Личность и эпоха - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Личность Петра и петровская эпоха» 1 113.96kb.
Как победить плоть 1 63.3kb.
Конспект урока истории: екатерина II: эпоха и личность 1 146.75kb.
В. М. Соловьев о разинском движении 1 345.7kb.
Урока «Император Пётр III (1761-1762гг). Екатерина II: личность и... 1 79.99kb.
2. Введение. 14 Первая эпоха: Люди соединены в племена 26 4731.21kb.
Тезисы к докладу Современная литературная эпоха эпоха постмодернизма... 1 76.88kb.
Анализ памятников эпохи возрождения. Живопись 1 174.61kb.
Личность в системе современного научного знания 1 40.33kb.
Эпоха разрядки. В коллекциях царят брюки клеш, золотые жакеты и платья... 1 17.05kb.
Темы рефератов Наш край в древности (эпоха палеолита, мезолита) 1 130.41kb.
Познание природы в эпоху Возрождения 1 61.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Личность и эпоха - страница №1/1

МОУ «СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)»
Конспект урока в 10 классе

по теме:
«Личность и эпоха»

Выполнила:

Учитель русского языка

Дорофеева Н.М.

Предмет: литература


Интегративный урок на тему: «Личность и эпоха».

Учитель: Дорофеева

Нина Михайловна,

учитель русского языка

и литературы

отдельных предметов),

Почетный работник

общего образования РФ


Цели урока: 1)продолжить работу над темой

2) развивать креативные способности и метапредметные навыки обучающихся;

3) осуществить межпредметную координацию учебного материала.
Ход урока:
1.Слово учителя.

-Сегодня мы с вами постараемся разрешить проблему взаимоотношения личности и времени, в котором живет человек, особенно, если это человек известный, – Личность.

Но сначала определим для себя, что же такое Личность:


  1. Человек, которого все знают, то есть просто популярный человек;

  2. Человек, который оказал влияние на свое время;

  3. Человек, который стал выше своего времени; чье влияние ощущают люди даже после его смерти;

  4. Хотели бы вы стать Личностью?

И еще…

Может ли эпоха, время, в котором творит личность, вознести личность или, наоборот, сломить человека?

-Кого знаете вы сами из тех, кого можно назвать Личностью?
-Личность…Это слово всегда ли имеет только положительный смысл?

Что вам говорят имена: П.А.Столыпин, Николай Второй, Г.Распутин, В.И.Ленин, Д.Троцкий, И.В.Сталин…?

- Мы знакомы с вами с жизнью и творчеством многих русских поэтов и писателей. Среди них многие известные имена. Это и блестящий А.Блок, и гениальный С.Есенин, и царственная А.Ахматова, неугомонный боец В.Маяковский, и вечный романтик Н.Гумилев, и вечная девочка М. Цветаева…

-Что же поразило вас, когда мы знакомились не только с их творчеством, но и с их биографиями?

- И почему мы с вами постоянно возвращаемся к словам Е.Евтушенко: «Поэт в России – больше, чем поэт»?

«Сначала было Слово…»- гласит Вечная Книга. Все они несли миру свое Слово.

Вот Столыпин: «Вам нужны великие потрясения, мне нужна великая Россия».

В.И.Ленин: «Каждая кухарка будет управлять государством!»

А.Блок: «И вечный бой, покой нам только снится…»

С.Есенин: «Я последний поэт деревни..» или «Моя поэзия здесь больше не нужна…»

В. Маяковский: « Я к вам приду в коммунистическое далеко…»

Анна Ахматова: «Я всегда была с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был…».
- С чем входили в этот прекрасный мир все они? Радовались ли его обновлению?

С.Есенин:

Небо - как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя - родина,

Я большевик.(1918 г.)

М.Цветаева:

Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.




-Какие события начала века заставили многих из них изменить не только свое мироощущение, но и покинуть Родину? Можно по–разному относиться к тем, кто покинул Россию. Разделяете ли вы позицию А.Ахматовой? Вспомните ее отношение, выраженное, конечно же, поэтически:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам…

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.




-Поэтическая формула Гражданской войны принадлежит, как это ни странно, М.Цветаевой:

Белым был –

Красным стал,

Кровь покрасила…

Красным был –

Белым стал,

Смерть побелила.



- Как, по – вашему, несет ли ответственность писатель, поэт за те события, которые он изображает? Легко ли быть справедливым в описании событий Гражданской войны?

Можно ли остаться Личностью, бросив родину в трудное время?

Воспоминания принадлежат перу известного русского поэта

К.Бальмонта (1867-1942).

В 1920 году он уехал из России. Умер на чужбине, во Франции.

1)Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.2)Я уехал на полгода и не вернулся.3)Зачем я бы вернулся? 4)Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что пишу, в теперешней Москве нельзя, чтобы снова видеть, как, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? 5)Нет, я этого не хочу.

6)Но нет дня, когда бы я не тосковал по России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться. 7)И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными.8)Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство.9)Я поэт.10)Я не связан.11)Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.12)Там, в родных местах, так же, как в моем детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещами и шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру.13)Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных пятен, жаворонки.14)Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.

- Как Бальмонт объясняет свое нежелание вернуться в Россию?
Вот как об этом писал поэт, современник тех событий, Максимилиан Волошин:


А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.



- Мы познакомились с вами с некоторыми сценами из романа «Тихий Дон».

С какой целью, по – вашему, М.Шолохов написал свой роман? Несет ли он ответственность за такое изображение событий?

- Скажите, какими словами вы определите сущность этих сцен? Потоки крови? Беспредел власти? Ненависть?

- Разделяете ли вы сами точку зрения великого писателя ?

Запишите свой вывод в тетради.

- А теперь послушайте вот такие строки.



Эдуард Багрицкий:

Нас водила молодость в сабельный поход,

Нас бросала молодость на кронштадтский лед.

Боевые лошади уносили нас

На широкой площади убивали нас.

Но в крови горячечной подымались мы,

Но глаза незрячие открывали мы,

Возникай содружество воина с бойцом,

Укрепляйся мужество сталью и свинцом.

И еще стихи Николая Осеева и Михаила Светлова.

- Каким событиям они посвящены? Какова позиция авторов в изображении Гражданской войны? Несут ли ответственность эти люди за поэтизацию кровавых событий? С какой целью написаны эти строки?

- Изменилось ли ваше отношение к событиям Гражданской войны?

Подведем итог сказанному. Вернемся к словам Е.Евтушенко:

« Поэт в России – больше, чем поэт».

Как теперь оцените вы его слова?



На дом: напишите сочинение – рассуждение по этому высказыванию современного писателя Василия Белова: «Вне памяти, вне истории нет личности».






Умеренная трезвость еще никому не повредила. Марк Твен в редакции Джона С
ещё >>