Ленинградская школа живописи Матвеева Ольга Александровна - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Веласкес и испанская школа живописи 17 века 1 225.95kb.
Брандина Ольга Александровна, педагог дополнительного образования... 1 53.93kb.
№672 в количестве 6 человек в следующем составе: Юлина Елена Владимировна... 1 97.42kb.
Маоу дод дюц «На Молодежной» Образцовый детский коллектив, студия... 1 60kb.
9 класс. Мхк. Тема года: Художественная культура XV – XX веков 1 49.29kb.
Тимофеева Ольга Александровна Сафонова Оксана Владимировна 1 21.51kb.
Канеева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы... 1 52.73kb.
Егорова Ольга Александровна учитель русского языка и литературы моу... 1 13.73kb.
Конкурса «С книгой по жизни» 5 1887.64kb.
Информация для студентов физиков 2-ой курс 1 9.57kb.
О ковальской о. А. Пешковой е. П 1 22.42kb.
Творческие муки 1 105.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ленинградская школа живописи Матвеева Ольга Александровна - страница №1/1

Ленинградская школа живописи

Матвеева Ольга Александровна

аспирант Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина

Санкт-Петербург, Россия


Ленинградская школа живописи — явление в русском советском изобразительном искусстве ХХ века. Впервые термин ленинградская школа появляется в периодической печати 1920-х; в художественной критике середины 1930-х годов, обсуждаются проблемы, в частности поиски большого стиля. Так сегодня термином школа принято называть возникшее в процессе совместной деятельности и состоящее, как минимум, из двух поколений сообщество людей, выработавшее обладающую рядом особенностей эпистемологическую систему и обеспечившее ее наследование.

Творчество художников, достигшее своего расцвета в Петрограде-Ленинграде, по своим стилистическим особенностям, кругу избранных тем, методу работы имело много общих черт, позволяющих говорить о данном явлении как об особой школе. Художники поддерживали между собой профессиональные и дружеские связи, осознавали принадлежность к единому сообществу. Их искусство обнаруживает черты взаимных влияний, это особое явление по географическому наименованию и художественным традициям получает наименование Ленинградская школа живописи.

Однако, в советском и российском искусствознании термин "школа" до сих пор не применяется. Используются понятия: "ленинградские художники", "воспитанники Академии художеств", "изобразительное искусство Ленинграда". Вероятно в связи с невозможностью противопоставлять столичные и региональные творческие союзы в условиях централизованного финансирования искусства в СССР.

На примере Ленинградской живописной школы можно проследить разнообразие проявления живописных манер, сюжетных линий. Она становится продолжением традиций петербургской живописной школы конца XIX века, первой половины ХХ века.

И если в 1920-1930 гг. происходит обращение к искусству начала ХХ века, к традициям русского Авангарда, живописи группы «Круг художников», Общества станковистов, то в 1950-1960 гг., в послевоенный период развития русского искусства, в Ленинграде кристаллизуются особенные формально-изобразительные принципы.

В рамках системы образования Академии Художеств просматривается следование классической линии, традиционная живописно-пластическая система, космополитический подход, отражение особенностей развития общеевропейской живописи. Под ленинградской академической живописью обычно понимаются традиции, педагоги, воспитанники и художественное наследие ЛИЖСА имени И. Е. Репина в период с 1932 и до начала 1990-х г.г. А также связанные с институтом высшие и средние учебные заведения: ВХПУ имени В. И. Мухиной; ЛТХУ, СХШ;Союз художников. Передача традиций мастерства непосредственно от учителей к ученикам на протяжении нескольких поколений, в одних стенах, на одном материале - в этом состоит главный признак, отличающий художественную школу. Закрытость ленинградских художников от взаимодействия с другими школами способствовала высокому качеству произведений, накоплению опыта и потенциала.

Многие мастера ленинградской школы обретают во второй половине ХХ века особую красоту живописной формы и языка, в новых темах, жанрах и стилях. Творчество наполняется радостным мироощущением. раскрывает красоту мира и обаяние молодости. Таковы портреты С. А. Ротницкого, О. Б. Богаевской, О. Л. Ломакина, натюрморты С. Е. Захарова, С. И. Осипова, В. К. Тетерина, Г. К. Малыша, Е. П. Антиповой, пейзажи Н. Е. Тимкова, Н. Н. Галахова, И. И. Годлевского, яркое творчество Е. Е. Моисеeнко В. Загонекка Л. Кабачека, А. А. Мыльникова.

Группа художников, объединившихся вокруг Арефьева: В. Шагин, Р. Васми, Ш. Шварц, В. Громов. Яркий экспрессионизм, социальный гротеск, трагический юмор произведений В. Арефьева определяли нравственную и художественную ориентацию его окружения. Арефьевский круг — это настроение, колорит, связь с городом, его мистикой.

Группа художников-членов ЛОСХа, объединенных неприятием канонов «социалистического реализма»: Е. Антипова, З. Аршакуни, Г. Егошин, Я. Крестовский, К. Симун, В.Тюленев, Б. Шаманов. декларировали свободу творчества и независимость в выборе изобразительных средств.

Экспрессионизм и метафизическая живопись стали другой основой неофициального искусства 1950-х и до середины 1970-х. Литературными соответствиями были переводы А. Камю, Ж. Сартра, Ф. Кафки, С. Беккета. Интерес к религиозной метафизике, к православной теологии, иконе и мистике. В основе - мировое художественное наследие модернизма, с одной стороны, и религиозно-философские, символистские традиции русского модерна начала XX в.



Наиболее популярной стилистической тенденцией становится во второй половине ХХ века - сезаннизм. Стремление уйти от объема, уплощение письма, размашистые, локальные пятна. Цвет – как ведущее формообразующее начало, с помощью контрастов и соотношений тонов художник лепит объемы, добиваясь ощущения их плотности, весомости и придавая предметам особую значительность. Не соблюдая пространственные планы, стягивая все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы сливаются, наплывают друг на друга, используя приемы обратной и сферической перспективы, увлекаясь изгибающимися и наклонными линиями, создавая лаконичные, упрощенные, сведенные к геометризованным объемам и цветовым плоскостям формы.

Ленинградское искусство остается сегодня в некоем информационном вакууме. Возникает особая сложность оценки этого периода в связи с недавним временем, противоречивостью и неопределенностью в отношении к историческому периоду, наличием официального и неофициального искусства, разрешенного и запрещенного.




Мы никогда не бываем более недовольны другими, как когда мы недовольны собой. Сознание вины делает нас нетерпимыми. Анри Амьель
ещё >>