Курс лекций по истории политических и правовых учений подготовлен в соответствии с программой данной дисциплины, с - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по курсу «История политических и правовых учений» 1 142kb.
Предмет, методология и периодизация истории политических и правовых... 1 205.59kb.
Рабочей программы дисциплины история политических и правовых учений 1 24.24kb.
Вопросы Предмет и методы изучения политических и правовых учений 1 32.24kb.
Вопросы Предмет и методы изучения политических и правовых учений 1 28.65kb.
Рабочая программа дисциплины история политических и правовых учений... 4 716.14kb.
Семинар 1 Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых... 1 184.68kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История политических и правовых... 1 35.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история правовых и политических... 2 428.06kb.
Примерный перечень контрольных вопросов 1 20.88kb.
С. А. Лукьянов Обсуждена и одобрена на заседании кафедры 1 202.26kb.
Серія “Історики та 7 934.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курс лекций по истории политических и правовых учений подготовлен в соответствии - страница №1/43

Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф.

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Курс лекций
Харьков

<Одиссей>

2002


Рецензенты:

директор Института социальных наук

Одесского национального университета имени

И.И. Мечникова, доктор политических наук,

профессор И.Н. Коваль;

заведующий кафедрой теории государства и

права Одесской национальной юридической

академии, кандидат юридических наук,

доцент Ю.Н. Оборотов.

Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф.

История политических и правовых учений:

Курс лекций.- X.: ООО <Одиссей>, 2002.- 448 с.

ISBN 966-633-150-0

Курс лекций по истории политических и правовых учений

подготовлен в соответствии с программой данной дисциплины, с

учетом новейших публикаций источников и научных исследо-

ваний в этой сфере. На конкретно-историческом материале с

применением <портретного метода> показано развитие теоре-

тических представлений о государстве и праве с древнейших

времен до наших дней. Особое внимание уделяется проблемати-

ке формирования теории правового демократического государ-

ства.


Для студентов юридических вузов и юридических факульте-

тов университетов и академий.

I
ISBN 966-633-150-0

Крестовская Н.Н.,

Цвиркун А.Ф.,

2002


ООО <Одиссей>,

подготовка к

печати,

оформление, 2002


Введение

Современное общество не перестает интересоваться

проблемами прошлого. Это связано, во-первых, с само-

ценностью исторического знания. История, точно так

же, как и искусство, не нуждается в апологии. Полити-

ческие и правовые учения - значительная, яркая часть

духовного наследия человечества, изучение которой все-

гда будет увлекательно для пытливого ума.

Во-вторых, людям свойственно прагматическое отно-

шение к историческому знанию, в духе лозунга: <Знать

прошлое - для того, чтобы понимать настоящее и пред-

видеть будущее>. В особенности это соображение каса-

ется европейской цивилизации, которая, по словам ве-

ликого историка Марка Блока, <всегда многого ждала

от своей памяти>. Действительно, история идей часто

мобилизуется для решения задач современности. Боль-

шинство проблем, относящихся к государству, праву, по-

литике, неоднократно обсуждалось в прошлом. Сложи-

лись системы аргументов в пользу того или иного реше-

ния этих проблем, знание которых - необходимая часть

современного политического и правового сознания.

В-третьих, в настоящее время резко возрастает значе-

ние истории политических и правовых учений как шко-

лы альтернативного мышления. Сопоставление различ-

ных теорий призвано способствовать формированию иде-

ологического плюрализма, признанию многомерности ис-

тины. Изучение студентами политических и правовых

теорий прошлого и настоящего так же важно для станов-

ления высококультурного юриста-профессионала, как для

экономиста - изучение истории экономических учений,

для философа - изучение истории философии.

История политических и правовых учений относит-

ся к числу историко-теоретических юридических дис-

циплин. В предметном и методологическом аспекте она

взаимодействует с теорией государства и права, истори-

ей государства и права, историей философии и историей

социологии.

История политических и правовых учений изучает

возникновение и эволюцию политической и правовой

теоретической мысли человечества. Ее предметом яв-

ляются оформленные в доктрину (теоретическое учение)
взгляды на государство, право, политику. За пределами

предмета исследования остаются отдельные взгляды, вы-

сказывания по поводу государства, права, политики, а

также цельные, но не получившие теоретического оформ-

ления суждения. Например, у Льва Толстого, Федора До-

стоевского есть интересные и глубокие рассуждения о

справедливости, законности, правомерном и неправомер-

ном поведении, но форма их изложения является не док-

тринально-теоретической, а художественно-публицисти-

ческой. В предмет истории политических и правовых

учений включаются только учения, содержащие реше-

ния общих проблем теории государства и права. Исто-

рия отраслевых юридических наук также остается за

пределами данной дисциплины.

Политико-правовые доктрины разнообразны по фор-

ме их изложения: теоретический трактат, философское

эссе, политический памфлет, публицистическая статья,

проект конституции. С содержательной стороны любая

доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическая (мировоззренческая) основа.

Как правило, она определяется общим мировоззрением

той или иной эпохи. Политические учения древности

опирались преимущественно на мифологические и фи-

лософские обоснования. Мировоззрение средних веков

было теологическим. Для мышления Нового и Новей-

шего времени характерен рационализм и позитивизм.

В последнее время стали популярны разного рода интег-

ративные, дуалистические подходы к исследованию го-

сударственно-правовых явлений;

2) представление о государстве, праве, политике как

сущем: решение вопросов о происхождении государства

и права, закономерностях их развития, о форме, социаль-

ном назначении и принципах устройства государства,

об основных принципах права, его соотношении с госу-

дарством, личностью, обществом, оценки существующего

государства и права. Этот компонент доктрины может

носить критический или апологетический по отноше-

нию к исследуемому предмету характер;

3) представление о государстве, праве, политике как

должном: программные положения об усовершенство-

вании государства и права, политические цели и зада-

чи. Программные положения политико-правовой док-


трины являются своего рода целью исследования госу-

дарства и права.

История политических и правовых учений использу-

ет разнообразные общенаучные (диалектический, систем-

ный) и специально-научные (сравнительно-историчес-

кий) методы. Определяющее значение в методологии

истории политических и правовых учений имеет прин-

цип и метод историзма. Он проявляется в исследовании

генезиса и эволюции той или иной теории, определении

предшественников и последователей ее автора.

Совокупность политико-правовых теорий, выработан-

ных человечеством, настолько велика по объему, что в

пределах ограниченных возможностей вузовской про-

граммы изучить ее не сможет даже самый старатель-

ный студент. Именно поэтому в дидактических целях

авторы данного учебного пособия ограничились пред-

ставлением взглядов лишь тех мыслителей, которые

были подлинными властителями дум своих современ-

ников и потомков, чьи идеи и сейчас сохраняют акту-

альность. Такой подход обусловил применение автора-

ми <портретного> метода изложения материала.

И последнее. Данный курс лекций создан на основе

опубликованных источников, монографических иссле-

дований, учебников и учебных пособий, созданных

российскими и украинскими учеными, а также лекций,

прочитанных авторами в различных вузах. Ниже пред-

ставлен список источников (различные варианты анто-

логий и хрестоматий) и учебной литературы, которые

авторы рекомендуют для изучения всех (или, по край-

ней мере, большинства) тем курса истории политичес-

ких и правовых учений. Кроме того, к каждой теме кур-

са лекций предлагаются отдельные издания источников

(если таковые на русском или украинском языке су-

ществуют) и дополнительная (как правило, монографи-

ческая) литература.
Источники и литература

ко всем темам

Антология мировой правовой мысли. В 5-ти т. - М.: Мысль,

1999. - Т.1. Античность. Восточные цивилизации. - 750 с;

Т.2. Европа: V-XVII вв. - 830 с; Т. 3. Европа. Америка: XVII-

XX вв. - 830 с; Т.4. Россия: XI-XIX в. - 813 с; Т.5. Россия:

Конец XIX - XX вв. - 829 с.

Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. - М.:

Мысль, 1997. - Т. I. Зарубежная политическая мысль: истоки

и эволюция. - 830 с; Т. И. Зарубежная политическая мысль

XX в. - 830 с; Т. III. Политическая мысль в России: X -

первая половина XIX в. - 798 с; Т. IV. Политическая мысль

в России: вторая половина XIX - XX вв. - 829 с.

История политических и правовых учений: Хрестоматия для

юридических вузов и факультетов/ Сост. и общ. ред. Демиден-

ко Г.Г. - Харьков: Факт, 1999. - 1078 с.

История политических и правовых учений: Хрестоматия/

Под ред. Малахова. В.П. - М.: Академический проект, 2000. -

414 с.

My хаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права,



политологии, истории политических и правовых учений: Посо-

бие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. -

М.: Изд-во ПРИОР, 2000. - 1104 с.

История политических учений. Вып.1/ Под ред. Н.М. Азар-

кина. - М.: Юрист, 1994. - 132 с.

История политических учений. Вып.2 / Под ред. Марты-

шина О.В. - М.: Юрист, 1996. - 368 с.

История политических и правовых учений: Учебник для ву-

зов/ Под общ. ред. Нерсесянца B.C. - М.: ИНФРА-М, 1996. -

728 с.


История политических и правовых учений: Учебник / Под

ред. Лейста О.Э. - М.: Юрид. лит., 1997. - 575 с.

Себайн Д.Г., Торсон Т.Л. 1стор1я полггично! думки: Пер. з

англ. - К.: Основи, 1997. - 838 с.

Чанышев АЛ. История политических учений. Классическая

западная традиция (античность - первая четверть XIX в.). -

М.: МГИМО (университет) МИД РФ, РОССПЭН, 2000. - 479 с.
Тема 1

ГОСУДАРСТВО

И ПРАВО

В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ



ФИЛОСОФИИ

Государственно-правовые аспекты брахманизма - По-

литико-правовые аспекты буддизма - Брахманская на-

ука политики - Государство и право в доктрине дао-

сизма - Мораль, право и государство в концепции Кон-

фуция - Государство, мораль и право в концепции Мо

Цзы - Политико-правовая доктрина Шан Яна

Локальные (или речные) цивилизации земледельчес-

кого типа, сложившиеся на Востоке, являются самыми

древними на Земле. Политическая мысль Древнего Вос-

тока развивалась на основе религиозно-мифологическо-

го мировоззрения. В частности, главенствующей формой

знания в древневосточных обществах были мифы, преда-

ния и притчи. Древнейшие правовые предписания явля-

лись одновременно общемировоззренческими принципа-

ми (законами всего мира), религиозными заповедями и

моральными предписаниями. В полном соответствии с

этой традицией на Востоке политические и правовые

учения еще не обособились от мифов, не сформировались

в относительно самостоятельную сферу общественного со-

знания.

Учения о государстве и праве Древнего Востока не



отделялись от морали и представляли собой этико-пра-

вовые доктрины. По сей день можно отметить интерес-

ную закономерность: чем дальше на Восток, тем мень-
шее значение люди придают праву, и большее - морали,

неправовым способам регулирования отношений и при-

мирения в конфликтах. Преобразования в обществе и

государстве учения Древнего Востока связывали, как пра-

вило, с изменениями морального облика людей, нравствен-

ным совершенствованием правителя, что, впрочем, не ис-

ключало этатизма, а то и обожествления правителя.

Еще одна характерная черта политико-правовых уче-

ний Древнего Востока - отсутствие идеи прав челове-

ка. В правовом статусе личности мыслители видели

лишь одну сторону - обязанности. В полном соответ-

ствии с этим подходом они не мыслили участия народа

в отправлении государственной власти и возможности

сопротивления государственному произволу. Критика в

адрес государства была возможна только из уст избран-

ных, мудрых людей.

Политико-правовые учения Древнего Востока оста-

вались сугубо прикладными. В политических доктри-

нах разрабатывались не столько теоретические обобще-

ния, сколько конкретные проблемы техники и методов

отправления власти (яркий тому пример - <Артхаша-

стра>). Общетеоретические вопросы (например, проис-

хождение государства, его формы, перспективы разви-

тия государства), как правило, находились за пределами

этих учений.

Ведущими направлениями в идеологии Древней Ин-

дии являлись брахманизм и буддизм. Наиболее влия-

тельными этико-правовыми учениями Древнего Китая

являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Фи-

лософия права Древней Индии была менее подвержена

эволюции, что же касается Китая, то здесь философия

права проделала путь от полного слияния права с мора-

лью до их полного противопоставления. Однако провер-

ку временем выдержало учение, базирующееся на при-

оритете морали перед правом.

ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВЫЕ

АСПЕКТЫ БРАХМАНИЗМА

Брахманизм возник в середине I тысячелетия до н.э.

Зачатки этой идеологии восходят к священным кни-

гам - Ведам (древним ритуальным книгам ариев).

Конкретизацию идеи брахманизма получили в другой

8
древней книге - Упанишады (дословно - восседание

[учеников вокруг учителя]). К ведийской литературе при-

мыкают этическая литература сутр (дословно - нить)

и литература шастр (научные и политические тракта-

ты). Самая знаменитая из шастр - Законы Ману (введе-

ны в научный оборот в 1794 г.).

Брахманская этика и право. В истории духовной

жизни Индии исключительно большую роль сыграли

идея трансмиграции душ. На ее основе сложилась док-

трина сансара (жизненного круговорота) и кармы (за-

кона воздаяния). Согласно этой доктрине человек -

высший судья самому себе. Он сам - причина своей

нынешней судьбы, и тем самым он определяет свое бу-

дущее. Законы Ману гласят: <Всякое дело в этом мире

зависит и от определения рока и от усилия человека; но

пути рока непостижимы, а в делах человеческих нужны

усилия>.


Еще одна ключевая идея брахманизма, тесно связан-

ная с доктриной сансара - деление общества на нерав-

ноправные группы-варны, каждой из которых предна-

чертана своя дхарма - путь в широком смысле этого

слова, комплекс ритуальных, нравственных и правовых

обязанностей.

Варн у древних индийцев было четыре - варна жре-

цов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земле-

дельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низ-

шая варна (шудры). Согласно ведическому преданию,

варны произошли из тела первочеловека Пуруши, из

уст которого родился брахман, из рук - кшатрий, из

бедер - вайшья, а из ступней - шудра. Члены первых

трех варн считались дваждырожденными. Второе рож-

дение связывалось с изучением священных книг и по-

священием. У дваждырожденных в подчинении нахо-

дились шудры, лишенные возможности приобщиться к

священному знанию.

Душа человека после смерти будет блуждать по те-

лам людей низкого происхождения, животных и расте-

ний, если он грешил, нарушал предначертанную ему дхар-

му, либо, если он провел праведную жизнь, возродится в

человеке высшей варны или в небожителе. Таков закон

сансары и кармы.

Учение о карме и сансаре весьма неоднозначно. С од-

ной стороны, оно дает человеку абсолютную свободу,


наделяя его качеством вершителя своей судьбы. С дру-

гой - оно призывает к терпению и покорности даже в

самых сложных жизненных ситуациях. Ведь любые ис-

пытания, выпадающие на долю человека, есть не что

иное, как расплата за прегрешения в прежней жизни.

С понятиями дхармы и сансары связано понятие дан-

данити (дословно - палочное наказание). Законы Ману

утверждали, что Наказание - сын Бога-Владыки, оно -

защитник всех творений, <[воплощение] закона, который

создан из славы Брахмы>. Государственное принужде-

ние, понимаемое как продолжение карающей силы богов,

выступало средством обеспечения дхармы. Идея наказа-

ния была основным принципом политической теории:

ей придавалось столь огромное значение, что саму науку

управления государством называли учением о наказа-

нии. <Законы Ману> содержат неумеренные восхвале-

ния наказанию. Вот лишь некоторые из них: <Наказа-

ние - царь, оно - мужчина, оно - вождь и оно - кара-

тель....Весь мир подчиняется только посредством Нака-

зания...>; <Но где наказание черного цвета и с красными

глазами смело выступает, уничтожая преступников, там

подданные не возмущаются, если только правитель хоро-

шо судит>; <Наказанием весь мир держится в порядке,

ибо трудно найти человека безупречного; из страха нака-

зания весь мир предается предписанным ему занятиям>.

Государство в доктрине брахманизма. <Законы

Ману> содержат своего рода модель государства, назы-

вая его основные элементы: государь, министр, сельская

местность (страна), укрепленные города, казна, войско и

союзники. Это одна из первых в истории попыток со-

здать обобщенный образ государства. Особое внимание

авторы этой дхармашастры уделяют обязанностям царя,

которым посвящена глава VII.

Брахманская доктрина создала своего рода идеаль-

ный образ государя. Он должен быть из варны кшатри-

ев. <Мудрые (т.е. брахманы) считают справедливым

судьей царя правдивого, поступающего осмотрительно,

мудрого и знающего [относительное значение] доброде-

тели, удовольствия и богатства>. Эти <три счастья> могли

быть приумножены только при помощи наказания. Но,

предупреждали брахманы: <Наказание - великая сила

и трудная для людей неопытных; оно губит царя, кото-

рый уклоняется от своего долга>. Наказание может на-

10
лагаться справедливо только <чистым, верным слову, по-

ступающим по правилам [священного закона], имею-

щим хороших советников и умным> правителем.

Правитель должен быть образованным. У брахманов

он должен изучить Веды, искусство управления, филосо-

фию и богословие; у народа - сведения, относящиеся к

разным ремеслам. Министрами он тоже должен назна-

чить знающих и знатных людей, ежедневно советовать-

ся с ними и, в первую очередь, - с ученым брахманом.

Особо предупреждают Законы Ману против неумерен-

ных налогов: <Как пиявка, теленок и пчела собирают

свою пищу мало-помалу, так и царь должен взимать в

своем государстве умеренные ежегодные подати>.

Законы Ману называют главные задачи (дхарму) цар-

ской власти: оборона государства, защита народа (в дру-

гом месте этого этико-юридического памятника - за-

щита варн), почитание брахманов. Отклонение от дхар-

мы ведет к гибели и царя, и народа. Законы Ману предо-

стерегают царя от следования греховным человеческим

качествам: изнеженности, пристрастности, лукавства, ал-

чности.


к -к -к

Таким образом, брахманская концепция норматив-

ного регулирования поведения людей базировалась, в ос-

новном, на философско-религиозных мифах. В понима-

нии древних индийцев право еще не было дифференци-

ровано от морали, религии, ритуалов, что обусловило

отсутствие четкой правовой доктрины.

Напротив, государственная власть анализировалась на

более высоком уровне обобщения, в частности были пред-

приняты попытки создания модели государства через его

элементы, выведен образ идеального правителя и даже в

зачаточном виде сформулированы функции государства.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БУДДИЗМА

В VI в. до н.э. царевич Сиддхартха Шакьямуни, став-

ший монахом (Гаутама) и прозванный Буддой (Просвет-

ленным), выступил с фундаментальной критикой брах-

манизма. Его учение зафиксировали буддийские кано-

ны <Дхаммапада> (<Стезя закона>), <Трипитака> (<Три

корзины>) и др.

11
Мировоззрение Будды и его последователей базиро-

валось на четырех <благородных истинах>: сущность

человеческой жизни есть страдание; причина страда-

ния - желания, страсти; уничтожение страдания есть

успокоение (нирвана); путь к нирване есть освобожде-

ние от страстей. Личность должна вести себя так, чтобы

после смерти ее душа не несла на себе тяжкой кармы -

грехов прошедших поколений и своих собственных. Тогда

тело не будет возрождаться для новых страданий, а душа

растворится, сольется с нирваной.

Общественно-политический компонент буддизма.

Будда по-новому подошел к учению о варновом делении

общества. Он рассматривал их как профессиональные

группы, причем на первое место ставились кшатрии, а

не брахманы. Брахманы подвергались Буддой суровой

критике за привязанность к земным благам, роскоши,

излишествам. Такой подход подрывал монополию жре-

чества на знание и идейное руководство обществом и

объективно способствовал усилению позиций кшатри-

ев. Естественно, что кшатрийская верхушка общества

охотно принимала буддизм.

Но, принимая социальное неравенство и варновый

строй, Будда настаивал на том, что для духовного совер-

шенствования и для достижения нирваны сословные

различия не имеют никакого значения. Важнейшими

полагались нравственные заслуги человека. Равенство

людей <по рождению> было одной из первооснов буд-

дизма. Люди равны в том смысле, что все они живут в

мире-страдании, но могут достичь освобождения от него,

отказавшись от желаний и достигнув нирваны.

Буддизм возник в эпоху образования крупных госу-

дарств в долине Ганга и показательно, что наличие цен-

трализованной власти считалось в новом учении важ-

ным условием <защиты морали>. Именно в этой систе-

ме впервые в индийской традиции сложилось представ-

ление о сильном правителе, <вращающем колесо

праведного могущества> - чакравартине. Когда Будда

рисовал картину идеального общества и государства, он

указывал на развитое и хорошо организованное хозяй-

ство, поддерживаемое централизованной властью. Царю

вменялось в обязанность снабжать земледельцев зерном,

помогать скотоводам, оказывать финансовую поддерж-

ку купцам.

12
В буддистских книгах нередко звучит осуждение пра-

вителей, поправших древние обычаи из-за корыстных

вожделений. <Царь, хотя бы он уже завоевал все земли

до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще

жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые

лежат за морем>. Буддийские притчи сохранили также

рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливо-

стью правителей, забивает до смерти дворцового жреца,

а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не

призывали, однако, к активной борьбе с несправедливос-

тью. Центральная установка буддизма - не социальное

действие, а индивидуальный путь спасения и достиже-


следующая страница >>



Последнее слово в споре всегда остается за женщиной. Все, что ты скажешь потом, будет уже началом нового спора.
ещё >>