Курсоваяработ а по русскому языку тема: «Формирование экологических понятий на уроках русского языка» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 4 382.23kb.
Урок литературы и русского языка в 9 классе Учитель: Гильд Елена... 1 101.64kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку «час занимательного русского... 1 87.77kb.
Образования по русскому языку изучение русского языка в основной... 1 134.36kb.
Рекомендации учителям русского языка и литературы по обучению написанию... 1 263.96kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку 10 класс Проведен учителем... 1 27.25kb.
Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского... 3 461.12kb.
Руководство по русскому языку для «иноземцев» «Книга русского языка» 1 135.69kb.
«Церковнославянский язык и церковнославянская азбука», посвященный... 1 84.93kb.
Виды работ по русскому языку на уроках, внеклассных занятиях и олимпиадах 1 66.71kb.
Пояснительная записка Составители: Крупко А. И., учитель русского... 3 662.12kb.
Весенние красавицы 1 44.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курсоваяработ а по русскому языку тема: «Формирование экологических понятий на уроках - страница №1/10




ШГПИ

КАФЕДРА «Педагогики и методики начального образования»

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕМА: «Формирование экологических понятий

на уроках русского языка»



студентки 3 курса (3х летки)


заочного отделения

4 группы


Сазоновой Елены Николаевны
Научный руководитель: ассистент

кафедры педагогики и методики

начального образования

Радыгина Елена Михайловна



Шадринск 2001

Содержание:


Введение____________________________________________3

Глава 1. Экологические проблемы в теории педагогики и в учебно-воспитательном процессе школ__________6



    1. Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу_____________________________6

    2. Значение и состояние экологии в системе учебно-воспитательной работы школ_________________10

    3. Нравственно-экологические проблемы и системный подход к их решению в процессе уроков русского языка_____________________________________14

Глава 2. Практическое раскрытие экологических понятий через уроки русского языка__________________20

    1. Анализ констатирующего эксперимента_______20

    2. Формирующий эксперимент_________________22

    3. Анализ результирующего эксперимента_______24

Заключение_________________________________________27

Литература_________________________________________28

Приложения.

Введение.


В невеселой гамме наших сегодняшних переживаний, все явственнее просматривается тревога экологии. Экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: Воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.

Главные отравители атмосферы – промышленные предприятия и автотранспорт, а также большое количество вредных веществ, поступающих в атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах. Общее количество вредных веществ, пополняющих ежегодно воздух, которыми мы дышим, превышает 100 миллионов тонн.

Основными источниками загрязнения водоемов является промышленность, сельское хозяйство. В.И. Вернадский еще 60 лет тому назад писал, что на Земле уже не осталось девственных природных вод. Теперь мы можем сказать, что не только прибрежные части морей, а весь Мировой океан загрязнен деятельностью человека. Реки выносят в него сотни тысяч тонн сливаемых в них промышленных стоков. Вдоль путей морских танкеров тянутся расплывающиеся пленки нефти, которые затрудняют поглощение водой атмосферного кислорода и приводят к заморам рыбы и другой морской фауны.

Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю-кормилицу свинца, ртути, меди, марганца, и других вредных веществ.

В конце XX века, во всех промышленных странах мира стало нарастать количество раковых, сердечно-сосудистых, легочных и аллергических заболеваний, 12% детей стали рождаться с физическими или психологическими недостатками, возросла смертность.

В последние годы, когда человек всерьез озабочен собственным экологическим будущим, на второй план отходит беспокойство о наших соседях на планете – растениях и животных. В результате многие виды полностью исчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти. Разрушающая сила нашего воздействия на природу усугубляется тем, что, как известно, между живой и неживой природой, между растениями и животными существуют разнообразные и весьма тесные связи. Воздействие человека вызывает разрывы этих связей, нарушает сложенные природой сообщества.

Тревожная обстановка и нашей Курганской области. Значительно загрязнены реки Исеть, Миасс, Тобол, которые для хозяйственных и питьевых целей практически не пригодны. Не меньшую тревогу вызывает состояние атмосферного воздуха, особенно в областном центре, значительное загрязнение воздуха дают объекты теплоэнергетики. Немало острых проблем и в использовании главного богатства области – земли. Массовая распашка степных и луговых территорий, пойменных участков рек, береговых зон озер, обернулась эрозией и деградацией ценных почв. Большие площади заняты карьерами, дорогами, свалками. В поселке Глановый Щучанского района, имеются огромные запасы химического оружия, которое подлежит уничтожению на месте его хранения. Все это вызывает экологическую обеспокоенность.

Я коснулась лишь некоторых экологических проблем, и все-таки даже минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования школьников не надумана и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики.

Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике» (18,5).

Актуальность этой проблемы и побудила нас исследовать тему «Формирование экологических понятий на уроках русского языка», так как экологическое образование и воспитание может проходить через интегрированные уроки, загадки, сочинения, словарные слова, кроссворды, диктанты, упражнения экологического характера. Мы решили показать на примере уроков русского языка, фрагментов уроков, заданий, как у детей формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охране окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.

Для наиболее полной разработки взятой темы, были определены следующие цель и задачи.

Цель: Формирование правильного экологического сознания у учащихся начальных классов.

Задачи: 1. Формирование экологических понятий на уроках русского языка.

2. Выявление условий, способствующих формированию экологических понятий и экологического воспитания.

3. Воспитание у учащихся тревоги по поводу глобальных экологических проблем, ответственности за состояние окружающей среды и деятельности по ее охране.

Исходя из цели, мы определили объект, предмет и гипотезу исследования.

Объект: процесс формирования нравственно-экологических понятий.

Предмет: раскрытие экологических понятий через уроки русского языка.

Гипотеза: если исследовательский процесс пройдет успешно, то процесс формирования экологических понятий будет более эффективен.

Для решения представленных задач и для достижения обозначенной цели, в качестве основных методов исследования будут исследоваться:



  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

  2. Анкетирование;

  3. Педагогический эксперимент;

  4. Наблюдение.



следующая страница >>



Мы всего боимся, как и положено смертным, и всего хотим, как будто награждены бессмертием. Франсуа Ларошфуко
ещё >>