Литература, история России, Художественная культура Учебная тема - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для специальности: 1-02 03 03-03 Белорусский язык... 6 685.74kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» 4 730.69kb.
Куликова Лилия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Бразовская... 6 847.3kb.
Куликова Лилия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Бразовская... 1 313.95kb.
Темы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке... 1 74.79kb.
Урок «Испытать мудростью все, что делается под солнцем» Тема Загадочные... 1 26kb.
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв. 1 259.05kb.
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв. 1 148.51kb.
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы Тема... 1 55.93kb.
Рабочая программа мировая художественная культура для основного общего... 1 96.47kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература... 11 1849.24kb.
Перу венесуэла 1 64.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литература, история России, Художественная культура Учебная тема - страница №1/1

Портфолио проекта

«ИЗУЧЕНИЕ ПОЭМЫ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»



«Не в силе Бог, а в правде»

Основные и второстепенные учебные предметы

Литература, история России, Художественная культура



Учебная тема (как записано в программе)

Михаил Юрьевич Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».



Возраст учащихся, класс

8 класс, учащиеся 13 -14 лет.



Краткое описание проекта

В проекте на основе сравнения исторических и литературных источников и анализа поэмы Лермонтова учащиеся рассматривают морально-нравственные качества героев поэмы, их поступки, мотивы поведения, цели, ценности и результаты их действий. Ребята знакомятся с основами культуры русского народа. В конце проекта формируют для себя определенную иерархию ценностей и сравнивают ее с первоначальной.

В процессе работы над проектом ученики приходят к выводу о том, что в каждом русском человеке того времени заложены основы духовности, нравственности, поэтому каждый из героев поэмы старается поступать в соответствии с ними. Если же он нарушает эти устои, то готов ответить за это перед Богом, не жалея своей жизни.

Полный план изучения темы

Смотреть приложение



Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос

Что есть истина, правда для русского православного человека?


Проблемные вопросы

*Почему М.Ю.Лермонтов назвал свое произведение «песней»?

*Кто является в «Песне…» настоящим героем и почему?

*Насколько достоверно автор воссоздал историческую обстановку того времени, нарисовал образ царя Ивана Васильевича?


Учебные вопросы

*Что представляют собою герои поэмы?

*Какие события наиболее драматичны для каждого из них?

*Какова ваша оценка поведения героев?

*Каковы их морально-нравственные качества?

*Каково отношение к ним Лермонтова и гусляров?

В чем заключается своеобразие языка поэмы?

*Кто в поэме является хранителем нравственных устоев?

*В чем правда купца Калашникова?

*Какова художественная роль исторических деталей в сцене пира у царя?

*Исключительным событием или обычаем того времени представлен кулачный бой?

*Почему купец Калашников побеждает молодого и более опытного противника?

*Какое значение для русского уклада жизни имела опричнина? Существовала ли она до Грозного?

*Почему «Песня…» заканчивается не казнью купца Калашникова, а описанием его безымянной могилы?




Учебные цели

*научить учащихся рассказывать о жизни и творчестве поэта (с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах).

*добиться знания содержания поэмы, выразительного чтения ее отрывков; выявления и объяснения мотивов поступков и поведения героев, их характеристики, комментируя необходимые фрагменты текста; дачи собственной оценки героям поэмы, определения авторского отношения к ним; раскрытия идейного смысла поэмы; усвоения особенностей ее поэтического языка.

*ученик будет называть отличительные признаки поэмы; будет приводить примеры эпического и лирического содержания в «Песне про…купца Калашникова».

*добиться усвоения особенностей сюжета поэмы (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты…), свойственные народно-поэтическому творчеству.

*добиться умения осуществлять анализ литературных и исторических источников, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

*добиться участия в дискуссии, раскрывающей знание и понимание текста произведения. Использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

*создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм литературного языка;

*находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

*ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью;

*уметь определять морально-нравственные ценности современного человека.
Визитная карточка
Проект проводится в IV этапа.

Основной дисциплиной проекта является литература.



I этап. На уроке учащиеся знакомятся с темой проекта, разбиваются на команды, выдвигают гипотезы исследования. Ученики готовят презентацию.

II этап. Отчетной работой этого этапа будет являться буклет, который учащиеся выполняют на уроке информатики.

III этап. На этом этапе учащиеся работают над небольшими сообщениями, которые будут использовать при защите слайдовой презентации.

IV этап. Защита проекта проходит в форме открытого урока (приглашаются родители, администрация школы и учителя).

Описание оценивания
График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Был использован метод мотивирующего оценивания, который направлен на оценку исходных знаний ученика, навыков и интересов.

Был предложен опросный лист

*«Как я вижу себя в проекте»

*таблица «Знаю – интересуюсь – умею» (ЗИУ)



Использован метод формирующего оценивания, направленный на выявление потребностей учащихся, выявляющий то, как ученик работал индивидуально и в группе. Предложены три опросных листа: *«Самооценка ученика его вклада в проект», *«Самооценка готовности групп к защите проекта», *«Критерии самооценки работы в группе».


Учителем созданы критерии оценивания исследовательской работы учащихся. В частности: критерии оценивания презентации (по двенадцатибальной шкале) и критерии оценивания буклета (от 5 до 20 баллов).


1.Стартовая презентация для выявления первоначального опыта и интересов учащихся

1.Листы планирования работы в группе.

1.Представление результатов исследования в виде презентаций, буклетов, вики-статей, карт знаний…

2. «Мозговой штурм» вопросов

2.Бортовой журнал

2.Защита проекта

3.Тестирование (тест «Пирамида ценностей»)

3.Оценивание выполнения работы по заполнению таблицы

3.Итоговое оценивание продуктов проектной деятельности

4.Метод «Неоконченное предложение»

4.Структурированные интервью

4.Самооценка и рефлексия

5.Критерии оценивания работы групп, презентаций

5.Обсуждение предварительных результатов в каждой группе.

5.Критерии оценивания продуктов

6.План работы по проекту

6.Лист парной письменной взаимооценки

6.Рефлексия (синквейн)




7.Трехчастный дневник



Методы оценивания смотреть в приложении


Публикация учителя

Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка при изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» в «Учительском журнале» on-line.



Анкета для выявления представлений и интересов учащихся

Смотреть в приложении


Пример продукта учебной деятельности учащегося
Вводное занятие
Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется презентация учителя)

Для учеников учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы и содержащей проблемные вопросы, на которые ученики будут искать ответы.

Учащиеся делятся на три группы по 4-5 человек. Учитель знакомит учащихся с темами исследований. Ученики обдумывают план проведения исследования, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Ученики знакомятся с критериями оценивания своих работ.

Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учащимися, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права.

Учитель рекомендует список ресурсов по теме проекта.

2-е занятие

Обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований.

Выполнение заданий по теме проекта.
3-е занятие

Учащиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводится их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь.

Выполнение творческих заданий по теме проекта.
4-е занятие

Учащиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой конференции. На конференцию приглашаются учителя и родители.

Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос.

Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышления о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих работах.

Ученикам предлагается сочинить синквейн.
Ожидаемые результаты

*Обогащение индивидуального опыта проектной деятельности учащихся.

* Интеграция межпредметных знаний и умений.

*Овладение методами исследования.

*Объективное оценивание результатов работы.
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Смотреть в приложении


Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Смотреть в приложении




Полезные ресурсы
Программное обеспечение

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM. Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер, принтер, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц- оборудование, DVD проигрыватель, сканер, другие типы Интернет-соединений, телевизор



Литература

1. М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… -М.,Дрофа, 2002

2. Н.М.Карамзин. История государства Российского. –М., Просвещение, 1990

3. Домострой. –М., Эксмо, 2005.

4. В.И.Даль. Пословицы русского народа. –М., Художественная литература, 1984.

5. Н.Скоробагатько. Русская православная культура. –М.,Белый город,2008.

6.И.Щеблыкин. Этюды о Лермонтове. –Пенза, 1993. Азарова К.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX в. Ч. 1 – М.: Прометей, 1995

7.Нестандартные уроки литературы. 5-7 классы. Авт.-составитель:И.В.Булгакова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003, с. 341.

8.Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н.Литература: Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 7 класс - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002, с. 13.

9.М. Ю. Лермонтов. Стихотворения, поэмы. Классики и современники. Издательство «Художественная литература», 1984, с. 141

10.Аникина С. М., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по литературе. 7класс М. «Вако» , 2004, с 82

11.Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника. Спб, Издательский дом « Литера», 2005

12.Федоров А.В. «Вышел я на страшный бой, на последний бой!..», «Литература в школе», 2004, №8, с. 8-12.

13.Валишевский К. Иван Грозный. М. 2006 г.

14.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки Отечественной Истории до XIX века СD.

15.Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. М., 1982.

Казиев С.Ш, Бурдина Е.Н., История России (в таблицах и схемах) М., 1998.

16. Ключевский В.О. “Исторические портреты”.


17.Кобрин В.Б. Иван Грозный. М. 1989.

18.Лермонтовская энциклопедия. М, 1981.

19.Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1983.

20.Ушакова О.Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005.



Другие принадлежности

Картинки по теме


Интернет-ресурсы


1. http://student.km.ru/ref_show_frame

2.http://clck.yandex.ru/redir

3. Проект уроков по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Другие ресурсы

*Организация работы в читальном зале библиотеки во внеурочное время.

*Организация работы в Интернет по теме проекта — поиск информации школьниками (за счет часов факультативов).


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мельник Инна Витальевна
Должность, учебный предмет

Русский язык и литература, світова література.


Учебное заведение

Макеевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 8


Город, район, область

г.Макеевка, Червоногвардейский район, Донецкая область


Контактные данные

e-mail: melnikinnav@ukr.net

Адрес блога: melnikinnav/blogspot/com
СВЕДЕНИЯ О ТРЕНИНГЕ
Даты проведения тренинга

С 21 по 28.08.2012



Место проведения тренинга

Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 8



Тренер

Козубенко Елена Ивановна








Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Царь Соломон — Притчи, 13, 2
ещё >>