Курсы повышения квалификации по работе с детьми-инвалидами в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образо - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Департамент образования и науки тюменской области «центр переподготовки... 1 35.1kb.
Власть слишком медленно устраняет недостатки, вызванные экспериментом 1 85.31kb.
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения... 1 70.73kb.
Семинаре по теме: «Организация работы операторов образовательных... 1 98.45kb.
Анализ работы шмо учителей русского языка и литературы 3 329.95kb.
Программа повышения квалификации педагогических работников 1 115.21kb.
Курсы повышения квалификации для ит-преподавателей вузов: повышение... 1 103.23kb.
Модули повышения квалификации учителей и руководителей оу, рекомендованные... 1 58.27kb.
Курсы повышения квалификации Конкурсные мероприятия Тема, выступающий... 1 106.34kb.
Предмет: специальное (коррекционное) образование Количество часов 1 46.99kb.
Программа повышения квалификации старших вожатых Разработчик программы... 1 335.4kb.
Викторина, посвященная Дню Защиты прав человека 10 Декабря 1 56.24kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курсы повышения квалификации по работе с детьми-инвалидами в Мурманском областном - страница №1/1



Организация коррекционно-педагогической помощи на дому детям-инвалидам дошкольного возраста
Никитина Н.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 54 города Апатиты Мурманская область
Всеобщая декларация прав человека, статья 1, провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Уровень цивилизации любого общества во многом оценивается по его отношению к инвалидам, людям с ограниченными возможностями в развитии.

Происходящее в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей-инвалидов. Рыночные преобразования, с одной стороны, с другой – ухудшение состояния социальной экологии и, прежде всего, многократное возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической государственной политики в частности. Согласно статистической информации, только за последнее десятилетие частота детской инвалидности в России удвоилась, составив к 2005 году около 600 тыс. человек.

С января 2005 года правительством Мурманской области принято постановление об утверждении порядка воспитания и обучения детей инвалидов на дому и в ДОУ.

С 1 февраля 2005 года наше Муниципальное дошкольное учреждение сад комбинированного вида № 54 начал работу по реализации новой формы решения задачи по оказанию помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста с проблемами в развитии, а именно воспитание и обучение детей-инвалидов на дому. Работу в этом направлении осуществляют специалисты ДОУ: педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели логопедических групп (два специалиста прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми-инвалидами в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры в 2006 г.).

Контингент детей-инвалидов МДОУ № 54 обучающихся на дому

С февраля 2005 г. – 4 ребенка

2005-2006 гг. – 4 ребенка

2006-2007 гг. – 4 ребенка

2007-2008 гг. – 4 ребенка

2008-2009 гг. – 4 ребенка с октября 2 ребенка

2009-2010 гг. – 3 ребенка

Всего 12 детей

Из них:

34 % - с общим заболеванием;



8 % - множественные пороки развития;

17 % - хромосомное нарушение + умственная отсталость;

8 % - умственная отсталость;

8 % - нарушение слуха;

8 % - нарушение зрения;

17 % - ДЦП, ЗПР.

Организация работы с детьми-инвалидами в нашем ДОУ реализуется в двух направлениях:


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА НА ДОМУ



Этапы работы

1. Изучение особенностей семьи.

1. Ознакомительный.

Сбор и обработка информации

Медико-психолого-педагогический консилиум в ДОУ (МППК)



2. Консультирование.

2. Определение оптимальных условий для коррекции недостатков познавательной деятельности.

3. Совместная реализация коррекционно-развивающей программы (обучение приемам, подбор дидактических материалов)

3. Контроль за эффективностью реализации программы, за динамикой развития ребенка.

4. Совместное исследование и формирование личности ребенка.

4. Подготовка ребенка к переходу в другие структуры.

Работа с родителями ребенка-инвалида

Первый шаг в коррекционной работе – это помощь родителям побороть в

себе негативные эмоции, чувство безысходности, взглянуть фактам в лицо и стать активными участниками обучения, воспитания и развития собственного ребенка. «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом пал».

Цель: сделать родителей союзниками готовыми к взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического и социального развития ребенка.

Задачи:


  1. Помочь родителям в осознании истоков своей эмоциональной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту развития.

  2. Подвести родителей к полному пониманию программы его обучения и реабилитации.

  3. Привлечь родителей к активному участию и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности этого процесса на каждой его стадии.

Следует четко определять права родителей в отношении их сотрудничества со специалистами. Они имеют право:

    • На время, необходимое для того, чтобы справиться с множеством горьких, противоречивых чувств, вызванных рождением необычного ребенка;

    • На получение объективной медицинской, психологической, педагогической и иной информации о своём ребенке;

    • На четкое понимание своей конкретной роли в удовлетворении специфических потребностей ребенка;

    • На участие в разработке и реализации программы коррекционного обучения;

    • На периодический контроль и оценку, планирование новых целей деятельности;

    • На информацию о системах помощи общества для удовлетворения финансовых и, образовательных и социальных потребностей;

    • На взаимодействие с другими родителями, имеющими схожие проблемы;

    • На своё развитие как личности.

Этапы работы:

  1. изучение особенностей семьи (знакомство, беседа, анкетирование, заключение договора);

  2. консультирование (психологическая, педагогическая, информационная

помощь) цель: установление оптимальных взаимоотношений между членами семьи;

  1. совместная реализация коррекционно-развивающей программы (обучение приемам, подбор дидактических материалов);

  2. совместное исследование и формирование личности ребенка.

(увеличение активности родителей, оказание помощи и поддержке ребенка в будущем).
Воспитание и обучение ребенка инвалида на дому

Задачи:


  1. Развитие навыков познавательной деятельности.

  2. Стимулирование потребности в общении с окружающими людьми, формирование коммуникативных навыков.

  3. Формирование культурного поведения, умения взаимодействовать со взрослым, в том числе выполнять его инструкции, достигать общих целей.

  4. Развивать социально-бытовые ориентировки, навыки самообслуживания.

  5. Освоение доступных простейших трудовых навыков.

Этапы работы:

  1. Ознакомительный (знакомство с ребенком, поиск адекватного способа общения, первичное обследование);

Этот этап направлен на изучение уровня обучаемости и воспитуемости ребенка и включает следующие задачи:

    • определение оптимальных условий для коррекции недостатков познавательной деятельности;

    • разработка способов педагогического влияния на воспитанника (своеобразная политика «кнута» и «пряника»);

    • выявление готовности ребенка к обучению, определение степени сформированности навыков, а также причин, вызывающих различные трудности.

  1. Разработка и реализация индивидуальной коррекционной программы, (определение индивидуальной траектории развития ребенка с учетом дефекта и «зоны ближайшего развития»);

Компоненты программы:

- социальное развитие;

- навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки;

- физическое развитие и воспитание;

- формирование предметной и игровой деятельности;

- познавательное развитие;

- развитие речи;

- формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

Программы:

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», под редакцией В.И.Логиновой

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР, Н.В.Нищева

«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.



  1. Контроль за эффективностью реализации программы, за динамикой развития ребенка;

  • Медико-психолого-педагогический консилиум в ДОУ (динамика и результаты работы, отчет специалистов);

  • Анкетирование родителей;

Результаты нашей работы оцениваем по следующим критериям:



  • Устойчивость психоэмоционального состояния ребенка и родителей;

  • В достижении определенного уровня совместной деятельности;

  • Уровень развития навыков общения, деятельности и познания.

  1. Подготовка ребенка к переходу в другие структуры;

Цель: Сформировать у ребенка те качества и навыки, которые подготавливают их социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Школа: Формирование психологической готовности ребенка с особыми потребностями к переходу в школу, заключается в развитии интегративных психологических образований, которыми являются:

- психомоторика,

- речемыслительная деятельность,

- самоконтроль,

- коммуникация в форме сотрудничества.

Традиционные мероприятия организуемые

для родителей и детей-инвалидов.



  • «Круглый стол»

  • Совместные досуги Театрализованные представления:

- 2006 г. «Как Царь-Федот невесту выбирал»

- 2007 г. «Волк и семеро козлят, на новый лад»

- 2008 г. «Бал на поляне сказок»


  • Разработка консультаций, памяток в помощь родителям.

  • Приглашаем на родительские конференции

- 2005 г. «Социально-нравственное воспитание дошкольников»

- 2006 г. «Особый ребенок-взгляд изнутри»

- 2007 г. «Детский сад – не за горами и школа»

- 2008 г. «Чудо, имя которому – детская книга»

- 2009 г. «Как увидеть одаренность у ребенка»

Главным результатом нашей работы является социализация ребенка-инвалида в обществе, успешная адаптация в новых условиях (детский сад, школа и т.д.)

Интегрировались в детские сады города 60 % детей (20 % в наше ДОУ);

Выехали за пределы города 8,3 % детей;

Поступили в специализированные образовательные учреждения 8,3%

Пошли в школу 8,3 % детей;

Продолжают обучение на дому 25 % детей-инвалидов;

Из опыта работы в данном направлении нашими специалистами



выявлены ряд проблем:

  1. Позднее начало педагогического воздействия (период с 0 до 3 лет «выпадает»)

  2. Нехватка материально-технической базы (специальные пособия, игры, литература)

  3. Нехватка квалифицированных кадров (тифло-педагогов, олигофрено-педагогов).







Это милое личико у нее от отца. Он хирург-косметолог. Граучо Маркс
ещё >>