Лаборатория Педагогической психологии омц юоуо г Москвы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольные вопросы и задания для самопроверки 1 148.24kb.
Шпаргалка по педагогической психологии история становления педагогической... 42 1984.9kb.
Характеристика-представление, учителя музыки гоу цо №1862 юоуо до г. 1 65.88kb.
План гоу омц сзоуо 9 747.54kb.
Понятие стиля педагогической деятельности. 3 Виды стилей педагогической... 1 160.11kb.
Клиническая психология семинары 14. 03. Семинар Предмет педагогической... 1 50.93kb.
Рабочей программы учебной дисциплины Педагогическая психология Цель... 5 395.99kb.
К III онкретные виды потребностей, мотивов, эмоций. Аффективные комплексы. 18 2072.04kb.
Гоу сош №653 юоуо до г. Москвы Литературно-музыкальная композиция 1 60.76kb.
Сценарий праздника «Русский сарафан» 1 65.74kb.
Канд биол наук, методист омц северо-Западного округа г. Москвы 1 299.27kb.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Лаборатория Педагогической психологии омц юоуо г Москвы - страница №1/1


Лаборатория Педагогической психологии

ОМЦ ЮОУО г Москвы



Психология управления: ее объект и предмет.
Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми -

самое трудное и высокое из всех искусств.

На кануне 21 столетия успех любой деловой организации в большей

степени зависит от ее сотрудников. Этому послужило бурное развитие и

широкое распространение знаний в области управления персоналом. В

развитых странах изучение дисциплины «Управление персоналом» давно

стало важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней,

и это является необходимым компонентом высшего образования в целом.

Пожалуй, сегодня нет более трудной профессии, чем профессия

руководителя. Да, быть руководителем - это профессия из тех, что

называют комплексными, потому что она требует от человека владения

столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного,

но обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от

методов организации современных производств до тайников человеческой

психологии.

Чтобы быть руководителем, надо - иметь подчиненных. Мысль не слишком

оригинальная, но не лишенная, однако, подводных рифов. Рифы эти скрыты

под словом "иметь", которое мутит взор многим руководителям, привычно

считающим, что подчиненные - это почти что их собственность.

Однако именно та сфера деятельности руководителя, которая связана с

его взаимоотношениями с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки

зрения успешности работы руководителя в целом. Сколь бы ни был

талантлив и трудолюбив начальник, но, если его усилия не поддерживаются

подчиненными - итог деятельности подразделения в целом вряд ли будет

особенно успешным. Именно от успешности решения задачи - увидеть в

подчиненном человека - зависит работа коллектива.

Заметим, что одного только умения адекватно воспринимать и оценивать

другого человека для нормального развития последующих отношений явно

недостаточно.

Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается

найти правильный стиль общения с подчиненными.

Влияние ситуации и ее восприятие на выбор управленческого стиля

представляется бесспорным, но почему для одних людей оказывается более

предпочтительным авторитарный стиль, а для других – демократический –

остается открытым.

Психология управления как наука продуцирует психологические знания,

принимаемые при решении проблемы управления деятельностью трудового

коллектива.

Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, как

психология труда, инженерная психология, общая психология. Вместе с тем

рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и

педагогической психологией.

Отличительная особенность психологии управления составляет то, что

ее объектом является организованная деятельность людей.

Организованная деятельность – это не просто совместная деятельность

людей, объединенными общими интересами или целями, симпатиями или

ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию,

подчиняющихся правилам и нормам этой организации выполняющих заданную

им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими,

правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в

финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации,

деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели. [10].

Рассматривая в качестве объекта управления поведение отдельного

человека, немецкий ученый Вебер создал свою концепцию. При этом Вебер

свел конкретные социальные условия, в которые интегрируется носитель

действия, в четыре группы:

1. Традиционное социальное действие, основанное на влиянии традиций, норм

морали, национальных особенностей.

2. Целенаправленное социальное действие – это действие, обладающее

наивысшей степенью рациональности, так как достижение конкретной цели

предусматривает изыскание самых оптимальных средств для ее достижения.

3. Целостно-рациональне действие, при котором приоритетное значение имеют

ценностные характеристики социальной системы.

4. Аффективное действие – осуществляется в экстремальных ситуациях. Этот

тип действий дает результаты, которые трудно постичь с точки зрения

общепринятых стандартов. [9]

Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что

в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена.

Психологи В. Ф. Рубахин и А. В. Филипов в предмет психологии

управления включают:

. функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

. социально-психологический анализ производственных и управленческих

коллективов и взаимоотношений в них людей. [16]

В предмет изучения психологии управления органично входят

традиционные социально-психологические явления (лидерство,

психологический климат, психология общения и т.п.), психологические

проблемы трудовой деятельности (например, психические состояния в

рамках трудовой деятельности), общей психологии (психологическая теория

деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных

направлений психологии.

4. Занковский А.Н. Организационная психология – М.: Флинта МПСИ, 2000. –

647с.

5. Карпов А.В. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 1999. – 584с.



6. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в

повседневной работе – М.: Дело, 1996. – 384с.

7. Никифорова Н.А. Формальный статус руководителя как детерминанта

восприятия его подчинёнными. Дис. канд. псих. наук. – Иваново, 1998.

8. Психологический словарь/Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – 2-е

изд., - М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440с.

9. Трифонов Е.В. Психофизиология человека (толковый словарь) – СПб.: Питер,

2000 – 356с.



10. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2001. – 608с.

-----------------------




Против мягкого иноземного господства поляки восстают, потому что могут, против сурового — потому что должны. Мауриций Мохнацкий
ещё >>