Логоритмика как важное средство коррекции речи у детей с онр - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практический семинар 19. 02. 2014г. Мастер-класс «Технология речевых... 1 32.53kb.
1. методологические основы курса 1 174.47kb.
Экотерапия как средство коррекции страхов детей с нарушениями опорно-двигательного... 1 18.53kb.
Литература для учителя и учащихся Примерные краткие планы занятий... 2 438.8kb.
Программа по развитию связной речи для детей с онр 8 1234.66kb.
Дипломная работа 4 925.03kb.
Кинезиологические упражнения как одно из средств формирования речи... 1 84.84kb.
Как коммуникативное средство устной речи 1 49.67kb.
Психогимнастика как средство коррекции демонстративного поведения... 1 44.72kb.
Приложение к Игротеке Использование средств мультипликации в преодолении онр 1 74.47kb.
Индивидуальная работа с детьми с онр (I – II уровня) I развитие понимания... 1 40.68kb.
Г. Развитие выразительности танцевальных движений при организации... 1 55.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Логоритмика как важное средство коррекции речи у детей с онр - страница №1/1





КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «ЛОГОРИТМИКА КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР»


ВЫПОЛНИЛА:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

МДОУ ДЕТСКИЙ САД №48

МАГЛЮЙ АЛЛА НИКОЛАЕВНА

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………3

1.1. Объект, цели и задачи логопедической ритмики…………………………3

1.2. Из истории музыкально-ритмического воспитания………………………5

2. Основные направления логоритмической работы в группах детей с

общим недоразвитием речи…………………………………………………….9

2.1. Краткая характеристика эмоционально-волевой, двигательной и сенсорной сфер у детей с общим недоразвитием речи………………………9

2.2. Особенности работы музыкального руководителя в группах детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………..11

2.3. Планирование и структура музыкально-ритмических занятий……….17

3. Заключение…………………………………………………………………32

Список используемой литературы…………………………………………..33

1. ВВЕДЕНИЕ

В системе коррекционной работы по преодолению недоразвития речи у дошкольников логопедическая ритмика занимает особое место. Важнейшей задачей логоритмики является нормализация двигательных функций и речи у детей, поэтому оно естественным образом входит в структуру музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими речевую патологию.

Необходимость появления данной разработки обусловлена следующими обстоятельствами:

1) недостаточная освещенность в литературе вопросов логоритмической и музыкально-ритмической проблематики;

2) музыкальные руководители - выпускники музыкально-педагогических заведений – не имеют соответствующей подготовки для работы с детьми в специальных группах ( в программы многих музыкально – педагогических училищ не включены курсы по логопедии;

3) отсутствие коррекционных программ и методических пособий по музыкально-ритмическому воспитанию для детей с ОНР;

4) наличием специфических особенностей и разнообразием проявления дефекта ОНР.

Анализ недостатков речи и произвольных движений у дошкольников с ОНР убедил музыкальных работников и логопедов дошкольных учреждений города в необходимости организации специальных музыкально-ритмических занятий, способствующих развитию двигательной и сенсорной сфер у детей и содействующих устранению речевого недоразвития.



1.1. Объект, цели и задачи логопедической ритмики

Логопедическая ритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина.



Первое понимание логопедической ритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логоритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, лечения, обучения детей с различными аномалиями развития, особенно в соотношении лиц с речевой патологией.

Объектом логопедической ритмики является ребенок с речевой патологией.

Предметом – разнообразные нарушения психомоторных функций детей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Целью – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, и, в конечном итоге, адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики – оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений; осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.

С помощью занятий логопедической ритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Все это способствует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Воспитательные задачи этих занятий разнообразны:

1. Воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

2. Воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т. е. воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно творческие способности.

3. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

Коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.

Музыкальный руководитель должен учитывать возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, особенности нарушений речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гиозиса, слухового и зрительного внимания, памяти, а также тип специального учреждения (речевой детский сад, речевая группа при массовом детском саде).



1.2. Из истории музыкально – ритмического воспитания

В начале XX века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метод ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак_Далькроз (1865-1950).

В чем сущность метода Э. Ж-Далькроза? При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решил задачу «воспитания ритма при помощи ритма», а затем, используя специально подобранные упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит А. Г. Александровой и В.А. Гринер. А. Г. Александрова подчеркнула важность ритмического воспитания, которое должно вестись на основе тесного соединения ритма и музыки.

Ритмика по системе Жак-Далькроза, основанная на принципе доступности, есть одно из средств борьбы с аритмией, разрушающим образом действующей на психофизическую и общественную жизнь человека.

В нашей стране в 30-40е годы система музыкально- ритмического воспитания разрабатывалась А.Г. Александровой, В.А. Гринер, Н.П. Збруевой, Е.В. Коноровой, М.А. Румер, Е.П. Шепулиным.

Система ритмического и музыкально-ритмического воспитания строилась с учетом следующих положений:

1. Возрастные особенности и особенности пола.

2.Профессиональные особенности (художественная, хореографическая, музыкальная школы.

3. Моторная и интеллектуальная одаренность учеников.

4. Занятия логоритмикой должны воспитывать чувство коллективизма: каждый участник действия как бы тонет в общей массе, но вместе с тем, сознает всю ответственность возложенной на него задачи.

5. Ритмика позволяет ребенку проявить себя в движениях не заученных, не зафиксированных, а всегда новых, неожиданных.

В 50-60е годы систему музыкально-ритмического воспитания применительно к дошкольному возрасту разрабатывали Н.А. Ветлугина, Л.В. Кенемани их ученики: М.Л. Палавандишвили, А.Н. Зимина. В разработке содержания ритмики участвовали М. А.Румер, Т.С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю.А. Двоскина. Несколько позднее в работе приняли участие А. Н. Заколпская, С.Г. Товбина, Е.Н. Соковнина, Е.И. Иова, И. В. Слепович и др.

Пионером введения лечебной ритмики в систему лечения нервнобольных является профессор В. А. Гиляровский. Им была создана особая система лечебной ритмики для детей и вхзрослых, которую на практике реализовала В. А. Гринер.

Лечебная ритмика находит в 30е годы применения и в логопедических учреждениях, но не в полном объеме и в несколько специфическом виде.

В системе ритмического воздействия на детей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках – логопедическая ритмика.

Первоначально логопедическая ритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой. В своей статье «Логопедическая ритмика» (1936 г) В. А. Гринер и Ю.А. Флоренская впервые поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики с заикающимися с целью улучшения их речи.

В 50-70е годы появились работы по логопедической ритмике, касающиеся устранения заикания детей. Логопедическая ритмика привлекает внимание исследователей и в последующие 70-80е годы, но по-прежнему лишь в отношении заикающихся.

Попытка расширить область применения логопедической ритмики в различных реабилитационных методиках была предпринята в учебно-методическом фильме «Логопедическая ритмика в детском саду», где был представлен разнообразный логопедический материал, который можно использовать в коррекционной работе по устранению функциональной дислалии, стертой форме дизартрии, а также в рамках поведения и речи заикающихся детей 4-7 лет.

Продолжателем идей Эмиля Жак-Далкроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Достоинством этого метода является использование творческих возможностей ребенка и доставление ему эстетических эмоций.

Основу занятий составляет синтез слов, музыки, движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах. Благодаря двигательной экспрессии и максимальному упрощению требований к технике овладения игрой на инструментах этот метод находит всестороннее применение. Его элементы введены в программы детских садов, музыкальных и общеобразовательных школ.

Таким образом, логопедическая ритмика все более широко используется в различных реабилитационных методиках как одно из самостоятельных средств коррекционного воздействия в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями.



2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

2.1. Краткая характеристика эмоционально-волевой, двигательной и сенсорной сфер у детей с общим недоразвитием речи.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения речи.

Общее недоразвитие речи представляет собой системное нарушение развития речи, при котором отстает от нормы формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики.

На базе ДОУ №48 создано 4 логопедических группы, работают 4 логопеда высшей категории.

В результате проведенного диагностического обследования детей было установлено, что у детей с ОНР плохо скоординированные движения, отсутствует чувства ритма, темпа, бедная мимика. У многих детей с ОНР не сформированы психические функции (неустойчивое внимание, плохая память), слабо сформирована просодическая сторона речи (т.е. интонационная выразительность, сила голоса, темп речи), низкий уровень саморегуляции и самоконтроля, а также эмоционально-волевой сферы. И это не случайно, т.к. дети с ОНР имеют специфические особенности, которые проявляются в несформированности процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти, нарушение общей, пальцевой и артикуляционной моторики и недостаточной сформированности словесно-логического мышления.

Нарушения внимания и памяти проявляется в неустойчивости внимания, в трудности запоминания, в ограниченной возможности быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Такие дети плохо воспринимают пространные, неконкретные объяснения педагога. Несформированность процессов внимания сказывается на развитии памяти.

Детям бывает сложно запомнить последовательность предложенных заданий или 3-4х ступенчатых инструкций. Очевидно, все это ограничивает возможности познавательной деятельности детей.

Очень заметным является отставание в моторном развитии, которое выражается в виде плохой координации движений, неловкости, неуверенности и в неточном воспроизведении объема движений. Часто дети ходят, ссутулившись, опустив голову, шаркая ногами. Нередко у них наблюдается слабость правой руки, и они охотнее пользуются левой рукой. Большинство детей с ОНР плохо ориентируются в пространстве: путают левую-правую стороны, затрудняются выполнить серию движений, особенно если у них не сформировано понимание педагогов над, под, к, от, перед, за, сзади и т.д. Поэтому выполнение движения или серии движений по словесной инструкции вызывает наибольшие трудности.

Дети с ОНР плохо слышат и различают акустически близкие звуки: свистящие - шипящие, твердые – мягкие, глухие – звонкие. У них слабо сформированы процессы слухового восприятия и воспроизведения. По-видимому, именно по этой причине дети плохо различают и воспроизводят звуки по высоте и длительности, движение мелодии вверх и вниз.

Работая с детьми, имеющими недоразвитие речи, музыкальные руководители отличают у них низкий уровень сформированности музыкально-ритмических особенностей.

У Большинства детей с ОНР отстает развитие мелкой моторики пальцев рук. Движения пальцев неточны, малоподвижны, несогласованны. Многие дети с трудом удерживают мячи, кубики, ленты, флажки, поэтому музыкальным руководителям необходимо знать о такой особенности и учитывать в своей работе.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, у детей с речевым недоразвитием словесно-логическое мышление несколько отстает от возраста. Они затрудняются в выделении главного предмета или действия.

Мышление носит конкретный или описательный характер, а рассуждения и умозаключения бедны и логически не связаны друг с другом.

Дети с ОНР часто бывают замкнутыми, неуверенными в себе, раздражительными, обидчивыми. Особенно ярко эти качества личности ребенка проявляются в начале коррекционно-воспитательной работы и объясняются негативным отношением детей с ОНР к новой, незнакомой обстановке, в которую они попадают, и трудностями, возникающими у них при установлении контактов с взрослыми и сверстниками. Поэтому и логопед, и воспитатели, и музыкальный руководитель должны всегда помнить об этом и пытаться создать для ребенка доброжелательную, комфортную обстановку.

Все упражнения на занятиях проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Группы логопедические малочисленные, по 10-15 человек. Успешность всей работы будет зависеть от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего.

2.2. Особенности работы музыкального руководителя в группах детей с общим недоразвитием речи

Специфика проведения музыкально-ритмических занятий определяется следующими психофизическими особенностями детей:

- наличие речевых недостатков;

-неполная сформированность процессов внимания, памяти, словесно-логического мышления (дети плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений);

- недоразвитие общей моторики, мелкой моторики пальцев, артикуляционной моторики (недостаточная согласованность движения с музыкой и словом, затруднения в передаче ритмического рисунка);

- присутствие характерологических черт (трудности контакта с окружающим в новой, непривычной обстановке, отрицательное отношение к новому, медлительность, скованность, трудное переключение с одного вида деятельности на другой, неуверенность в себе и т.д.).

На логоритмических занятиях музыкальный руководитель совместно с логопедом и воспитателями решает познавательные, эстетические, нравственные задачи.

Музыкальный руководитель принимает непосредственное участие в исправлении у детей речевого нарушения и нарушений в двигательной и слуховой сферах, тесно связанных с нарушениями речи. Весь речевой материал согласуется с логопедом и воспитателями группы.

На логоритмических занятиях музыкальный руководитель осуществляет систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

Музыкально-ритмические занятия проводятся 2 раза в неделю. Поскольку они служат целям коррекции речи и личности ребенка, то на занятиях предусматривается реализация 2 основных составляющих логоритмической работы: развитие речевых и неречевых процессов у детей, что представлено в следующее таблице.



Неречевые процессы

Речевые процессы

Развитие слухового внимания, слуховой памяти

Воспитание физиологического и речевого дыхания

Развитие оптико-пространственной ориентации

Развитие артикуляционной моторики

Развитие координации движений

Воспитание высоты, силы звучания голоса

Воспитание чувства темпа, ритма в движении

Воспитание четкого произношения звуков, слогов, слов




Воспитание всех видов (звуковысотного, мелодического, тембрового, гармонического)




Развитие мимических мышц лица

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости формирования и развития у детей с ОНР двигательных способностей как основы воспитания речи.

Особое место в работе по преодолению моторного недоразвития занимают упражнения, воспитывающие чувство ритма. Дети учатся воспроизводить ритмический рисунок хлопками, отстукиванием, взмахами, перетопами. Работа над развитием чувства ритма в музыке помогает перенести эту способность в движение и речь. Отметим, что работа по развитию чувства ритма является наиболее важной.

Развитие движений сочетается со словом и музыкой, и представляет собой целостный коррекционно-воспитательный процесс. Эта работа проводится поэтапно и последовательно. Сначала формируются основные движения: ходьба, бег, прыжки, равновесие. Параллельно в занятия включаются общеразвивающие упражнения, которые укрепляют мышцы тела, дыхательную и сердечно - сосудистую системы. Они делятся на упражнения для мышц туловища, для рук и плечевого пояса, для ног. Общеразвивающие упражнения могут проводиться с предметами и без них. Каждое движение формируется постепенно. Педагог выполняет движение от начала до конца, а затем делает расчлененный упражнения в медленном темпе и с пояснением всех его элементов.

На следующих этапах вводятся упражнения по координации речи с движением. Речевая моторика формируется постепенно и сочетается с основными движениями.

Например, произношение:

звука «у» сочетается с вытягиванием рук вперед (упражнение «Пароход гудит»);

звука «и» - с разведением рук в стороны (упражнение «Раздвигаем стены»);

звука «о» - с округлением поднятых рук (упражнение «Солнышко»);

звука «е» - с наклонами туловища вниз (упражнение «Насос»);

«ква» -наклоны головы вперед с отведением согнутых в локтях рук назад;

«цпа», «цпо», «цпу», «цпы» -отведение рук, согнутых в локтях, назад и т.д.

При координации речи с движением следует уделять особое внимание подбору речевого материала, согласуя его с логопедом. Позднее, умение двигаться и говорить закрепляется в коллективных играх – хороводах, играх-драматизациях, инсценировании песен.

В начале коррекционно-воспитательной работы важное место на занятиях уделяется развитию зрительной и слуховой памяти. Для формирования слуховой памяти и внимания предлагаются специальные задания типа «Запомни и повтори» и подвижные игры типа «Кто быстрее соберет кружок».

Из логоритмических средств, в первую очередь, используются сигналы: музыка, слово, жест, речевой сигнал («хоп», «стоп», «вверх», «вниз», «вправо», «влево»). Дети меняют направление или характер движения, реагируя на изменение темпа, ритма, динамики, формы музыкального произведения.

Эффективным средством в работе над развитием слухового внимания и памяти является слушание музыки. Дети сравнивают отрывки музыкальных произведений разного характера и содержания. Например, «Танец Анитры» и «Песня Сольвейг» Э. Грига. Слушание музыки сопровождается словесным пояснением с использованием наглядных средств.

Полезно развивать мышечно-двигательные ощущения. Слушая музыку, можно кистью руки «рисовать» в пространстве различные предметы, использовать элементы пантомимики и различные движения: отстукивание, хлопки, взмахи руками.

На музыкально-ритмических занятиях решаются также задачи развития мимики лица, дыхания, голосообразования.

На начальном этапе коррекционно-воспитательной работы формируется физиологическое дифференцированное дыхание «нос-нос», «нос-рот». Например, под мелодекламацию педагога «На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса», дети выполняют следующие действия:

- поворачивают (или наклоняют) голову к правому плечу – вдох, возвращают голову в исходное положение – выдох;

- поворачивают голову к левому плечу –вдох, возвращают в исходное положение – выдох;

- наклоняют голову вперед на грудь – вдох, поднимают – выдох.

Воспитать удлиненный, продолжительный выдох помогают специальные упражнения типа «Надуй шарик», «Согреем ладошки», «Подуй на варенье».

Постепенно в упражнения на развитие дыхания включается голос. Очень важно, чтобы речевой материал дети произносили на выдохе.

Начинать работу по формированию речевого дыхания целесообразно с произношения глухих согласных звуков.

Например:

- руки на поясе, подняться на носки – вдох;

- опуститься на полную ступню – тянуть глухой звук «ф» («с», «ш»);

- произношение отдельных гласных и сочетаний гласных звуков.

Далее, полезно произносить на выдохе сочетание согласных-гласных звуков (слогов), слов, фраз. Необходимый речевой материал, соответствующий целям и задачам логопедической работы, проводимой на каждом из этапов коррекционно-воспитательной деятельности, должен предоставить логопед.

Методика работы над развитием голоса предполагает воспитание силы голоса, высоты и длительности его звучания. Упражнения для развития голоса могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Однако, пока у детей не сформировано правильное звукопроизношение, методика работы над пением отличается от общепринятой методики, применяемой в массовых группах детского сада. Воспитание голоса в специализированных группах начинается с пропевания гласных звуков, затем слогов «па», «ма», «тук», «ко» и т.п. И только по мере освоения правильного произношения песни исполняются со словами.

Из вышесказанного следует, что музыкально-ритмические занятия с детьми, страдающими ОНР, тесно связаны с логопедическими. Их содержание изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Для успешного осуществления поставленных задач занятия проводятся с использованием игровых приемов.

2.3. Планирование и структура музыкально-ритмических занятий

Музыкальный руководитель совместно с логопедом составляет перспективный план работы по всем видам деятельности. Из опыта работы можно сделать вывод, что перспективный план целесообразно составлять на 3 месяца (см. Приложение). При планировании важно уточнить уровень общего музыкального развития детей, определить задачи на данный период и соотнести их с этапами коррекционной работы. Важно подобрать музыкальный материал, который соответствовал бы навыкам и возможностям детей на данном этапе.

В планировании логоритмических занятий необходимо использовать принцип концентрического наращивания материала по всем видам изучаемых лексических тем – времена года, сбор урожая, новогодние праздники, зимующие птицы, транспорт и т.д. (см. Приложение).

Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры. Тематическая направленность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим занятиям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Занятия для детей с диагнозом ОНР строятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы не уставали.

Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока они ее усвоят, а распевки на гласные петь долго: с сентября по октябрь, а иногда и ноябрь.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа). Дыхательные упражнения основаны на методике Б.Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова (см. Приложение).

В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В результате практической работы сложилась следующая структура музыкально-ритмического занятия: вводная часть, основная и заключительная.

Каждая часть включает в себя различные виды упражнений, которые решают определенные коррекционные задачи.

В таблице приведены варианты упражнений, используемых при решении коррекционных задач во вводной, основной и заключительной частях логоритмического занятия.



Части

Время

Виды упражнений

Коррекционные задачи

Вводная

5-7

мин.


Основные движения:

ходьба и маршировка в различных направлениях;

построение шеренг, колонок, перестроение;

перешагивание через предметы, обход предметов;

бег, прыжки, поскоки в различных направлениях;

упражнение на развитие равновесия.



Воспитание темпа и ритма;

воспитание слухового внимания;

воспитание зрительно-пространственной ориентации; воспитание координации движений;

развитие физиологического дыхания;

развитие словаря детей: понимание и употребление ударений, определений, предлогов (вправо-влево, между, около, выше - ниже, в центр – из центра, прямо - в сторону и т. д.)


Основная

20-22 мин.


1. Общеразвивающие движения без речи и с включением речи.

2. Упражнения на развитие координации движений.

3. Упражнения, активизирующие все виды внимания.

4. Упражнения, развивающие чувство музыкального темпа и ритма.

5. Упражнения на развитие музыкального слуха.

6. Упражнения, развивающие речевое и физиологическое дыхание.

7. Упражнения, развивающие – голос и артикуляцию (пение, распевание).

8. Упражнения на развитие тонких движений пальцев рук.

9. Слушание музыки.

10. Игра.




Воспитание правильной осанки;

воспитание ловкости, точности выполнения движений;

воспитание темпа и ритма;

воспитание слуховой памяти, внимания;

воспитание переключаемости движений;

воспитание ориентировки в пространстве;

развитие всех видов музыкального слуха;

воспитание длительного и плавного выдоха;

воспитание силы, высоты и выразительности голоса.


Заключительная

5-7

мин.


1. Упражнения на развитие мимики в соответствии с музыкальными образами.

2. Слушание музыки в сочетании со спокойными движениями с предметами и без предметов.

3. Спокойная ходьба и маршировка.


Воспитание личностных качеств;

воспитание четкой артикуляции звуков, слогов, слов, фраз;

нормализация дыхания;

перестройка и уравновешивание процессов возбуждения и торможения нервной системы.



Как видно из таблицы, темп и ритм, слуховое внимание, зрительно - пространственная ориентировка, координация движений, дыхание формируются в различных видах упражнений на протяжении всего занятия (в основных движениях, в общеразвивающих упражнениях, в играх).

Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук также включается в разные части занятия, например, в распевание или пение.

Физиологическое и речевое дыхание совершенствуются в упражнениях двигательного характера (основные, общеразвивающие движения), в пении и в специальных заданиях, формирующих плавный и продолжительный выдох без голоса и с голосом, что обеспечивает комплексное решение ряда коррекционных задач. Например, во вводном упражнении «Музыкальное приветствие» дети подпевают трезвучие со словом «здравствуйте» и с одновременным движением пальцев рук. Таким образом, развивается координация голосодыхательных и моторных навыков.

а) Вводные упражнения

Вводные упражнения заключаются в легких заданиях, в большинстве случаев в виде маршировки в различных направлениях, а также бега, поскоков, прыжков. Через эти упражнения музыкальный руководитель развивает у детей первоначальные навыки хождения по кругу (в одиночку и парами), умение соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п.

Во вводных упражнениях дети учатся ориентироваться в пространстве, координировать свои движения, передавать в ходьбе, беге, поскоках темп и ритм музыки, регулировать дыхание. У них формируется слуховое и зрительное внимание.

б) Упражнения на развитие памяти и внимания

Упражнения этого раздела:

- стимулируют внимание и укрепляют зрительную слуховую и моторную память ребенка;

- воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители;

- формируют навыки быстрого переключения с одного движения на другое;

- способствуют удержанию в памяти ряда зрительных действий.

Упражнения должны быть тщательно продуманы для того, чтобы получить максимальные результаты, не загружая детскую психику чрезмерным напряжением.

Следует считаться с возрастом детей и их возможностями. Включая только одно из упражнений этого раздела в свое занятие, музыкальный руководитель должен учесть, следует ли выбрать подвижное задание, связанное с маршировкой или бегом, или задание статического характера. Этот выбор стоит в зависимости от психомоторного напряжения предыдущего и последующего упражнений данного занятия.



в) Общеразвивающие упражнения

Проводятся из положения, сидя, лежа, стоя, без речи и с речью, и выполняются в определенном темпе и ритме. Общеразвивающие движения делятся на упражнения для мышц туловища, мышц рук и плечевого пояса, мышц шеи и головы, мышц ног.

По мере закрепления двигательных умений полезно включать общеразвивающие движения в комплекс упражнений. Это способствует активизации внимания, памяти, нормализации мышечного тонуса, темпа и ритма.

КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

(Ж.Фирилева, Е.Сайкина)

Движения детей соответствуют тексту.

Музыкальный руководитель

Встанем смирно, без движенья,

Начинаем упражненья:

Руки вверх, подняли – раз!

Выше носа, выше глаз!
Упражнение второе –

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.


А третье у нас упражненье –

Руки к плечам – круговые движенья.

Вперед-вперед, назад-назад,

Это полезно для наших ребят.


А теперь их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.


Затем приступим к туловищу мы –

Наклонов восемь сделать мы должны.

Сначала два раза вперед наклонись,

Затем два раза назад – не ленись!


Вправо и влево ты наклоняйся,

Делай красиво, не ошибайся.


На ноги свои обрати ты вниманье,

Делай глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно,

Пружиня вверх – скачите дружно!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий!


Ногу правую к груди,

Да смотри, не упади!

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.


г) Упражнения, развивающие чувство ритма

Все движения, которые разучиваются под музыку, развивают чувство темпа и ритма. Музыкальный руководитель проводит на занятиях по логоритмике постоянную работу над различением медленного и быстрого темпов, замедления и ускорения в музыке. Тренировку можно начинать с простейших ритмов: прохлопайте свое имя, день недели и т.д. Дети очень любят работать с ритмическими карточками, выкладывать на фланелеграфе простейшие песенки – ритмы.

Ритмический рисунок можно выполнять хлопками, перетопами, бегом, прыжками, игрой на детских музыкальных инструментах.

ПРИМЕР РИТМИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ «КАПЛИ»

Музыкальный руководитель.

Капля-раз! Капля –два!

(Удары ладонями обеих рук по коленям , , )

Капли медленно сперва.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой.


д) Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции

Важнейшим условием правильной речи является плавный и длительный выдох и четкая артикуляция. Физиологическое дыхание осуществляется непроизвольно, вдох и выдох происходят через нос. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. Речевое дыхание отличается от физиологического: говорящий в самом начале высказывания может вдохнуть носом, но при длительном высказывании воздух поступает в легкие только через рот, т.к. быстро и бесшумно вдохнуть через носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания необходимо приучать детей бесшумно и быстро делать вдох через рот. Выдох должен быть продолжительным и плавным.

Дыхание, голосообразование и артикуляция представляют собой единый процесс, поэтому начинать работу по постановке речевого дыхания, нормализации голоса и уточнению артикуляции следует одновременно. Но, прежде всего, необходимо выработать длительный и сильный физиологический выдох (без речи). Постепенно задания усложняются: сначала тренировка длительного выдоха проводится на произнесении отдельных гласных и согласных звуков, затем – на материале слогов, позднее на выдохе произносятся слова и фразы.

В работе над развитием у детей физиологического дыхания используем упражнения «Подуй на одуванчик», «Задуй свечу», «Погреем руки».

Примерами упражнений на развитие речевого дыхания могут служить такие упражнения: «Лес шумит» (дети произносят звук «Ш» с одновременным покачиванием поднятым вверх рук), «Мотор работает» (дети длительно произносят звук «Р», делая круговые движения согнутыми в локтях руками перед грудью).

По мере овладения детьми навыками речевого дыхания, голосообразования и артикуляции с учетом их речевого развития, в занятия включаются распевания и пение песен.

Логопеды рекомендуют музыкальным руководителям на начальных этапах работы над пением подбирать песни с короткими фразами, т.к. на них легче воспитывать правильно голосообразование.

Нежелательно, чтобы в мелодии встречались большие интервалы.

Рекомендуется подбирать песни в медленном и среднем темпе.

Желательно, чтобы в тексте песен было много гласных и звонких согласных.

Аккомпанемент песенок должен быть несложным.

Желательно, чтобы в тексте песен было много гласных и звонких согласных.

Аккомпанемент песен должен быть несложным.

Лучше подбирать песни, которые можно инсценировать.

Текст песни должен соответствовать возрасту и речевым возможностям детей.

Работа музыкального руководителя с детьми в разделе «Пение» делится на несколько этапов.



I этап – пропевание гласных. На занятиях следует обращать особое внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого можно отрабатывать выразительность исполнения. Основная задача этого этапа –развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.

II этап – чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих.

III этап – чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков.

IVэтап – закрепление всех звуков в свободной речи.

Работа по пению не ограничивается узкой задачей – правильной постановкой звуков. Она должна отличаться одним важным акцентом – развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивающей чувства, которые он мог бы проявить в мимике лица, жестах.

Для достижения положительного эффекта рекомендуется на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.

е) Упражнения для развития тонких движений пальцев рук

Музыкальные руководители часто на занятиях используют «пальчиковые упражнения».

Они увлекательны, оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, в котором актерами являются пальцы.

При внимательном знакомстве с пальчиковыми играми обнаруживается, что текст находит здесь не буквальное отражение: определенная жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.

Пальчиковые игры:

- развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

- «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

- повышают общий уровень организации мышления ребенка, развивают внимание;

- способствуют развитию речевой деятельности детей.

Текст в пальчиковых играх желательно произносить дважды. При повторении дети подстраиваются к исполнению методом «эхо».

Детям очень нравится пальчиковая игра «Осенний букет».

Хором. Раз, два, три, четыре, пять- Сжимать и разжимать кулачки.

Будем листья собирать.


Листья березы, Загибать поочередно пальцы:

Листья рябины, большой, указательный, средний,

Листики тополя, безымянный, мизинец.

Листики осины,

Листики дуба
Мы соберем. Сжимать и разжимать кулачки.

Маме осенний Вытянуть вперед ладлшки..

Букет отнесем.
ж) Игры

Подвижные игры служат закреплению навыков, полученных на музыкально-ритмических занятиях, и являются их составной частью.

Поскольку дети с тяжелыми нарушениями речи часто физически ослаблены, маловыносливы, быстро утомляются, подвижные игры помогают им развивать моторные навыки, догнать сверстников в физическом развитии. Более того, у детей улучшаются память, внимание, переключаемость, они становятся более собранными, активными, выдержанными.

Для некоторых детей игра является тем средством, которое вовлекает их в коллектив, заставляет побороть чувство робости.

Наряду с выработкой быстроты двигательной реакции игры развивают способности к торможению, приучают к сдержанности и терпению.

В начале коррекционной работы целесообразно включать в занятии игры с различными элементами построений или перестроений, а позднее, когда основные моторные навыки практически сформированы, - игры с бегом, прыжками, поскоками.

От поставленной музыкальным руководителем задачи в музыкальное занятие могут быть включены игры с элементами построений, подвижные игры, малоподвижные игры или сюжетные игры.

По мере формирования речи в игры желательно вводить речевой материал. Музыкальное сопровождение игр помогает согласовывать движения по скорости и продолжительности, воспитывает чувство ритма.



1) Игра на внимание «Сигнальщики»

Музыкальный руководитель.

Вот флажки – четыре цвета.

Нам игра знакома эта.

Флажок желтый поднимаю,

Всех похлопать приглашаю.

Флаг зеленый подниму –

Всех потопать попрошу.

Синий - будем мы молчать.

Красный – все «Ура!» кричать.
2) Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»

Дети встают в круг, внутри которого находятся «мышонок» с колокольчиком и «кошка» с завязанными глазами. «Мышонок» бегает, и все время звенит колокольчиком, «кошка» старается его поймать.



Музыкальный руководитель.

Говорит он хитрой кошке:

- У меня устали ножки,

Дай, пожалуйста, чуть-чуть

Мне прилечь и отдохнуть.

- Хорошо, - сказала кошка, -

Отдохни, коротконожка,

Поиграем, а затем

Я тебя, голубчик, съем.
Стал «мышонок» отдыхать, усталые ножки массажировать.

3) Игра - импровизация «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу под песню:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за рядом ряд.

Все, что гномик нам покажет,

Будем дружно повторять.


Один ребенок – гномик – движется внутри круга противоходом. С окончанием песни он показывает любые движения, а дети повторяют.
з) Мимические упражнения широко применяются в логопедической ритмике и служат для развития артикуляционного аппарата.

Упражнение №1

Музыкальный руководитель.

В огороде сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я.

А она – то злюка,

Обожгла мне руку.
Дети мимикой изображают разнообразие настроений стихотворения: грусть, сочувствие, доброжелательность, удивление, обиду.

Упражнение №2

Музыкальный руководитель.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

(Дети мимикой выражают смену настроений в стихотворении),

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка:

- На носу вскочила шишка!

Упражнение №3
восхищение

«а» удивление

вопрос


Упражнение №4

«Удивились», «Огорчились», «Горький лук», «Веселимся», «Режем лимон», «Разбилась кукла», «Мама пришла» и т.д.



3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. На занятиях логоритмики через игру, игровые творческие упражнения происходит сбор негативных чувств.

2. Коллективное выполнение заданий способствует упорядочению и совершенствованию ритмических процессов, развивает умение сосредоточиться, что помогает слабым членам коллектива выполнить ритмическое движение, подражая более сильным детям.

3. Точная дозировка раздражителей (музыка, ритм, слово, сигнал) создает благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения и торможения. Торпидные дети становятся более эмоциональными, подвижными, живыми, а гиперактивные успокаиваются.

4. На занятиях происходит психологическая разгрузка. Дети, получая яркие впечатления, положительные эмоции, чувство радости, постепенно освобождаются от неуверенности в себе, от слабости, от собственной несостоятельности.

Рекомендацией к эффективной коррекции недоразвития речи у детей является тесное взаимодействие музыкального руководителя с логопедом и другими специалистами, осуществляющими консультативно-диагностическую, лечебную и педагогическую работу.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физическому воспитанию

Психолог

Логопед Учитель-дефектолог

Психиатр


Невропатолог

Врач ЛФК


Массажист

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. – С-Пб.: Детство – Пресс,1999

2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М.: Учебная литература, 1997.

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.: Просвещение,1983.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение,1985.

5. Волкова Л. С. Логопедия. Учебник для педагогических институтов. – М.: Просвещение,1989.

6. Горелышева Е. В. Методические рекомендации по проведению логоритмических занятий. – Тверь: 1998.

7. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М.: Учпедгиз,1958.

8. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Творческий центр, 2003.

9. Лопухина И. Речь. Ритм. Движение. – С-Пб.: Дельта, 1999.

10. Поварова И. А. Библиотека логопеда. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. – 2000.

11. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Творческий центр, 2003.



12. Филичёва Т. Б., Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение,1987.




Цинизм — это разочаровавшийся идеализм. Гарри Кемелман
ещё >>