Литературно-музыкальная гостиная - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литературно-музыкальная 1 113.87kb.
Литературно-музыкальная гостиная «люблю березку русскую» 1 104.47kb.
Сценарий урока литературы в 9 классе. Литературно-музыкальная гостиная... 1 23.29kb.
Литературно-музыкальная гостиная «Трагическая судьба человека в тоталитарном... 1 48.83kb.
Литературно музыкальная гостиная ведущие 1 203.36kb.
Литературно музыкальная гостиная. "Love makes the world go round. 1 84.88kb.
Литературно-музыкальная гостиная «Незабытый вальс» Звучит песня Я. 1 37.69kb.
Литературно-музыкальная гостиная форма духовного общения 1 122.3kb.
Литературно-музыкальная гостиная ко Дню матери «Всё о маме и всё... 1 65.5kb.
Литературно – музыкальная гостиная «она в любовь верила» (зинаида... 1 144.52kb.
Литературно-музыкальная композиция по книге А. Грина «Алые паруса» 1 118.62kb.
Обращение к православному миссионеру «Что лучше, возвышеннее, благороднее... 1 58.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литературно-музыкальная гостиная - страница №1/1

МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области

с углублённым изучением отдельных предметов»

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ:


( А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь)



Автор: учитель русского языка

и литературы МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов» Пятых Галина Анатольевна, телефоны: раб. – 398916, дом. - 575519

На сцене - подобие гостиной 19 века, застывшие фигуры мужчин и женщин, пианино.

Перед сценой – лавочки, прялка, печь, украшенная вышитыми рушниками, ребята и девчата из хутора близ Диканьки. Света нигде нет.

Звучит музыка «Как упоительны в России вечера»

Сцена освещается, и оживают фигуры: кто в углу разговаривает, кто стоит возле фортепиано, несколько пар танцуют. В это время из зала с букетом сирени идёт Гоголь, ведущий за кадром читает текст, а по навстречу Гоголю выходит танцевальная группа: 4 берёзки и цветочница, символически изображают дорогу и площадь.


Ведущий: Светлым майским вечером, выйдя на Невский, Гоголь купил большую охапку сирени и отправился к Плетнёву, у которого каждую субботу собирались друзья. Уткнув нос в душистые гроздья сирени, Гоголь идёт не спеша. Да и чего спешить, когда на вечерних улицах так тихо, тепло; в небе ярко золотятся тонкие полосы серебристых тучек; дышится легко, и сирень пахнет так же хорошо, как и в далёкой милой Малороссии, где сейчас тоже май, чудесный, цветущий, благоухающий май!

Профессор словесности Плетнёв снимал многокомнатную квартиру с просторной гостиной в большом каменном доме, половина окон которого выходила во двор, засаженный молодыми липами и клёнами.

Обычно на литературные среды Плетнёва собиралось немного людей. Сегодня же гостиная полна народу, все окна распахнуты настежь, и оттого даже на улицу доносится многоголосый гомон.

Гоголь (останавливаясь у сцены): С чего бы столько гостей? (тут же решительно взбегает на крыльцо. Поклонился гостям, хотел неприметно, бочком проскользнуть в дальний угол гостиной, где у окна стояло кресло, но Плетнёв ловит его за руку)

Плетнёв: А знаете, пасечник (торжественно) у меня сегодня будет Пушкин!

Жуковский: Да, да. Он с молодой женой остановился в Петербурге проездом и

из Москвы в Царское Село.



Гоголь: Неужели, неужели увижу! (растерянно)

Плетнёв: Не только увидите, но и будете подведены под его благословение!

Вы только не робейте.



Гоголь: Легко сказать – не робейте (встряхнул волосами, порывисто пожал суховатую руку Плетнёва). Буду вам признателен, Петр Александрович!

Плетнев: Садитесь здесь (подводит Гоголя к круглому столику) подайте мне сирень, я поставлю её в воду. А вы бы, Анна Александровна, сыграли что-нибудь душевное.

Звучит музыкальная композиция на фортепиано.

Ведущий: Ни один человек в России не интересовал Гоголя больше, чем Пушкин. Встреча с Пушкиным – это, пожалуй, самое заветное. Но что скажет он великому поэту? Как отнесётся Пушкин к нему? Пушкин! Кто знает, быть может, с его приходом произойдёт в жизни нечто совершенно исключительное. Это ощущение почти полностью парализовало его. Пушкинской поэзией была окрашена вся юность, все последние годы жизни. Его «Цыган», «Полтаву», главы из «Евгения Онегина» он переписывал и заучивал, ещё будучи нежинским лицеистом.

Знакомые и незнакомые, входя в гостиную, прежде всего, спрашивали о Пушкине. Волнуясь, Гоголь продолжал не сводить взгляд с дверей в прихожую. Он напряжённо ждал человека, мечтой о встрече и знакомстве с которым давно жил. И все-таки он упустил момент, когда Пушкин вошёл под руку со своей женой.


Входят Пушкин с Натальей Гончаровой, все поворачиваются в их сторону, музыка резко обрывается. Тихо шепотом несколько голосов: «Первая красавица России!», «Психея!», «Пушкины!», «Александр Сергеевич!» Все окружают Пушкиных. Плетнев обнимает и целует Пушкина. Дамы отделяют Наталью Николаевну от Пушкина и образуют 2 кружка. Мужчины подходят к краю сцены.

Пушкин: Вот и опять свиделись! (Плетнёв подводит Пушкина к Гоголю)

Плетнев: А вот и Гоголь-Яновский. Я тебе уже писал о нём… он обещает многое. Его талант необыкновенно своеобразен и нов для нашей литературы.

Пушкин: Как же, помню, помню! (Пушкин протягивает руку и улыбается)

Гоголь: Видеть Вас – праздник! Я рос и воспитывался на ваших творениях.

Пушкин: Петр Александрович писал мне о вас. К тому же я читал главу в «Литературной газете» из вашей повести «Учитель» и совсем недавно в той же газете статью о преподавании географии. Вы что же, Николай Васильевич, всерьёз хотите стать под педагогическое знамя Петра Александровича?

Гоголь: Как вам сказать? (смеётся)

Плетнев: А почему же молодому талантливому человеку не послужить на ниве просвещения?

Жуковский: Нет, уж пусть Николай Васильевич остаётся под нашими знамёнами. От его произведений я в совершеннейшем восхищении.

Плетнёв: А я вот и подвёл тебя к Гоголю неспроста. Я подвёл тебя с тем, чтобы ты благословил его.

Гоголь: Я ещё, Александр Сергеевич, совсем, совсем не уверен в своих силах…

Жуковский: (перебивая) Скромность украшает талант, но вам можно не сомневаться в своих силах.… Судя по вашим творениям, у вас, батюшка, талант, достойный того, чтобы его благословил Пушкин!

Пушкин: Я ещё слишком мало знаком с вами. Почти ничего не читал вашего, но вкусу Василия Андреевича безоговорочно доверяю. И смею думать, вы на поприще российской словесности найдёте своё место.

Плетнёв: Ну вот, ну вот вам и благословение!

Пушкин: Ну, что я тебе – поп! (толкает в бок Плетнёва) А вот ты опять пишешь добрые критики!

Плетнёв: Давай не будем говорить обо мне. Дамы, наверное, уже заскучали.

Мужчины поворачиваются к дамам. Дамы подходят ближе к переднему плану.



Дама 1: Александр Сергеевич, простите мою наглость, мне очень хочется посвятить вам романс.

Поёт романс «Средь шумного бала»


Дама 2: Александр Сергеевич, а почему бы вам не почитать какое-нибудь новенькое ваше творение.

Пушкин читает стихотворение, на фоне – бальный танец.

Ведущий: Гоголь слушал Пушкина и пьянел от мысли, что сбылось заветное: он стоит рядом с самым мудрым человеком России. Да, перед ним прекрасный, богатый мыслями и живыми чувствами человек. Его, этого бесконечно дорогого человека, нельзя не любить. После знакомства с ним в жизни откроется нечто новое и широкое – целый мир, увлекательный, яркий. Пушкин непременно обогатит душу, вдохновит на нечто небывалое, дух захватывающее.

Плетнев: Пойдёмте же, господа, к столу. Моя Степанида Александровна уже распорядилась подать баранину с жареным картофелем.

Пушкин: Нам нужно ближе познакомиться. Я буду жить в Царском Селе, в доме Китаева, - и приезжайте запросто. Да, вам следует ввести в нашу литературу Малороссию, её природу и светлый образ её весёлого, добродушного народа.

Все уходят парами, Гоголь остаётся. Звучит музыка «Как упоительны в России вечера»



Ведущий: Вот оно, долгожданное знакомство! Благодаря ему, Гоголь как будто вознесён на вершину самого светлого гребня петербургской жизни. Сбылось, сбылось заветнейшее! Он представлен Пушкину и приглашён к нему. Волнующая мечта осуществилась. И это событие подняло на высоту не только его помыслы, все лучшие чувства, а главное, укрепило светлую веру в собственное призвание. Ликуя, Гоголь вышел из дома, а в голове его уже зарождались мысли нового произведения «Ночь перед Рождеством».

Гоголь: Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа…

Звучит национальная запевка. Оживает картинка внизу. У печи сидят девки, кто вяжет, кто прядёт, кто расчёсывает косы. Вперёд выходит Оксана и глядит в зеркало.



Оксана: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Я вижу теперь, что я совсем не хороша! (бросает зеркало) Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!

Входит Вакула.



Вакула: Чудная девка! И хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!

Оксана: (в окружении смеющихся девушек) Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Эй, Одарка! У тебя новые черевички! Ах, какие хорошие! И с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который всё тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевички.

Вакула: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.

Оксана: Разве принесёшь те самые, которые носит царица.

Девушка1: Видишь, каких захотела!

Смеются и убегают с пением за дверь, за дверью слышны ещё смех и пение, Вакула стоит в недоумении. Оксана возвращается и из дверей кричит:



Оксана: Если, Вакула, принесёшь те самые черевички, которые носит царица, то вот моё слово, что выйду тот же час за тебя замуж. (Убегает)

Вакула: (себе) Прощай, Оксана! Ищи себе, какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете.

Ведущий 2: Вакула схватил мешок и решил пойти к запорожцу пузатому Пацюку. При этом чёрт, который лежал без всякого движения, запрыгал в мешке от радости. Но кузнец, подумав, что он как-нибудь зацепил мешок рукою и произвёл сам это движение, ударил по мешку дюжим кулаком (Вакула бьёт по мешку кулаком). Однако черт, сидевший в мешке и заранее уже радовавшийся, не смог вытерпеть, чтобы ушла из рук его такая славная добыча. Он выскочил из мешка и сел верхом на Вакулу.

Чёрт: Это я – твой друг, всё сделаю для товарища и друга! Денег дам, сколько хочешь. Оксана будет сегодня же наша.

Вакула: Изволь, за такую цену готов быть твоим. У вас, я слышал, расписываются кровью, постой же, я достану в кармане гвоздь!

Хватает чёрта, борются, танцуя, Вакула садится верхом на чёрта.



Чёрт: Помилуй, Вакула! Всё, что для тебя нужно, всё сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

Вакула: А, вот каким голосом запел, немец проклятый! Теперь я знаю, что делать! Вези меня сей час же на себе! Слышишь, неси, как птица!

Чёрт: Куда?

Вакула: В Петербург, прямо к царице!

Скачут за дверь. Оба ведущих выходят на сцену.



Ведущий 2: Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от Земли на такую высоту, летел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Всё было светло в вышине. Воздух в лёгком серебряном тумане был прозрачен. Всё было видно и даже можно было заметить, как вихрем пронёсся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звёзды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаков целый рой духов; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой видно, только что съездила ведьма… кузнец всё летел, и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне...

Пауза, начинает тихо звучать музыка.



Ведущий 2: В широком беззвёздном небе неприметно передвигались шафраново-золотистые тонкие тучки, и призрачные отражения их в Неве, зыбкие и нежные, делали воду необыкновенно нарядной и игривой. Находясь в состоянии какого-то чудесного подъёма, Гоголь почти до самого рассвета расхаживал по Невскому и, только когда совсем разгорелась утренняя заря, пришёл домой и, не будя своего Акима, лёг. За окном, где-то над карнизами крыш, уже по-утреннему весело защебетали птицы, но Гоголь не чувствовал ни малейшей усталости, напротив, ему представлялось, что он ещё мог не раз пройти из конца в конец многовёрстный Невский. Вот оно, пушкинское благословение! – вспомнил он, засыпая, и по- детски счастливо засмеялся.






Скромность — это способ услышать от других все то хорошее, что мы думаем о себе. Лоренс Питер
ещё >>