на личное потребление:

S = Y – T



Типы инвестиций:

  • Производственные

  • Инв. в товарно-мат. запасы

  • Инв. в жил. строит.

Факторы инвестирования:

  • ожидаемая норма дохода вложений

  • уровень % ставки (если он > ожид. дох., то $ размест. в банке).

  • уровень налогообложения

  • темпы инфляционного обесценивания денег

  • изменения в технологии произв.

  • наличный основной капит.

  • динамика совок. дохода.

    I = e – d*R – инвестиции есть ф-ция ставки процента.

    S = S(Y) – сбережения есть ф-ция дохода.

    Y = C + I; Y = C + S => I = S



    Инструменты макроэкономической политики государства.

КДП. Учетная ставка как инструмент КДП.

КДП. Нормы резервных требование как инструмент КДП.

КДП. Операции на открытом рынке как инструмент КДП.

Инструменты:

  • бюджетно-налоговая полит.

    Это политика измен. гос. расходов и дох.

    Во-первых, это увеличение гос. расх. (вводя к действ. гос. прогр., например, запуск космич. корабля)

    Во-вторых, это снижение гос. доходов (снижение налогов, в надежде, что сэкон. деньги будут напр. на инвестиции)

    Но после БНП возникает превышение расходов над доходами => дефецит бюджета.

    Государственный долг – совокупность всех дефецитов бюдта. Он подразд. на внешний и внутр.

    В этой сит. у правит. есть только один выход – взять деньги в долг (выпуск гос. облигаций или попросить помощи у других стран)

    Но БНП эффективна только в целях борьбы с цикл. колебаниями.

    Когда опасностью становится инфляция, то необходимо воспольз. кред.-ден. полит.



  • кредитно-денежная

    Звенья цепи банковской системы:

  • центр. банк влияет на размер обязат. резервов коммерч. банков

  • измен. совокупная денежная масса, находящ. у ком. банков

  • это влечет расширение или сокращение кред.

  • бόльшая или мéньшая доступ. кред. влияет на инвестиции

  • измен. инвест. влияют на ВНП, занят. и т. д.

    Способы изменения величины обязат. резервов:

  • изменение норм резервных требований

  • изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)

  • операции на открытом фондовом рынке

    Высокое значение имеет ставка %, непосредственно на кот. ЦБ влиять не может, т. к. кредиты выд. КБ, но ЦБ может изм. нормы рез. треб., что повл. и на ставку % (если снизить, то КБ смогут дать больше кред, что уменьш. ст. %), а так же измен. учетн. ставку по своим кред. ком. банкам. Еще при инфл. гос. может продав. свои облиг. на фонд. рынке, а во время спада – скупать их.

    КДП более гибкая, т. к. ЦБ не должен ни у кого спраш. разреш., а повыш. или сниж. гос. расх. требует долгих обсужден. в парламенте.


Государственный бюджет: понятие, функции. Доходы и расходы госбюджета.

Гос. бюджет – финансовый счет, в котором представлена сумма дох. и расходов гос-ва за определенный период.

Помимо федер. бюдж. в ряде стран сущ. внебюджетные фонды (в Росс. – это пенс., фонд соц. страх., федер. фонд занятости насел., фед. фонд обяз. мед. страх)



Налогово-бюджетный федерализм – разделение полномочий в области налогообложения и расходов м-ду бюджетами разного уровня.

Бюджеты:

  • консолидированный (федер. + регион. + местные)

  • расширенный (фед. + внебюдж. фонды)

    Статьи фед. бюджета:

  • ДОХОДЫ:

  • налог на прибыль

  • подоходный налог

  • ЕСН

  • косвенные нал.

  • НДС

  • акцизы

  • налог на внешн. торг.

  • н. на внешнеэк. операции

  • прочие налоги, сборы и платежи

  • ИТОГО налогов и платежей

  • неналоговые доходы

  • ВСЕГО ДОХОДОВ

  • РАСХОДЫ

  • госуд. управлен.

  • нац. оборона

  • междунар. деят.

  • судебная власть

  • правоохранит. деят. и обеспеч. безопасн.

  • фундамент. исследования

  • услуги нар. хоз-ву

  • соц. услуги

  • обслуживание госдолга

  • прочие расходы

  • ВСЕГО РАСХОДОВ

  • ПРОФИЦИТ (+)/ДЕФИЦИТ (–)

  • внешнее финансир.

  • внутр. финансир.

  • общее финансир.

Государственный долг.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определ. период бюджетных деф. за вычетом накопленных бюд. профиц. или излишков.

Внутренний долг – это то, что гос-во взяло взаймы для финансир. деф. гос. бюджета внутри страны.

Внешний долг – это займы гос-ва у граждан и организаций за рубежом.

Рефинансирование – выпуск новых серий гос. ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату % по предыдущим сериям.

Причины невозможности банкротства гос-ва, выделяем. некот. авт.:

  • гос-во может рефинанс. свой долг (схема Понзи – фин. пирам.)

  • гос-во по Конст. имеет право облагать насел. и фирмы налогами

  • гос-во имеет право на эмиссию денег

    Но рефинансир. не может происходить бесконечно, налоги – не бесконечный источник (по кривой Лаффера, увелич. налогов уменьшит поступл. денег в бюдж.), а эмиссия денег ведет к инфляции. => даже эти меры могут привести к дефолту.



Суверенный дефолт – отказ государства выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутр. или внеш. инвесторами.

Эффект вытеснения: люди перестают вклад. инвест., начиная покупать сверхвыгодные облиг. (с 100-200% прибыли в год)

Коэффициенты долговой нагрузки:

  • долг по отношению к ВВП (критич. 50%)

  • долг по отношению к экспорту (критич. 275%)

  • обслуживание долга по отношению к экспорту (критич. 20%)

Сущность функции денег. Спрос и предложение денег.

Развитие денег:

  • товарные деньги, которые испол. функции денег и продав. как товар (раковины, пушнина, золото и серебро)

  • символич. ден., затраты на изгот. кот меньше их покупат. спос.

  • кредитные ден. – обязат. физич, юр. лиц или банков

    Деньги облад. свойством абсол. ликвидности (т. е. обмена на тов.)



    Функции денег:

  • Счетная единица. Цена – пропорция обмена товаров на деньги.

  • Средство обмена. Схема Тов-Тов замен. схемой Тов-Ден.-Тов.

  • Средство сохран. ценности.

  • Средство платежа.

    Деньги – актив, обладающий наибольшей ликвидностью, но не принос. владельцу доход в отличие от других, напр. акций, облиг.



Денежное обращ., денежные агрегаты и денежная система.

Денежное обращение – движение денег, опосредствующее оборот тов. и услуг.

Денежная масса – это совок. наличных и безналичных покупат. и платежн. средств, обеспечивающих обращ. тов. и усл. в эк., которыми располаг. частн. лица, институц. собств. и гос-во.

Денежные агрегаты – показатели ден. массы:

  • М0 – наличные деньги в обращении

  • М1 – нал. ден. и деньги на тек. счетах «до востребован.»

Чек – ценная бумага, содержащая приказ владельца счета в кред. учрежден. о выплате держателя чека по его предъявлении указанной в нем суммы.

  • М2 – М1 + деньги на срочных и сбер. счетах ком. банков, депозиты в спец. фин. инстит.

  • М3 – М2 + депозитные сертиф. банков, облигации гос. займа, другие ценные бумаги гос-ва и коммерч. банков.

Компоненты денежн. сист.:

  • нац. денежная единица

  • система кредитных бумажных денег, разменных монет

  • система эмиссии денег

  • гос. органы, ведущие вопросами регул. денж. обращен.

    Ден. системы:

  • системы обращ. металлических денег

  • сист. обр. кред. и бумаж. денег.

Банки и банковская система, ее структура.

Банковская система РФ.

Банковская система – комплекс валютно-финансовых учрежд., активно используемых гос-вом в целях регулир. экономики.

Звенья банковской сист.:

  • ЦБ

  • Коммерч. банки

  • специализ. кред.-финансовые учрежд.

    Функции ЦБ:

  • эмиссия денег

  • хранение гос золотовалют. резервов

  • хранение резервного фонда других учрежд.

  • кред.-ден. регулиров. экон.

  • поддержание обменного курса нац. валюты

  • кредитов. коммерч. банков и осущ. кассового обсл. гос. учрежд.

  • проведение расчетов и переводных операций

  • контроль за деятельностью кредитных учреждений.

    Функции комерч. банков:

  • привлечение средств насел.

  • размещение средств (выдача кредитов)

  • посредничество

  • доверительные операции

    Функции специал. кред-фин. институтов (пенс. фондов, стрх комп.):

  • аккумуляция денежных ресурсов

  • эффективное размещение капитала.

    Автономные инвест. – инв., не зависящие от уровня дохода.

Автономн. потребл. – потребл., не завис. от ур. дохода.

Индуцир. инвест. – зависящие от динамики нац. дохода.

Предельная склонность к инвестированию – доля прироста расходов на инвестиции в любом изменении дохода (γ = ΔI/ΔY)

I = e – d*R + γ*Y







Модель мультипликатора.

Мультипликатор автон. расх. – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.

AD = A + c·Qe => A = AD – c·Qe (AD = Qe) => A = Qe·(1 – c) =>

=> Qe = A/(1 – c); 1/(1 – c) = k => Qe = k·A

c – пред. склонность к потреб.; Qe – равновесный ур-нь нац. дох.

m = ΔY/ΔA

CA ↑ => AD ↑ => Y ↑ => C ↑ => AD ↑ => Y ↑ => C ↑ =>AD ↑ =>Y ↑ и т. д.



Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совок. спрос (совок. расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного ур-ня полной занятости.

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократ. совок. спрос (совок. расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного ур-ня полной занятости.

Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений.

При увеличении сбереж. потребление уменьшается, вызывая эффект мультиплик. и спад совок. дохода, а => сбереж. останутся на том же ур.





Равновес. на рынке тов. и усл. и проц. ставка. Кривая IS.

Кривая IS – кривая равновесия на товарном рынке. Она представл. собой геометр. место точек, характеризующих все комбин. Y и R. Во всех точках I = S.



Процентная ставка – отношение годовой суммы проц., получен. от предоставления в кредит капитала к сумме этого капитала.

I = I0 + i·Ii, где i – ставка проц.

i·Ii – процентн. реагир. инвест.

A = A0 + i·Ai

Q = (A0 + i·Ai)·k – мат. модель равнов. на товарном рынке.

Процентная ставка и равновесие на денежном рынке.

Кривая LM – кривая равновесия на денежном рынке. Она фиксирует все комбинации Y и R, которые удовлетвор. функции спроса на деньги при заданной величине предлож. денег. Во всех точках кривой спрос на деньги = предлож. ден.



Деньги:

  • наличные банкноты

  • монеты

  • вклады до востреб.

  • сберег. вклады

  • M1 – наличные и вклады до востреб. – предложен. денег.



    Предл. денег:

  • номинальное

  • реальное

Номинальное предл. денег – сумма фактически находящиеся в обращ денег и вкладов до востреб.

MS = MНом./P

M·υ = Q·P, где M – деньги, υ – скорость обращ.

(ур-ние количеств. теор. денег или Фишера)

Md = (Q·P)/υ

υ = 1/m


Если P = const, а MS реальное, то Md = m·Q

M·υ = Q·P, если ставка проц. = 0, но если % ставка ↓., то Md

ΔMd = i·Mi => Md = m·Q + i·Mi

Qe = (Md - i·Mi)/m – математ. модель равновес. на ден. рынке.



Общее равновес. на тов. и денежном рынках. Модель IS – LM.



Совокупный спрос. Факторы, определяющие AD.

Совокупный спрос – модель, показывающая различные объемы товаров и услуг (реальный объем нац. произв-ва), который потребители, предприятия и правит-во готовы купить при любом возможном уровне цен.

Совокупный спрос – сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

Совок. спрос включает:

  • спрос на потреб тов. и услуги

  • спрос на инвест. товары

  • спрос на тов. и усл. со стор. гос-ва

  • спрос на экспорт со стор. иностр.

    Нецен. факторы, влияющ. на совок. спрос:

  • измен. потреб. расходов

  • измен. инвест. расх.

  • измен. гос. расх.

  • измен. сит. на междун. рынках

Совок. предлож. Факторы, определ. AS.

Совок. предлож. – модель, показыв. уровень наличного реального объема пр-вапри каждом возможном ур-не цен.

Совок. предлож. – общее количество конечн. тов. и услуг, произвед. в экономике в стоимостном выражении.

Неценов. факторы, влияющ. на сов. предлож.:

  • цены ресурсов

  • технолог.

  • налогооблаж.

Взаимодействие спроса и предложения. Модель AD-AS.

Пересеч. кривых AD и AS дает точку общего эконом. равнов.



Участки AS:

  • горизонт.

  • вертик.

  • промежут.

    Классическая школа (повед. эк. в долгоср. периоде, когда реал. величины постоянные, а номин. – гибкие)

    Положения класс. теор.:

  • объем вып. завис. только от кол-ва факторов пр-ва и технолог.

  • изменен. факторов пр-ва и технолог. происх. медленно

  • эконом. функц. в услов. полной занят. факторов пр-ва => объем вып. = потенциальному.

  • цены и номин. з/п гибкие

  • кривая AS вертикальна на ур-не полной занят. ресурсов.

    Кейнсианская школа (в краткоср. периоде)

    Положения кейнс. теор.:

  • экон. функц. в услов. неполной занят фактор. пр-ва

  • цены и номин з/п жесткие

  • реальные величины более подвижны

  • кривая AS горизонтальная.

Равновесн. ур-нь ВНП – такой ур-нь, при котор. объем пр-ва проб = совок. спросу на нее.

Понятие экономич. цикла и его фазы.

Экономическое развитие – последов. смена периодов более или менее длительн. ускоренного расширен. пр-ва, сменяющегося спадом уровня ВНП и занят.

Циклический характер – чередование этих подъемов и спадов.

Все циклы характериз. общими закономерностями движен.



Фазы экон. циклов:

  • Экспансия (подъем) – расширение пр-ва практически всех видов тов. и услуг, рост I в машиностроен. и оборудов., здания и сооруж., увелич. занят. и реал. доходов населения, повышение уровня потреблен.

  • Пик (максим. точка подъема) – точка перегиба в движен. цикла

  • Рецессия (спад) – сокр. ур-нь ВНП, I, сниж. реал дох. насел. и потр.

  • Дно (нижний предел спада)

    Поступательное развитие эк., рост – каждый последующий пик выше предыдущего пика.



Налоговая система, функции и виды налогов.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые гос-вом с юр. и физ. лиц. Обязанность граждан платить налоги закреплена в Конституции.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ций и физич. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деят. гос-ва.

Сбор – обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершен. в интересах плательщиков юридически значимых действий госуд. органами, включая предоставление определ. прав или выдачу разреш. (лицензий)

Объект налогооблажен. – имущество, на стоимость которого начисляется налог.

Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения.

Налоги:

  • прямые (взимаются с непосредств. владельца налогообл.)

  • косвенные (уплачив. конечным потреб. облаг. налогом товара



  • прогрессивные (ставка налога увелич. по мере роста объекта)

  • регрессивные (налоги, в денеж. выраж. равный для всех плател.)

  • пропорциональные (ставка налога не измен., независимо от стоимости объекта)

    Функции налогов:

  • Фискальная (пополнение доходов казны)

  • Регулирующая.

Формы и методы гос-ого регулирования экономики (35).

Фискальная политика: цели и виды (36).

Денежно-кредитная политика: ее виды и цели (37).

Взаимосвязь фискальной и кред.-денежной политики (36)

Мировое хозяйство и международное разделение труда.

Закрытая экономика – экономика, внешнеэк. связи которой сильно ограничены.

Закрытая эк. имеет внешние связи, но только по поводу благ и рес., которые не могут быть в самой эк.



Открытая экономика – эк. с обширными внешнеэк. связями с установкой на развитие и увеличение внешнеэк. связей.

В следствие различий в климатич. и географ. условиях, произв. некот. благ будет дешевле в одной стране и дороже в другой.



Международное разд. труда – специализация стран на произв-ве благ, для изготовлен. которых там имеются предпочтительные услов., по сравнен. с друг. странами.

Выводы:

  • Сегодня преоблад. открыт. экономика

  • Совр. мир сост. из национ. экономик, связан. в единую мировую эк. сист., в мировую экономику.

    Внешний торговый оборот страны – В = Э + И (в стоимостн. измер.)

    Доли экспорта и импорта в ВНП:

    ДЭ = Э/ВНП·100%

    ДИ = И/ВНП·100%


Протекционизм – внешнеэк. полит. гос-ва, направленная на огранич. внешнеэк. отношен. для защиты местного производит. от конкуренции извне и защиты дох. граждан.

Фритрейдерство – внешнеэк. полит. гос-ва, способствующая развитию внешнеэк. связей.

Теории международной торговли.

Теория меркантилистов:

Они признавали основным источником богатства торговлю.

Они рекомендовали поощрять Э и ограничивать И.

Теория своб. торговли (основоположник – Адам Смит):

Выгодны и вывоз, и ввоз товаров. Источник богатства нации и народов – разделение труда.



Абсолютное преимущ. – возможность страны производить товар, произв. которого в других странах невозможно.

Сравнительное преимущество – возможность страны производить товары с меньшей альтернативной стоимостью, чем другие.

Развивая теор. сравнит. преимущ. соврем. экономисты связыв. направление и структуру междунар. потоков с обеспеченностью ресурсами и эффект. масштаба пр-ва.



Торговая политика.

Протекционизм – внешнеэк. полит. гос-ва, направленная на огранич. внешнеэк. отношен. для защиты местного производит. от конкуренции извне и защиты дох. граждан.

Фритрейдерство – внешнеэк. полит. гос-ва, способствующая развитию внешнеэк. связей.

Валютный рынок. Валютные курсы.

Номинальный валютный курс – относительная цена валют двух стран или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Валютная котировка – установление курса нац. ден. ед. в иностр. валюте в данный момент.

Котировка:

  • прямая (0,3 $ за 1 руб.)

  • обратная (30 руб. за 1 $)

Реальный обменный курс – соотношение, в котором товары одной страны могут быть проданы в обмен на товары другой страны.

ε = P/P*ef = edP/P*, где P – уровень цен в стране, P* - уровень цен за рубежом (в иностр. валюте), ef – номин. обм. курс в обратной котир., ed – номин. обм. курс в прямой котир.



Формирование открытой экономики России (нет).

    Причины циклических колебаний в рыночной экономике.

Теории, объясняющие природу эк. циклов:

  • Экзогенные теории (связывающие циклы с внеш. факторами)

  • Эндогенные теории (связыв. циклы с внутр. факторами)

    Причины:

  • действие эффектов мультипликатора и акселератора

  • дейст. правит. в обл. кред.-ден. и бюдж.-нал. полит. (ц. совп. с выборами)

  • шоковые изменен. в секторах или технол. произв-ва

  • импульсы, дающие толчек колебан. и мультипл. и акселер., усиливающ. их

Механизм экономического цикла.

На дне Y, I, C ниже равновесного уровня, AD > AS, т. к. ставка % на дне низкая => зарожд. и усиливаются тенденции к росту произв-ва, наблюд. прирост автон. инвестиц., что ведет к увеличению Y во много раз (из-за мультипл.), рост прибыли и з/п, расширение индуцир. потредлен., рост индуц. инвестиций.



Принцип акселерации: индуцирован. инвест. наход. в прямой завис. от темпа прироста НД:


Период

Прирост нац. дох.

Основн. капит.

Амортиз

Инвест.

Прирост инвест.

НД

Сумма

В %

0

1000

0

0

2000

200

200



1

1100

100

10

2200

220

420

57

2

1300

200

18

2600

260

660

39

3

1600

300

23

3200

320

920

– 17щ

4

1800

200

12

3600

360

760

– 23 щ

5

1900

100

6

3800

380

580

– 23 щ

Осн. кап./НД = 2/1, Аморт. = 10%.



Потенц. или ест. уровень ВНП – уровень ВНП, достигнутый при полной занят. и оптимальной загруз. рес.

Теория длинных волн Кондратьева.

Н. Д. Кондратьев (1892 – 1938)

Работы:

  • «Спорные вопросы мирового хоз-ва и кризиса»

  • «Большие циклы коньюнктуры»

  • «К вопросу о бол. цик. кон.»

  • «Бол. ц. к.: доклады и их обсужден. в инстит. экон.»

    Кондр. основыв. на эмпирич. анализе экон. показат. разл. стран за 100-150 лет.



    Показатели:

  • индексы цен

  • гос. долговые бумаги

  • номинал.з/п

  • показатели внешнеторг. оборота

  • добыча угля, золота

    Длина кризиса 7-11 лет.



    Эмпирические правильности:

  • у истоков повыш. фазы происх. глубок. изм. всей жизни общ. (нововвед.)

  • промышлен. революц.

  • ж/д

  • электрич-во, радио, телефон

  • автомобильная пром.

  • электроника, генная инженерия

  • повыш. стад. более богаты соц. потрясениями, чем понижающ.

  • понижающ. стад. угнетают с/х, растет относительн. стоимость золота

  • кризисы входят в соответств. фазу длинной волны и изменяют динамику в зависим. от нее – подъем => большее время на процветание, а в период спада учащаются кризисы.

    Теория эндогенного характера длинных волн:

    Ни одна из эмпирич. правильностей не возник. случайно: первая вызыв. потребн. произв-ва, а вторая – следствие создавшейся эк., соц., полит. обстан.



    Каждая фаза – результат кумулятивн. процессов, накапл. в ходе предыд. фазы.

Занятость и безработица.

Структура насел.:

  • трудоспос.

  • экономически активн. насел.:

  • занятые

  • безработные

  • добровольно незанятые

  • институциональн. насел (в тюрьмах)

  • нетрудоспос.

  • моложе 16 лет

  • достигшие пенс. возраста.

Совокупная рабочая сила – все лица, которые могут и намерены работать.

Занятые – часть экономически акт. насел. страны, которые работ. по найму, заним. частным бизнесом, наход. на гос. службе или учатся.

В России занятые:

  • работающие по найму

  • отсутств.в связи с врем. нетрудосп. (или в отпуске)

  • самост. обеспеч. себя раб.

  • проходящ. службу в ВС и ОВД

  • обучающ. в вузах и училищах.

Безработные – относящ. к эк. актив. насел. люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее получить по определ. причине.

    З/п – доход от фактора произв-ва под назван. «труд» или цена, выплачиваемая за использование ед. труда в теч. опред. времени.

    Норма безработицы – отношение числа безработных к числу раб силы.

    r = U/L·100%

Причины и формы безработицы.

В завис. от причины, поражд. безработ. выделяют формы безраб:

  • фрикционная (переход с одной раб. на другую или недавнее появл. работника на рынке)

  • структурная (несоответствие структуры раб. силы структуре раб. мест, т. е. появл. новые профессии, а старые станов. ненужны)

  • технологическая (после введения новых трудосбер. технолог. кол-во необход. работников уменьш., например в бухгалтерии)

  • циклическая (↓ во время подъемов и ↑ во время спадов)

  • вынужденная (пораждается самим мех. рынка – банкротство предпр.)

  • скрытая (люди раб неполный раб. день/нед. и не рег. как безраб.)

Естеств. уровень безраб. – ур. б. при полной занят в условиях существ. фрикционной и структурной безраб., т. к. они являются неизбежными.

Последствия безраб. и гос. регулирование занятости. Закон Оукена.

Последствия:

  • Снижение совок. дохода семьи, что влечет за собой необход. жить на сбережения

  • Снижение жизненного уровня

  • Потеря квалификации работника

  • Психолог. травмы для челвека, а => снижение здоровья нации

  • Молодежь пополняет криминал. среду

  • Снижение фактического ВВП по сравнен. с потенциальным

    Закон Оукена:

  • если темп прироста ВВП = 2,5 % в год, то ru = const

  • если темп прир. ВВП > 2,5 % в год, то ru ↓ (причем 1% ВВП соотв. 0,4% ru)

  • если темп прир. ВВП < 2,5 % в год, то ru ↑ (причем 1% ВВП соотв. 0,4% ru)

    ΔUr = – 0,4·(ΔВВП/ВВП · 100% - 2,5%)

    Каждый % безраб. выше естеств. уровня ведет к недопроизв. ВВП на 2,5 – 3%

    Гос. воздействие на рынок труда:


  • регулир. уровня и продолжит. безраб.

  • бесплатное посреднич-во и содейств. в подборе работы (службы занят.)

  • бесплатное получен. новой профессии и повышен. квалиф.

  • субсидии для переезда к новому месту жительства

  • временная занятость на обществ. работах

  • в Европе сущ. программы, допускающие выплату всей суммы пособ. по безработ. за макс. время при условии открытия безработным собств. бизнеса

  • соц. защита безраб.

Сущность инфляции и ее измерение.

Повышение цен:

  • Сезонное (во время праздников, после чего следует снижение цен)

  • Повышение цены на отдел. вид или группу товаров (например, на одежду из новой модной ткани, причем в этом случае цена на друг. од. сниз.)

  • Инфляция (повышение цен на все или большинство товаров)

Инфляция – долговрем. устойч. повышен. общего уровня цен на тов. и усл., поступающие на внутр. рынок данной страны.

Дефляция – долговрем. устойч. снижение. общего уровня цен на тов. и усл., поступающие на внутр. рынок данной страны.

Дезинфляция – замедление темпа прироста цены во время инфляции.

Дефлятор ВВП:

IP = ВВПНом./ВВПРеал.



Так же использ. индекс потреб. цен на те товары, которые покуп. потребит.

Норма инфляции – отношение прироста общего уровня цен в данном году к уровню цен в предыдущем году, выраженное в проц.:

ri = (Ip – Ip0)/Ip0·100%



Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек.

Причины инфляции:

  • избыточный спрос (ситуация, при которой создается устойчивое и долговрем. повышен. совок. спроса по сравн. с совок. предлож. тов. и услуг, что ведет к повышен. дохода и еще большее повышен. спроса)

    Источники избыт. спроса:

  • дефицит госбюджета (превыш. расх. над дох.), что ведет к выпуску денег.

  • резкое увелич. I, финансир. не из прибыли, а из сбереж.

  • несоответствующее уровню НД увеличение потреб. расходов насел. за счет необоснов. повыш. з/п, сбереж. или расшир. потреб. кредита

  • рост денежных издержек (повышен. з/п или цены на рес. вызыв. повышение цены на прод., после чего работники начинают треб. повыш. з/п, что опять отраж. на цене уже всех товаров и услуг, т. е. исходный ценовой шок порождает цепную реакц. распростр. роста издерж всех фирм и всеобщ ↑ цен)

  • инфляционные ожидания, котор. выз. чрезмер. спрос (быстрее купить товары, пока цены не ↑) и рост издержек (люди будут треб. ↑ з/п, добыв. отрасли ↑ цены на сырье и т. д.)

    Формы инфляции. Нормальная инфляция.

Формы инфляции. Умеренная инфляция.

Формы инфляции. Галопирующая инфляция.

Формы инфляции. Гиперинфляция.

Виды инфляции:

  • по характеру:

  • открытая (ни чем не сдерживаемый, своб. и продолж. рост цен)

  • спроса

  • издержек

  • скрытая или подавленная (гос-во устан. жесткий контроль над ценами в услов. товарн. дефицита)

  • инфляционный шок (одномоментное резкое повышен. цен)

  • по месту распростр.:

  • локальная (в 1 стране)

  • мировая

  • внутренняя (под возд внутр. финансово-эк. факторов

  • внешняя (порожд. внешнеэк. причинами)

  • по степени продвижения:

  • ожидаемая (возможно предотврат. или уменьш. потери)

  • неожиданная (снижен. всех видов фикс. доходов и перераспред. дох. м-ду кредиторами и заемщиками)

  • по темпам повышения цен:

  • нормальная (медленное повышение общего ур-ня цен, не превыш. 5%) – США, Япония, Германия.

  • умеренная (среднегодовой уровень цен повыш. на 5-10%) – Россия

  • галопирующая (среднегодовой уровень цен повыш. более, чем на 10%) – уровень цен изменяется каждый месяц, фирмы несут большие потери.

  • гиперинфляция (цена каждый месяц повыш. на 50%, что означает среднегод. норму инфл. в 13 000 %) в течение XX века она наблюдалась 4 раза.

Последствия инфляции для различных социальных групп населения (нет)

Антиинфляционная политика.

Виды антиинфляционной политики:

  • Шоковая терапия. Жесткая денежная политика помогает быстро сбить инфляцию, но сопровожд. значит. спадом произв. (снижен. гос. расходов или предлож. денег сниж. уровень цен, в то время как з/п ост. постоянной => прибыли фирм падают, и они сокращ. объем вып. и занятость).

  • Постепенное, многократное, но небольшое снижение темпов роста предлож. денег, что позволяет избежать глубокого спада, но не позвол. быстро снизить инфляц.

Коэффициент потерь – коэфф., показывающ., сколько % реального годов. объема вып. необходимо «принести в жертву», чтобы снизить инфляцию.

Особенности инфляции в России (нет)

Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филипса.

Безраб. и инфл. тесно взаимосв.:

Повышен. з/п вызыв. повышение цены на прод., после чего работники начинают треб. повыш. з/п, что опять отраж. на цене.

Кривая Филипса дает количественное соотношение м-ду динамикой и уровнем инфляции и безраб.

Общ-во стоит перед выбором:


  • добиваться слабой инфл., но примир. с высокой безраб.

  • допустить сильную инфл., но иметь небольшой ур. безр.

    Эта закономерность набл. только в краткоср. периоде.

    Отриц. сторона низкой инфл.: 1-2%-ная инфл. ведет за собой высокий ур-нь безраб.

    Но во время гиперинфляции безработица не равна 0, а наоборот увелич., порождая стагфляцию.



    Стагфляция – одна из наиболее тяж. форм кризиса эк., представляющая собой стагнацию (застой) инфляции.

Содержание экономического роста. Измерение экономического роста.

Эконом. рост – количественные и кач-нные изменения рез-тов производства и его факторов.

Эк. рост ведет к увелич. потенц. и реал. ВНП, возраст. эк. мощи нации, страны, региона.



Показатели эк. роста:

  • рост рал. ВНП за опред. период времени

  • рост ВНП на душу насел.

    Об эк. росте нельзя судить по номин. величинам. Надо по реальным.



    Эк. рост:

  • сравнив. уровень ВНП на дне и на пике эк. цикла

  • сравнив. уровень ВНП в периоды циклич. пиков.

    Эк. рост предполаг. увелич. потенц. ВНП.

    Если бы рост ВНП был пропорц. росту населен., то в расч. на одного жителя ВНП=const. Эк. рост предполаг. увеличен. выпуска тов. и усл. в среднем на каждого жителя.


Эк. рост – долговременное увеличение потенциал. ВНП как в абсолютных показателях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Скор. эк. роста выражается в среднегодовом темпе прироста ВНП.

Эк рост соверш. по принципу «сложных проц.»:

НД0 = 100 трлн. р. и повыш. на 10% в год, тогда:

НД1 = 110 трлн. р.; НД2 = 121 трлн. р.; НД3 = 133,1 трлн. р.

Если нам изв. Q0 и среднегод. темп прир. (τ), то за t лет эта велич. достигнет ур.:

Qt = Q0 (1 + τ)t

Если нам изв., что в исх. году

Q0, а в последнем Qt, то:



Факторы и виды экономического роста.

Эк. рост можно оценить с помощью сист. взаимосв. показат., отражающ. изменение результата производства и его факторов.



Факторы пр-ва:

  • труд

  • земля

  • капитал

    Эк. рост сопров. тем, что при прежнем объеме затрат созд. > ВНП, потому что растет производ. труда, увелич. капиталоотдача.



Совокупная факторная производит. – показатель, который дает обобщающ. характеристику отдачи труда и капитала.

Если она растет, то растет и ВНП



Типы эк. роста:

  • экстенсивный (за счет большего кол-ва факторов пр-ва, при сохранен. его прежней техн. основы)

  • интенсивный (за счет увеличен. качества факторов произв.)

Роль государства в стимулировании экономического роста. Кривая Лаффера.

Большая ставка нал. не означает больших поступл. в бюджет. После определ. уровня ставки налога (т. М) поступл. в бюджет уменьшаются.

Главная трудность – найти ту точку, в которой действительно находится экономика.

Критика Лаффера:


  • так ли эластично предложен. труда, чтобы значительно отреагировать на изменение ставки налога

  • снижение ставок имеет длительный лаг (временную задержку м-ду воздейств. и реакцией) воздействия.

  • вполне вероятно, что снижение нал. ставок вызовет сдвиг не кривой предлож., а кривой спроса (т. к. люди будут чувствовать себя богаче и будут больше времени тратить на досуг)

Политика экономической стабилизации.

Во-первых, правительство должно выбрать конечные цели экономической политики. На их основе определяются целевые показатели (полная занятость, нулевая инфляция).

Во-вторых, правительство должно оценить, какими полит. инструментами оно располаг.

В-третьих, гос-во должно опираться на какую-либо модель эк., связыв. цели и инструм.



Цели:

  • Взаимозаменяемые – цели, которых нельзя достичь одновременно (безработ. и инфл.)

  • Взаимодополняемые – цели, сочетающиеся друг с другом (рост НД и рост занят.)

  • Нейтральные – цели, не влияющие на достижение друг друга

    Целевая функция – определение множества целей.

    Элементы целевой функции (по Тинбергену):

  • объем гос. расходов

  • темп изменения реал. з/п

  • уровень занят.

  • индикатор распред. доходов

  • размеры инвест.

  • совок. спрос

  • уровень произв.

  • сальдо платежн. баланса

    Элементы целевой функции (в 1970-е годы экономисты рассматр.):

  • полная занятость

  • стабильность цен

  • отсутствие неуправл. дефецитов плат. баланса

  • устойч. уровень развит.

    Элементы целевой функции (которые рассматр. сейчас):

  • полная занятость

  • борьба с инфляцией

    Гос. регулиров.:

  • административные (законы) – прямое вмешательство

  • экономические – косвенное вмешат. (бюджетно-нал. и кред.-ден. политики)

    Политика:

  • антициклическая (борьба со спадами)

  • политика по достижению полной занятости

  • антиинфляционная политика





Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Лоренс Питер
ещё >>