Литературно-музыкальная гостиная «люблю березку русскую» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внеклассное мероприятие «Люблю берёзку русскую» 1 71.07kb.
Литературно-музыкальная 1 113.87kb.
Литературно-музыкальная гостиная 1 74.65kb.
К сценарию литературно-музыкальной композиции «Люблю березу русскую» 1 52.3kb.
Сценарий урока литературы в 9 классе. Литературно-музыкальная гостиная... 1 23.29kb.
Литературно-музыкальная гостиная «Трагическая судьба человека в тоталитарном... 1 48.83kb.
Литературно музыкальная гостиная ведущие 1 203.36kb.
Литературно музыкальная гостиная. "Love makes the world go round. 1 84.88kb.
Литературно-музыкальная гостиная «Незабытый вальс» Звучит песня Я. 1 37.69kb.
Литературно-музыкальная гостиная форма духовного общения 1 122.3kb.
Литературно-музыкальная гостиная ко Дню матери «Всё о маме и всё... 1 65.5kb.
Россия, Россия края дорогие… 1 51.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литературно-музыкальная гостиная «люблю березку русскую» - страница №1/1

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»

Федорова Светлана Алексеевна,



воспитатель, МДОБУ «ДС №11»Белоснежка»

общеразвивающего вида» г.Тында

дом.тел.8 (41656) 846360

сот. тел. 89145686769



Интегративная область: социализация, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, познание, безопасность, музыка.

Оформление:

Панно « Вечно шуметь березовым рощам!



Презентация: «Люблю березку русскую»

Предварительная работа: наблюдение, рисование березы в разное время года, чтение рассказов, заучивание стихов, пословиц, загадок о березке. Изготовление поделок из природного материала.

Совместная работа с родителями: 1группа - стихи «Во все времена года наша березка хороша», 2группа - сообщение «Как береза людям помогала», 3группа - «Березкины игры».



Фотовыставка: « Мой любимый березовый край!»

Оборудование: аудиозапись, интерактивная доска, презентация «Люблю березку русскую», фотографии экскурсий в березовую рощу, выставка книг, иллюстраций о березе.

Материал: поделки из березы, макет избушки, посуда из бересты, лавочки, березовый веник, почки, лапти, шкатулки, полотенце, русский народный костюм, веночки, лыжи.

Интегративная цель: развитие экологической культуры старших дошкольников

Задачи:

  1. расширить знания и представления детей о березе; показать ее красоту и значимость в жизни людей;

  2. развивать элементы исследовательской деятельности;

  3. познакомить с русскими обычаями, обрядами, связанными с этим деревом;

  4. вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ березы;

  5. воспитывать бережное отношение к природе.

Ведущая: Ребята, сегодня я вас приглашаю на лесную полянку. Слышите, как шелестят листья деревьев, как поют птицы в лесу? Сегодня мы будем говорить о красивом дереве, которое считается символом России. Вы сможете догадаться, если отгадаете загадку.

Стоит девица, ой нарядная:

Вся – то стройная, вся – то ладная.

Белый с черным швом шит сарафан на ней.

Ветер к ней спешит, чешет кудри ей.

Зелена коса развевается,

В ярком солнышке вся купается! (береза)

Презентация «Вечно шуметь березам в роще»

Вам нравится береза? Как можно ласково ее назвать? Березонька, русская красавица, березка. На просторах нашей Родины в лесах, в степях, в парках, во дворе дома можно встретить березу – красавицу. Но особенно красив ее лес, состоящий из одних берез. Кто знает, как называется такой лес? (Березовая роща). Мы с вами в гостях у наших русских березок. Узнать нашу красавицу можно по белым стволам, ажурной, прозрачной листве. Березку милую, родную издавна считают символом России. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке и в живописи, в сказках и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы!



А какие стихи, воспевающие березку вам нравятся?

Выступление 1-йгруппы детей с родителями: «Во все времена года наша березка хороша!» (Читают стихи)

Люблю березку русскую.

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

с платочками в карманчике.

С красивыми застежками.

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную.

То яркую, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится,

И гнется, но не ломится!



«Береза» Новицкая Г.

Склоняясь к реке, зеленой рукой

Спешит береза стройная умыться:

Ей хочется в семье своей большой

Быть самой лучшей, самой белолицей.

«Хоровод берез»

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Словно девочки подростки,

Белоствольные березки.

За руки взялись и вот-

Закружился хоровод!

«Моя береза»

Каждый день я вижу березу из окна-

И нет подруги ближе, милее мне, чем она!

А летним днем струится она живым шатром,

В листве щебечут птицы, порхая за окном

Лишь осень золотая лист опалит огнем

Березка облетает, тоскует под дождем

Укрытая снегами, стоит она зимой.

В расшитой жемчугами в накидке кружевной

Воспитатель: Обращает внимание детей на экран, где демонстрируются иллюстрации с видом берез.

Посмотрите, береза одна из самых красивых наших деревьев. Стройный белый стан, гибкие, кудрявые, склоняющие ветви, изящные листочки. Белые с черными пятнами стволы берез имеют особую привлекательность. Если в черной одежде прислонишься к березе, то останется след, как от мела. Белизна ее ствола отталкивает обманчивое тепло и не дает солнцу до срока разбудить дерево от зимнего сна. Как называется кора у березы? Береста – это защитный покров дерева. Береза встречается почти по всей России. Ни одно дерево не может сравниться по обилию семян, их легкости (рассмотреть). Крылатые плоды легко переносятся на значительные расстояния, поэтому дерево захватывает свободные места земли. Где можно встретить березку? (в лесу, на полянке, парке, на улице, во дворе, в садике, на берегу рек). Береза спокойно «шагает» по земле, не боясь расстояний. А поэтому в старину называли ее поводырем.



Дидактическая игра «С какого дерева кора,листок»

Из предложенных образцов коры, листьев дети выбирают принадлежащие березе и поясняют, как определили.



Ведущий. А еще от березы смолистый запах исходит, потому что листочки и кора покрыты пленкой из бальзама.

Опыт «Прочность коры»

Дети рассматривают баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев.

Вывод: березовая кора не пропускает воду, поэтому долгое время не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.

Ведущий: Береза – самое нарядное дерево. Давайте подойдем к березке и полюбуемся ею! (Дети подходят к березке, образуя круг). Почему березку в России величают невестой? В одеянии березы соединены два цвета русской природы: зелень лугов, лесов и белизна заснеженных полей. За трогательную нежность березку величают невестой. Любили на Руси это удивительное дерево и водили хороводы вокруг нее, пели песни.

1 ребенок:

На поляне, на лугу гнулася березонька.

Завивали девушки, лентой украшали,

Березоньку прославляли:

Белая березонька, ходи с нами гулять,

Песни петь, да хороводы водить!



2 ребенок:

Березонька кудрявая,

Кудрявая, моложавая.

Под тобой березонька

Травка шелковая,

Цветочки алые.

К тебе березонька

девицы пришли

Чтобы тебя нарядить,

Вокруг тебя хороводы водить.



Хоровод «Во поле береза стояла»

Ведущий: А вот русская изба. Давайте спросим хозяев, почему русский народ любит и чтит это дерево?

(В избушке находятся старинная посуда, поделки из дерева, веник, чурочка, встречает девица)



Выступление 2 группы детей «Как береза людям помогала»

Девица: Здравствуйте гости дорогие, проходите, садитесь на лавочки. О чем вы хотите узнать?

Дети: Почему русский народ всегда любит березку? Почему ее называли помощницей?

Девица: Да как же ее не любить! Ведь она и красавица, и помощница. Мы ее в хозяйстве используем. Вот, к примеру, дрова березовые дают больше тепла, чем из любой другой древесины. Как затопишь печь, сразу тепло в доме. Да и многое, что можно сделать из березы. Найдите предметы, которые сделаны из березы? Лыжи, мебель, сумки, пояса, посуда. А вот посмотрите на эту посуду, из чего она сделана? Бересты. Это посуда легкая, удобно в ней хранить травы, сыпучие предметы, крупы. Издавна из бересты крестьяне плели лукошки, туески для грибов, ягод, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. А еще березу можно назвать лекарственным деревом. Из древесины делают деготь, это лечебная мазь, а отвары из почек и листьев лечат желудок, бронхит, ангину. Из древесины изготавливают активированный уголь, вот эти таблетки – которые применяют при пищевых отравлениях. А еще я вас угощу березовым соком. Березовый сок бодрит и силы прибавляет. Потому что березовый сок содержит фруктовый сахар, витамины и многие другие вещества, которых так не хватает весной.

Ведущая: А как правильно набирать березовый сок, не причиняя дереву вреда?

Дети: Березовый сок брать там, где планируют вырубать деревья. Нельзя брать сок с молодых березок.

Презентация «Береза угощает березовым соком»

Ведущий на фоне презентации «Береза угощает березовым соком»

Звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок. Дятел, пробив острым крепким клювом кору, лакомится живительной влагой. Улетит дятел-слетятся к березе птицы. Каких птиц вы видите на веточках березы? (Дети перечисляют). Любят сладкие березовые слезы медведь, глухарь, муравьи.

Ребенок читает стихотворение «Березовй сок»

На березе поутру дятел продолбил кору.

Льется на песок золотистый сок,

А лесной народ сок душистый пьет.

Дятел длинным языком капли сока лижет,

Бабочка уселась ниже - пьет прозрачным хоботком

Муравьи и мошки по березе гладкой,

Ползают как по дорожке, за капелькой сладкой.

Всех береза напоила, сладким соком наделила.

Девица: Да, березовый сок надо брать с умом. Достаточно срезать веточку и повесить на нее банку, а ни в коем случае не делать глубоких надрубов на стволе. Это губительно для дерева. В вот мы веники заготовили, для чего? Правильно, Береза доставляет нам большую радость в бане и отпарит и всю хворь выбьет. Выходим из бани чистыми и здоровыми.

Ведущий: Спасибо большое девица-хозяюшка за интересный рассказ о березке. Действительно, береза и обогреет, и излечит, как говорится, по заслугам и честь». Береза щедрое и доброе дерево!

Ведущий: Люди всегда с любовью за березкой наблюдали и, поэтому много пословиц, потешек, загадок, народных примет о ней слагали.

Игра «Наряди березку»

Рассказав потешку, пословицу либо примету, ребенок прикрепляет листок на ствол березки. Соревнуются 3группы детей с родителями.



  • Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а не голова.



  • Стоит Федосья, распустив волосья.

  • В белом сарафане встала на поляне.

  • Летели синицы, сели на косицы.

  • На полянке девчонки в белых рубашонках.

По сторонам черные карманы.

А волосы зеленоваты, кудреваты.



  • Летом цветет, зимой греет,

  • Настанет весна – потечет слеза.(и т.д)

Ведущий: На Руси существовал праздник Троица. Люди прощались с весной и встречали лето. Центральным персонажем праздника была березка. Гибкими, пахнущими ветками берез украшали дома, храмы, девушки плели зеленые венки. Давайте посмотрим, как это было.

Выступление 3 группы детей с родителями «Березкины игры»

Родитель: На полянке, возле березки дети играли, веночки сплетали.

Игра «Березовые ворота»

Две девочки берут венок, поднимают вверх, образуя ворота, и поют. Остальные дети держатся за руки и цепочкой медленно проходят через них под воротами.

Березка деточек кричала,

К себе призывала.

Идите деточки на луг гулять,

Зеленые веночки завивать!

Я к вам деточки сама согнусь,

Сама в веночки повьюсь.

Завьете веночки зеленые.

Станете весь год веселые!

Девочки, которые образовали ворота, кладут одному из идущих игроков венок нам голову и командуют:

Венок-венок, обойди хоровод!

Наряди, исцели, всех улыбкой награди!

Ребенок с венком обходит хоровод, становится в конец цепочки, меняет ее направление и ведет опять ворота.



Ведущая: Народ давно подметил, что если береза оденется листвой раньше ольхи, то лето будет жарким, а если позже, то холодным, дождливым.

Ребенок:

В хоровод всех позовем

Песню звонко пропоем.

О красавице лесной,

Милой сердцу и родной!

Хоровод «Береза – краса»

Сколько деревцев красивых на пути,

А березоньки милее не найти.

Поманила нас березонька красой,

В хороводе мы любуемся тобой.

Припев:

Береза, береза – краса.

Из веток зеленых коса.

Сережки в пыльце золотой.

Нет краше березки родной!

Ты березка весною не жалей,

Соку чистого в ладони нам налей.

Мы тебя, березонька, будем украшать,

В косы ленточки цветные заплетать.

Припев:

А еще ты дай, березонька весной

На корзиночки коры берестяной.

Чтоб собрать, мы летом ягоды могли.

За добро тебе поклон наш до земли!

Припев:

Ребята завязывают ленточки на веточках березке и говорят свои пожелания о березке.(Я хочу , чтобы в наших Амурских лесах всегда росли березки. Пусть березки украшают и наш город Тынду. Мы будем беречь березки, которые растут на нашем участке.)

Под песню «Край березовый» дети, гости, родители рассматривают рисунки детей, поделки из березы, делятся своими впечатлениями.

Список литературы:

1. Бекина С.И. Праздники и развлечения в саду.-М.: Просвещение, 1999.

2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия, игры.-Волгоград: Учитель, 2008.

3. Веретенникова С.Четыре времени года. - М.: Просвещение, 1971.

4.Интернет сайт. Сайт для мам малышей www.numama.ru

5.Интернет сайт. Стихи, загадки о березе. www.flaminguru.narod.ru

6. Интернет сайт. Все о березе. www.detsadclub.ru

7. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.-М.: Просвещение, 1985.

8.Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2008

9. Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - Волгоград: Учитель, 2008.

10. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Новая школа, 1996.



11. Шорыгина Т.А.Деревья, какие они? - М.: Просвещение, 2006.






Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. Иммануил Кант
ещё >>