Лекция 12 Государственные финансы и бюджет - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Итоговый государственный экзамен для студентов, обучающихся по специальности... 1 95.37kb.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности... 1 140.35kb.
Государственные и муниципальные финансы главные инструменты финансовой... 1 58.33kb.
Перечень вопросов для подготовки к итоговому междисциплинарному государственному... 1 63.13kb.
5. Государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию... 1 75.17kb.
Контрольная работа Финансы, денежное обращение и кредит 1 59.89kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Государственные финансы» 1 21.64kb.
Лекция: Финансы, финансовая политика и финансовая система Социально-экономическая... 1 338.27kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» 1 19.82kb.
Финансы Финансы: сущность, функции, роль в системе общественного... 1 105.61kb.
Программа дисциплины Институты в теории общего экономического равновесия... 1 57.2kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» 1 19.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Лекция 12 Государственные финансы и бюджет - страница №1/1

Лекция 12

Государственные финансы и бюджет


  1. Новое в государственных финансах второй половины XX – начала XXI веков.

  2. Налоговая система и теневая экономика.

  3. Финансовое регулирование макроэкономики

  4. Государственный бюджет РФ в начале XXI века.


1.

Финансы – (наличные деньги или доход) денежные средства, которыми обладают субъекты хозяйства.

Движение денег в виде доходов и расходов образуют финансовые потоки.

Финансы:


  • первичные (денежные средства домашних хозяйств и фирм, источником которых являются доходы, полученные в результате экономической деятельности): заработная плата, прибыль, процент, рента;

  • вторичные (путем изъятия (с помощью налогов и иных платежей) из первичных финансов. Образуются на уровне макроэкономики и концентрируются в бюджетах различных уровней).

Деление финансов возникло вместе с появлением государства, когда возникла необходимость содержания аппарата и армии.

Соотношение между частями зависит от:



  • объема налогов;

  • роли государства в обществе.

Резкий скачок произошел во второй половине XX века. Главная причина – замена рыночного механизма регулирования цен государственным.

Новая роль государства проявилась в функциях:



  • обеспечение перспективных условий общественного производства:

    • развитие фундаментальной науки;

    • подготовка рабочей силы;

    • повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики.

  • развитие ВПК и поддержка обороноспособности;

  • социальная деятельность государства:

    • социальные блага и услуги;

    • социальная помощь экономически неактивному населению.

В связи с возрастающей ролью государства возник рост финансовых потоков. Во второй половине XX века, в связи с повышением роли государства бюджетные расходы возросли в 350 раз.

1)


  • государство контролирует небольшую часть национального производства (Европа 15-30%, США 1%);

  • государство должно тратиться на социальные программы.

2)

  • нет нужных источников первичных доходов;

  • не может рассчитывать на добровольные пожертвования рыночных субъектов.

2.

Налог – обязательный платеж, взимаемый государством с населения и организаций в соответствии с законодательством.

Налог (ст.8 НК РФ) – обязательный безвозмездный индивидуальный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц.

Налоговая система – совокупность налогов, форм и методов налогооблажения и налоговых органов.

Классификация:



  • по уровням:

    • федеральные (>20);

    • региональные;

    • местные.

  • по видам:

    • прямые (непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика: подоходный, налог на дарение);

    • косвенные (акцизы – надбавки к цене\тарифу: акциз на вино-водочную продукцию, табак, бензин, легковые авто; таможенные пошлины и сборы).

  • по налоговым ставкам (размер платежа на единицу налогообложения):

    • твердые (на единицу объекта вне зависимости от размера: на домашних животных);

    • пропорциональный (единый для всех процент уплаты).

    • прогрессивные (главная роль в перераспределении национального дохода)

В США: бедные – 15%, богатые – 50%

В РФ (до 2000 года): до 50000 рублей в год – 12%

до 150000 рублей в год – 20% на дополнительные суммы

свыше 150000 рублей в год – 30%

С 2001 года введена единая 13% ставка, но увеличились некоторые косвенные налоги.


    • регрессивные (установлены в некоторых странах на заработную плату).


Группа американских ученых выявила зависимость налоговых поступлений от ставок подоходного налога.

Кривая Лаффера

Основным налоговым органом является государственная налоговая служба. Она осуществляет контроль над точностью исчисления и внесения налоговю

Способы ухода от налогов (книга «150 способов ухода от налогов»):


  • подкуп чиновников;

  • сокрытие в иностранных банках и оффшорах (территория, где установлены особые правила ведения финансовых операций (например, низкие налоги с доходов). 7 зон: Багамские острова, Бахрейн, Гонконг, Антильские острова, Бермудские острова, Кипр, Мальта);

  • завышение себестоимости;

  • долгосрочные торговые контракты (оплата через несколько лет после поставки товара).

Значительные потери: алкогольная и аудио-видео продукция.

Выводы: государство должно стремиться к достижению оптимальной ставки налогообложения (по кривой Лаффера), убрать «водораздел» между теневой и белой экономикой.

Для борьбы с налогонеплательщиками изобретаются новые способы: в США – доносчику дается 10% от суммы неуплаты; в Китае введена смертная казнь для крупных неплательщиков. Во многих странах создана финансовая разведка (Интерпол и МВД).

Для повышения эффективности налогообложения необходимо:


  • уменьшить число налогов;

  • упростить налогообложение для малого и среднего бизнеса.

С расширением социально-экономических функций государства увеличиваются и его расходы. Рост расходов потребовал дополнительного финансирования из бюджета, но государство не имеет собственных источников поступления финансовых средств. Поэтому 90% бюджета формируется за счет налогов с физических и юридических лиц.

Возвращаемая субъектам часть налогов образует трансфертные платежи, то есть суммы, направляемые на социальные и компенсационные выходы. Имеет место «положительный налог». В развитых странах посредством трансфертов оказывается помощь десяткам миллионов человек (в РФ около 72 млн.). На эти цели тратится более 60% государственного бюджета.

В наступившем веке государство столкнется со следующей проблемой: оно выплачивает пенсии пожилым людям, число которых постоянно растет. Сейчас пенсии выплачиваются за счет налогов с работающих молодых людей, удельный вес которых падает. Возможными вариантами решения данной проблемы являются:



  • увеличение пенсионного возраста;

  • увеличение размеров налогов с работающих;

  • сокращение размеров пособий;

  • все три одновременно.

В РФ 40% молодых людей 16-летнего возраста не доживут до пенсии, хотя пенсионные взносы будут платить исправно.

Двойственный характер движения финансовых средств, предполагающий возврат части налогов влияет на их валовую величину. При прочих равных она должна увеличиваться.

В РФ чиновников государственного уровня около 1300000 человек.

Встречное движение финансовых потоков имеет смысл только, если они не совпадают по величине и структуре. В социальном государстве одни должны платить налоги больше, чем другие. Это позволит перераспределять доходы от богатых в пользу бедных. Государство выполняет роль Робин Гуда. Максимальное соотношение между заработными платами богатых и бедных 1:10 (тогда не возникают недовольства).



3.

Современное государство использует финансовые рычаги не только для распределения налогов, но и для регулирования макроэкономических процессов. Государство может использовать два рычага:



  • налогообложение;

  • распределение бюджетных средств.

Каким образом с их помощью происходит регулирование экономики:

  1. налогообложение

существует причинно-следственная связь между налогами и магическим треугольником (национальный доход, цены, безработица).

Налогообложение влияет на личный располагаемый налог (разность между валовым доходом и налогами) в результате чего изменяется макроэкономический спрос (потребление и инвестиции), изменение спроса оказывает влияние на деловую активность (экономический рост и занятость), а в конечном итоге на величину национального дохода. Возможны два варианта развития:



  1. налоги растут. Макроэкономический спрос (МС) падает, деловая активность (ДА) снижается, национальный доход (НД) сокращается, цена (Ц) падают.

  2. налоги снижаются. Располагаемый доход МС, ДА, НД, Ц растут, безработица падает.

2) бюджетные средства (БС) (государственный бюджет)

Расходы изменяют МС, он обусловливает ДА, она приводит в изменению НД.

Возможные варианты:


  1. БС растут, МС, ДА, НД растут, безработица падает

  2. БС уменьшаются, МС, ДА, НД, Ц падают, безработица растет

На практике применяются два вида экономической политики:

    • дискриционная (проводя ее государство, сознательно регулирует бюджетные доходы и расходы, добиваясь необходимых параметров состояния экономики)

    • автоматически действующие внутренние регуляторы (стабилизаторы). Не требуется специальных правительственных решений, размеры поступлений и государственных расходов изменяются автоматически.


4.

Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства; мощный механизм финансового регулирования экономики.



Характерные черты:

  1. В начале 90 бюджет утверждался с опозданием

  2. Неисполнялся (достигало 25%)

  3. Средства перечислялись получателям через коммерческие банки, которые догое время их прокручивали

  4. Привлекались иностранные займы

  5. В период с 94 по 98 гг. государство строило финансовые пирамиды, которые в 98 обрушились

  6. Правительство не укрепляло гос. бюджет.

  7. Помимо общей политики сокращения расходов проводились секвестирования (регулярные урезания бюджета)

  8. С 94 СБРФ наладил эмиссию ценных бумаг





Как всякий мужчина, я ношу при себе орудие насилия. Анджей Керн
ещё >>