Лекция тема11. Методология социально-гуманитарного познания. - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция тема10. Наука и методология. 3 604.87kb.
Лекция тема10. Наука и методология. 3 605.68kb.
Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся... 5 621.34kb.
1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания Особенности... 20 3090.71kb.
Пермские владения строгановых в XVIII первой половине XIX в. 3 379.08kb.
Методология социального познания 1 243.18kb.
Лекция 1 лекция 1 методология научного творчества 1 40.33kb.
Контрольные вопросы по дисциплине «Методология права» 1 16.04kb.
Методология познания политической реальности 1 235.87kb.
2. методология исследования социально-экономических и политических... 1 206.96kb.
1. Методология: понятие, соотношение с теорией 24 1372.05kb.
Физика евхаристии 3 529.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Лекция тема11. Методология социально-гуманитарного познания. - страница №6/6


При этом подчеркнем, что, во-первых, методология социаль­ного познания есть целостная, органическая система, а не случай­ный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т. п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации.

Во-вторых, решающим, определяющим уровнем данной сис­темы, ее «ядром» является имманентный (внутренний) уровень.

В-третьих, вся система социально-гуманитарной методологии (а не только ее внутренний уровень) должна соответствовать пред­мету социального познания и данному, конкретному этапу его развития. А это означает, в частности, что методологические сред­ства естественных наук нельзя механически переносить на гума­нитарные науки без учета специфики их предмета и своеобразия применения.

В-четвертых, всегда должна быть свобода выбора исследо­вателем необходимых методов, а не навязывание каких-либо из них как «единственно верных».

В-пятых, углубляя и совершенствуя уже имеющиеся методы и принципы социально-гуманитарного познания, следует искать новые методологические подходы и средства, не абсолютизируя ни один (или несколько отдельно взятых) из них.

В-шестых, представляется невозможным существование со­вершенно обособленной методологии социального познания, не связанной, оторванной от всех других уровней и форм методоло­гического знания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время количество задач, решение которых с помощью традиционных методов оказывается невозможным, резко увеличилось. в этих условиях методология и выступает в качестве такой сферы взаимодействия науки и культуры, благодаря которой наука получает возможность преодолевать узость постановки задач, сформировавшейся в рамках предметной ограниченности конкретных наук.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (совокупность знаний), но и ведущий к нему путь, т.е. метод, постигающий и удерживающий специфику именно данного предмета. Поэтому нельзя «разводить», предмет и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к предмету и лишь «налагаемое» на него число внешним образом. Любой метод так или иначе возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значи­тельной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием предмета.

В сфере социально-гуманитарного исследования могут и должны быть использованы все философские и общенаучные методы и принципы. Но в социальном познании имеются и специфические методы, например, идеографический (индивидуализирующий) и номотетический (генерализирующий) методы, объяснение (рациональное и интенциональное), ценностный подход («отнесение к ценностям»), понимание, диалог, контент-анализ, социометрия, ситуационный анализ и др. В социально-гуманитарных науках различают простое (обычное) и сочувствующее (включенное) наблюдение. Последнее является надежным средством получения информации в социологии.

В социально-гуманитарных науках часто используют социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и управления обществом. Главное назначение эксперимента в социологии - это проверка гипотез. Широко применяется анализ документов и методы опроса. Основные формы опроса – анкетирование и интервью.

В социальном познании используется метод исторических параллелей, который применяется при анализе исторических фактов в их сопоставлении с современностью. В состав социальных теорий входят системы гипотез, которые имеют фрагментарную дедуктивную организацию. В социально-гуманитарных науках вера и верования рассматриваются как данность бытия человека среди других людей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М., 1999.

  2. Баксанский О.Е. Методология науки: Учеб. пособие. - М., 2004.

  3. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

  4. Берков В.Ф. Философия и методология науки: Учеб. пособие. М.: Новое знание, 2004.

  5. Введение в историю и философию науки. Под ред. С.А. Лебедева. Учеб. пособие для вузов. – М., 2005.

  6. Готлиб А.С. Современные проблемы методологии социогуманитарного знания. Самара, 2001.

  7. Грядовой Д.И. Основы философских знаний: учебник для вузов. - М., 2007.

  8. Грядовой Д.И. Философия: Структурированный учебник: учебник для вузов. - М., 2003.

  9. Демидов Ф.Д. История и философия науки: введение в специальность. Учеб. пособие. М., 2005.

  10. Золкин А.Л. Философия. М., 2005.

  11. История методологии социального познания. Конец XIX-XX век. - М., 2001.

  12. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания): Учеб пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2005.

  13. Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В. Философия. М., 2003.

  14. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. М., 2004.

  15. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

  16. Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003.

  17. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. – М., 2005.

  18. Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2000 - 2001.

  19. Рикер П. История и истина. СПб. 2004.

  20. Рузавин Г.И. Методология научного познания: учебное пособие для вузов. – М., 2005.

  21. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В. Миронова. – М., 2006.

  22. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М., 2006.

  23. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005.

  24. Философия социальных и гуманитарных наук. Учеб. пособие / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М.: Акад. Проект, 2006.

  25. Червонная Л.Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании // Общественные науки и современность. 2002. № 2.

  26. Юревич А.В. Звездный час гуманитариев: социогуманитарная наука в современной России // Вопросы философии. 2003. № 12.



<< предыдущая страница  



Моя родина там, где моя библиотека. Эразм Роттердамский
ещё >>