Литература + история по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Повесть... 7 1165.2kb.
«Война и мир в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ив повести Н. 1 71.28kb.
Проверочная работа по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (гл. 1 66.18kb.
Героические образы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 1 27.16kb.
Урок 37 42 Задание на дом. Прочитать главы повести Н. В. Гоголя «Тарас... 4 570.5kb.
Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; А. С. Пушкин «Анчар»... 1 46.59kb.
«Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» : историческая, фольклорная, нравственная... 1 69.52kb.
Факты режиссер владимир бортко 1 74.64kb.
Урок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением... 1 47.22kb.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» 1 22.27kb.
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» 1 101.5kb.
Тема проекта "Выбор профессии как путь в будущее" 1 17.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Литература + история по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» - страница №1/1

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Внеклассное интегрированное мероприятие (литература + история)

по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цели и задачи: воспитывать гражданские качества и чувство патриотизма; способствовать вдумчивому прочтению литературных произведений; показать ценность литературного произведения как исторического источника; развивать логическое и образное мышление, умение анализировать, творческие способности обучающихся.

Ведущий. «Тарас Бульба» - одно из самых совершенных творений Гоголя. В повести нашла своё наиболее яркое отражение в русской и украинской литературе героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение. Это стоило писателю огромного труда. Около десяти лет писатель работал над «Тарасом Бульбой».

Много времени положил он на ознакомление с историческими источниками. Гоголь считал необходимым изучить эпоху, которой посвящена его повесть, со всей возможной тщательностью. И он для этого не щадил усилий. Предметом изучения писателя были специальные исторические исследования, даже летописи. И, конечно же, народная украинская песня. « Моя радость, жизнь моя, песни! Как я вас люблю! – писал Гоголь в одном письме. – Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими дивными летописями. Эти «звонкие дивные летописи» помогли автору «Тараса Бульбы» правдиво воссоздать живую историю народа.

Гоголь создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную историю народа, или, как говорил В.Г.Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ». Повесть может служить своеобразным историческим источником по изучению того «бранного, трудного времени».

Наша игра посвящена «этой дивной эпопее».


Ход игры.

Правила игры в принципе хорошо известны. Игра проводится в два тура:



  1. Отборочный тур.

  2. Игра "Умники и умницы".

Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в отборочном туре являются агонистами и участвуют в самой игре. Все остальные становятся теоретиками.

Ареопаг, состоящий из педагогов, присуждает места участникам. Занявший первое место, имеет право первым выбрать дорожку.



Участники выбирают дорожки. По правилам игры:

  • на красной дорожке ошибаться нельзя;

  • на желтой дорожке ошибиться можно один раз;

  • на зеленой – два раза.

Игра проводится в три агона. Участники выбирают слова, по которым составлены вопросы. На обдумывание вопроса дается одна минута. Если участник не отвечает на вопрос или отвечает неправильно, право ответа переходит к теоретику, поднявшему руку первым. За ответ теоретики получают орден.
    1. Отборочный тур

Ведущий. Исторический колорит «бранного, трудного времени» воссоздан Гоголем на страницах повести во многом благодаря использованию соответствующей лексики.

Я буду зачитывать толкование лексического значения слов. Ваша задача узнать и назвать их.

1.Водка (горилка)

2. Любимая девушка (коханка)

3. Овраг (яр)

4.Общее название сладостей (пундики)

5. Польское дворянство (шляхта, шляхетство)

6. Широкий плащ (епанча)

7. Собрание запорожцев (рада)

8. Стихи (вирши)

9. Старинное название поляков (ляхи)

10. Духовное училище с общежитием, здесь обучались и те, кто не готовился в церковнослужители (бурса)

11. Казаки, занесённые в списки регулярных войск (реестровые)

12. Общежитие запорожцев и войсковое подразделение (курень)

13. Польский сборщик налогов и податей (комиссар)

14. Назовите имена славных воинов-запорожцев (Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска)

15. Эшафот, помост для казни (лобное место).

По количеству баллов ареопаг определяет три агониста.

    1. Пролог

Ведущий. Розыгрыш дорожек.

1-ое задание. « Мысль изречённая».

Кому из героев повести принадлежит высказывание?

      1. «Терпи, козак, - атаман будешь». (Тарас Бульба)

      2. «Нет уз святее товарищества». (Тарас Бульба)

      3. «Нет силы сильнее веры».

2-ое задание. «Спич».

Почему каждый уважающий себя гражданин должен прочесть повесть «Тарас Бульба»? Три минуты.

ПЕРВЫЙ АГОН

      • Вера

      • Гнездо

      • Атрибут

      • Должник

      • Осада


1. Вера— одна из главных ценностей для запорожцев. Принимая в Сечь «новобранцев», обязательно спрашивали: «Что, во Христа веруешь?» А как казаки соблюдали религи­озные обычаи? Например, постились ли они?

0твет: «И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, хотя и слы­шать не хотела о посте и воздержании».

2. « Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» Назовите «гнездо». Почему «оно» именно так называлось?



0твет: Запорожская Сечь. Запорожская, потому что за днепровскими порогами. Сечь – укрепление из кольев или расчищенное от леса место.

3. «И пробились было уже козаки... как вдруг среди само­го бегу остановился Тарас и вскрикнул: "Стой! выпала [?]; не хочу, чтобы и [?] досталась вражьим ляхам!"» Предмет, о кото­ром идет речь, который, в сущности, приблизил гибель героя, тоже может служить атрибутом настоящего казака. Что это?



0твет: «Люлька», т. е. трубка.

4. «Не платившего должника приковывали цепью к пуш­ке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей...». До каких же пор несостоятельный должник подвергался наказанию на Сечи?



0твет: «...не решался его выкупить и заплатить за него долг».


  1. Осада какого города описана Гоголем в повести?

Ответ: города Дубно.
ВТОРОЙ АГОН


  • Век

  • Враг

  • Сечь

  • Старики

  • Долг и честь




  1. Гоголь не заботился о точной хронологии изображаемых событий. Тем не менее, описывая характер главного героя, он называет век, в который только и мог такой сформироваться. Какой век?

Ответ: XV век.

2. У казаков в то «бранное, трудное время» много было врагов – поляки, турки, крымские татары. Какое слово тогда использовали для обозначения врага?



0твет: Бусурманы.

3. О запорожской «республике» Гоголь писал: «Но кого тут не было?» «...приходила на Сечь гибель народа...». Одна­ко автор указывает: «...даже в предместье Сечи не смела по­казываться ни одна [?]». Кто же не имел права появляться даже в окрестностях Сечи?



0твет: Женщина.

4. Автор отмечает: «...слишком старых не было на Сечи, ибо...». Почему же среди запорожцев не было стариков?



0твет: «...никто из запорожцев не умирал своей смертью».

  1. Что для каждого казака есть «первый долг и первая честь» по словам Бовдюга?

Ответ: «соблюсти товарищество».
ТРЕТИЙ АГОН


  • Матерь

  • Душа

  • Атаман

  • Явление

  • Смерть

1. Обращаясь к сыновьям, Тарас говорит; «Не слушай, сын­ку, матери: она— баба, она ничего не знает. <...> А видите вот эту [?] - вот ваша матерь!» Что считал Бульба атрибутом всякого казака?



0твет: Саблю.

2. Гоголь отмечал в повести, что все свободное от битв вре­мя запорожцами «отдавалось [чему?] — признаку широкого размета душевной воли». Так что же считалось в Сечи призна­ком широты души?



0твет: «Все прочее время отдавалось гульбе».

3. «Литавры грянули, — и скоро на площадь, как шмели, стали собираться черные тучи запорожцев... кошевой с [?] в руке — знаком своего достоинства, судья с войсковой печа­тью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом». Что же служило знаком отличия кошевого атамана?



0твет: Палица.

4. «Это было точно необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед». Что это за явление?



0твет: Казачество.

  1. Запорожская Сечь была на Украине. Перед смертью же многие славные казаки

(и Бовдюг, и Мосий Шило, и Балабан) славят… Какую же землю они славят и почему?

Ответ: Русскую землю. Общая история, вера, понимание того, что только Россия, единство с ней могут освободить Украину от польского господства.

Оставшиеся вопросы задаются теоретикам. По числу орденов также определяется победитель.



После того как будут подведены итоги соревнований, ве­дущий обращается к присутствующим с речью.

Ведущий. Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть «сколько возможно» воздуха «бранного трудного времени», ощутить «энергическую, могучую» атмосферу За­порожской Сечи — «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все те гордые и крепкие, как львы!., откуда разлива­ется воля и козачество на всю Украину». Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, ко­торый подчеркивал: «После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нрав­ственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя».




Она меняла возлюбленных, как перчатки. Перчаток она никогда не меняла. Эмиль Кроткий
ещё >>