Лекция 1 лекция 1 методология научного творчества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция №1 2 Лекция №2 8 Лекция №3. 13 Лекция №4 14 Лекция №24 Лекция... 1 316.74kb.
Лекция и традиционный семинар 1 98.53kb.
Лекция тема10. Наука и методология. 3 605.68kb.
Лекция тема10. Наука и методология. 3 604.87kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Методология научного... 6 558.58kb.
Лекция N2: Система прерывания программ. Таймер, интервальный таймер. 4 621.9kb.
Лекция Учение о Боге Лекция Учение об Иисусе Христе 17 2083.74kb.
Общая методология научного творчества Научное изучение как основная... 7 1549.37kb.
Лекции 1 Вводная лекция. Астрономия сегодня. 10. 00-11. 00 1 Лекция 1 77.23kb.
Лекции по педагогической психологии Лекция 1 Тема: Педагогическая... 1 64.79kb.
Лекция 1 Понятие о полезных ископаемых и их месторождениях Основная... 8 1785.08kb.
Ольга Погодина сон алисы по мотивам сказки «Алиса в Зазеркалье» Льюиса... 1 221.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Лекция 1 лекция 1 методология научного творчества - страница №1/1


МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

ЛЕКЦИЯ 1


ЛЕКЦИЯ 1
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
Более корректно было бы назвать этот курс «Методология работы исследователя».

Слово «наука» и «ученый» сегодня можно применить далеко не ко всем исследовательским работам и самим исследователям. Наука – это изучение законов природы. Сегодня же почти все ученые решают практические задачи. В любой работе автор должен кроме освещения научной новизны обязательно указать и практическую ценность. Кроме того, стоимость экспериментальных исследований выросла настолько, что сам исследователь не вправе определить направление своей работы, а финансируются, в основном, лишь исследования, имеющие практическое применение.

Назвать науку творчеством тоже нельзя. Ученый ничего не творит, в отличие от изобретателя. Он лишь устанавливает факты.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Научное творчество состоит в умении ставить и решать задачи. Конечно, в научном исследовании основное – это умение обозначить проблему. Когда к Резерфорду приходил новый сотрудник, профессор предлагал ему теоретическую или экспериментальную задачу. Если решив эту задачу, сотрудник приходил за следующей, он получал новую задачу. Но если, решив и эту задачу, он приходил за следующей, его выгоняли из лаборатории.

Решение задачи требует напряжения всех сил, о решении нужно думать постоянно. Именно в этом случае есть надежда, что задача будет решена. Известен факт, что Менделееву решение задачи о систематизации химических элементов пришло во сне. Скорее всего, это произошло потому, что ученый постоянно думал о решении задачи.

Раньше существовала масса анекдотов о рассеянных профессорах («Профессор, у Вас в библиотеке воры», «что же они читают?»). На самом деле это не рассеянность – просто все мысли заняты решением какой-либо конкретной задачи.

Научить ставить задачи невозможно. А вот предложить методы решения можно. Мы рассмотрим методы решения на примере математических задач.











Необходимо заняться решением задач и задуматься над методами и средствами, которые при этом применяются. Подробный разбор решения, относящийся к отдельной задаче, имеет целью найти общую рекомендацию или метод, которым можно воспользоваться впоследствии в аналогичных ситуациях.



Будем вести, ограничиваясь при этом элементарной математикой.



  1. МЕТОД ДЕКАРТА.

Схема Декарта




Задача









Одним из основных методов научного исследования является






  1. СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

Для составления уравнений необходимо выполнять рекомендации Декарта:




В задаче изложенной выше неизвестные – число кур и кроликов, данные – число ног и голов.



В нашей задаче условие состоит в том, что у кролика 4 ноги, а у курицы – две.




3. ПРИМЕРЫ

Пример 1.



Пример 2.















Пример 3.













4. НЕКОРРЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ

Рассмотрим эту проблему на примере задачи Чарльза Доджсона1

Льюис Кэрролл «Алиса в зазеркалье». Черная королева : для того, чтобы стоять на месте нужно очень быстро бежать, а для того, чтобы двигаться вперед нужно бежать в два раза быстрее.







На самом деле задача действительно некорректна. Подставим вместо чисел буквы



Получим





ЗАДАЧИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Существуют




Задачи на нахождение.






Задачи на доказательство.





Проблема доказательства (в том числе и математических теорем) рассматривается в разделе математики, называемом математической логикой, о которой мы будем говорить позднее.




1 Известный английский писатель Льюис Керрол (1832-2898).










Умный человек создает больше возможностей, чем находит. Фрэнсис Бэкон
ещё >>