Литературно-музыкальная гостиная форма духовного общения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литературно-музыкальная 1 113.87kb.
Литературно-музыкальная гостиная «люблю березку русскую» 1 104.47kb.
Литературно-музыкальная гостиная 1 74.65kb.
Сценарий урока литературы в 9 классе. Литературно-музыкальная гостиная... 1 23.29kb.
Литературно-музыкальная гостиная «Трагическая судьба человека в тоталитарном... 1 48.83kb.
Литературно музыкальная гостиная ведущие 1 203.36kb.
Литературно музыкальная гостиная. "Love makes the world go round. 1 84.88kb.
Литературно-музыкальная гостиная «Незабытый вальс» Звучит песня Я. 1 37.69kb.
Литературно-музыкальная гостиная ко Дню матери «Всё о маме и всё... 1 65.5kb.
Литературно – музыкальная гостиная «она в любовь верила» (зинаида... 1 144.52kb.
Урок в 9-11 классе Тема урока: «Музыкальная гостиная» Тип урока:... 1 29.5kb.
Урок русского языка в 5 классе С. А. Шугаева, учитель русского языка... 1 69.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литературно-музыкальная гостиная форма духовного общения - страница №1/1

Литературно-музыкальная гостиная -

форма духовного общения.

Кобызева Л.Н., Думенко О.А.,

преподаватели ДШИ 2 г.Саратов.

Любовь, поэзия, музыка…. Сколько проникновенных слов сказано об их связи! И в частности о том, что любовь – это один из стимулов к творчеству. Ведь как часто переживаемое человеком чувство выливается затем в строки стихов. Но иногда случается еще одно чудо – эти стихи превращаются в музыку. Может быть, об этом стихотворение Е. Ростопчиной «Слова и звуки»:

Слова и звуки… Звуки и слова

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – все

Облекаем в них.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В словах и звуках вечный ключ сердец!

Именно благодаря такому двойному чуду и возникли самые известные шедевры: романс М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», П.Чайковского «Средь шумного бала», романс «Я встретил Вас» на слова Ф.Тютчева, 6 симфония П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л. Бетховена и другие.

Вот о таких прекрасных произведениях идет разговор на встречах в литературно-музыкальной гостиной «Я встретил Вас». Название гостиной неслучайно: оно подразумевает встречу с поэтом, композитором, художником – с произведениями их творчества.

Впервые гостиная открыла свои двери 25 лет назад, и с тех пор постоянно в осенние и зимние вечера при мерцании свечей звучат ее позывные («Я встретил вас»).

Мы назовем лишь некоторые темы этих встреч, этих праздников: «Наперекор и людям, и судьбе» (денисьевский цикл в творчестве Ф.И.Тютчева), «Немая молитва души» (Л.Толстой и музыка), «Здравствуй, племя молодое, незнакомое» (Пушкин и музыка) и другие.

Какие задачи мы ставили перед собой, какие цели преследовали, когда готовились к открытию гостиной?

Прежде всего, общение. Современный человек, молодое поколение в особенности, испытывает огромную потребность в общении. В бьющей ключом энергии молодости добро и зло подчас столь тесно переплетены, что трудно, очень трудно отделить одно от другого. Есть у нас замечательная молодежь, талантливая, яркая, испытывающая тягу к поэзии, музыке, живописи, литературе, для которых труд есть подлинное дело чести. Но что греха таить, есть и другое: бездуховность, наркомания, преступность, есть панки, циники, хулиганы, «творящие» жизнь под оглушительные звуки рока.

И надо вести напряженную борьбу за нравственность, культуру, проявляя гневное неприятие бездуховности. В этом огромную роль должно сыграть искусство, как средство духовного общения.


Литературно-музыкальная композиция

«Здравствуй племя молодое, незнакомое».
Звучит музыка Шопена.

Все в нем

Россия обрела -

Свой древний гений

человечий,

Живую прелесть

русской речи,

Что с детских лет

нам так мила,

Все


в нем

Россия


обрела.

Мороз и солнце…

Строчка – ода

Как ярко белый снег горит!

Доныне русская природа

Его стихами говорит.

Н.Доризо

Пушкин! Сколько света и радости в этом коротком имени!

Вот я сказала Пушкин, и перед вами сразу же возник его образ. А каким вы его увидели? Почему?

Все правильно! Таким изобразили его художники, которые жили и творили рядом с поэтом. Сегодня я познакомлю вас с тремя из этих портретов.

Первым по времени создания (сентябрь – ноябрь 1826 года) – был рисунок итальянским карандашом И.Е.Вивьена, скромного французского художника, жившего в Москве. Пушкин заказал ему 2 экземпляра. Один он подарил Прасковье Осиповой Вульф (помещице с.Тригорска), второй – поэту Е.Баратынскому. Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того, чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей – изображение выполняло роль нынешней фотографии.

картинка 11 из 6936

Следующим, кто изобразил Пушкина, был Василий Андреевич Тропинин (первые месяцы 1827года). Портрет был, по-видимому, также заказан самим Пушкиным. Было это зимой в Москве. Тропинин идет по заснеженному Арбату знакомиться с поэтом и делает набросок для будущего портрета. Пушкин в это время играл на полу со щенятами, которые родились совсем недавно прямо у него в комнате. За этим занятием Тропинин и застал Александра Сергеевича Пушкина. Щенята забавно повизгивали. Пушкин смеялся. «Какой у него замечательный смех, - подумал художник, - какие быстрые движения». Пушкин поднялся. Приветливо поздоровался с Тропининым. Стал серьезным, внимательным.

Василий Андреевич достает дощечку, краски, кисть. Работает увлеченно. Ему интересна каждая черточка в лице поэта. Только бы ничего не пропустить, все заметить. Ведь совершенно необходимо, чтобы будущий портрет был правдив. Так был сделан этюд. Но одно дело быстрый набросок, первое впечатление от знакомства, другое – картина. Пушкин – Великий поэт, и таким он должен предстать на картине. Тропинин долго работает дома, делает огромное количество рисунков. Пока один из них удовлетворил его. И вот поэт зимним утром входит в мастерскую художника. В результате нескольких сеансов получился портрет.
http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=9569
О состоянии, которое изобразил Тропинин на портрете, и звучат слова самого поэта.
И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.
И вот еще один портрет. Художник О.Кипренский. Портрет сделан следом за Тропининым в Санкт-Петербурге.

Пушкину очень нравился этот портрет.

Себя как в зеркале я вижу

Но это зеркало мне льстит…

Выходец из крепостной среды, своим трудом добившийся всеевропейской славы, О. Кипренский написал лучший портрет А.С. Пушкина. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига. Весной 1827 года художник возвратился из Италии, в мае этого же года в Петербург - проездом из Москвы в Михайловское - приехал и А.С. Пушкин. У них был общий круг знакомых и друзей, и, по преданию, в доме одного из них - Н.Д. Шереметева - и писался этот знаменитый портрет. То, что портрет А.С. Пушкина заказывал именно А. Дельвиг, не случайный факт: поэт называл А. Дельвига "художников друг и советник".

А сейчас мы поговорим о Пушкине и музыке, о роли музыки в жизни поэта, и творчестве поэта в музыке.



Звучит Ноктюрн ми-бемоль мажор Шопена

Ненастный день потух, ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой,

Как приведение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла.

Все мрачную тоску на душу мне наводит.

Далеко там луна в сиянии восходит.

Там воздух наполнен вечерней теплотой,

Там море движется роскошной пеленой,

Под голубыми небесами.

«О, Пушкин, Пушкин! Лучезарный вечный художник…. Вот перед кем могу стоять на коленях». (Алдов). В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Каждый композитор, беря сюжет у Пушкина, находит родное, близкое своей творческой индивидуальности, зажигается его поэтическим вдохновением.

Мне грустно и легко – печаль моя светла

Печаль моя полна тобою –

Тобой, одной – унынья моего

Никто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит от того,

Что не любить оно не может.

Сила воздействия музыки на Пушкина была велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно».



Звучит романс А.Алябьева «Зимняя дорога».

Пушкину хорошо известно все современное музыкальное искусство: и русская, и зарубежная опера, и симфоническая или камерная музыка. Уже в лицейские годы в домашнем театре графа Толстого поэт знакомится с операми Е.Фомина и Панхиелло, бывает на музыкальных вечерах учителя музыки Л.Теппера. После окончания лицея круг музыкальных впечатлений значительно расширился. С музыкой поэт соприкасается в театрах, на вечерах у друзей музыкантов. Постепенно формируется его музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности.

Особенно богата музыкальными впечатлениями жизнь Пушкина в Петербурге с 1817 – 1820гг. Поэт знакомится с композиторами: А.Верстовским, А.Алябьевым; восхищается пением известной певицы Анжелики Каталани, слушает игру композитора и пианиста Джона Филда.

Звучит Ноктюрн си-бемоль мажор Д.Филда.

Восхищается поэт музыкой России, он пишет А.А. Дельвигу: «Правда ли, что едет к нам Россини и итальянская опера? Боже мой! Это представители рая небесного. Умру с тоски и зависти!» А в письме к Вяземскому он замечает: «Твои письма оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини».

Среди множества стихотворений, написанных в лицейские годы, именно музыкальных, особенно хочется обратить внимание на два из них: «Романс» и «Леда».

Нельзя не заметить и стихотворение «Певец» (1815). Это отражает глубину юношеского чувства к Екатерине Бакуниной – сестре одного из лицеистов, которая, навещая брата, покорила не одного Пушкина:

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук унылый и простой

Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной

Певца любви, певца своей печали?

Следы ли слез, улыбку ль замечали

Иль тихий взор, исполненный тоской,

Встречали ль вы?

Вздохнули ль вы, внимая, тихий глас

Певца любви, певца своей печали?

Когда в лесах вы юношу видали;

Встречая взор его потухших глаз,

Вздохнули ль вы?

Надо сказать, это стихотворение вдохновило многих композиторов. И скоро появился целый ряд романсов А.Алябьева, А.Верстовского, впоследствии А.Рубинштейна, П.И. Чайковского, Н.Метнера, И.Соколова.



Звучит романс «Слыхали ль, вы?» А.Алябьева.

Живя в Михайловском, поэт с увлечением собирал народные песни (записал около 600 песен). Нередко в свои повести Пушкин включает народные песни или создает собственные в подражание им.

Слух Пушкина был чуток и к песням других народов. Так в «Кавказском пленнике» мы слышим черкесскую песню. В «Бахчисарайском фонтане» - татарскую, в «Цыганах» подлинно народную песню, которую поет Земфира.

Пушкин, единственный из русских поэтов, писал стихи на определенную мелодию. Однажды Анна Алексеевна Оленина, бравшая уроки у Глинки, напевала грузинскую мелодию, которую привез А.С.Грибоедов, и вот в сознании Пушкина возникает образ «далекой бедной девы», той, которая давно живет в его душе, поехавшей за мужем декабристом в Сибирь – Марии Николаевны Раевской-Волконской.



Звучит романс М.Глинки «Не пой красавица».

Марии Раевской Пушкин посвятил не одно свое произведение, в его сердце всегда было место русской женщине, совершившей великий подвиг, жившей после «во глубине сибирских руд» вместе с мужем.

Редеет облаков летучая гряда

Звезда печальная, вечерняя звезда.

Если есть в мире совершенство, то оно заключено в этих строках, и они посвящены Марии Волконской (Раевской). «Мы умрем, падут и возродятся народы, а эти слова будут идти из века в век и изумлять людей». «Твой луч осеребрил увядшие равнины…. Это прозрачно как воздух…. Здесь печаль, спокойствие!» (Н.Паустовский).

Звучит романс Н.Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда».

Возвратившись из ссылки, Пушкин с жадностью и восторгом окунается в мир искусства. В программах концертов звучали в то время очень интересные произведения Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена.


Безумная любовь моя, Бетховен!

Как от тебя уйти, коль ты во мне?

Но я распят тобою на струне,

То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень.

Ты – Прометей, сгорающий в огне,

Перед богами, как и он, греховен.

Гореть в борьбе не пламенем жаровен,

А факелом, с тобою наравне!

Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней

Уже манят свирели Пасторальной,

И у себя в плену ты – сладкий плен!

Нет больше счастья, чем отдаться людям

И высекать огонь в груди у буден –

И ничего не требовать взамен.

(Пауль Михня).

Звучит фрагмент 5 симфонии Л.Бетховена

Особенно Пушкин любил музыку В.Моцарта.

Какая глубина!

Какая смелость, и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь,

Я знаю, я.

Счастье!

Звучит нестареющий Моцарт,

Музыкой я несказанно

обласкан,

Сердце в порыве

высоких эмоций

Каждому хочет добра

и согласья.

(В.Боков)

Звучит рондо В.Моцарта из сонаты ля – мажор.

Хочется остановиться на дружбе двух великих русских гениев: А.С. Пушкина и М.И.Глинки. В своих автобиографических «Записках» М.Глинка, вспоминая знакомство в 1828году с поэтом А.Дельвигом, писал: «Я часто встречался с А.С.Пушкиным, который хаживая и, прежде того к нам в пансион к брату своему, воспитывавшемуся со мной в пансионе, и пользовался его знакомством до самой его кончины». Много общего было у юных Глинки и Пушкина: любовь к поэзии, к изящным искусствам вообще, довольно значительный круг общих знакомых, даже друзей. Но, главное, что их соединяло это пламенная любовь к Отчизне, размышление о будущем, о судьбе народа. Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. Поэт часто встречался с Глинкой, слушал его замечательное пение у Дельвига, Олениных, Керн, Жуковского. На музыкальных вечерах у Дельвига Глинка часто «услаждал весь наш кружок своим дивным вдохновением» - вспоминала Анна Петровна Керн. Глинка написал 10 превосходных романсов на стихи Пушкина. Но подлинной вершиной является романс «Я помню чудное мгновенье» (восторженный гимн любви).



Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» (фон)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.
Когда начинаешь слушать (читать) это стихотворение поэта, в ушах сразу же начинает звучать чудесная музыка Глинки. В ней слышна мягкая, светлая грусть: «Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Но вот музыка становится тревожной, исчезает ласковость, нежность, затем усталая покорность и печаль, почти отчаяние: «В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои…», а далее как в стихах у Пушкина «Душе настало пробужденье». Музыке возвращена прежняя, вдохновенная сила. Она снова звучит нежно, светло, восторженно. Кажется, что музыка и слова создавались одновременно, и даже одним и тем же человеком, - настолько неразрывно связаны они друг с другом. Однако стихотворение и музыка писались в разное время и посвящены разным женщинам. Стихотворение поэта – юной жене генерала Керна – Анне Петровне, а музыка – много лет спустя, ее взрослой дочери Екатерине.

На протяжении всей творческой биографии Пушкина (московский период, Болдинская осень, Петербург) любовная лирика занимала огромное место.

Я вас любил, любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем.

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Всего 8 строчек! Но это целый мир душевной чистоты и благородства. Сколько мужской сдержанности и бескорыстия.

Вторую жизнь этому стихотворению дали многие русские композиторы. Наиболее известны романсы Б.Шереметьева и А.Даргомыжского.



Звучит романс «Я Вас любил» А.Даргомыжского.

Приезжая в Москву, Пушкин часто бывал в опере. 27 января 1836года он присутствовал на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин». Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой

Пусть скрежет, но уж Глинку

Затопить не сможет в грязь.

В это время Глинка мечтает написать оперу, теперь уже на пушкинский сюжет. Он отлично понимал, каким великим и верным соратником мог стать для него Пушкин. Но безвременная кончина поэта помешала этому содружеству. Однако Пушкин делился с Жуковским планами о переделке своей юношеской поэмы «Руслан и Людмила». Пушкинский оптимизм – вот источник вдохновения Глинки. При работе над образами оперы Глинка многое учел из пожелания Пушкина. Одним из интересных образов у Пушкина и Глинки является Карлик – Черномор. По пушкински звонко, метко, с ядовитой насмешкой звучит эта действительно волшебная, чудесная музыка.

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несут.

Звучит Марш Черномора.

В наше время, композиторы, во многом по-новому оценивая наследие великого Пушкина, так же создают прекрасные произведения на его тексты.

Ярким примером неослабевающего интереса композиторов к Пушкину служит «Пушкинский цикл» романсов Г.Свиридова. Интересна его музыка к повести «Метель». Это музыкальная иллюстрация, зарисовки эпизодов повести.

Звучит Вальс из музыкальной иллюстрации Г. Свиридова к повести «Метель».

Мы остановились только на некоторых аспектах темы «Пушкин и музыка». А ведь имеется интересное продолжение. Это оперы, балеты, кантаты, симфонические и камерно-инструментальные произведения. Музыка к спектаклям, кинофильмам, теле и радио передачам (всего более3000 музыкальных произведений).



Хочется закончить словами Пушкина, в которых он весь, и его отношение к музыке: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия».

Звучит Романс Г.Свиридова из музыкальной иллюстрации к повести «Метель».
Викторина.

  1. Какие художники писали портрет А.С.Пушкина?

  2. Чьи романсы написаны на слова стихотворения «Певец»?

  3. Кому посвящена музыка романса «Я помню чудное мгновенье»?

  4. Что написано на сюжет поэмы «Руслан и Людмила»?

и другие вопросы.




Бизнес — это сочетание войны и спорта. Андре Моруа
ещё >>