Латинская Америка Латиноамериканское направление внешней политики Венесуэлы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Америка. Общая характеристика. 3 часа Ким Эльвира Васильевна, зав... 1 34.26kb.
Iberiainfo 24 марта 2009 Латинская Америка 1 27.84kb.
План задачи и основные направления советской внешней политики 1 165.55kb.
Заголовок = Латинская Америка мировой лидер в области производства... 1 40.73kb.
Латинская Америка 1 42.79kb.
Программа международной инвестиционной конференции 1 42.09kb.
«Латинская Америка» для самостоятельной работы 1 36.02kb.
«Латинская Америка» 1 вариант 1 24.11kb.
Чехия Справка о стране 1 68.98kb.
Армянский католикос на перекрестке внутренней и внешней политики... 3 426.84kb.
Урок истории в 8 классе. Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории... 1 29.26kb.
Венесуэла, Каракас 1 71.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Латинская Америка Латиноамериканское направление внешней политики Венесуэлы - страница №1/1

Латинская Америка


Латиноамериканское направление внешней политики Венесуэлы

Латиноамериканское направление является одним из основных внешнеполитических прио ритетов Венесуэлы, которая выступает за развитие многоформатной латиноамериканской интегра ции. «Боливаризм», провозглашаемый У. Чаве сом, – это концепция единого континента. В ос нове внешнеполитического курса У.Чавеса лежит идея образования единого военнополитическо го, социальноэкономического и культурного пространства на континенте, что способно приве сти к становлению Латинской Америки как само стоятельного субъекта геополитики, одного из мировых полюсов. При этом политический ком понент интеграции расценивается как главный, в котором выделяются борьба с бедностью и фор мирование «союза народов».

У. Чавес выдвинул идею проведения в Каракасе встречи на высшем уровне для обсуждения вопроса об образовании Конфедерации государств Латин ской Америки. Тем самым президент Венесуэлы как бы возрождает, пусть на уровне декларации, мечту С. Боливара об объединении завоевавших не зависимость молодых испаноамериканских стран, ради чего был созван Панамский конгресс 1826г.

У. Чавес – непримиримый противник межаме риканской зоны свободной торговли, за создание которой активно выступают США. По мнению венесуэльского президента, такого рода объеди нение пагубно отразилось бы на государствах кон тинента, особенно на малых странах, ущемило бы их интересы. Он полагает, что оптимальным для Латинской Америки является интеграция без уча стия северного соседа.

Оппоненты Чавеса, в частности президент Ме ксики, напротив, ратуют за интеграцию с участи ем США, аргументируя это тем, что именно они являются основным торговым партнером стран, расположенных к югу от Рио Гранде. Сходной точки зрения придерживается и Чили, уже заклю чившая соглашения о свободной торговле с Сое диненными Штатами.

.. A. Aoaaa

Промежуточную позицию занимают страны, входящие в состав МЕРКОСУР. Именно принци пиальные различия в подходах к этому вопросу породили острую полемику и на Саммите Америк, состоявшемся в ноябре 2005г.

В 2003г. Каракас выдвинул «боливарианскую альтернативу для Америки» (АЛБА) как противо вес вашингтонской концепции межамерикан ской зоны свободной торговли (МАЗСТ). АЛБА подразумевает, в том числе учреждение валютно го фонда Латинской Америки «БанкодельСур»

– вместо сотрудничества с МВФ, военного южноатлантического блока ОТАС, «единого союза трудящихся Латинской Америки», нефтяной компании «Петроамерика», общего информа ционного пространства «Телесур» и ряда других институтов.

У.Чавес тесно координирует продвижение АЛ БА с Кубой, в том числе как концепции союза, предполагающего «боливарианское» переустрой ство институтов представительной демократии с их заменой на «партисипативную демократию» – непосредственное участие масс в управлении го сударством. Совместно с президентом Кубы он объявил, что главные цели АЛБА – «преобразова ние латиноамериканского общества, ликвидация социального неравенства», единение политиче ских позиций стран Латинской Америки.

Приход к власти в январе 2006г. в Боливии идеологически близкого У.Чавесу Э.Моралеса об условил новый акцент на создание альянса Кара кас – Гавана – ЛаПас, которые взаимодействуют в реализации АЛБА, укрепляя и собственное все стороннее сотрудничество, в том числе по линии их «торгового договора между народами».

Особые надежды возлагаются на реализацию принятого на III саммите стран Южной Америки (2004г.) решения о создании Южноамериканско го сообщества наций (ЮАСН) как воплощение мечты Боливара, призывавшего, как известно, к созданию их союза, «предвидя угрозу со стороны североамериканской империи». Было заявлено даже о целесообразности роспуска МЕРКОСУР, дабы сосредоточиться на ЮАСН, которое вос принимается как конкретное воплощение в со временных условиях концепции АЛБА,

В 2004г. был выдвинут тезис о формировании революционной «оси» в Латинской Америке в со ставе Венесуэлы, Аргентины и Бразилии как ме ханизма, призванного повести за собой и другие страны континента, а также «движения индейско го населения, народные, рабочие и политические движения нового типа» с целью его объединения на основе «боливарианского единства». Такая «ось», по замыслам У.Чавеса, была призвана «сде лать вызов неолиберализму» и продвигать новую модель «социализма XXI века».

В последнее время взаимодействие на этом на правлении сталкивается с трудностями, в первую очередь в связи с нарастанием трений с Бразили ей, интеграционная концепция которой, прежде всего в рамках МЕРКОСУР, в немалой степени расходится с политизированной венесуэльской, а также с натиском У.Чавеса, дабы перехватить ли дерство в МЕРКОСУР и Южной Америке в целом. Вместе с тем, в Каракасе понимают, что без вза имопонимания в вопросах интеграции с Бразили ей выход на серьезные договоренности с ней в ре гиональном масштабе не возможен. Каракас вся чески старается привлечь Бразилию к более тесно му экономическому взаимодействию, выдвигая на первый план его энергетическую составляющую.

С распространением интеграционных идей У.Чавеса в Латинской Америке связаны шаги для становления международной компании «Петро сур». Со странами Карибского бассейна, поль зующимися льготами по Венесуэльскому энерге тическому соглашению, создана компания «Пе трокарибе». Продолжается энергетическое со трудничество Каракаса с Боливией, Парагваем, Уругваем и Эквадором, начата реализация планов строительства взаимосвязанной системы трубо проводов с Колумбией.

Весьма важным для Каракаса является продви жение энергетических компонентов интеграции

– при значительных затратах нефтедолларов изсвоей казны – с прицелом на формирование сплоченной группы стран Латинской Америки под его идейным руководством. При этом в прин ципе рассматривают нефть и газ в качестве инте грационной основы – по аналогии с тем, как со глашения по углю и стали явились объединяю щим элементом в процессе формирования ЕС.

Главной сейчас выступает идея прокладки трансконтинентального газопровода из Венесуэ лы в Аргентину, хотя в деле ее реализации, поми мо технических и экологических сложностей, есть немало и других, в т.ч. в свете наличия крупных запасов газа в Боливии, которые столь важны и для Бразилии с Аргентиной.

Негативные изменения во внешнеполитиче ском контексте, вызванные возросшим радика

Eaoeineay Aia.eea

лизмом У.Чавеса после победы на выборах в дека бре 2006г. и отсутствием гибкости при продвиже нии собственной модели интеграции в условиях умело поставленной мощной античавесовской кампания Вашингтона, привели Каракас к неуда чам в осуществлении ряда проектов (строитель ство трансконтинентального газопровода, созда ние Банка Юга, ускоренное вступление в МЕР КОСУР) и вынудили его скорректировать тактику реализации своих инициатив.

При сохранении приоритетов своей работы в регионе (укрепление «боливарианской альтерна тивы для Америки» [АЛБА] в тандеме с Гаваной, содействие формированию институтов южноаме риканского союза наций [УНАСУР], вовлечение в орбиту своих интересов стран Карибского бассей на, всемерная поддержка левых альтернативных движений) венесуэльцы более активно задейству ют «нефтегазовую дипломатию». На первый план сейчас выдвигается идея создания континенталь ной системы энергетической безопасности, что, по замыслу Каракаса, должно обеспечить ему од ну из лидирующих ролей в деле политической консолидации стран Латинской Америки и Ка рибского бассейна.

Этой цели был подчинен ряд внешнеполитиче ских мероприятий, центральным из которых ста ла поездка У.Чавеса в Аргентину, Уругвай, Эква дор и Боливию (611 августа 2007г.). Официаль ные представители расценивали ее итоги как ус пешные, выделяя подписание с Аргентиной и Уругваем договора об энергетической безопасно сти. Венесуэльская идея, впервые предложенная на 1 Южноамериканском энергетическом самми те в апреле 2007г. на ове Маргарита, не получила пока отклика в масштабах всего континента. Од нако это предложение способно обеспечить по требности этих стран в энергоносителях, а также договоренности о присоединении к нему в бли жайшем будущем Боливии и Эквадора.

В связи с неопределенностью перспектив про екта строительства трансконтинентального газо провода с БуэносАйресом и Монтевидео принято решение о сооружении в течение двух лет заводов по регазификации сжиженного газа мощностью 10 млн.куб.м. в день. С уругвайцами, кроме того, соз дано совместное предприятие в целях реконструк ции НПЗ «ЛаТеха», который согласно планам увеличит свою производительность с 50 до 100 тыс. бар. в день и будет работать на нефти, поставляе мой с месторождений в бассейне реки Ориноко.

Отмечаются также соглашения о совместном строительстве крупнейшего на тихоокеанском побережье нефтеперерабатывающего комплекса в Эквадоре мощностью 300 тыс. барр. в день, о соз дании с Боливией компании «Петроандина», что предусматривает инвестиции в 600 млн. долл., строительство ТЭС мощностью 120 мвт. стоимо стью 70 млн. долл.

Особое место заняла договоренность прези дентов Венесуэлы, Аргентины и Боливии о созда нии «организации странпроизводителей газа Южной Америки», подтверждающая тезис неко торых местных аналитиков о возможности замены выстраивавшейся с 2003г. «революционной оси» Каракас – Бразилиа – БуэносАйрес на «энерге тическую ось» Каракас – ЛаПас – БуэносАйрес. Такой довод кажется убедительным на фоне «про буксовки» вступления Венесуэлы в МЕРКОСУР ввиду затягивания парламентами Бразилии и Па рагвая ратификации соответствующих протоко лов.

Нельзя не обратить внимание на «молчаливую» борьбу Венесуэлы и Бразилии за региональное ли дерство. Бразильские этаноловые инициативы не могут составить серьезную конкуренцию венесу эльскому углеводородному сырью, тем более что некоторые их элементы, в частности, использова ние топлива, получеаемого из сахарного тростни ка, но не кукурузы, У.Чавес готов учитывать в продвигаемой им концепции континентальной энергетической безопасности. О большем прагма тизме в политике Венесуэлы в регионе свидетель ствуют сделанные заявления о нормализации от ношений с Мексикой, назначении туда послом бывшего министра иностранных дел Р.Чадертона. Это подчеркивает важность возобновления вене суэломексиканского диалога в рамках курса на восстановление международных позиций страны.

Важнейшее значение имеет саммит «Петрока рибе» в Каракасе, который продемонстрировал, что предлагаемые Венесуэлой чрезвычайно выгод ные схемы решения энергетических проблем вы зывают растущий интерес в странах Карибского бассейна в условиях высоких цен на углеводороды в мире. На саммите оформлено присоединение к инициативе Никарагуа и Гаити. 10 карибских стран подписали с Каракасом договор об энерге тической безопасности. Был подчеркнут стратеги ческий характер сотрудничества в рамках «Петро карибе», подтверждена готовность Венесуэлы де литься своими энергоресурсами в интересах ра звития всесторонней интеграции региона. Обрати ло на себя внимание, что усилиями венесуэльцев «Петрокарибе» постепенно начинает охватывать и другие, не энергетические сферы, – в политиче ской декларации по итогам саммита речь уже шла о выравнивании асимметрий в развитии экономик странчленов, преодолении торговых барьеров, реализации различных социальных программ в ос тровных государствах, сотрудничестве в областях сельского хозяйства, рыболовства, туризма. Все это свидетельствуют о довольно успешной пере группировке сил для придания большей привлека тельности интеграционному проекту в ЛАКБ, ос нованному на энергетическом потенциале Вене суэлы, при одновременном сохранении курса на дальнейшую консолидацию АЛБА.

Президенты 12 государств стран Латинской Америки подписали в Бразилии договор об обра зовании новой региональной структуры – Союза южноамериканских государств (СЮГ). Таким об

Ie. e iieeoeea. E.iu. .6 (21). 2008a.

разом, в Латинской Америке, помимо уже суще ствующих блока Меркосур, Андского Содруже ства Наций, группы стран Альба, создана еще од на региональная структура, которая, в отличие от остальных, претендует на участие в процессах по литической, экономической и военной интегра ции стран этого региона. Новое образование уже имеет свою конституцию. В ней указано, что цель СЮГ «развитие политического диалога» и форми рование «пространства для укрепления процессов интеграции» в Южной Америке. Основными принципами данной структуры провозглашены демократия, строгое уважение суверенитета и тер риториальной целостности государств – членов СЮГ. Остальные страны Латинской Америки и Карибского бассейна могут на начальном этапе участвовать в работе Союза только на правах ассо циированных членов. После прохождения ими 5 летнего испытательного срока они могут стать полноправными членами. Структурно СЮГ со стоит из трех советов: Совет глав государств, Со вет министров иностранных дел и Совет делегатов странучастниц. Штабквартира организации раз местится в эквадорской столице Кито. Будет соз дан и южноамериканский парламент, который станет действовать на постоянной основе и засе дать в г.Кочабамба (Боливия).

Хозяин саммита президент Бразилии Лула да Силва даже выдвинул предложение о создании Совета обороны СЮГ, под чем имеется в виду предотвращение региональных кризисов наподо бие того, что произошел недавно в отношениях Колумбии с Эквадором и Венесуэлой. Предложе ние поддержали практически все участники за ис ключением президента Колумбии Альваро Урибе, которому возможно помешали это сделать союз нические отношения с Вашингтоном и натянутые отношения с соседями.

В числе приоритетов Венесуэлы на латиноаме риканском направлении особое место отводится Кубе, с которой у нынешних властей сложились тесные дружеские взаимоотношения. Надо отдать должное политической прозорливости Ф.Кастро. В 1994г. он пригласил в гости мало кому известно го мятежного подполковника, вознамерившегося свергнуть легитимную власть в своей стране и уго дившего в тюрьму. Его принимали с почестями, приличествующими королевским персонам. Именно тогда зародились особые отношения, ко торые резко интенсифицировались после прихода к власти команды Чавеса.

В соответствии с энергетическим соглашени ем, на Кубу ежедневно поставляется 53 тыс. бар релей сырой и переработанной нефти на льготных условиях. Это компенсируется направлением в Венесуэлу спортивных тренеров, учителей и вра чей, работающих не только в поселках нищеты, но и в самых труднодоступных районах тропической сельвы. По официальным данным, там трудятся около 25 тыс. специалистов, в том числе 20 тыс. медиков. В декабре 2004г. между двумя странами было заключено соглашение, существенно рас ширяющее и углубляющее положения базового Договора о сотрудничестве, подписанного в 2000г. Документ получил название «Боливариан ская альтернатива для Америк» (испанская аббре виатура – ALBA). Она мыслится как антитеза зо ны свободного обмена (АЛКА), которая по замы слу США должна была объединить все страны Америк, Аляску и Патагонию, за исключением Кубы. О степени близости двух государств, свиде тельствует факт назначения послом на Кубе стар шего брата президента Венесуэлы. Идеологиче ская подоплека сближения двух стран зиждется на приверженности Чавеса кубинской модели разви тия. У. Чавес прямо говорил: «Венесуэльский на род движется к берегам счастья, где уже находятся кубинцы».

Отношения Каракаса и Гаваны вышли на уро вень стратегического партнерства. Правительство У.Чавеса решительно выступает за снятие эконо мического эмбарго США против Кубы, содей ствует реинтеграции Гаваны в латиноамерикан ское сообщество.

Другим приоритетным направлением вне шней политики Венесуэлы в латиноамерикан ском регионе являются отношения с Боливией. Начавшееся с приходом к власти Э.Моралеса сближение двух стран переросло в стратегическое партнерство, которое имеет под собой прочную идеологическую базу и подкрепляется активным взаимодействием во многих областях. Руковод ство обеих стран разделяет идею построения де мократии на принципиально новых основаниях, что подразумевает собой коренную перестройку существующей социальноэкономической и по литической системы по образцу социалистиче ской модели.

Венесуэла активно пытается поддерживать Бо ливию на международной арене. Оба режима сближают сложные отношения с США, а также противодействие попыткам Вашингтона дестаби лизировать внутриполитическую ситуацию в Бо ливии и сместить ее президента. В целом Венесуэ ла, рассматривая Боливию как своего ближайше го союзника в регионе, пытается «опекать» ее и предоставлять всяческую поддержку, прибегая порой и к прямому субсидированию ее экономи ки. С приходом к власти Э.Моралеса Боливия на ряду с Кубой превратилась в одного из основных реципиентов венесуэльской помощи.

В августе 2007г. между странами было заключе но 2 важнейших соглашения в сфере энергетики. Первое из них – Декларация об энергетической безопасности – является промежуточным этапом на пути присоединения Боливии к соглашению об энергетической безопасности, участниками кото рого являются Венесуэла, Аргентина и Уругвай. Второе подписанное соглашение предусматрива ет создание совместного предприятия между госу дарственными нефтяными компаниями ПДВСА и «Государственные нефтяные месторождения

Eaoeineay Aia.eea

Боливии». СП «Петроандина» намерено активно вести разведку и разработку месторождений в се верной части Боливии.

Отношения, Венесуэлы с Никарагуа до прихо да к власти президента Д. Ортеги, складывались непросто. В ходе президентских выборов 2006 г в Манагуа звучали обвинения в адрес Каракаса во вмешательстве в избирательный процесс путем финансирования кандидата в президенты от пар тии сандинистов Д.Ортеги.

В январе 2007г. на церемонии инаугурации президент Никарагуа объявил о присоединении к «боливарианской альтернативе для Америки» (АЛБА) в качестве 4 члена наряду с Венесуэлой, Кубой и Боливией, что является показательным, поскольку это стало первым политическим реше нием Д.Ортеги на посту президента страны. Ни карагуа был прощен государственный долг Вене суэле в 32,8 млн.долл., которого так долго доби вался от него предшественник Д.Ортеги на посту президента Э.Хейер. Было объявлено о строи тельстве НПЗ в муниципалитете Нагароте на ти хоокеанском побережье Никарагуа с ежедневной производительностью от 100 до 150 тыс. барр., в котором контрольный пакет акций будет принад лежать государственной нефтяной компании Ни карагуа.

Весьма динамично развиваются отношения с крупнейшей региональной державой – Бразили ей. Это проявляется как в политической, так и в экономической сферах. Президенты двух стран постоянно поддерживают личные контакты, со гласовывают позиции по ключевым международ ным проблемам. Взаимные визиты происходят с высокой степенью интенсивности. Президент Бразилии во многом способствовал присоедине нию Венесуэлы к МЕРКОСУР на правах ассоци ированного члена (июль 2004г.). Теперь они вме сте входят в Союз южноамериканских государств, конституировавшийся в декабре 2004г. В драма тические для венесуэльской экономики дни, ког да добыча нефти упала до критически низкой от метки, на помощь пришла Бразилия, направив шая к ее берегам танкеры с грузом углеводородно го сырья. Это сыграло огромную роль, позволило продолжать выполнять обязательства перед Сое диненными Штатами.

Важное место во внешнеполитическом курсе Венесуэлы на латиноамериканском направлении занимают отношения с Аргентиной. Венесуэла является одним из основных источников энерго носителей для Аргентины, поставляя ей топливо на льготных условиях. Сотрудничество в области энергетики и сельского хозяйства обозначило определенную взаимодополняемость экономик двух стран. Аргентина не располагает достаточ ными возможностями для удовлетворения по требностей своей промышленности в энергоре сурсах, что заставляет ее искать пути обеспече ния гарантированных поставок нефти и газа из за рубежа. После подписания в июле 2006г. со глашения между государственным компаниями ПДВСА и ЭНАРСА о совместном освоении ме сторождений нефти «Аякучо» в бассейне р. Ори ноко Аргентина получила прямой доступ в неф тедобывающую промышленность Венесуэлы. Предусматривается создание венесуэльскоар гентинского предприятия в рамках «Петросура мерика», согласно Договору об энергетической безопасности, подписанном президентами двух стран в Аргентине в августе 2007г. К 2009г. наме чено построить в Аргентине первый завод по пе реработке сжиженного газа из Венесуэлы мощ ностью 10 млн. куб.м. в день для аргентинских потребителей и в перспективе – для рынка Чили.

Экономические связи во многом выстраивают ся через созданную в июне 2005г. по инициативе Каракаса нефтяную компанию «Петрокарибе», а также филиал ПДВСА, отвечающий за сотрудни чество со странами Карибского субрегиона («ПДВ Карибе»). В «Петрокарибе» помимо Венесуэлы входят Ямайка, Куба, Доминиканская Республи ка, Доминика, Гренада, Суринам, Белиз, Гайана, Гаити, СентВинсент и Гренадины, СентКристо фер и Невис, Антигуа и Барбуда, СентЛюсия, Содружество Багамских островов.

Поддерживаются отношения с Тринидадом и Тобаго. В 2003г. было подписано соглашение о совместной оценке запасов природного газа в по граничном шельфе. Контракт на добычу газа в продолжение соглашения 2003г. пока не заклю чен. Его сжижение по соглашению имелось в виду осуществлять в Тринидаде, поскольку Венесуэла не располагает соответствующими технологиями. Однако Тринидад и Тобаго – не вступил в Петрокарибе и по этой причине имеются пробук совки в сотрудничестве с Венесуэлой в данной сфере.

С Ямайкой в 2005г. подписан меморандум о намерениях, согласно которому Венесуэла дол жна инвестировать 160 млн.долл. в реконструк цию НПЗ для переработки тяжелой венесуэль ской нефти совместно с компанией «Петроджам». Такое финансирование позволит обеспечить пе реработку на заводе 30 тыс.бар. ежедневно. В авгу сте 2005г. Ямайку с рабочим визитом посетил пре зидент Венесуэлы У.Чавес, где встретился с пре мьерминистром П.Паттерсоном. По итогам дан ного визита Венесуэла заключила договор на по ставку в Ямайку ежедневно 21 тыс.бар. нефти. 12 марта 2007г. президент Венесуэлы вновь прибыл на остров в рамках своей поездки по странам ЛА, где призвал Кингстон присоединиться к «болива рианской альтернативе для Америки» (АЛБА). Был подписан меморандум о взаимопонимании направленный на расширение сотрудничества в газовой сфере.

С Суринамом развиваются связи в политиче ской и экономической областях. В 1978г. было за ключено соглашение о дружбе и сотрудничестве. С 2001г. действует механизм двусторонних поли тических консультаций, на уровне мининдел.

Ie. e iieeoeea. E.iu. .6 (21). 2008a.

КВУ для развития сотрудничества в области эко логии, здравоохранения, туризма, спорта, а также в нефтегазовой сфере. Стороны взаимодействуют в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ. 13 февраля 2007г. подпи сано соглашение о сотрудничестве в развитии и управлении морскими гидробиологическими ре сурсами, в соответствии с которым венесуэльским судам будет предоставлено право рыбной ловли в исключительной экономической зоне Суринама.

В 2007г. Каракас обратил пристальное внима ние на островные карибские государства. В фе вралемарте 2007г. У.Чавес посетил Доминику, СентВинсент и Гренадины, Ямайку и Гаити, предложив им выгодные условия для развития экономических связей. Была достигнута догово ренность о присоединении Доминики и Сент Винсент и Гренадины к АЛБА и «торговому дого вору между народами» Венесуэлы, Боливии и Ку бы. Руководители двух стран открыли в Сент Винсенте завод по заправке в баллоны сжиженно го газа, который обеспечит 60% потребностей жи телей острова.

Политические отношения между Венесуэлой и Колумбией характеризуются крайней неустойчи востью и в значительной степени подвержены резким спадам.В местных правительственных кругах, похоже, укрепились в мысли, что антиве несуэльская направленность действий в некото рых влиятельных кругах в Боготе не только сохра нится, но и может получить дополнительное ра звитие. Периодически всплывает тема несанкцио нированных операций колумбийских спецслужб по нейтрализации связанных с повстанцами граж дан Колумбии на территории Венесуэлы без соот ветствующей на то санкции властей.

С помощью США колумбийские власти пыта ются искоренить партизанское движение левых группировок, из которых крупнейшей является РВСК, насчитывающая от 6 до 18 тыс. человек и контролирующая до 1520% территории страны. Операция колумбийских военных против пов станцев из марксистской вооруженной группи ровки, проведенная на территории соседнего Эк вадора, привела к крупному кризису в отноше ниях между Колумбией и Эквадором. Кито разор вал с Боготой дипломатические отношения. К скандалу подключился президент Венесуэлы, зая вивший, что он воспринял бы такие действия Ко лумбии как объявление войны. Инцидент, послу живший поводом для конфликта, произошел в ночь на 1 марта 2008г. Колумбийская авиация на несла удар по лагерю повстанцев Революционных вооруженных сил Колумбии

После известия о вторжении колумбийцев в Эквадор в конфликт вмешался У.Чавес, который заявил, что если бы подобное случилось на грани це с Венесуэлой, то он счел бы это достаточным поводом для начала войны. В дальнейшем Кара кас объявил об усилении войсковой группировки на границе с Колумбией и высылке из Венесуэлы колумбийских дипломатов. Последним шагом в этом направлении стало закрытие Венесуэлой границы с Колумбией.

Эквадор также направил войска к границе с Колумбией и разорвал с ней дипломатические от ношения. Со своей стороны Богота принесла из винения за нарушение границы Эквадора и пооб ещала компенсировать нанесенный ущерб эква дорским гражданам, если среди них найдутся по страдавшие. Кроме того, Колумбия заявила, что не будет стягивать войска соответственно к грани цам с Эквадором и Венесуэлой и не собирается реагировать на высказывания У.Чавеса, который назвал ее «латиноамериканским эквивалентом Израиля».

Среди латиноамериканских стран вторжение Колумбии в Эквадор осудили Аргентина, Брази лия, Чили и Перу, которые стали инициаторами созыва срочной встречи ОАГ, чтобы предотвра тить дальнейшую эскалацию конфликта. Мекси ка предложила себя в качестве посредника для урегулирования кризиса. Представитель госде партамента США заявил, что Колумбия имеет право защищать себя от террористов всеми досту пными способами, призвав в то же время все три страны разрешить возникшие разногласия дипло матическими средствами.

Лидеры трех латиноамериканских стран – Ве несуэлы, Колумбии и Эквадора – 7 марта 2008г. договорились о прекращении конфликта. Уго

Eaoeineay Aia.eea

Чавес, Альваро Урибе и Рафаэль Корреа в знак примирения пожали друг другу руки и обнялись на саммите стран Латинской Америки, проходя щем в Доминиканской республике.

Никарагуанский президент Даниэль Ортега, который в знак поддержки Венесуэлы и Эквадора ранее отозвал посла из Колумбии, заявил, что по сле такого исхода конфликта дипломатические отношения с Боготой будут восстановлены в пол ном объеме.

Являясь крупнейшим поставщиком энергоре сурсов в Латинской Америке, Венесуэла имеет воз можность диктовать условия своим партнерам и оппонентам, проводя напористую энергетическую политику в регионе. Учитывая, что на международ ном уровне к Венесуэле стали относиться с извест ной настороженностью, «левому» правительству необходимо сплотить вокруг себя новых союзни ков, гарантируя им льготные условия поставок энергоносителей и цены, а себе – надежных парт неров и политически лояльные рынки сбыта.

Полевевшая страна пытается использовать дав но проверенный способ – внешнюю угрозу и не избежность войны с империализмом США, что способно консолидировать патриотические силы страны вокруг президента и укрепить его положе ние в целом. Энергетическую дипломатию, как и в целом внешнюю политику боливарианского пра вительства Венесуэлы, можно квалифицировать как активную, но нередко непредсказуемую. 

В российском обществе традиционно велик интерес к Латинской Америке. Многие исследо ватели считают, что в 90гг. четко обозначилось ра зочарование и утрата надежд политических элит большинства латиноамериканских стран на ра звитие эффективного сотрудничества с Соеди ненными Штатами Америки и значительно уси лилось внимание к опыту экономического разви тия европейских стран и Европейского Союза в целом. Европейский Союз в этот период начина ет активно демонстрировать свой интерес к уста новлению более тесных связей со странами Ла тинской Америки в экономической, политиче ской и социальной сферах. Именно в этот период была заложена основа ставших регулярными сам митов глав государств и правительств стран Ла тинской Америки и Европейского Союза.



Откликаясь на живой интерес в российском обществе к процессам в Латинской Америке, Рос сийский комитет сотрудничества c Латинской Америкой и общественная организация Фонд «Социальная экология» решили провести встречу за «круглым столом» с тем, чтобы обсудить поло жение дел в странах Центральной и Южной Аме рики. «Латинская Америка: поиск социально экономической модели развития» – так назвали эту встречу ее организаторы. Было решено при гласить на эту встречу за «круглым столом» пред ставителей общественных организаций, деловых кругов, журналистов, представителей посольств из стран Латинской Америки. Идею поддержали Российское информационное агентство «Ново сти» и Всероссийская государственная радиове щательная компания «Голос России». РИА «Но вости» любезно пригласило провести эту встречу у себя в конференцзале, где она и прошла с успе хом 14 мая 2008г.

На встрече было рассмотрено три основных до клада. Первый доклад, который носил обзорный характер, сделал доктор политических наук, про фессор Збигнев Владиславович Ивановский. Он отметил, что использованные элементы неолибе ральной модели привели к оздоровлению эконо мики, что обеспечило относительно высокие тем пы развития. Иными словами – никогда еще до этого времени Латинская Америка не развивалась




Заполняя налоговую декларацию, не забудь в графе «Иждивенцы» написать: «Государство».
ещё >>