М., Просвещение, 2011 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебник для общеобразовательных учреждений// В. И. Уколова, Л. 1 167.9kb.
Анализ внедрения фгос второго поколения на ступени начального общего... 1 92.11kb.
Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) 3 372.26kb.
«Что такое общество» 1 101.33kb.
4. 3 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса... 1 189.56kb.
Сведения о содержательном обеспечении образовательного процесса 3 529.62kb.
«в поисках духовного образа» 1 76.95kb.
Вебинары издательства «Просвещение» Издательство «Просвещение» 1 63.42kb.
Просвещение. Жан-Жак Руссо введение 1 257.15kb.
Школа России. Рабочие программы 1-4 кл Пособие для учителей оу 1 42.43kb.
Основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений... 1 29.91kb.
Козлова Е. И. Горнева О. П 1 270kb.
Общая характеристика учебного предмета 1 351.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

М., Просвещение, 2011 - страница №1/1



1.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.


Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • обогащение знаний о музыкальном искусстве;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

  • изучение особенностей музыкального языка;

  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Музыка в жизни человека.

30 ч.

35 ч.

14 ч.

13 ч.

4 ч.

4 ч.

2.

Основные закономерности музыкального искусства

60 ч.

66 ч.

2 ч.

17 ч.

24 ч.

23 ч.

3.

Музыкальная картина мира.

30 ч.

34 ч.

17 ч.

4 ч.

6 ч.

7 ч.

4.

Резерв.

15 ч.



















ИТОГО:

135 ч

135 ч

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч

3. Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.



4. Описание места учебного предмета.

В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.



5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального образования.

4 класс







Кол-во часов

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки



обучающихся

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Россия - Родина моя

1

Темы, уроки

1

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки СВ. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки


Найти стихи о Родине, родном крае, созвучные этой музыке

I




2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»


1

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Сочинить мелодию на стихи любимого поэта с.7 (рабочая тетрадь)

I




3

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

1

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос

Вспомнить былину или русскую сказку, где героя величали с.9 (рабочая тетрадь)

I




4

«Я пойду по полю белому...»

1

Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя

Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Придумать название к рисунку с.21 (учебник)

I




5

«На великий праздник

собралась Русь»

1

Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева

Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант

Выучить текст песни с.10 (рабочая тетрадь)

I




«О России петь - что стремиться в храм...»

6

Святые земли Русской


1

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина

Знать:

- имена святых, их житие, подвиги русских


святых;

- понятия: стихира, величание.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки


Нарисовать рисунок по теме «Илья Муромец»

II




День, полный событий

7

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

1

Образ осени в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке

Знать: понятие лад

(мажор, минор). Уметь: сопоставлять поэтические и музыкальные произведения



Вспомнить сказки А.С.Пушкина

II




8

«Что за прелесть эти сказки...»

1

Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись

Знать: понятия: опера, регистр, тембр.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки



Разыграть по группам сценки из сказки «Сказка о царе Салтане»

II




9

Музыка ярмарочных гуляний


1

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

Знать: жанры народной музыки

Вспомнить русские народные песни, которые использовались композитором

II




10

Святогорский монастырь

1

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Му-сорского «Борис Годунов»

Знать: понятие опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Придумать программу музыкального вечера

II




11

«Приют, сияньем муз одетый...»

1

Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки

Знать: понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Придумать программу музыкального вечера

II




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

12

Композитор -имя ему народ


1

Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле

Знать: понятия: народная музыка, музыка в народном стиле

Вспомнить знакомые русские народные песни

III




13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

1

Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра

Знать:

-названия и тембры народных инструментов;

- состав и ведущие инструменты оркестра.
Уметь: отличать звучание различных музыкальных инструментов


Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок»

III




14

О музыке и музыкантах

1

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Уметь: приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах

Выучит текст песни

III




В концертном зале

15

Музыкальные инструменты

1

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации

Знать: понятия: ноктюрн, квартет, вариации.

Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели



Вспомнить Басню И.А.Крылова «Квартет»

III




16

Старый замок. «Счастье в сирени живет...»

1

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы

Знать: понятия: сюита, романс.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки



Придумать ритмический рисунок

IV




17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...»

1

Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная

Знать: многообразие танцевальных жанров. Уметь: на слух определять трехчастную музыкальную форму

Не задано

IV




18

«Патетическая» соната Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...»

1

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра

Знать: понятия:

- музыкальных жанров:


соната, романс, барка
рола, симфоническая
увертюра;

- оркестр, дирижер



Вспомнить знакомые произведения Л.Бетховена

IV




День, полный событий

19

Зимнее утро. Зимний вечер


1

Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки

Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки



Нарисовать рисунок по теме «Зимнее утро»

IV




В музыкальном театре


20

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин» (П-Ш действия)

1

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую.

«За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина



Знать:

- процесс воплощения


художественного замысла произведения в музыке;

- содержание оперы.


Уметь: проводить интонационно-образный
анализ музыки

Разыграть сценку II-III действия оперы «Иван Сусанин»

IV




21

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)

1

Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация - ария Сусанина

Знать:

-название изученных жанров и форм музыки.

Уметь:

- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;



-петь легко, звонко, не форсируя звук.


Разыграть сценку IV действия оперы «Иван Сусанин»

IV




22

«Исходила младшенька...»

1

Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере

Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Выучить текст песни с.100 (учебник)

V




23

Русский Восток. Восточные мотивы.

1

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна

Уметь:

-определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;

-проводить интонационно-образный анализ


Нарисовать рисунок по теме «Шамаханская царица»

V




24

Балет И. Стравинского «Петрушка»

1

Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры

Знать:

-процесс воплощения


художественного замыс
ла в музыке;

-значение народного


праздника - Масленицы.
Уметь определять ор
кестровые тембры

Вспомнить масленичные песни, игры, забавы

V




25

Театр музыкальной комедии

1

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

Знать: что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития

Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт

V




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»


26

Исповедь души


1

Музыкальный жанр:

прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине



Знать понятия: прелюдия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Не задано

V




27

Мастерство

исполнителя

1

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель.

Интонационная выразительность музыкальной речи



Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Уметь «сочинять» -

импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения


Назвать известных исполнителей классической музыки

V




«О России петь - что стремиться в храм...»

28

«Праздников

праздник, торжество из торжеств»

1

Светлый праздник -

Пасха. Тема праздника в духовной и народ-

ной музыке. Тропарь,

молитва, народные

песни


Знать понятия: тропарь, волочебники.

Уметь проводить интонационно-образный

и сравнительный анализ

музыки


Выучить текст песни c.32 (учебник)

VI




29

Светлый праздник

1

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова «Светлый

праздник»



Знать понятия: сюита, трезвон.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать:

-понятия: гимн, величание



Нарисовать рисунок по теме «Светлый праздник Пасхи»







30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

1

«Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности

Знать:

-«житие» и дела святых


Кирилла и Мефодия;

-понятия: гимн, величание



Выполнить задание в рабочей тетради с.8-9.







«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

31

Праздники русского народа.

Троица.

1

Народные праздники:

Троицын день. Обычаи

и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева


Знать содержание

и значение народного

праздника.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст



Вспомнить названия русских народных песен.







Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

32

Музыкальные

инструменты

1

Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня

Знать:

- историю инструмента


гитара;

- понятия: обработка,


импровизация, переложение музыки; авторская песня.

Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)



Вспомнить басню И.А.Крылова «Квартет»







33

Музыкальный сказочник

1

Н. А. Римский-Корсаков - величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки



Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С.Прокофьев «Петя и Волк»)







34

«Рассвет на Москве-реке»М.П.Мусоргский

1

Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины

Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Не задано











Если хочешь узнать, что думает о тебе твой знакомый, разозли его. Оливер Уэнделл Холмс-старший
ещё >>