М. С. Фарафонов москва «физкультура и спорт» 1980 ббк 75. 717. 5 Ф24 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Физическая культура и спорт» Москва «Физкультура и спорт» 2001 ббк 75. 23 5419.48kb.
Физическая культура и спорт» Москва «Физкультура и спорт» 2001 ббк 75. 23 5417.55kb.
В. Симфония жизни (популярная физиология человека) москва «физкультура... 13 3666.92kb.
Литература Аветисов Э. С. «Близорукость» 1 54.97kb.
Библиотекарь: Кошкина Н. В 1 113.83kb.
Богатырев Е. Г. Б73 Сергей Бубка.— М.: Физкультура и спорт 10 2250.85kb.
Галина Барчукова "Физкультура и спорт" 11 1820.6kb.
В. М. Клевенко быстрота в боксе издательство «физкультура и спорт»... 7 1120.31kb.
Центральным Советом Союза спортивных обществ и организаций СССР в... 33 6127.2kb.
Физкультура и спорт 1 295.01kb.
Тема. Физкультура и спорт в жизни людей 1 240.88kb.
Г в Венеции проводились состязания пловцов, это были одни из первых... 1 189.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

М. С. Фарафонов москва «физкультура и спорт» 1980 ббк 75. 717. 5 Ф24 - страница №1/5







М.С.Фарафонов



МОСКВА «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ» 1980



ББК 75.717.5 Ф24

Фарафонов М. С.

Ф24 Плавание брассом. — М.: Физкультура и спорт,

1980.— 64 с, ил.

Автор, заслуженный тренер РСФСР, который много лет был тре­нером сборной олимпийской команды страны, в популярной форме рассказывает о плавании брассом. Используя богатый опыт советских ?ренеров в подготовке пловцов брассом чемпионов и рекордсменов мира победителей олимпийских игр, он раскрывает содержание на­чального обучения, становления техники и совершенствования спор-тивного мастерства в этом способе.

Для спортсменов, общественных инструкторов,



60902-195 „ о ББК 75.717.5

ф^ 109-80 7А5.1

009(01)—80

4202000000

© Издательство «Физкультура и спорт», 1980 г.

Брасс — один из популярных способов плавания. Возможности его применения многогранны.

Так, хорошо известно оздоровительное значение плавания брас­сом, благоприятное гигиеническое воздействие его на организм че­ловека. Брасс используется как одно из средств лечебной гимнастики. Движения при плавании этим способом служат отличным корриги­рующим упражнением, применяемым для улучшения осанки, исправ­ления искривлений позвоночника. Брасс является одним из видов физических упражнений для людей пожилого возраста, позволяю­щим легко дозировать нагрузку.

Огромно прикладное значение плавания брассом.

Технику этого способа можно использовать в самых разнообраз­ных ситуациях, возникших в водной среде, свободно изменяя на­правление и скорость проплывания.

При плавании брассом сохраняется хорошая видимость, этим способом удобно подплыть к тонущему, оказать помощь ослабевшему в воде и транспортировать его к берегу. Применяя технику брасса, можно буксировать груз, плыть с каким-либо предметом в руках, особенно если нельзя погружать его в воду. В тех случаях, когда приходится снять с себя в воде одежду, удобнее всего это сделать, применяя брасс. Если понадобится нырнуть под воду, то брассист — готовый к действию ныряльщик. Ему не потребуются ласты — ведь движения в брассе — одна из разновидностей техники плавания под водой.

Для ряда профессий, таких, как геологи, речники, моряки, под­водники, спасатели, и многих других, требующих умения действо­вать в водной среде, овладение плаванием брассом — необходимая составная часть специальной подготовки.

Нельзя не сказать и еще об одной очень важной особенности брасса. В современном спорте подготовка пловцов теперь начинает­ся очень рано, часто еще до школы. И бывает так, что мальчики и девочки, не успевшие ранее приобщиться к спортивным занятиям, оказываются неперспективными «переростками». Так вот, единст­венный способ плавания, в котором возможно более позднее начало тренировок, — это брасс. Убедительным примером является спортив­ная биография одного из выдающихся пловцов брассом Дэвида Уилки (Англия): в 12 лет — первое знакомство со спортивным пла­ванием, в 14 лет — первые серьезные старты, а в конце спортивной



3

карьеры — рекорды мира и победы на многих соревнованиях по пла­ванию, включая первенство мира и олимпийские игры.

Немаловажно спортивное значение брасса. У советских спорт­сменов в плавании брассом имеется традиция победных выступле­ний. Первый рекорд мира по плаванию, установленный советскими пловцами, первая победа на первенствах Европы, самая первая их медаль (бронзовая) на олимпиаде, первые золотые медали на олим­пийских играх — все это достигнуто пловцами в брассе.

За спортивные достижения в. плавании брассом присваиваются почетные звания от юношеских разрядов до мастера спорта между­народного класса. Во всех соревнованиях по спортивному плаванию от самых простых до олимпийских игр проводятся заплывы брассом, им проплывается один из этапов в комбинированных эстафетах и, кроме того, брасс является составной частью дистанций комплекс­ного плавания. В команде пловцов на олимпийских играх брассисты могут завоевать по четыре золотых, серебряных и бронзовых меда­ли (за дистанции 100 и 200 м у женщин и у мужчин). Кроме того, в комбинированных эстафетах и в комплексном плавании этап, про­плываемый брассом, как правило, имеет решающее значение.

При начальном обучении плаванию брасс из-за большей слож­ности несколько уступает таким способам, как кроль и плавание на спине, научиться которым можно быстрее. Но важен ведь ко­нечный результат: освоив брасс, человек не просто способен дер­жаться на поверхности воды — он действительно становится плов­цом! И в самом деле. Вот он только-только проплывает 10—15 м. Но изменилась ситуация... Нужно, очень нужно проплыть вдвое, втрое больше! И, представьте себе, брассист в состоянии это сде­лать.

Итак, желаем вам успешного освоения способа брасс.

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БРАССА

Предполагается,\что человек умел плавать на самой ранней ступени своего^ развития. Он был вынужден учить­ся плавать, так как, переходя с четверенек в вертикаль-лое положение, постепенно утратил естественную (от рождения) способность большинства животных держать­ся и передвигаться в воде.

Вода привлекала человека возможностью добыть в ней пищу, спастись от зверей, укрыться от жары. Кроме того, передвижение по местности требовало умения прео­долевать водные преграды. Передвигаясь по мелководью, человек стал учиться держаться на воде и плыть в гори­зонтальном положении, беспорядочно загребая руками, ударяя и отталкиваясь ногами, совсем так, как это дела­ют и теперь купающиеся дети, не умеющие плавать.

Впрочем, в беспорядочности этих движений заметны два направления: плавание с попеременными движени­ями (встречается чаще) и плавание с одновременными движениями (встречается реже). Эти так отличающиеся один от другого способы плавания сформировались на той же двигательной основе, что и передвижение по суше бегом или прыжками. В результате длительной эволюции из первого направления, т. е. «плавательной конструк­ции» с попеременными движениями, через плавание «по-собачьи», «с выносом рук» (русские «саженки») сформи­ровался современный быстрый кроль. Развитие второго направления, т. е. плавания,^ одновременными движени­ями, привело к рождению экономичного брасса. Об этой естественной основе техники плавания следует помнить и сейчас. Посмотрите внимательно найетей, начинающих учиться плавать. Как только они, преодолев страх, овла­девают способностью держаться На поверхности воды и проплывать небольшие расстояния, одни из них, оставляя бурун всплесков от ног, начинают вразмашку грести ру­ками, другие (их меньше) робкими толчками начинают



5

скользить, но в их судорожных еще движениях без труда просматривается брасс. Недаром тренеры по плаванию говорят: «Плаванию учатся, брассистами рождаются».

\_В дальнейшем развитие и совершенствование двух этих видов плавания, прапрародителей современных спо­собов плавания, происходило одновременно, но далеко не равномерно. Плавание попеременным способом первона­чально развивалось значительно быстрее. Об этом свиде­тельствуют, например, дошедшие до нас изображения людей в египетских иероглифах, на ассирийских барель­ефах, рисунках и древнегреческих монетах. На них чаще можно увидеть человека, плывущего способом, который без сомнения представляет примитивный кроль.

Фигуры пловцов, скользящие по поверхности, как в брассе (рис. 1), встречаются значительно реже. Позднее

в Европе быстрее стало развиваться плавание брассом. Об этом убедительно говорят/литературные источники, относящиеся к XVI, XVII вв7. В первом произведении, описывающем плаваниеддошедшем до нас, — «Columbe-tes» («Водолаз») немецкого лингвиста Николаса Вине-мана (1538 г.) —учитель, рассказывая о плавании, обра­щает внимание ученика на то, как плавает лягушка, сове-

тует копировать ее движения в воде. Таким образом, мож­но считать, что первая книга по плаванию была книгой именно о брассе.

[Знакомство с литературой о плавании начала XVIII в. показывает, что брасс продолжает распространяться и совершенствоваться. В движении ног, например, отчет-





ливее становится разворот ступ­ней, в связи с чем такое плавание стали называть «лягушачьим».

Интересно, что название «по-лягушачьи» теперь почти не со­хранилось. Дело в том, что воз­росшая популярность этого спосо­ба привела к полному отождеств­лению его названия с понятием плыть правильно, плыть хорошо. Стало буквально так: раз плы­вешь на груди и плывешь пра­вильно, значит, плывешь брассом. С тех пор на большинстве евро­пейских языков (на английском и др.) плавание брассом называ­ется плаванием на груди. На французском языке оно было на­звано плаванием брассом. Это на­звание стало принятым и в Рос­сии.

Еще большее развитие полу­чает брасс в XIX в. В это время обучение плаванию становится важной частью военной подго­товки в европейских армиях. Брасс оказался для военных спе­циалистов настоящей находкой: приемы обучения плаванию брассом полностью совпадали с методами военного обучения то­го времени. Техника брасса лег­ко делилась на отдельные дви-

жения, что позволяло проводить обучение плаванию брассом под обычные воинские команды, как это уже бы­ло широко принято в строевой подготовке, фехтовании, штыковом^бою или изготовке к стрельбе. «Делай, раз! Делай, два!»... и под команду сержанта усатые гренаде-




6

7

ры заучивали отдельные движения брасса на суше, что­бы повторить их потом в воде (рис. 2).

Для того чтобы было удобнее выполнять такие отдель­ные движения в воде, стали применять нехитрое устройст­во, называемое удочкой; обучавшийся плаванию брассом надевал специальный пояс, прикреплявшийся веревкой к шесту, позволявшему удерживаться на поверхности во­ды. Учитель плавания, стоя на плоту или борту бассейна, поддерживал обучаемого за удочку на необходимой глу­бине. Позднее в крытых бассейнах на потолке устанавли­вался рельс, по которому двигались ролики со свисавши­ми до воды веревками с поясами. Надев эти пояса, целая группа могла одновременно обучаться плаванию, перед­вигаясь по кругу. В России, например, так был оборудо­ван бассейн Петербургского пажеского корпуса.

. В 1780 г. для армии Наполеона майором Аржи было составлено специальное подробное наставление по обуче­нию плаванию. В прусской армии в 1790 г. то же самое было сделано капитаном Пфулем. Интересно, что за это обоим авторам было присвоено генеральское звание. Эти первые воинские уставы по обучению плаванию преду­сматривали обучение способом брасс и использование его при форсировании водных преград (рис. 3).

Постепенно применение брасса для начального обуче­ния стало повсеместным. Методика деления способа пла­вания на элементы сохранилась до нашего времени. Дол­гое время способ брасс считался более правильным, «аристократическим» способом, чем «мужицкие сажен­ки», «по-собачьи» или на боку.

Когда в конце XVIII в. стадл/проводить спортивные соревнования по плаванию, никому и в голову не прихо-

8

дило разделить применявшиеся тогда способы. Но оказа­лось, что по скорости никакой конкуренции ни на корот­ких, ни на длинных дистанциях брасс не мог составить другим способам плавания. К тому же тихоходный брасс оставался совершенно без изменений, тогда как техника других способов быстро развивалась и совершенство­валась.

Все большую популярность получали развившиеся из народного способа плавания на боку способы «оверарм» и «треджен». Постепенно они вытесняли брасс. Особенно сильный удар плаванию брассом нанесло появление в Ев­ропе в начале XX вхавстралийского кроля. Было и еще одно обстоятельство), в связи с которым былая популяр­ность брасса стала быстро гаснуть: обучение плаванию новым способом проводилось более просто и естественно, методами, которые отличались от методов нудной мушт­ры, применяемой для обучения в брассе и до отвращения напоминавшей военную гимнастику. Как едко заметил один из последователей нового направления, «командо­вать легче, чем учить». \

Не удивляйтесь тому, чтоХсреди победителей первых Олимпийских игр вы не найдете пловцов брассом. По­скольку в соревнованиях можнЬ было плыть любым спо­собом, выигрывали пловцы, применявшие попеременные способы. Только в 1906 г., к IV Олимпийским играм, были составлены специальные правила, выделившие брасс как самостоятельный вид плавания. Правила были сформули­рованы нечетко и допускали разные толкования. Нача­лось как бы стихийное совершенствование техники брас­са. Так, немецкий пловец Радемахер для увеличения ско­рости перед поворотом и на финише стад проносить руки по воздуху. Затем, в 1934—1935 гг. в ОДА некоторые пловцы при проплывании дистанции брас&рм применили новую технику, работая ногами, как обычно в брассе, а руки пронося по воздуху. Новая разновидность брасса по­лучила название «баттерфляй» (бабочка). Советские пловцы тоже быстро освоили плавание баттерфляем, и в 1936 г. С. Бойченко проплыл две дистанции этим спосо-бом,/Значительно превысив официальные рекорды мира (ЮОм—1.06,8, 200 м—2.38,6).

Первоначально пловцы, применявшие технику старо­го брасса (классического брасса), выдержали натиск баттерфляистов. На Олимпийских играх 1936 г. амери­канские пловцы, применявшие новую технику, потерпели

9

поражение от брассистов, как тогда начали говорить, «ортодоксального стиля».

После того, как на, Олимпийских играх 1948 и 1952 гг. полное преимущество баттерфляя стало очевидным и воз­никла угроза исчезновения брасса, Международная феде­рация плавания в новых правилах разделила эти два спо­соба на самостоятельные виды. Но новыми правилами не было предусмотрено возникновение вариантов брасса.

Еще на Олимпийских играх 1928 г. филиппинский пло­вец Т. Ильдефонсо с успехом применил гребок руками до бедер и выиграл бронзовую (медаль. Но особенно эффек­тивным стало плавание брас&ж с таким гребком под во­дой. Оказалось, что если нырять, применяя движения брасса, то отсутствие сопротивления в результате волно­образования позволяет значительно увеличить скорость.

Дальнейшее усовершенствование техники выполнения гребка руками под водой с выходом на поверхность для вдохов позволило еще больше повысить уровень рекор­дов в брассе. На Олимпийских играх 1956 г. все три пер­вых места на дистанции 200 м заняли представители «ны­ряющего брасса». Впервые в истории советского плавания бронзовую медаль выиграл X. Юничев, отлично овладев­ший этой сложной техникой. После 1956 г. ныряние в брассе было запрещено.

\_Не следует, однако, думать, что эволюция брасса зак­лючалась только в применении новых элементов техники, не предусмотренных правилами, так сказать, в совер­шенствовании «в обход закона». С того момента, когда были проведены первые соревнования по плаванию брас­сом, тренеры и пловцы старательно отшлифовывали каж­дое движение, стремясь сделать его более сильным, доби­ваясь более высокой скорости.

Техническое мастерство пловца существенно зависит и от его физической подготовленности, уровня трениро­ванности. Ведь дело не заканчивается тем, что найден бо­лее эффективный вариант гребка, определен лучший темп. Важно выяснить и другое. Достаточно ли силы, чтобы выполнить такой гребок, хватит ли выносливости для достижения и удержания более высокого темпа? Про­должительное время в технике брасса улучшалась глав­ным образом ее экономичность, т. е. использование паузы во время скольжения для расслабления и отдыха. Такой была техника англичан И. Хольмена и П. Кортмана, бельгийца Ф. Курбэ, шведа Р.Андерсена (1908—1914 гг.).



Ю

Позднее техника усовершенствовалась главным образом за счет улучшения отталкивания ногами (экономное под­тягивание— энергичное смыкание). Представителями та­кой техники были бельгиец Ван-Пари, немцы Э. Радема-хер, Э. Сметас, а также известный советский спортсмен, рекордсмен страны 1934—1935 гг. в плавании брассом Г. Остен-Сакен.

В послевоенный период была сделана интересная по­пытка усовершенствовать брасс путем увеличения темпа прохождения дистанции при сохранении скольжения и наплыва. Известная воспитательница многих чемпионов олимпийских игр и рекордсменок мира голландский тре­нер М. Браун, умело используя особенности физического развития своей ученицы А. Хаан, ее легкость, очень хоро­шие обтекаемость тела и умение скользить, сочетающиеся с сильным гребком руками, поставила ей своеобразную технику. В отличие от общепринятых канонов А. Хаан (рекордсменка мира 1953 и 1954 гг.) начинала гребок, не поднимая головы. Это позволяло рукам выполнить хоро­ший захват и грести сильно и длинно. Полностью была изменена координация. В тот момент, когда ноги выпол­няли короткий, но хлесткий толчок, а руки выходили впе­ред, голова приподнималась над поверхностью воды и следовал короткий вдох. Вдох во время скольжения! Эта разновидность, не получившая в дальнейшем своего раз­вития (названная техникой брасса «с ранним вдохом»), позволяла развить во время прохождения дистанции очень высокий темп. Мы не зря так подробно останови­лись на этом ушедшем в прошлое примере. Он напомина­ет, что история плавания не только констатирует, но и учит. Дело в том, что если в тренировках юных пловцов брассом в упражнениях на повышение частоты движений не принять мер по сохранению современной координации, то интенсивная темповая работа непроизвольно приведет к появлению согласования с «ранним вдохом» и это будет мешать росту скорости.

В последующие годы поиск новых форм брасса пошел по пути сочетания темпа и силы гребковых движений. Это привело к разработке такой техники брасса, при которой скольжение и|наплыв были предельно сокращены. Перво­открывателем нового направления, ставшего основой сов­ременной техники брасса, был советский тренер С. Кобе-лев. Сущность этого варианта заключалась в том, что ру­ки начинали гребок сразу же, как выходили вперед, и



и

подхватывали движение толчка ногами в то время, когда оно еще не закончилось. Техника эта требовала очень большой силы рук и выносливости для сохранения темпа. Поэтому, хотя воспитаннику С. Кобелева В. Минашкину в 1953 г. удалось превысить мировое достижение, по-нас­тоящему этот вариант техники был освоен только спус­тя много лет, когда пловцы стали применять специальную силовую гимнастику и значительно больше тренироваться. Как вы видите/ значение гребка руками в технике брасса непрерывно', возрастало, ^однако использованию силы рук препятствовало то обстоятельство, что сильное начало гребка руками в обычной координации брасса то­го времени совпадали с началом вдоха. Это было невыгод­но по двум причинам, С одной стороны, приподнимание головы вверх над поверхностью воды создавало неблаго­приятные гидродинамические условия, с другой — сам акт вдоха рефлекторно\затормаживал напряжение мышц рук и плечевого пояса. \

Решение этого вопроса было найдено в применении техники так называемого\«поздиего вдоха». При этом ва­рианте вдох выполняется е приподниманием головы в са­мом конце гребка руками. \Хорошее использование такой новой техники продемонстрировали на Олимпийских играх 1960 г. американский брассист В.Мулликен и япон­ский пловец И. Осака. В дальнейшем оказалось, что вари­ант «позднего вдоха» можно сочетать с небольшим пере­катом от плавного подъема вверх до мягкого соскальзы­вания вниз. Эта техника, разработанная серебряным при­зером Олимпийских игр 1964 г\ Г. Прокопенко (СССР), получила название «планирующей брасс».

В Советском Союзе над совершенствованием новой техники брасса успешно работали рекордсмены мира В. Косинский (тренер Г. В. Яроцкий) и Н. Панкин (тре­нер О. В. Харламова).

Следующим этапом в развитии брасса стало качест­венно новое использование гребка руками. Применение специальных силовых упражнений на суше и использова­ние для этого дополнительных видов плавания, особенно кроля и баттерфляя, способствовали значительному уве­личению силы гребка в брассе. В свою очередь,|этО поз­волило на более высоком уровне использовать безнаплыв-ный вариант техники брасса. В развитие техники такого брасса большой вклад внесли также победители Олим­пийских игр 1972 г. японец Н. Тагути, американец Д. Хен-

кен и чемпион Олимпийских игр 1976 г. англичанин Д. Уилки.

Своеобразно шло развитие женского брасса. Долгое время уровень тренированности и технической подготов­ленности женщин сильно отставал от уровня развития этих качеств у мужчин. Постепенно разница эта сглажи­валась. На Олимпийских играх 1964 г. в Токио юная со­ветская брассистка Г. Прозуменщикова выиграла дистан­цию 200 м. Техника, которую она применяла, осталась лучшим образцом классического варианта брасса.

На Олимпиаде 1976 г. уровень тренированности и тех­нической подготовленности брассисток приблизился к уровню мужчин. Соревнования по плаванию закончились там триумфом советских спортсменок — из шести воз­можных медалей пять выиграли наши девушки. М. Ко­шевая стала олимпийской чемпионкой в плавании на дистанции 200 м. На олимпийских играх 1980 г. в Москве советские спортсмены брассисты подтвердили свой высо­кий класс: с высокими спортивными результатами завое­вали золотые медали и звание чемпионов на дистанции 200 м у мужчин Р. Жулпа, у женщин — Л. Качюшите.

Успешные выступления наших пловцов в брассе в пос­ледние годы — результат вдумчивой работы группы мо­лодых тренеров и главного наставника советских брас­систов В. Д. Зенова, смело и интересно экспериментирую­щего в технике брасса, умело сочетающего большие нагрузки в воде с интенсивной специальной физической подготовкой на суше.



следующая страница >>



Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. Василий Ключевский
ещё >>