Лекция. 1 Предмет задачи и методы исторической науки План лекции - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к зачету по отечественной истории 1 72.45kb.
Лекция №1. 26. 09. 07 Предмет, методы и функции социологии как науки 1 139.19kb.
Лекция 6 Молекулярно-кинетическая теория. Статистическая физика План 1 248.46kb.
Лекции по агрометеорологии лекция №1 тема: введение предмет и задачи... 3 723.43kb.
Контрольные (итоговые) вопросы по истории для заочного отделения 1 68.28kb.
Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень»... 3 487.16kb.
Задание к 1 семинару: Понятия 1 84.09kb.
24 лекции 12 семинары Раздел I. Введение в этнопсихологию. Тема предмет... 1 60.68kb.
История как наука, ее предмет 7 1072.04kb.
1. Предмет, задачи, система и методы криминалистики 1 183.15kb.
Тема Предмет, система, задачи и методы криминалистики 1 76.76kb.
А. А. Белецкий. Древняя оронимия Греции 1 21.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Лекция. 1 Предмет задачи и методы исторической науки План лекции - страница №1/1




Лекция. 1 Предмет задачи и методы исторической науки
План лекции.
1. Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)

11. Основная часть:



  1. История как наука. (20 мин.)

  2. Развитие исторических знаний. (20 мин.)

  3. Особенности, методы и функции исторического познания. Вспомогательные исторические дисциплины. (15 мин.)

  4. Особенности философского осмысления истории. Формационное и цивилизационное понимание исторического процесса. (20 мин.)

111. Заключительная часть. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов. (5 мин.)

1. История как наука.

Слово «история» происходит из греческого языка и может быть переведено как рассказ о прошедшем, о том, что нам удалось узнать о прошлом.

Историей называется процесс развития природы и общества. Прежде всего речь идёт о развитии общества, хотя иногда говорят и о так называемой естественной истории. Всякий существующий объект или явление изменяется, то есть имеет свою историю, события которой можно фиксировать и изучать.

Историей также называется наука о прошлом, точнее комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Этой наукой исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Обратите внимание на глубинную этимологическую связь слова «история» с глаголом-связкой «есть» (ist) и словом истина. История – это то, что когда-то было, причём только о том, что соответствует действительности.

История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история); подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. Отраслями исторической науки могут считаться экономическая история, военная история, историческая география, историография и др. Органическими частями истории как комплекса наук являются специальные исторические науки археология и этнография. История различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т. д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т. д.). История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

История неразрывно связана с понятием времени. В различных науках существует принцип историзма, то есть такой подход к действительности который рассматривает её как изменяющуюся, развивающуюся во времени. Историзм предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития. Истоки историзма можно найти в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании — Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С конца 19 в. принцип историзма в целом утвердился в естественных и гуманитарных дисциплинах и является одним из важнейших принципов современной науки вообще.

История возникла в глубокой древности, хотя жившие тогда люди и не считали историю наукой. Например, в античности история считалась не наукой, а разновидностью повествовательной литературы. Возможно, потому, что первые рассказчики старались всячески приукрасить прошлое: выдумывали, сочиняли. Их слова больше походили на сказки, в которые трудно было поверить.

Шло время, и люди поняли, что прошлое неразрывно связано с настоящим. А для того, чтобы понять настоящее, надо точно знать, что было в прошлом. Тогда главными требованиями к этим рассказам стали точность и правдивость, ведь многое, о чем говорилось, происходило на самом деле!

Задача оказалась не из легких. Но рассказчики – историки, как их стали называть, - нашли выход. Они стали собирать оставшиеся от прошедших времен предметы, письменные тексты, изучать древние постройки.

Все эти осколки прошлого, помогающие историкам восстановить картину давно минувших времен, стали называть “историческими источниками”. А в исторической науке появились специальные направления, занимающиеся их поиском и изучением. В истории существует специальная дисциплина – источниковедение, посвящённая рассмотрению разнообразных исторических источников. Все источники делятся на материальные (вещественные) и письменные

Так, наука археология изучает древнейшие вещественные свидетельства прошлого - орудия труда, оружие, черепки посуды, останки людей, остатки жилищ, развалины городов и многое другое. Как правило, эти предметы скрыты под толстым слоем земли, нанесенной временем. Археологи проводят раскопки, терпеливо снимая землю слой за слоем. Они стараются точно определить положение предмета в определенном слое земли, так как это помогает установить время его появления. Для определения хронологической датировки найденных объектов применяют в частности методы, основанные на химическом анализе (радиоуглеродный метод).

Другая наука – антропология – на основе сохранившихся останков людей и древних изображений может восстанавливать внешний облик наших предков.

Древние легенды и сказания, обычаи и традиции относятся к устным источникам. Их изучают этнография и этнология.

Но особенно важными источниками знаний о прошлом являются записи, сделанные людьми в древности и дошедшие до наших дней. Первоначально люди писали на каменных плитах, глиняных табличках. Затем – на специально выделанных шкурах животных – пергаментах, – листьях растений, и, наконец, на бумаге. Все эти источники называются письменными и позволяют получить более точное знание об исторических событиях, о жизни людей.

Древние записи, сочинения разных авторов много раз переписывались в последующие эпохи. Как правило, они дошли до нас в рукописях и пересказах более позднего времени. Но от этого их ценность не уменьшается. Те письменные источники, в которых содержится рассказ об исторических событиях, некое повествование называются нарративными. К числу нарративных источников относятся летописи, описания исторических событий, сделанных очевидцами и пр.

Изучение найденных источников, объединение сведений всех наук дает возможность историкам точно и правдиво рассказывать о далеком прошлом, о развитии человеческого общества. Но каждый вновь найденный или открытый источник вносит уточнения в этот рассказ. Поэтому изучение продолжается непрерывно, чтобы еще лучше узнать прошлое.

Ученые пишут статьи и книги, в которых объясняют причины, ход и последствия исторических событий, действия правителей, возникновение и судьбы цивилизаций. Если данных для точных научных выводов недостаточно, историки высказывают научные предположения.

В исторической науке существуют различные точки зрения на те или иные события прошлого. Историки нередко ведут между собой научные споры, высказывают различные мнения. Очень важно, чтобы историческая наука постоянно развивалась, давая нам все более достоверное знание о прошлом. Такое знание позволяет избежать многих ошибок в развитии человеческого общества в наше время.

Люди давно заметили, что их жизнь (прошлое, настоящее и будущее) протекает во времени: какое-то событие произошло раньше, что-то случилось позже, а что-то еще только произойдет. Время можно сравнить с длинной дорогой, по которой идет человечество: когда-то, в прошлом, наши далекие предки начали свой путь по этой дороге, сейчас, в настоящем, по ней идем мы, а после нас, в будущем, пойдут наши потомки.

Для того чтобы в этом путешествии человечеству было удобно идти, дорога разделена на отрезки.

В истории, т.е. в прошлом, такими отрезками являются большие промежутки времени - периоды и эпохи.

Историки выделяют всего пять периодов. Первый период от появления предков человека до возникновения городов, государств и письменности называется первобытным. Второй, третий, четвертый и пятый периоды называются в соответствии с тем временем, который каждый из них изучает: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, новейшая история.

Историки часто пользуются сведениями еще одной вспомогательной исторической науки – хронологии. Эта наука изучает способы измерения времени и различные календарные системы.

Самым главным отрезком времени в исторической хронологии считается год, потому что с древних времен люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие – основание города, большое наводнение, или победа в войне.

Слово “календарь” происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были отдавать свои долги в первый день месяца – “календы”. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.

Потребность измерять время возникла очень давно. Вначале первобытные люди отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. Затем единицей измерения времени стали сутки. Но большие отрезки времени ими измерять неудобно. И тогда люди обратили внимание на меняющийся облик Луны и стали измерять время числом лунных месяцев.

У каждой древнего народа существовал свой счет лет, все считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.

В основу современного календаря, как и у египтян, положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 6 часов. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эту добавочную частичку "примерно 6 часов". Из-за этого в каждый четвертый год в нашем календаре появляется один дополнительный день – 29 февраля. Но и все равно остаются минуты и секунды, которые не учитываются. Из-за этого даже современный календарь за столетия накапливает небольшую неточность в измерении времени. Не случайно сейчас предлагают ввести новый, более точный всемирный календарь.

Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год рождения Иисуса Христа, основателя христианской религии. Люди христианской веры считают этого человека Сыном Бога и Спасителем человечества. Поэтому для христиан его рождение стало таким важным событием.

Сказания о его жизни и мучительной казни создавались около 2 тысяч лет назад. Через несколько столетий христианская религия распространилась во многих странах. Тогда монах по имени Дионисий Малый предложил вести счет лет от рождения Христа.

Это летосчисление стало называться христианским, а период времени после рождения Христа - “нашей эрой”. Иногда его называют новой эрой и сокращенно обозначают “н. э.” Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Год, когда родился Иисус Христос, историки называют первым годом нашей эры. Все, что случилось до него, относится ко времени до нашей эры (сокращенно “до н. э.”).

Умения использовать исторические источники и ориентироваться во времени недостаточно для историка. Он должен хорошо знать физическую и историческую географию, чтобы точно определить не только когда, но и где происходило то или иное событие прошлого.

Все эти знания необходимы для того, чтобы как можно больше узнать не только об отдельных событиях, или людях, но и об истории целых цивилизаций, т.е. государств и народов, живших в определенный период времени на определенной территории.

Каждая цивилизация, когда-либо существовавшая на земле, возникала на основе предыдущей и с течением времени медленно изменялась. Эти изменения называются эволюцией. Сохраняя достижения предков, люди создавали собственную культуру. Это значит, что они строили новые, лучшие города, придумывали более удобные орудия труда и предметы быта; создавали более справедливые законы, более красивые обычаи, легенды и мифы. Такое движение вперед, переход к новому, лучшему называется прогрессом



2. Развитие исторических знаний.

Историография. – процесс развития исторической науки. Также, когда говорят об историографии какого-либо вопроса имеют в виду то, как то или иное историческое явление изучалось предыдущими учёными-историками.

На древнем Востоке существовали записи событий по годам, а также произведения о деяниях правителей. Одним из известных древневосточных историков является китаец Сыма Цянь (3 в. до н. э.). «Отцом истории» традиционно считается греческий учёный Геродот Галикарнасский, автор труда «История» в 9 книгах. Другими выдающимися греческими историками являлись Фукидид, автор «Истории Пелопонесской войны», Ксенофонт и Полибий. В древнем Риме существенный вклад в развитие исторической науки внесли Тит Ливий, Светоний, Саллюстий и Корнелий Тацит. В период античности произошло становление рационализма при рассмотрении истории. Греческие и римские историки искали прежде всего разумное, рациональное объяснение исторических событий, исключая всё сверхъестественное, чудесное. В древности возникает жанр исторической биографии, выдающимся представителем которого, считается Плутарх. В целом в древних цивилизациях господствовал циклический подход к историческому процессу. Все события считались следующими в вечном круговороте (подобно смене времён года), что лишало исторические события уникальности и неповторимости.

С победой христианства утверждается линейное понимание истории. История представляется как линия, отрезок, имеющая начало и конец. Каждое событие признавалось неповторимым и уникальным. Главное из этих событий – рождение Христа – стало считаться как бы центральной точкой истории. Развитие исторической науки в средневековье следует признать шагом назад по сравнению с античностью. Из исторических произведений можно назвать в первую очередь погодные записи событий, осуществляемые, как правило, монахами-хронистами в монастырях. Такие записи в Европе назывались анналами, а в средневековой Руси – летописями. Характерным примером летописи и самым древним из дошедших до нас исторических русских памятников является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Причиной осуществления событий считался божественный замысел, провидение или козни дьявола. Стихийные и социальные бедствия (наводнения, неурожаи, нашествия кочевников) считались «казнями Божьими», наказаниями, посланными за грехи людей.

Восстановление светской исторической науки и нерелигиозного объяснения исторических событий началось в эпоху Возрождения. В качестве причин исторических событий стали рассматриваться воля и желания людей. Историки обратились к влиянию географических условий, экономики, государственного строя на ход истории. Из историков эпохи Возрождения стоит отметить Н. Макиавелли и Ж. Бодена. Выдающимися историками 17 – 18 вв. являлись Ж. Боссюэ, Ф. Вольтер, Д. Юм, дж. Вико, И. Гердер. В России полноценная историческая наука берёт начало с петровских реформ. Первым историком, предпринявшим попытку создать на базе изучения древних источников историю России был один из сподвижников Петра 1 – Василий Никитич Татищев. Из русских историков 18 в. следует отметить М. В. Ломоносова и М. М. Щербатова.

В 19 в. история становится полноценной наукой, одной из дисциплин гуманитарного цикла. В университетах появляются исторические факультеты и соответствующие кафедры. Историки целенаправленно прибегают к археологическим раскопкам, совершенствуют технику исследования источников. В русской историографии огромную роль сыграло появление труда Н. М. Карамзина «История государства Российского. Следует также упомянуть исторические изыскания А. С. Пушкина, Н. А. Полевого, Т. Н. Грановского. В середине 19 в. выходит капитальная «История России с древнейших времён» С. М. Соловьёва. Она до сих пор остаётся самым подробным изложением русской истории. Жанр психологического исторического портрета развивал Н. И. Костомаров. В трудах выдающегося историка В. О. Ключевского можно уже отметить не столько описательный, сколько аналитический уклон. Он занимается не только изложением событий (после труда Соловьёва это было уже излишним), а аналитическим размышлениями над закономерностями российской истории.

На развитие отечественной историографии 20 в. наиболее существенное влияние оказала марксистская идеология, ставшая в советские годы обязательной основой осмысления истории. Первым марксистским историком в России стал М. Н. Покровский. Историки-марксисты уделяли значительное внимание исследованию экономических и социальных факторов, но часто теряли личностную компоненту истории и часто неправомерно рассматривали все события сквозь призму классовой борьбы. Из немарксистских историков советского периода наибольший интерес представляют идеи Л. Н. Гумилёва, одного из ярких представителей евразийства, автора теории пассионарности этносов. Интерес Гумилёва сосредотачивался на изучении взаимоотношений Руси и степных народов.



3. Особенности и функции исторического познания. Вспомогательные исторические дисциплины.

Рассмотрим важнейшие требования, предъявляемые к историкам:

1. Вести рассказ объективно, «без гнева и пристрастья» (Тацит). Но однако это невозможно. Личность автора всегда будет проявляться в отборе и оценке материала.

2. Необходимо произвести отбор самого важного, не заниматься перечислением мелочей.



Принципы исторического знания:

1. Хронологический – рассказывать о событиях строго в том порядке, в котором они происходили.

2. Системный – подходить к событиям не как к случайному набору происшествий, а как к проявлениям некоторой закономерности. Все исторические события не случайны и связаны между собой.

Функции исторического знания

1. Описательная – восстановить ход событий, каким он был в действительности

2. Объяснительная – объяснить, найти причины исторических событий

3. Прогностическая – на основе знания о прошлом попытаться дать прогноз развития событий в будущем, для этого применяются методы аналогии и мысленного эксперимента.

4. Воспитательная – история может оказывать влияние на формирование мировоззрения и системы ценностей у людей в обществе. Воспитывать гражданские чувства и патриотизм на примерах судеб исторических деятелей, стран и народов.

В истории возможно синхроническое и диахроническое изучение. Синхрония – сравнение, сопоставление одновременных событий, происходящих в разных местах или в различных областях жизни общества. Очень часто в исторические издания включаются синхронические таблицы. Диахрония – изучение и сопоставление событий, происходящих в разное время в одной и той же или в разных странах.

Как гуманитарная дисциплина история в отличие от естественных наук интересуется единичными, неповторимо-индивидуальными событиями. Только один раз произошло падение Римской империи, образование Московского централизованного государства, Вторая мировая война. На основании этой особенности исторического знания немецкий философ Г. Риккерт заявил о том, в истории господствует индивидуализирующий метод. Задача историка – показать неповторимое своеобразие каждого исторического события.

Вспомогательные исторические дисциплины.
1. Источниковедение – дисциплина, исследующая исторические источники

2. Археология – наука, изучающая историю по материальным остаткам жизни людей

3. Нумизматика – наука о монетах

4. Геральдика – наука о символических знаках (флагах, гербах, девизах) какого-либо человека, семьи, племени, страны

5. Палеография – изучение древней письменности и написанных с помощью её источников

6. Фалеристика – наука о наградах

7. Генеалогия – наука о родословных связях

8. Дипломатика – наука о форме и содержании юридических актов

9. Сфрагистика – наука о печатях

10 Хронология – наука об исчислении времени


4. Особенности философского осмысления истории. Формационное и цивилизационное понимание исторического процесса.

Существует промежуточная, на границе истории и философии область знаний – философия истории (историософия). В отличие от истории историософия занимается не изучением конкретных исторических событий, их причин и следствий, а более масштабными вопросами: есть ли у истории смысл? какова цель истории? Какие существуют движущие силы исторического процесса? Является ли история случайным набором событий или ей присуща определённая закономерность?

Многие мыслители полагали, что ход истории определяется нематериальным духовным началом, не зависящим от сознания человека. Религиозным вариантом объективно-идеалистического понимания истории является провиденциалистская философия истории Аврелия Августина, изложенная им в труде «О граде Божием». Вся история есть осуществление Божественного замысла, направленного на торжество блага. Все земные государства возникают в соответствии с волей Бога, содействуют осуществлению Его замыслов, а затем волей Бога уничтожаются. Это же относится и к судьбам выдающихся исторических деятелей. Каждое событие следует рассматривать с финальной точки зрения – конца мира и страшного суда. Именно Божественный замысел и делает исторический процесс осмысленным. Августин одним из первых предложил линейное понимание истории, при котором утверждается уникальность и неповторимость каждого исторического события, противопоставив такое понимание истории господствующим в античности циклическим представлениям.

Нерелигиозным вариантом объективно-идеалистических представлений об истории является философия истории Г. Гегеля. В «Лекциях по философии истории» Гегель утверждал, что творцом истории является мировой дух, который переходит от одного народа к другому. И когда мировой дух пребывает у этого народа, данный народ добивается значительных успехов в политике, экономике и культуре. Мировой дух использует народы, страны и исторических деятелей для своего совершенствования. Гегель насчитывает три исторических этапа шествия мирового духа: 1. Древний Восток, 2. Античность, 3. Западная Европа. Основным смыслом истории Гегель считает прогресс в человеческой свободе. На Востоке свободен лишь один (фараон, деспот), в античном мире свободны были немногие, а в Европе нового времени свободны большинство. Гель выдвигает учение о хитрости мирового духа, который использует в своих целях выдающихся личностей, расставляя перед ними в качестве приманки стремление к обогащению, власти, почёту. Желая достичь этого, исторические деятели выполняют предначертанное мировым духом. Так, увидев Наполеона, сам Гегель, признавался, что видел шествие мирового духа на белой лошади. Реальные результаты деятельности выдающихся людей далеки от того, к чему они субъективно стремятся. Когда исторические деятели выполняют миссию, возложенную на них мировым духом, они становятся не нужны и быстро сходят с исторической сцены.

Многие мыслители полагали, что история зависит от сознания людей и определяется им. Одной из форм таких (субъективно-идеалистических воззрений) на ход истории является волюнтаризм, объявляющий, что ход истории в целом зависит от воли выдающихся исторических личностей. Задумаемся, произошла бы Отечественная война 1812 г., если бы не было воли Наполеона, а реформ Петра 1 без воли этого исторического деятеля. Может создаться впечатление, что воля и желания исторических персонажей являются главным движущим фактором истории. Н. К. Михайловский в конце 19 в. выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой историю творят герои-одиночки, увлекающие за собой толпу личным примером. Однако противники такого волюнтаризма (например, Г. В. Плеханов) утверждают, что сколь бы ни была значительной роль выдающихся исторических деятелей, они не могут принципиально изменить ход истории, определяемый более глубокими и носящий объективный характер закономерностями. Выдающиеся деятели могут лишь ускорить или замедлить ход исторических процессов, но не изменить их. Так, Россия рано или поздно приобщилась бы к европейской цивилизации, даже если бы Пётр 1 и не проводил реформы. Успех сопутствовал Петру не столько из-за его воли и энергии, сколько потому, что он реализовывал те потребности, которые стояли перед Россией на соответствующем этапе её истории. Исторический деятель, идущий против экономических и других социальных законов, обречён на поражение.

Здесь можно поставить вопрос о роли случайности в истории. Среди историков уже несколько веков бытует шутка: «Если бы нос Клеопатры был чуть короче, история пошла бы по-другому». Попытайтесь аргументировано согласиться или оспорить этот тезис. Разумеется, возможно, тогда Антоний не проиграл бы противостояние с Октавианом, и стал бы единовластным правителем империи. Во главе Рима находились бы совершенно другие лица, у них были бы другие советники и пр. Но изменило ли бы это глобальный ход истории. Скорее всего, нет. Ведь кризис рабовладельческих отношений начался бы независимо от лица, восседающего на престоле, и римская империя всё равно начала бы клониться к упадку и стала бы уязвимой для нашествия варваров и дальнейшего разрушения.

Одним из виднейших противников абсолютизации роли случайности в истории был Л. Н. Толстой, критиковавший, в частности мнение французских историков, что Наполеон проиграл Бородинское сражение из-за случайно подхваченного насморка.

Ещё одним (наряду с волюнтаризмом) вариантом субъективно-идеалистических представлений об истории является учение о том, что ход истории определяется распространением истинных знаний, борьбой с заблуждениями и суевериями. Именно так рассуждали представители Просвещения, а чуть позднее многие позитивисты. Просветители выдвинули положение «Мнения правят миром». Люди принимают решения, руководствуясь своими представлениями о мире. Соответственно, следует сделать мнения людей разумными, просвещёнными и люди (прежде всего правители) будут принимать правильные решения, содействующие благу общества. Сторонники этой точки зрения считают исходной точкой прогресса общества развитие знаний и наук. Но, признавая определённую роль прогресса знаний, следует сказать, что развитие науки во многом само зависит от обстоятельств, объективных по своему характеру, в частности от уровня производительных сил и от способа производства.

Материалистическое понимание истории подразумевает, что ход истории зависит от объективных материальных факторов, не зависящих от сознания людей. Материализм признаёт наличие неизменных исторических законов, определяющих развитие общества. Причём, общество очень долго считалось совершенно особой реальностью, кардинально отличающейся от природной. Этим объяснялось, почему многие философы, будучи материалистами при изучении природы, оставались идеалистами при рассмотрении общества.

Разновидностями материалистического понимания истории можно считать географический и экономический детерминизм. Географический детерминизм исходит из решающего влияния географических факторов на развитие общества (климат, наличие рек, размер территории). В частности, климат оказывает влияние на род занятий, которые в данном климате возможны. Например, в степях возможно скотоводство, но не земледелие. Соответственно, кочевые общества отличаются нестабильностью, поскольку не привязаны к определённому участку земли. Общества, основанные в долинах рек, где возможно земледелие, более устойчивы, так как земледелец не может оставить без присмотра возделываемый им участок. Элементы географического детерминизма заметны в воззрениях Ш. Монтескье.

Другой, более распространённой в современной философии, разновидностью материалистического понимания истории является экономический детерминизм, нашедший наиболее последовательное отражение в марксизме. В основе развития общества, согласно Марксу, лежат объективные законы, не зависящие от сознания людей.

К. Маркс полагал, что история человечества в конечном итоге определяется прогрессивным развитием производительных сил (к ним относятся сам человек, орудия труда, предметы труда) и возникающих на их основе производственных отношений. Развитие общества, таким образом, определяется преимущественно экономическими факторами, являющимися базисом.

На основе базиса возникает надстройка, в целом определяемая характером производства. В состав надстройки включались политические, правовые, культурные, религиозные и прочие отношения. Признавалось, правда, незначительное обратное влияние надстройки на базис.

К. Маркс постулировал, что производительные силы развиваются быстрее соответствующих им производственных отношений, что в конечном итоге приводит к слому старых производственных отношений и соответствующей им надстройки на новые, соответствующие новому уровню производительных сил.

Тип общества, основывающийся на определённых производственных отношениях, называется Марксом формацией. Выделяется 5 следующих друг за другом формаций: 1. Первобытнообщинная, 2. Рабовладельческая, 3. Феодальная, 4. Капиталистическая, 5. Коммунистическая. Как правило, переход от старой формации к новой, считал К. Маркс и его последователи, сопровождается революцией. Формационная теория утверждает общность исторического пути развития всех стран.

Формационному пониманию истории противостоит теория локальных цивилизаций. Этот подход заро­ждается в середине 19 века и получает широкое распространение в 20 веке. Он противостоит универсалистскому, формационному подходу к истории развития человечества.

Согласно теории локальных цивилизаций, нет единства мировой истории. Отрицаются одина­ковые для всего человечества стадии общественного развития, а также оптимистическая теория прогресса. Культурные типы, эконо­мические и политические отношения и т. д. различны у разных на­родов. Цивилизация для сторонников этой точки зрения не является определённым этапом или уровнем развития общества (как это было у Моргана, Маркса и др.). Под цивилизацией адепты этой теории понимают некую локальную (не общемировую) цивилизацию, то есть достигшую некоторого уровня культуру того или иного народа или группы народов.

Основоположниками цивилизационного подхода считаются рус­ские мыслители 19 в. Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885), основной труд которого - «Россия и Европа», и Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891). В западноевропейской культу­рологии 20 века самыми влиятельными представителями теории ло­кальных цивилизаций были немецкий мыслитель Освальд Шпенг­лер, выпустивший в 1920 г. книгу «Закат Европы» и английский ис­торик и социолог Арнольд Тойнби.

Нет единой мировой истории, Есть множество различных социально-культурных общностей (локальных цивилизаций), которые обособлены друг от друга и развиваются самостоятельно. Например, А. Тойнби в своём труде «Постижение истории» выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существуют только 7 (1. Западная, 2. Православная, 3. Индуи­стская, 4. Китайская, 5. Дальневосточная (Корея и Япония), 6. Иран­ская, 7. Арабская). Остальные 14 (например, античная, вавилонская и др.) прекратили своё существование. Для каждой из этих цивили­заций характерен свой особый тип культуры, принципиально отли­чающийся от наличествующего в других цивилизациях.

Поскольку нет единой истории и общей для всех народов исторических закономерностей сторонники теории локальных цивилизаций категорически выступают против навязывания норм, ценностей и идеалов одной общности – всем прочим. Поэтому они подвергают резкой критике европоцентризм. О. Шпенглер весьма негативно оценивал привыч­ную историческую схему европоцентризма (Древность – Средние века – Новое время) как неприемлемую и бессмысленную для ана­лиза других исторических регионов. По его мнению, Европа как лишь одна из мно­жества исторических общностей неоправданно становится центром тяжести истори­ческой системы. Ведь, рассуждал О. Шпенглер, с таким же правом китайский историк мог бы построить всемирную историю, в которой событиям, происходившим в Европе (Античность, Возрождение и т. д) уделялось лишь несколько строк. Т. о., Шпенглер и другие сто­ронники теории локальных культур выступают против идеи единого «всемирного» исторического процесса, против представле­ния о единой линии эволюции человечества.



В связи с этим подвергается критике прогрессистское понимание развития общества, господствовавшее в формационной теории. Исто­рия каждой общности представляет собой не непрерывный прогресс, а цикл существования от её рождения до гибели. Каждая цивилизация рассматривается по аналогии с биологическим организмом, проходящим путь от детства к зрелости, старости и смерти. Гибель каждой цивилизации - это необратимый и неизбежный процесс. И не обязательно то общество, которое возникнет на месте погибшего, бу­дет совершеннее его. Оно просто будет другим, совершенно особым. Естественно, рассмотренная с таких позиций идея прогресса пред­ставится абсурдной.






Мы хорошо помним прежние золотые деньки — потому что их было так мало.
ещё >>