Лирика как род литературы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лирика как род литературы. Обобщающий урок (2 часа) 1 56.2kb.
Роды литературы 1 86.16kb.
«Драма как род литературы» 1 60.5kb.
Ранняя лирика в. В. Маяковского 1 346.02kb.
Любовная лирика Ф. И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.) 1 184.52kb.
Иван Ефремов Час Быка Аннотация 17 6456kb.
Программа элективного курса по литературе «Драма как род литературы. 1 195.74kb.
Драма – род литературы Содержание 1 128.61kb.
Контрольная работа по литературе (7 класс). Вариант№1. Укажите род... 1 16.15kb.
Лирика Древнего Рима (Катулл, Гораций, Квинтилиан и др.) литература... 1 42.51kb.
Контрольная работа №2 по курсу «Документная лингвистика» 1 42.8kb.
Насколько вы уверены в себе 1 38.26kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Лирика как род литературы - страница №1/1

Лирика как род литературы
В Древней Греции поэты исполняли свои произведения под аккомпанемент музыкального инструмента - лиры. Дополняя друг друга, стихи и музыка помогали поэтам передавать свои чувства, их оттенки и изменения более полно, вызывали ответный отклик в душе слушателей. Слово “лирика” происходит от греческого lyrikas - произносимый под звуки лиры. Лирика - один из родов литературы (эпос, лирика, драма). Это особый способ художественного осмысления мира и человека.

Предмет изображения в лирике - впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. Надо быть очень чутким читателем, чтобы уметь ощутить гамму чувств, чтобы услышать звуки сердца автора. Поэт в стихах выражает то, что его “занимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит”1 , то, на что откликнулось его сердце.

В отличие от эпического произведения, при чтении которого возможно сопоставить разные точки зрения на происходящее, в лирике мы верим автору, принимая его ощущения, чувства как единственно возможные в описываемой им ситуации.

Выражая глубоко личные, индивидуальные, чувства и мысли, настоящий поэт создает в то же время произведение общечеловеческого содержания: переданное им посредством художественных образов переживание созвучно эмоциональному опыту многих людей. Сила художественного обобщения такова, что изображенное чувство кажется тебе знакомым, как будто это написано о тебе, о тайных движениях твоей души, о волнениях твоего сердца.

Сюжета, как он понимается в эпосе (развитие событий) в лирике по сути нет. Иногда говорят о лирическом сюжете, имея ввиду развитие чувств героя стихотворения. Очень часто внешние явления, побудившие поэта взяться за перо, бывают незначительными, но они вызывают в нем множество чувств, мыслей, ассоциаций, которые и становятся предметом изображения. Так в стихотворении И.А.Бунина “Отчего ты печально, вечернее небо...” герой находится на берегу моря и наблюдает, как “закат угасает”. Вечернее небо и море - безмолвные собеседники героя. Он думает о мире как едином целом, о быстротечности времени, хрупкости человеческой жизни:
Отчего ты печально, вечернее небо?

Оттого ли, что жаль мне земли,

Что туманно синеет безбрежное море,

И скрывается солнце вдали?


Отчего ты прекрасно, вечернее небо?

Оттого ль, что далеко земля,

Что с прощальною грустью закат угасает

На косых парусах корабля


И шумят тихим шумом вечерние волны

И баюкают песней своей

Одинокое сердце и грустные думы

В беспредельном просторе морей?


Запомни: в лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя.

Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Ты слышишь его голос, понимаешь его состояние, даже можешь догадываться о чертах его характера. Но ты никогда не знаешь, как он выглядит, что было до события-переживания, что будет после...

Лирический герой и автор не одно и то же лицо. Автор как бы выбирает посредника для передачи свих чувств читателю. Об авторе всегда можно сказать больше, чем о лирическом герое: автор живет в определенное историческое время, у него своя судьба (биография), свой круг знакомых, разнообразные интересы, он - творец, художник слова, его мир всегда богаче, шире, емче изображенного им в одном стихотворении мира лирического героя. Лирический герой - лишь “часть” автора, грань его сознания, средство выражения авторского “я”.

Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей. Так стихотворение И.А.Бунина построено как перечень вопросов, остающихся без ответа: небо и море не умеют говорить на языке людей, да и не им задает вопросы лирический герой, а себе самому. Тревожное состояние героя, грусть и ощущение одиночества выражены в безответности. Мотив одиночества отражен и в эпитетах: “печально” “безбрежное” море, “одинокое сердце”, “грустные” думы; и в метафорах: “прощальною грустью закат угасает На косых парусах корабля”. Олицетворение явлений природы: солнца, моря, неба, волн - делает картину живой, подвижной. Последняя строка каждого четверостишия чуть короче других. Ты подчиняешься плавному ритму волн, набегаюших на берег. Прилив - отлив... Прилив - отлив... Если ты чуткий читатель, то обязательно услышишь мягкий шорох волн: “И шумят тихим шумом вечерние волны И баюкают песней своей...” Какие звуки повторяются в этих строках?



Иногда в лирике встречается герой, у которого есть имя или звание, а то и два-три героя. Может описываться какое-то событие из жизни этого героя. Главными все равно остаются размышления автора о судьбе героя и чувства, которые этот герой вызывает. Автор отводит выдуманному герою определенную роль в событии (автор-охотник, Влас, крестьянские дети в стихотворении Н.А.Некрасова “Крестьянские дети”) . Поэтому такой герой называется ролевым.

1 Слова принадлежат русскому литературному критику XIX века В.Г.Белинскому.





Секс — это комедия положений. Дмитрий Храповицкий
ещё >>