Курс лекций по дисциплине «Введение в специальность» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к зачету по дисциплине «Основы профилактической медицины... 1 27.61kb.
Курс лекций по дисциплине : «Компьютерный практикум» для студентов... 11 1021.16kb.
Курс лекций по дисциплине Общая энергетика для специальностей 12 2613.76kb.
Курс лекций по дисциплине «корпоративное управление» тема введение... 6 1112.21kb.
Курс лекций по русской истории «Полный курс лекций по русской истории» 50 11595.2kb.
Курс лекций москва 2006 Цели курса 5 Для кого предназначен этот курс? 34 2976.39kb.
Курс лекций по дисциплине 17 4530.62kb.
Программа дисциплины введение в специальность цикл дс. Р. 07 Специальность... 1 149.54kb.
Конспект лекций. 2010г. 2 А. Кашкин. Священное писание Ветхого Завета. 1 204.9kb.
Реферат по дисциплине «Введение в специальность» 1 74.88kb.
Курс лекций по дисциплине сд. 02 Деньги, кредит, банки специальность... 6 1035.32kb.
Концепция современного естествознания: Илья Ильич Мечников 3 390.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курс лекций по дисциплине «Введение в специальность» - страница №2/3

Общие сведения о библиотеках
1. Библиотеки, их справочный аппарат и деятельность.

2. Методы поиска информации. Значение научной информации в современных условиях. Ее роль в развитии науки, техники, культуры. Проблема усвоения огромного объема информации. Первичные и вторичные источники информации в России. Система органов информации. Их функции и взаимодействие.

3. Библиотеки, их справочный аппарат и деятельность. Библиотеки, их место в системе учреждений науки, культуры, научной информации.

4. Система библиотек в России. Основные типы библиотек, их особенности и взаимодействие.


Первая библиотека Древней Руси была основана в 1037 Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. В 15—17 вв. значительными книжными собраниями обладали Патриаршия палата, Посольский и Аптекарский приказы в Москве, Троице-Сергиевский монастырь, Соловецкий монастырь и др., где собирались, переписывались и хранились религиозные книги. В начале 18 в. в связи с реформами Петра I возникли библиотеки с фондами светской и научной литературы. Составленная по указанию Петра I в 1714 книжная коллекция была после основания АН в 1725 передана ей и легла в основу академической библиотеки (ныне библиотека АН РФ). В 1755 с открытием Московского университета возникла и первая университетская библиотека (ныне Научная библиотека им. М. Горького МГУ). В конце 18 в. появились первые публичные платные библиотеки; просветитель Н. И. Новиков открыл первую бесплатную библиотеку-читальню в Москве. В 1795 учреждена и в 1814 открыта Публичная библиотека в Петербурге, ставшая национальным книгохранилищем (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). В 1862 в Москве была основана библиотека Румянцевского музея (ныне Государственная библиотека им. В. И. Ленина). Во 2-й половине 19 в. усилиями демократической общественности, отдельных прогрессивных деятелей культуры, земств были организованы губернские, уездные, городские библиотеки, главным образом в экономически развитых районах страны. С 70-х гг. возникали нелегальные рабочие библиотеки (при "Южнороссийском союзе рабочих", при "Северном союзе русских рабочих"). Большую работу по пропаганде марксистской литературы проводила библиотека при Петербургском "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса", основанного В. И. Лениным. В годы Революции 1905—07 несколько увеличилось число библиотек и читален для народа, но многие отдалённые районы были полностью лишены библиотечного обслуживания. В 1913 насчитывалось всего около 14 тыс. публичных библиотек.

После победы Октябрьской революции 1917 библиотечное дело было создано в масштабах всего государства. В. И. Ленин придавал огромное значение библиотекам как наиболее доступным центрам распространения знаний и политического просвещения народа. Он выдвинул и обосновал новые принципиальные положения об организации библиотечного дела: классовый и партийный характер деятельности библиотек, их общедоступность и демократизм; планомерная организация библиотечной сети; централизованное руководство библиотечным делом, привлечение масс населения к активному участию в развитии библиотечного дела. В многочисленных документах, подписанных Лениным, определена программа библиотечного строительства в условиях социалистического государства, среди них — постановление "О постановке библиотечного дела" (1918), декреты "Об охране библиотек и книгохранилище (1918), "О централизации библиотечного дела в РСФСР" (1920) и др.



Табл. 1 — Развитие сети библиотек




1913

1940

1950

1960

1970

1975

Все библиотеки

Число библиотек, тыс.

76

277

351

382

360

350

B них книг и журналов, млн. экз.

46

527

714

1890

3321

4162

Массовые библиотеки

Число библиотек, тыс.

14

95

123

136

128

131

B них книг и журналов, млн. экз.

9

185

244

845

1307

1541

Библиотеки школ и детских домов

Число библиотек, тыс.

59

164

180

196

173

154

B них книг и журналов, млн. экз.

22

68

82

277

456

602

Научно-технические и другие специальные библиотеки

Число библиотек, тыс.

3

18

48

50

59

65

B них книг и журналов, млн. экз.

15

274

388

768

1558

2019

Объединение библиотек в централизованные системы позволяет оперативнее и полнее удовлетворять читательские запросы, создавать крупные учреждения, располагающие мощным книжным фондом, совершенным справочно-библиографическим аппаратом. Предусмотрено и другое важное мероприятие по совершенствованию библиотечного дела — создание общегосударственной системы депозитарного хранения библиотечных фондов на межведомственной основе. Организация депозитариев осуществляется на базе крупнейших библиотек общесоюзного, республиканского или зонального значения, на которые возложены обязанности постоянного хранения наиболее полного комплекта произведений печати. Создание в каждом экономическом районе такого крупного библиотечно-библиографические учреждения повысит взаимоиспользование книжных фондов, укрепит взаимосвязь библиотек всех ведомств, ускорит процесс поиска и выдачи материалов, позволит резко снизить ежегодный прирост дублирующих книжных фондов и сэкономить несколько миллиардов рублей для строительства хранилищ для них. Для установления взаимодействия в работе библиотек всех типов, усиления общегосударственного руководства библиотечным строительством создана Государственная междуведомственная библиотечная комиссия.

Массовые библиотеки. В их систему входят городские, районные, детские, сельские библиотеки, находящиеся в ведении Министерства культуры. Их равномерное размещение по всей территории обеспечило каждому человеку возможность пользоваться общественными книжными фондами. В 1975 массовые библиотеки обслуживали свыше 120 млн. читателей.

Значительная работа проводится в помощь промышленному и сельскохозяйственному производству: пропагандируется экономическая, техническая и сельскохозяйственная литература, оказывается непосредственная помощь рабочим, колхозникам, специалистам народного хозяйства; расширяется деятельность библиотек по эстетическому воспитанию.

Универсальные библиотеки: Государственная библиотека имени В.И. Ленина (ГБЛ) в Москве — национальная библиотека РФ, общегосударственное хранилище произведений печати народов СНГ, рукописных книг и других материалов, хранилище иностранной литературы; ведущее научно-исследовательское учреждение страны в области библиотековедения, теории библиографии и истории книги, научно-методический центр, информационный центр по проблемам культуры и искусства. Библиотека основана в 1862 в составе московского публичного Румянцевского музея. В 1925 преобразована в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина. ГБЛ получает обязательные экземпляры всех печатных изданий, выходящих в РФ. В фондах (1975) свыше 27 млн. учётных единиц. Книжный фонд содержит книги на 200 языках мира, в том числе на 89 языках народов СНГ. По содержанию фонды универсальны. В Отделе редких книг — богатая коллекция кирилловской печати 15—18 вв. (издания Ш. Фиоля, Ф. Скорины, И. Федорова, П. Мстиславца и др.), собрание инкунабул, издания Альда Мануция, Эльзевиров, Дидо и др.; историко-революционная литература представлена редкими и особо ценными изданиями произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, нелегальными изданиями русских революционных групп и партий. В отделе рукописей хранятся ценнейшие памятники истории культуры (около 320 тыс. единиц хранения), в том числе русские рукописные книги 11 в.; архивы революционных, государственных, политических деятелей, учёных, писателей и др. В библиотеке имеется 21 читальный зал (на 2850 мест). В 1975 число читателей — более 200 тыс. ГБЛ ведёт книгообмен с библиотеками около 100 стран.

Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в С.Пб. — старейшая общедоступная библиотека страны, один из крупнейших научных центров. С 1811 библиотека получает обязательный экземпляр отечественных произведений печати и обладает уникальным по полноте собранием русских книг и периодических изданий 19 в. В 1893—95 постоянным читателем библиотеки был В. И. Ленин. В фондах (1975) свыше 20 млн. учётных единиц. Библиотеки получают платный обязательный экземпляр отечественной печатной продукции и бесплатный экземпляр печатной продукции своей республики, ведут международный книгообмен. На 1 января 1975 фонды этих библиотек насчитывали 51 млн. тт., библиотеками пользовались около 400 тыс. читателей. Составляются и выпускаются указатели национальной литературы, публикуются информационные бюллетени и списки новых поступлений отечеств. и зарубежных изданий.

Специальные и научные библиотеки. К ним относятся научно-технические библиотеки промышленных министерств, научные библиотеки системы АН РФ, специальные библиотеки министерств здравоохранения и сельского хозяйства, вузовские библиотеки системы министерства высшего и среднего специального образования РФ. Общее количество их составляет (1976) около 65 тыс., в фондах сосредоточено около половины библиотечного фонда страны. Специальные библиотеки обслужили (1975) 42 млн. читателей и выдали свыше 1 млрд. изданий. Доминирующее положение среди специальных библиотек занимают научно-технические и технические библиотеки.

Научно-технические и технические библиотеки содействуют научно-техническому прогрессу и техническому просвещению, повышению уровня профессиональных знаний и распространению передового производственного опыта. Они являются органической частью общегосударственной системы научно-технической информации. Сложилась сеть центральных научно-технических библиотек (ЦНТБ) промышленности, строительства, транспорта, развиваются многоотраслевые территориальные ЦНТБ и республиканские научно-технические библиотеки (РНТБ). Всего в 1975 работало свыше 16 тыс. технических библиотек предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи.

Государственная публичная научно-техническая библиотека РФ (ГПНТБ) в Москве — центральное многоотраслевое государственное хранилище научной и производственно-технической литературы, центр координационной работы и методического руководства сетью технических библиотек. Создана в 1958. Фонд (1975) — 10 млн. учётных единиц. Имеет ценный фонд промышленных каталогов и общесоюзный фонд технических переводов. Один из всесоюзных центров научно-технической информации и единственный в РФ центр информации о российских и зарубежных каталогах на оборудование. В 1975 число читателей — 82 тыс. Ведёт книгообмен с библиотеками 45 стран.

Сельскохозяйственные библиотеки (более 1,4 тыс. в 1975) созданы при опытных станциях, НИИ и специальные учебных заведениях. В ряде союзных республик возникли республиканские сельскохозяйственные библиотеки. При ВАСХНИЛ Министерства сельского хозяйства РФ работает крупнейшая в стране Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ ВАСХНИЛ) в Москве. Основана в 1930. Вместе с ленинградским филиалом располагает фондом 2,4 млн. учётных единиц. Имеются редчайшие издания — труды первых русских агрономов, комплекты русских периодических сельскохозяйственных изданий за последние 100 лет и др. Центр библиографии отечеств. и зарубежной специальной литературы, методический центр сети сельскохозяйственных библиотек. библиотека представляет в СЭВе национальный центр информации в области сельского и лесного хозяйства.

Библиотеки высших учебных заведений. В 1975 работало свыше 850 вузовских библиотек. Важное место среди них занимают библиотеки университетов. Научная библиотека им. М. Горького МГУ им. М. В. Ломоносова, научно-методический центр для библиотек вузов страны. В её состав входят: научная библиотека универсального профиля с книжным фондом более чем в 6 млн. тт., 5 отраслевых библиотек по естественным, географическим и математическим наукам и 6 отраслевых библиотек на гуманитарных факультетах.

Лекция 6. Место библиотек высших учебных заведений в системе библиотек страны.


1. Организация вузовской библиотеки, ее книжные фонды и их структура. Правила пользования библиотекой, техника получения книг. Межбиблиотечный абонент. Понятие о справочно-информационном фонде (СИФ). Справочный аппарат библиотеки. Его роль в организации помощи читателям в выборе литературы.

2. Алфавитный каталог, его назначение, структура и принципы организации. Описание произведений печати.

3. Систематический каталог, его роль назначение и структура, принципы организации. Библиотечные классификации, применяемые в России. Классификация, используемая в данной библиотеке. Расстановка карточек внутри рубрик систематического каталога.

4. Предметный каталог, его особенности, структура и принципы организации.

5. Справочные картотеки в библиотеке. Главная справочная картотека, ее значение. Фонд справочных и библиографических изданий вузовской библиотеки. Единый алфавитно-предметный указатель по всему справочному аппарату.

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, и конвергенция компьютерной и телекоммуникационной техники, обеспечивающая соединение функций хранения, обработки и передачи информации, оказывают огромное влияние на развитие высшего образования в России.

Уже сейчас можно наблюдать значительные перемены, происходящие за последние годы в области высшего образования в целом и деятельности вузовских библиотек, в частности, под бурным натиском передовых информационных и телекоммуникационных технологий.

В настоящее время более 700 библиотек государственных и негосударственных высших учебных заведений включены в учебно-воспитательный процесс и научные исследования высшей школы. Ежегодно они обслуживают более 6 млн. читателей, в том числе 2,8 млн. студентов и аспирантов. Фонды только 553 библиотек государственных вузов насчитывают более 325 млн. экз. (1995 г.), в том числе: учебной литературы - 160 млн. экз., научной - 120 млн. экз. (2). Следует отметить, что специфической особенностью вузовских библиотек является многоэкземплярность источников информации.

Анализ информационно-библиотечных процессов позволяет выделить следующие наиболее важные направления и формы деятельности вузовских библиотек, неразрывно связанные с внедрением новых технологий:

- комплектование фондов;

- библиотечное обслуживание;

- информационно-библиографическая деятельность;

- межбиблиотечный абонемент (МБА);

- обеспечение сохранности библиотечных фондов.

В условиях распада централизованной системы книгоснабжения вузовских библиотек, а также недостаточного их финансирования насущной необходимостью стало создание горизонтальных связей на уровне библиотек различных вузов страны. Согласно данным за 1994-1996 гг., лишь 20-40% общего финансирования вузов составляли внебюджетные источники.

Чрезвычайно сложным в настоящее время является положение с поступлением периодических изданий из стран дальнего зарубежья. Как известно, периодика, в особенности иностранная, является важнейшим источником оперативной информации. К сожалению, в данный момент эта информация практически малодоступна традиционными методами не только для значительной части студентов, но и преподавателей. Все это заставляет библиотеки изыскивать альтернативные источники комплектования. Речь идет о возможности организации в вузовских библиотеках доступа к новейшей информации из зарубежных периодических изданий с помощью телекоммуникационных сетей и баз данных на компакт-дисках, обновляемых достаточно регулярно.

Обслуживание читателей библиотеки первоисточниками (в частности, предоставление литературы по МБА) также является одной из важнейших задач вузовских библиотек. Межбиблиотечный абонемент и обеспечение копиями документов являются быстро развивающимся сектором информационной индустрии. Для доставки документов в настоящее время используются различные способы: 1) почтовые службы или службы связи; 2) факсимильная связь; 3) телекоммуникационные каналы связи, или электронная почта.

Вузовские библиотеки все чаще и чаще теперь направляют свои заказы на учебную литературу по электронной почте через системы телекоммуникационного доступа. Для этих же целей активно используется и факс, предназначенный для поставки пользователям фрагментов запрашиваемых документов, полные тексты которых в электронной форме отсутствуют. Электронная доставка документов (ЭДД) или их фрагментов рассматривается в настоящее время как одна из бурно развивающихся форм информационно-библиотечных услуг (4). В 1996 г. проведен эксперимент по ЭДД для читателей библиотеки Саратовского госуниверситета и Карельской областной библиотеки. Прием заказов и отправка электронных копий небольшого объема (до 15-20 страниц) осуществлялись по электронной почте (5).

В настоящее время многие пользователи все чаще предпочитают именно этот более дорогой, но зато более оперативный способ доставки информации. Перспективным следует считать использование факс-модемных плат, обеспечивающих полную передачу электронных текстов из компьютера.

Одним из актуальных направлений дальнейшего развития вузовских библиотек страны является создание системы информационного оповещения библиотек об издаваемой и имеющейся в книготорговой сети литературе. С этой целью предусмотрено финансирование Центра новых информационных технологий Тамбовского государственного технического университета и Научной библиотеки МГУ по подготовке и рассылке сборников и машиночитаемых носителей информации об изданиях.

Вузовские библиотеки постепенно привыкают к новым понятиям информатики: интерактивный телекоммуникационный доступ к базам данных, информационные продукты и технологии мультимедиа, CD-ROM-технологии, электронные журналы и газеты, факсимильная информационная связь, электронная почта, спутниковые связи, библиографические и полнотекстовые базы данных и т.п. Среди программных продуктов, обеспечивающих интерактивный поиск информации в базах данных, в том числе и на CD-ROM, необходимо выделить прежде всего систему IRBIS v 2.1, которая получила достаточно широкое распространение во многих вузовских библиотеках страны (3). Наличие гибкого поискового аппарата и достаточно простого языка управления представлением информации позволяет использовать систему IRBIS v 2.1 для проектирования и реализации документальных баз данных различного назначения и наполнения, в том числе и полнотекстовых.

Следует отметить, что количество баз данных в мире очень быстро растет. Оно превысило в 1997 г. 3,5 тыс. наименований, в том числе более 1 тыс. мультимедийных баз данных. Технология CD-ROM становится существенной альтернативой сетевой технологии доступа к базам данных, отличаясь от последней дешевизной и простотой в эксплуатации (1).

Необходимо подчеркнуть, что потребности студентов и преподавателей вузов в получении информации в настоящее время значительно шире того, что в состоянии предоставить вузовские библиотеки. Библиотеки вузов, даже обладающие значительными собственными фондами, утрачивают роль главных информационных центров для своих читателей. Одна из основных причин - узкая функциональная ориентация деятельности библиотек на поддержку учебного процесса. В то же время, именно библиотеки вузов могли бы не только оказывать конкретные услуги, но и квалифицированно готовить своих пользователей к работе с информацией, помогать им в получении сведений из удаленных источников, находить информацию при неточных запросах, способствовать эффективной работе пользователей. Они могли бы взять на себя функции обмена информацией, своевременного адресного оповещения читателей не только о своих новинках, но и о появлении полезного в других центрах (13).

Для решения этих задач необходима перестройка системы библиотечного обслуживания, направленная на предоставление качественно новых услуг, связанных с доступом к информационным ресурсам различных центров. Учитывая мировые тенденции в развитии глобальных информационных сетей в России начаты работы по созданию интегрированной информационной среды высшей школы. В частности, в рамках программы "Университеты России" формируется федеральная научно-образовательная компьютерная сеть RUNNET (10). В различных регионах страны ведутся работы по подключению вузов к этой сети. Так, например, технические средства НГТУ уже сейчас позволяют использовать внешние информационные ресурсы посредством компьютерной сети. Выход в мировое информационное пространство обеспечивается через спутниковый терминал сети RUNNET, расположенный в университете, связь с которым осуществляется по радиорелейной линии. Этот канал связи дает возможность доступа к открытой сети INTERNET.

Новая информационная технология внесла принципиальные изменения и в систему библиотечного сервиса. Отпала необходимость во многих информационных формах библиографической деятельности и получили развитие совершенно новые формы поиска и хранения научной информации. К сожалению, в большинстве научных отечественных библиотек сетевая компьютерная технология делает только первые шаги.

Важно подчеркнуть, что обеспечить современные потребности библиотека вуза сможет только при условии комплексной автоматизации технологических процессов своей деятельности: ведения каталогов, обработки новых поступлений, регистрация читательских запросов и др. Именно компьютерная база автоматизированной системы создает предпосылки подключения библиотеки к информационным сетям, ее полноправного участия в формировании информационного пространства.

В реализации данного направления принципиально возможны два пути. Первый связан с проектированием, разработкой и единовременным внедрением системы поддержки библиотечной деятельности, отражающей все аспекты требуемых информационных технологий. Второй - это постепенный охват автоматизацией сфер деятельности библиотеки и эволюция предоставляемых услуг. Как отмечается в работе (13), несмотря на кажущуюся привлекательность первого пути, который исключает стихийность развития предоставляемых информационных услуг, есть серьезные основания полагать, что эволюционное развитие предпочтительнее. Оно допускает плавный переход к новым информационным технологиям в деятельности библиотеки, обеспечивает преемственность наработанных технологических процессов, дает возможность более спокойной переподготовки кадров библиотеки.

Из анализа сложившейся в России ситуации следует, что информатизация образования и, в первую очередь, создание единой сети телекоммуникаций в системе высшей школы - это один из актуальнейших вопросов для нашей страны (6). Основными предпосылками, определяющими необходимость создания единой сети телекоммуникаций, являются следующие:

- высшая школа России по количеству учебных заведений, студентов, преподавателей и ученых относится к числу самых крупных образовательных систем мира;

- специфика деятельности высшей школы, а также значи-тельная разобщенность учебных заведений России вызывают необходимость широкого и оперативного обмена научной, образовательной, методической, нормативной и административной информацией.

В настоящее время многие вузы в России в качестве среды передачи данных используют сеть RELCOM. Абонентские пункты данной сети имеют более 3 тыс. организаций из 250 городов СНГ (6).

В России создана и работает Ассоциация RELARN (Russian Electronic Akademic and Research Network) - ассоциация научных центров, академических институтов, вузов и ряда коммерческих организаций. Ассоциация насчитывает около 400 организаций, треть из которых - вузы. Стратегией RELARN является использование всех доступных сетевых структур. Также следует отметить корпорацию "Университетские сети знаний" (УНИКОР), отвечающую за развитие некоммерческой академической сети ЮНИКОМ/Россия. В рамках работ по ее созданию было опробовано программное обеспечение поддержки протоколов семейства ТСР/IP для объединения в сеть персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.

Сибирские ученые создали систему "ТЕЛЕКОМВУЗ-03", предназначенную для передачи речевых и факс-сообщений, а также данных. Стоит отметить, что система опирается на эксплуатацию собственных средств и каналов связи, а не арендуемых у Минсвязи РФ. Система предполагает разворачивание 10 узловых станций спутниковой связи с использованием космического аппарата "Горизонт".

Лекция 7


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Не то тревожит мать, что́знают молодые девушки, а то, откуда они это узнали. Янина Ипохорская
ещё >>