Лекционный материал по предмету: «Методика обучения игре на инструменте» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методика обучения игре на фортепиано 3 419.08kb.
Лекция №16 Лекционный материал 1 Практический материал и материал... 1 47.84kb.
Статья для сборника "Воспитание искусством" №2 " методические рекомендации... 1 96.33kb.
Конспект открытого занятия «Развитие чувства ритма на начальном этапе... 1 79.63kb.
Лекционный материал к зачёту №5 по вопросам 1 147.28kb.
Методика обучения решению лингвистических задач студентов филологического... 1 300.69kb.
Г. Лекционный материал по 1 30.22kb.
Методика обучения и совершенствования техники игры юных гандболистов 1 108kb.
В. В. Михайлов Автодидактическая система обучения (асо) и методика... 1 126.13kb.
Музыкальные инстр 1 37.92kb.
Приложение Раздаточный материал к игре 1 45.87kb.
Последний раз я видел Терезу Батисту в феврале этого года на террейро 15 2631.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Лекционный материал по предмету: «Методика обучения игре на инструменте» - страница №1/12

Лекционный материал по предмету:


«Методика обучения игре на инструменте»

Преподаватель Ващева Н.Ф.




РОССИЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


6

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА СПЕЦИАЛЬНОГО КЛАССА


8

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧЕНИКУ


10

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ


11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДАННЫХ


12

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ


14

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ И РИТМ


15

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ


17

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ


20

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН


21

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА


24

ТВОРЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ


27

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА


28

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕ В ЕЕ ПРОЦЕССЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАСТЕРСТВА

29


РЕАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ЗАМЫСЛА


30

ЧТЕНИЕ НОТНОГО ТЕКСТА


32

ПРОЧТЕНИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ


33

ТИПИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАЗБОРЕ


34

МЕЛОДИЯ


35

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ МЕЛОДИИ. LEGATO


37

РАБОТА НАД МЕЛОДИЕЙ В ЦЕЛОМ


39

ЛАДОТОНАЛЬНОСТЬ


41

ПОЛИФОНИЯ


43

ТЕМП И МЕТРОРИТМ


44

АГОГИКА


46

ДИНАМИКА


47

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ


48

ДОМРА


52

НАСТРОЙКА


53

СТРУНЫ И УХОД ЗА НИМИ


54

МЕДИАТОР


55

ПОСТАНОВКА


56

ПОСАДКА ДОМРИСТА


58

ПОЛОЖЕНИЕ КИСТИ ПРАВОЙ РУКИ


59

ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПЛЕЧЬЯ ПРАВОЙ РУКИ


60

РАБОТА ПРАВОЙ РУКИ


61

ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ


63

РАБОТА ЛЕВОЙ РУКИ


64

ПРИЕМЫ ИЗВЛЕЧЕНИЯ И СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ЗВУКА

ИГРА ПРИЕМОМ ТРЕМОЛО



66


ИГРА УДАРОМ В ОДНУ СТОРОНУ (ВНИЗ), ИГРА УДАРАМИ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ (ВНИЗ И ВВЕРХ)


68

ДЕТАШЕ


70

ЗВУК (ТОН) НА ДОМРЕ


71


ПОЗИЦИИ И АППЛИКАТУРА


74

ГАММЫ И АРПЕДЖИИ


79

АППЛИКАТУРА ГАММ И АРПЕДЖИЙ


80

ХУДОЖЕСТВЕНЫЕ ШТРИХИ

СТАККАТО


83


ЛЕГАТО (СЛИГОВАННЫЕ НОТЫ)


84

ГЛИССАНДО


86

ПОРТАМЕНТО


87

МЕЛИЗМЫ, ФИГУРАЦИИ И ИХ ИСПОЛНЕНИЕ

ФОРШЛАГ


89


МОРДЕНТ


91

ТРЕЛЬ


92

ТРИОЛЬ


93

СИНКОПА


95

ГРУППЕТТО


96

ЩЕСТИСТРУННАЯ ГИТАРА В РОССИИ


97

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ НА ГИТАРЕ


100

ПОСАДКА


101

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ


102

ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ


103

ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ


104

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ


105

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА


106

РАБОТА НАД ИНСТРУКТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ


107

ПРИЁМЫ ИГРЫ


108

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ АРТИКУЛЯЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ

111


ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ В ГИТАРНЫХ ТЕКСТАХ

112


ПЕРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ОДНОГОЛОСНЫЕ ПЬЕСЫ


114

ПЬЕСЫ С БОЛЕЕ СЛОЖНОЙ ФАКТУРОЙ


117

ФРАЗИРОВКА. АППЛИКАТУРА


119

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ-ГИТАРИСТОВ

121


РАБОТА НАД ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)


123

К ВОПРОСУ О «ТРЕХПАЛЬЦЕВОЙ» АППЛИКАТУРЕ ПРАВОЙ РУКИ


125

РАЗВИТИЕ АППЛИКАТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ КЛАССА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ ДШИ


127


ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ГИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ: НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

129


ВЫБОР ИНСТРУМЕНТА, СТУЛА


131

ПОСАДКА БЕЗ ИНСТРУМЕНТА


132

ПОСАДКА С ИНСТРУМЕНТОМ


134

ФИКСАЦИЯ ИНСТРУМЕНТА


136

ПОСТАНОВКА РУК. ПРАВАЯ РУКА


137

АПОЯНДО


140

ТИРАНДО


141

СОЕДИНЕНИЕ ТИРАНДО И АПОЯНДО


143

ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРАВОЙ РУКИ


145

ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ


146

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ


149

ДЕМПФИРОВАНИЕ

(Глушение ненужных звуков)



150


НОГТИ


152

ТОНОВЫЕ ОТТЕНКИ ЗВУКА


154

ОПЕРЕЖЕНИЕ


157

ЛИТЕРАТУРА

158


Лекция 1

РОССИЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Создание в середине XIX в. Русского музыкального общества и первых консерваторий – Петербургской и Московской – послужило основой быстрого развития в нашей стране профессионального музыкального образования. Уже в первые десятилетия своего существования Московская и Петербургская консерватории выросли в крупные музыкальные центры мирового значения.

Большим тормозом на пути развития музыкального образования в прежние времена было отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. Даже такие ведущие учебные заведения, как консерватории в Петербурге и Москве, существовали на средства Русского музыкального общества и частных лиц.

В консерваториях мало обращалось внимания на подготовку учащихся к последующей практической деятельности. Хотя многие выпускники становились педагогами, они не получали в достаточной мере соответствующих знаний и должны были приобретать их впоследствии самостоятельно в процессе педагогической работы.

Если в дореволюционной России более чем за полвека, протекших со времени создания Русского музыкального общества, возникло всего пять консерваторий, то к 1990 г. в нашей стране насчитывалось 32 музыкальных ВУЗа и ВУЗов искусств.

Достижения Российского музыкального образования заключаются не только в количественном росте учебных заведений. Уже в первые годы после революции начинается перестройка всего учебного процесса. Осуществляется педагогизация средних и высших музыкальных учебных заведений, в них вводятся теоретические дисциплины, расширяющие кругозор учащихся в области педагогики, истории и теории их специальности, например на отделении «Инструменты народного оркестра» - педагогика, методика обучения игре на инструменте, история исполнительского искусства. Вводится производственная практика: исполнительская и педагогическая, протекающая в детских общеобразовательных и музыкальных школах, а также в специально организованных при учебных заведениях секторах педагогической практики.

В процессе развития Российского музыкального образования постепенно складывается его структура. Низшее звено составляют детские музыкальные школы. Эти учебные заведения не ставят своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности. Их назначение – музыкальное воспитание широкого круга детей и подростков. Детские школы, кроме того, должны выявить наиболее способных учеников и готовить их для поступления в училища.

Среднее звено Российского музыкального образования – училища. Они имеют профессиональный профиль: их задача – готовить исполнителей-ансамблистов и педагогов детских музыкальных школ. В связи с этим в программы училищ введен ряд специальных дисциплин. На народных отделениях имеются классы ансамбля, концертмейстерский, изучается методика обучения, проводятся занятия по педагогической практике. Среднее звено включает также средние специальные музыкальные школы, организованные при высших музыкальных учебных заведениях для особо одаренных детей. В этих школах учащиеся получают специальное и общее образование.

Наконец, следующее звено – консерватории готовящие исполнителей высшей квалификации – солистов и ансамблистов, а также педагогов училищ. Высшими музыкальными учебными заведениями со специально педагогическим профилем обучения являются и музыкально-педагогические институты (первым из них был Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, основанный в 1944 г.).

Помимо сети очных учебных заведений, существует заочное музыкальное образование, протекающее на специальных заочных отделениях, при музыкальных ВУЗах и училищах. Создаются, кроме того, вечерние отделения, призванные, как и заочные, давать музыкальное образование без отрыва от работы.

Лекция 2

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА СПЕЦИАЛЬНОГО КЛАССА
Обучение игре на инструменте – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только исполнительское, но и общемузыкальное развитие учащихся. Его необходимым элементом является также широкая воспитательная работа.

При всем ее разнообразии она может быть сведена к нескольким основным направлениям: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умение работать, наконец забота о здоровье и физическом развитии ученика.

Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Она должна составлять с ним органическое единство. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим. Это одно из важнейших принципов методики.

Воспитательная работа должна быть ненавязчивой, во многих случаях ее желательно сделать даже неприметной для ученика. Нет ничего хуже, когда она принимает форму глубокомысленных поучений. Ученик их выслушивает потому, что этого нельзя не сделать, и с легким сейчас же забывает. Замечания или беседы, имеющие воспитательное предназначение, надо облекать в доступную, по возможности яркую, образную и запоминающуюся форму.

Основная часть воспитательной работы проводится на уроке. В процессе занятий возникает необходимость постоянно затрагивать разнообразные ее области. Эстетические воззрения композитора и идеалов, которыми вдохновлялось его творчество. Пламенный патриотизм Шопена, неукротимый дух борца-свободолюбца Бетховена, солнечный оптимизм Моцарта, страстная любовь к русскому человеку Чайковского и многие другие темы этого рода должны быть затронуты во время изучения учебного репертуара. Педагог должен рассказать много интересного об отношении к народной музыке крупнейших композиторов прошлого и современности, о том, что они видели в ней образец высших художественных ценностей, что на ее основе они создавали произведения, близкие народу, воплощающие его характер, думы и заветные стремления. В процессе повседневной работы с учеником эти положения важно убедительно раскрывать на конкретных примерах. И в простенькой обработке песни, и в пьесах Чайковского, Рахманинова, Бартока надо обращать внимание ученика на черты народности. Постепенно по мере накопления материала и развития учащихся, важно делать обобщения – в отношении музыкального стиля, культурных и художественных ценностей.

Очень важная форма воспитательной работы, получающая все большее распространение в настоящее время, - проведение учениками музыкальных вечеров и концертов просветительского характера в клубах, домах офицеров, подшефных школах. Это приносит всестороннюю пользу самим участникам и имеет большое значение для пропаганды искусства. Особая разновидность просветительской воспитательной работы – проведение вечеров, посвященных различным темам искусства, совместными силами учащихся музыкальной и общеобразовательной школ. Помимо воспитательных задач и приобщения к искусству детей, не обучающихся музыке, такие вечера помогают сближению коллективов обоих учебных заведений.

Большое место в жизни школы и училища должны занимать классные собрания. Они позволяют педагогу использовать весьма важные и эффективные формы коллективного воздействия на ученика. Тематика классных собраний отличается значительным разнообразием. Это и беседы о композиторах, о музыке, об искусстве интерпретации, о значительных событиях общественной жизни, доклады учащихся, исполнение различных произведений и их обсуждение, конкурсы на лучшее исполнение пьесы.

Хорошей формой воспитательной работы справедливо считаются посещения концертов, театров, музеев, экскурсии в памятные культурно-исторические места и прогулки загород.

Воспитательная работа планируется и к ней специально готовятся. Заранее должны быть намечены такие мероприятия, как собрания класса, конкурсы, посещения музеев; они требуют и соответствующей подготовки педагога. Необходимо ясно представлять себе основные линии воспитательной работы, какую надлежит проводить с каждым учеником. Важно, чтобы молодой музыкант как можно больше получал ярких художественных впечатлений. Надо слушать хорошие произведения в возможно лучшем исполнении. Живая непосредственная реакция педагога на красоты изучаемых произведений способна оказать сильнейшее воздействие на пробуждение эстетического чувства ученика. Эстетическое воспитание протекает тем успешнее, чем разностороннее оно ведется. Не надо упускать случая почаще обращать внимание ученика на красоту образа литературного произведения, картины или скульптуры. Надо стремиться научить ученика ценить прекрасное в различных его проявлениях. Очень многое для развития эстетического чувства может дать природа. Она обостряет ощущение красоты, наполняет запасом впечатлений от прекрасного в окружающей нас жизни. Эстетическое воспитание неразрывно связано с развитием любви к музыке. Пробуждать глубокий длительный интерес к музыке – одна из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно резко повысить работоспособность ученика – добиться большей сосредоточенности, усиления слухового контроля. Пробуждению интереса к музыке способствует посещение экранизированных опер, биографических фильмов о композиторах, рассказы педагога и чтение книг об авторах разучиваемых сочинений – словом, все то, что расширяет кругозор ученика в области искусства. Развитие любви к музыке тесно связано с усилением интереса к занятиям ею – и не только к урокам педагога, но и к работе за инструментом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧЕНИКУ
Успех педагога определяется его умением индивидуально подойти к каждому ученику. Для этого необходимо систематически изучать личность ученика, знать, чем он живет и интересуется, какова окружающая его среда.

В каждой индивидуальности есть всегда положительные и отрицательные черты. Иногда педагоги концентрируют свое внимание преимущественно на недостатках ученика и, стремясь к гармоничному развитию его личности, прилагают свои усилия, главным образом, к «подтягиванию» «отстающих» элементов. При этом, однако, нередко уделяют мало внимания тому наиболее ценному, самобытному, что есть в индивидуальности ученика.

Важно знать недостатки ученика и систематически работать над их устранением. Но достигать этого часто лучше как бы обходными путями, на основе развития сильных его сторон.

Встречаются ученики неорганизованные. Они небрежны в работе, неаккуратны в выполнении своих обязанностей. Систематической и настойчивой воспитательной работой их иногда удается дисциплинировать.

Неорганизованность нередко объясняется отсутствием стойкого интереса к делу и слабостью воли. Возникновение «соблазна» - пойти в кино, дочитать интересную книгу – отодвигает на задний план главное. Утешая себя тем, что в дальнейшем «все как-нибудь образуется», ученик откладывает приготовление задания, в результате плохо его выполняет, а иногда, боясь «проверки» педагога, и вовсе не приходит на урок. Очевидно, при работе с такими учениками особенно важно обратить внимание на развитие у них интереса к музыке, к изучаемому произведению. При этом во многих случаях целесообразно вначале исходить из того, к чему у них проявляется наибольший интерес, говоря образно – найти ту искорку интереса, которая в них тлеет, раздуть ее в пламя, а затем подбрасывать в разгоревшийся костер то, что загорается труднее. Наряду с этим в таких случаях необходимо, разумеется, всемерно укреплять волю, чувство ответственности, настойчивости в работе.

Иногда успешному развитию вредит чрезмерная застенчивость, скромность, вызывающие эмоциональную скованность, боязнь «развернуться» во время выступления. Неуверенность в себе, если ее не преодолеть в молодости, будет мешать человеку на протяжении всей жизни и не даст ему возможности проявить в полной мере природные данные.

Имея дело с учениками этого рода, надо с особой заботой отнестись к тому, чтобы занятия музыкой приносили им побольше удовлетворения и поменьше разочарования, чтобы они ощущали собственный рост, чтоб успехи окрыляли их. Надо использовать малейшую удачу ученика в преодолении эмоциональной скованности для укрепления в нем чувства уверенности в собственных силах. Важно поощрять его к смелым творческим поискам, соблюдая в тоже время необходимую осторожность, чтобы по возможности предупредить срывы, которые пагубно влияют на натуры такого рода. Преодолению застенчивости способствует систематическое общение с коллективом – не только игра в концертах, но и выступления на классных и иных собраниях, участие в общественной работе.

Лекция 3

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ
Помимо воспитания мировоззрения, эстетических вкусов и ряда личных качеств ученика, педагогу необходимо уделить самое серьезное внимание развитию его музыкальных способностей.

Обучение игре на инструменте требует целого комплекса различных способностей. Важна, разумеется, известная предрасположенность к занятию искусством – склонность мыслить художественными образами, наличие творческой фантазии в этой области. Надо обладать музыкальными способностями – так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью.

В своем труде «Психология музыкальных способностей», Б М. Теплов доказывает возможность развития всех музыкальных задатков. Он указывает и на условие, благоприятствующее этому процессу, а именно – наличие продуктивной деятельности человека, причем такой, которая требует активизации данной способности (что не исключает использования и других способностей – надо иметь в виду, что в комплексе они развиваются успешнее). Наука не отрицает различного качества задатков и совершенно иных возможностей развития музыкальных способностей у одаренного ученика по сравнению с учеником рядовым. Но она делает акцент не на ограничениях, вызванных природными данными, а на больших возможностях, имеющих у каждого для развития того, чем наделила его природа. Она зовет вперед, нацеливает на борьбу с возникающими трудностями и указывает пути для их преодоления.


следующая страница >>



У других понимаешь лишь то, что преодолел в самом себе. Кшиштоф Конколевский
ещё >>