Литература и русская история XIX века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Программа курса история отечественной литературы 7 1105.66kb.
Диссертация: «Тема детства в английской оде XVII-XIX вв.». Научные... 1 58.03kb.
Сочинение по лирике А. С. Пушкина. 11. Роман А. С. Пушкина «Евгений... 1 92.58kb.
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... 1 311.34kb.
Программа переводного испытания (комплексного собеседования) 3 516.09kb.
Творчество Л. Н. Толстого 1 11.53kb.
Г. Р. Державина в контексте русской художественной культуры второй... 4 779.42kb.
Программа Международной конференции 5 8 апреля 2011 «Зарубежная литература... 1 254kb.
Литература 10 класс «Русская литература 19 века (повторение) 1 124.64kb.
Русская культура XIX-XX века. История и частушка 1 111.66kb.
Ирина Каланчина Научная библиотека вкгу им. С. Аманжолова 1 63.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литература и русская история XIX века - страница №1/1

Урок 1. Русская литература и русская история XIX века.

Цели урока: знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса.

Ход урока

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.



М. Горький

I. Повторение основных сведений, изученных в 9 классе

Прочитайте эпиграф к уроку — это слова М. Горького - замечательного русского писателя.



  • Как вы их понимаете?

  • О каких талантливых поэтах и писателях говорит М. Горький? (Конечно о таких известных, всеми любимых поэтах и писателях, как

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, которые вошли в «золотой век» русской литературы; И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой и многие другие.) Задание.

Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в XVIII веке и в первой половине XIX века, изученные в 9 классе.



II. Знакомство с учебником литературы для 10 класса

Отметим, что он состоит из двух частей. В книге дается глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.



Задание.

Прочитайте раздел «От автора». В чем основные отличительные черты литературы 1-ой половины XIX века? Выпишите ответ в тетрадь.



III. Русская литература на рубеже XVIII-XIX веков

1. Лекция учителя.

Уже с конца XVIII века молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом романтическое движение. Именно в 20-х гг. XIX в. новое миропонимание осознается теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри романтизма стоят насущнейшие проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских

Русские романтики 20-30-х годов стремились к национальной самобытности, но вопрос о соотношении европейского начала с началом исконно русским — по-разному решался отдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе.

Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине XVIII века и впоследствии охватившее мир под именем романтизма,— движение освободительное, и что основой его является Французская буржуазная революция 1789 года. Знак равенства между революционностью и романтизмом охотно ставили и романтики-декабристы и противники романтизма.

Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой. Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы обретало определенные черты. Писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шел процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.

Существовало два варианта создания нового литературного языка. Н.М. Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был язык и письменной литературы, и устной речи для интеллектуального общения всех людей. Это должно было объединить людей и вернуть искомое единство личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований, не отрывая русскую литературу и общество от достижений европейской культуры. Другое решение проблемы языка основывалась на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка и литературы. Утверждалось, что разрыв личности и народа произошел как раз из-за влияния вредных идей развращенной, погрязшей в жестокости Европы, чему доказательством служила Французская революция.

Новаторство Карамзина заключалось в преодолении старого литературного языка, прежних художественных приемов. Карамзинисты продолжили использование традиций: им нужны старые жанры для пародий, прежние стили для их столкновения.

В 1801 г. молодые поэты А.Ф. Воейков, А.С. Кайсаров, Родзянка, В.А. Жуковский, А.Ф. Мерзляков и др. организовали «Дружеское лите ратурное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература — бедна и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую литературу на неверный путь иностранных заимствований.

К 1810-м годам возникла масса литературных кружков и обществ, возникших после «Дружеского литературного общества». Литературные общества возникали и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные — шел процесс формирования эстетических взглядов и поэтических принципов романтизма.

Начавшаяся в XIX веке литературная эпоха не была простым продолжением предшествующего литературного процесса. На рубеже веков возник кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь совершала выбор пути развития на столетие вперед.



2. Составление периодической таблицы.

Период

События и изменения в литературе

Конец 1790-х— 1800-е гг.

Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Карамзина. Литературная деятельность М.Н. Муравьева. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)

1810-е гг.

Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией В.А. Жуковского. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. «Психологический романтизм» В.А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К.Н. Батюшкова.

1820-1830-е гг.

Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А.С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М.Ю.Лермонтов. Н.В. Гоголь.

IV. Семинар на тему «Становление реализма как жанра литературы»

  1. Работа с учебником Стр. 3-5 (I часть); 5-10 (II часть).

  2. Вопросы и задания:




  • Почему Томас Манн русскую литературу XIX в. назвал святой?

  • Какие традиции литературы XVIII века были унаследованы?

  • Каковы особенности социально-политической обстановки в России?

  • Какие проблемы времени отражены в творчестве писателей XIX столетия?

Домашнее задание

  1. Подготовить развернутый ответ на вопрос: как развивалась литературная критика и журнальная критика 60-х годов XIX века?

  2. Расширить данные периодической таблицы о писателях, их творчестве и литературной деятельности.

Дополнительный материал для учителя

Реализм, как художественный метод, и роман, как жанр, возникли из потребности разобраться в тех сложных процессах, которые происходили и в России, и на Западе в конце XVIII — первой четверти XIX века. По словам Белинского, роман возник в ту эпоху, когда «все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов».

Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные вопросы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни. Именно на долю романа, с точки зрения Белинского, выпала задача дать «художественный анализ современного общества». Решение этой задачи требует от писателя широкого охвата жизни.

В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод — реализм, как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа — принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.



Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.

Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.




Кажется, павловский условный рефлекс действительно существует. Каждый раз, когда по ТВ раздается записанный на пленку смех, телезритель непроизвольно зевает. Роберт Орбен
ещё >>