Курс лекций по дисциплине «Введение в специальность» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к зачету по дисциплине «Основы профилактической медицины... 1 27.61kb.
Курс лекций по дисциплине : «Компьютерный практикум» для студентов... 11 1021.16kb.
Курс лекций по дисциплине Общая энергетика для специальностей 12 2613.76kb.
Курс лекций по дисциплине «корпоративное управление» тема введение... 6 1112.21kb.
Курс лекций по русской истории «Полный курс лекций по русской истории» 50 11595.2kb.
Курс лекций москва 2006 Цели курса 5 Для кого предназначен этот курс? 34 2976.39kb.
Курс лекций по дисциплине 17 4530.62kb.
Программа дисциплины введение в специальность цикл дс. Р. 07 Специальность... 1 149.54kb.
Конспект лекций. 2010г. 2 А. Кашкин. Священное писание Ветхого Завета. 1 204.9kb.
Реферат по дисциплине «Введение в специальность» 1 74.88kb.
Курс лекций по дисциплине сд. 02 Деньги, кредит, банки специальность... 6 1035.32kb.
Концепция современного естествознания: Илья Ильич Мечников 3 390.76kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курс лекций по дисциплине «Введение в специальность» - страница №1/3

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Саратовский государственный

аграрный университет имени Н.И. Вавилова»

Кафедра «Химия, агрохимия и почвоведение»



Краткий курс лекций

по дисциплине «Введение в специальность»


Направление подготовки

110100.62 Агрохимия и агропочвоведение
Профиль подготовки

Агрохимия и агропочвоведение
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Нормативный срок обучения

4 года
Форма обучения

Очная





Автор программы:




канд. с.-х. наук, доцент Нарушева Е.А.

Саратов 2011


Содержание








стр.


1.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

3

2.

Лекция 1«История вопроса»

4

3.

Лекция 2«Общие сведения истории развития профессии агроэколог-агрохимик»

6

4.

Лекция 3«Высшее образование в России»

7

5.

Лекция 4 «Учебная работа»

9

6.

7.

8.



9.

10.


Лекция 5 «Общие сведения о библиотеках»

Лекция 6 «Место библиотек высших учебных заведений в системе библиотек страны.

Лекция 7. Из истории агрохимии и почвоведения»

Лекция 8 «Почвоведение как наука»

Лекция 9 «Агрохимия как наука»


17

21

27



28


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература (библиотека СГАУ)

  1. Минеев В.Г. История и состояние агрохимии на рубеже ХХI в., т.1. М., Изд-во МГУ, 2002.

  2. Минеев В.Г., Лебедева Л.А. История агрохимии и методологии агрохимических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2003.

  3. Муха В.Д., Картамышев Н.И., Муха Д.В. Агропочвоведение. – М.: КолосС, 2004. – 528 с. (Учебник для студентов высш. учеб. заведений).

б) дополнительная литература

        1. Лабораторный практикум по агрохимии для агрономических специальностей: учебное пособие / А.Н. Есаулко, В.В. Агеев, Ю.И. Гречишкина и др. – М.: Колос; Ставрополь: АГРУС, 2008. – 260 с.

        2. Муха В.Д., Муха Д.В., Ачкасов А.Л. Практикум по агропочвоведению. – М,: КолосС, 2010. – 367 с. (Учебное пособие).

        3. Практикум по агрохимическому анализу почв: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 88 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, Агропоиск, полнотекстовая база данных иностранных журналов Doal, поисковые системы Rambler, Yandex, Google:



  • Электронная библиотека СГАУ - http://library.sgau.ru

  • НЕБ - http://elibrary.ru (подписка на журнал «Почвоведение» на 2011 год)

  • База данных «Агропром зарубежом» http:/polpred.com

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/

  • http://www.twirpx.com/files/geologic/geology/gmf/

  • http://www.derev-grad.ru/pochvovedenie/pochvovedenie.html

Лекция 1. История вопроса.


1. Содержание профессиональной деятельности специалистов по агрохимии и агропочвоведению, структура аппарата агрохимической службы.

2. Функциональные права и обязанности работников агрохимической службы.

3. Должностные характеристики специалистов.
Специалист с квалификацией «агроном» по специальности «Агрохимия и почвоведение» после адаптации должен быть подготовлен к деятельности в области агрохимии и почвоведения, главным образом для работы в отраслях агропромышленного комплекса (АПК):

- колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах;

- областных производственных объединениях по агрохимобслуживанию сельского хозяйства (сельхозхимии);

- областных производственно-изыскательских станциях химизации, филиалах государственного предприятия «Южгипрозем»;

- областных научно-производственных объединениях по сельскому хозяйству;


  • районных агрохимических лабораториях;

  • учебных учреждениях.

Специалист должен иметь высокий уровень гуманитарных, специальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, чтобы после присвоения ему соответствующей квалификации, при накоплении практических навыков успешно осуществлять активную профессиональную деятельность.

Имея фундаментальную научную и практическую подготовку, специалист должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных и экологических последствий, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экологической и социальной жизни общества, знать место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции устойчивого развития.

Специалист должен владеть государственным языком в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей, уметь использовать в профессиональной деятельности как минимум один из иностранных языков, знать основы мировой и отечественной культуры, иметь потребность в постоянном профессиональном, культурном и физическом самосовершенствовании.

Специалист с квалификацией «агроном» по специальности «Агрохимия и почвоведение» должен знать:

- основы гуманитарных и социальных дисциплин, философию, культурологию, экономическую теорию, социологию, политологию, основы права, основы психологии и педагогики, этику, белорусский язык и один из иностранных языков на уровне базовой подготовки, физическую культуру;

- общенаучные и общепрофессиональные дисциплины, создающие фундамент теоретических знаний по специальности и базу прикладных знаний в смежных областях, включая аналитическую химию, безопасность жизнедеятельности, биотехнологию в растениеводстве, ботанику, вычислительную технику и информатику, генетику, неорганическую и органическую химию, высшую математику, селекцию и семеноводство сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственную микробиологию, радиологию и экологию, физику и агрофизику, физико-химические методы анализа, физиологию и биохимию растений, физическую и коллоидную химию, экономику сельского хозяйства, организацию сельскохозяйственного производства;

- специальные дисциплины, создающие теоретическую базу знаний и практические навыки по специальности, в том числе агрохимию, земледелие, интегрированную защиту растений, овощеводство, плодоводство, почвоведение, почвенные ресурсы России, растениеводство, сельскохозяйственные машины, систему применения удобрений, технологию хранения и переработки продукции растениеводства с основами стандартизации, фитопатологию и энтомологию с основами иммунитета, химическую защиту растений;

- дисциплины специализаций, создающие углубленную базу знаний по соответствующей специализации.

- на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере его профессиональной деятельности;

- приобретать новые знания используя современные информационные технологии;

- управлять производственными отношениями с учетом технических, финансовых и производственных факторов;

- принимать решения, организовывать работу исполнителей и делопроизводство;

- использовать методы агрономических наук при решении задач в области земледелия;

- ставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения системный подход;

- принимать участие в научных исследованиях, связанных с совершенствованием и развитием производства растениеводческой продукции;

- организовывать и вести обучение рабочего и среднего технического персонала;

- осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Лекция 2. Общие сведения истории развития профессии агроэколог-агрохимик.
1. Этапы становления профессии в России.

2. Квалификационная характеристика агрохимика-агроэколога.

3. Основное назначение специалиста агрохимика-агропочвоведа.
Объектами профессиональной деятельности по специальности «Агрохимия и почвоведение» являются почва, растения, удобрения, мелиоранты, технологические процессы производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почвы. Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности фундаментальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний включает следующее:

- обеспечение производственно-технологической деятельности сельскохозяйственных предприятий по выращиванию и переработке сельскохозяйственных культур;

- организацию производственных процессов по возделыванию, переработке и хранению продукции растениеводства, проведению научных и экспериментальных работ в агрономии.

Специалист после адаптации (до 1 года) может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:

- организационно-технологическое;

- проектно-изыскательское;

- производственно-управленческое;

- экспериментально-исследовательское;

- консультативное.

Специалист способен решать следующие профессиональные задачи:

- работать с литературными источниками (анализ, систематизация, обобщение результатов);

- разрабатывать и вести техническую документацию;

- разрабатывать и осуществлять технологические процессы в области агрохимии, почвоведения и производства продукции растениеводства;

- выполнять расчеты с применением компьютерных технологий;

- обучать технико-вспомогательный персонал;

- производить биоэнергетическую, экономическую и экологическую оценку результатов.

Специалист может выполнять следующие функции:


  • постановка задач;

  • выработка и принятие решений;

  • планирование деятельности;

  • организация обеспечения деятельности;

  • организация взаимодействия;

  • -организация управления;

  • -организация производства и контроль за выполнением технологических операций;

  • обучение.

Лекция 3. Высшее образование в России.


1. Функции высшего профессионального образования.

2. Структура высшего профессионального образования.

3. Типы высших учебных заведений.
Высшее образование представляет собой заключительный этап в системе народного образования. Главная задача вузов – подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности.

Высшее образование тесно связано с наукой. Оно постоянно вбирает, перерабатывает, систематизирует новые знания, умения и делает их достоянием подрастающего поколения.

Общее и специальное руководство высшим образованием возложено на Министерство высшего и среднего специального образования России. Оно несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие системы высшего образования, за качество подготовки специалистов и за наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства в них.

Главными задачами высших учебных заведений являются следующие: подготовка высококвалифицированных специалистов и постоянное совершенствование качества их подготовки; выполнение научно-исследовательских работ; создание учебников и учебных пособий; подготовка научно-педагогических кадров; повышение квалификации преподавательского состава высших учебных заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих отраслях народного хозяйства.

Каждое высшее учебное заведение имеет устав, который разрабатывается им на основе типового Положения о высших учебных заведениях.

Высшие учебные заведения могут иметь: филиалы, факультеты, отделения, кафедры, учебно-консультационные пункты, научно-исследовательские учреждения, лаборатории, библиотеки, клиники, учебно-опытные и экспериментальные хозяйства, учебно-производственные мастерские, издательства и редакционно-издательские отделы, типографии, учреждения культурно-бытового назначения и другие структурные подразделения.

Руководит всей деятельностью вуза ректор, назначаемый министерством, комитетом или ведомством, в подчинении которого находится высшее учебное из числа наиболее крупных и авторитетных ученых. Ректор организует всю работу высшего учебного заведения и несет полную ответственность за состояние и деятельность вуза. На ректора возлагаются: контроль за выполнением учебных планов и программ и планов научно-исследовательских работ; руководство идейно-воспитательной работой; прием, выпуск, отчисление и восстановление студентов; утверждение расписания учебных занятий и контроль за качеством их проведения; общее руководство физическим воспитанием и спортивной работой, организация бытового обслуживания студентов и сотрудников; разработка и проведение мероприятий по укреплению и развитию учебно-материальной базы вуза.

Руководство учебной, учебно-методической и воспитательной работой осуществляет проректор по учебной работе. В его ведении и подчинении находятся учебная часть и вся учебно-методическая база.

Руководство научной и научно-методической работой – компетенция проректора по научной работе. В его ведении и подчинении находятся лаборатории, опытные поля, учебно-опытное хозяйство, пропаганда и внедрение в производство достижений науки и передового опыта.

При наличии большого контингента студентов-заочников, слушателей курсов повышения квалификации и иностранных студентов и аспирантов в ВУЗах могут назначаться проректор по заочному обучению, проректор по повышению квалификации, проректор по международным связям.

Руководство административной и хозяйственной деятельностью вузов возлагается на проректора по административно-хозяйственной работе.

Для рассмотрения основных вопросов деятельности высшего учебного заведения при ректоре организуется Совет вуза. В его состав входят: ректор (председатель), проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами общественных наук и специальных дисциплин, представители профессорско-преподавательского состава и общественных организаций, а в отдельных случаях представители производства и научно-исследовательских учреждений.

Основными учебно-научными и административными подразделениями высших учебных заведений являются факультеты, осуществляющие подготовку студентов и аспирантов по родственным специальностям, определяющим направление и профиль подготовки специалистов с учетом потребностей отраслей народного хозяйства.

Факультет объединяет соответствующие кафедры, лаборатории и руководит их работой. На факультете решаются основные вопросы по обучению и воспитанию студентов: перевод их с курса на курс, назначение стипендий, учет посещаемости занятий и успеваемости, представление к поощрениям и наложение взысканий и т. д. Руководство факультета претворяет в жизнь учебные планы и программы, поддерживает непосредственную связь со студентами в распределении учебных и общественных нагрузок и т. д.

Деятельностью факультета руководит декан, избираемый тайным голосованием членов Совета высшего учебного заведения (или факультета) сроком на 5 лет из профессоров или наиболее опытных доцентов. На декана факультета возлагаются следующие обязанности: непосредственное руководство учебной, воспитательной, научно-методической и научной работой; обеспечение выполнения учебных планов и учебных программ; организация учета успеваемости студентов и установление сроков сдачи экзаменов; разработка и осуществление мероприятии по совершенствованию учебного процесса и повышению качества подготовки студентов; перевод студентов с курса на курс; предоставление академических отпусков; допуск студентов к сдаче государственных экзаменов и защите дипломного проекта; назначение стипендии с учетом мнения общественных организаций; составление расписания занятий и контроль за его выполнением.

На факультетах с большим количеством студентов вводится должность заместителя декана (одна или более).

На факультетах создаются советы факультетов, на заседаниях которых рассматриваются вопросы методической и учебной деятельности. В состав совета входят декан (председатель), его заместители, заведующие кафедрами, ведущие профессора и преподаватели, представители общественных организаций и производства.
Лекция 4. Учебная работа.
1. Организация учебного процесса. Специальности и специализация. Учебный план.

2. Теоретическое и производственное обучение. Перечень и краткое содержание общенаучных и специальных дисциплин. Дисциплины по выбору.

3. Учебные программы. Обязательные и факультативные занятия, самостоятельная работа студентов.

4. Виды учебных занятий: лекционные, семинарские, практические, лабораторные, консультации, курсовые и дипломные работы.

5. Зачеты, экзамены, государственные экзамены, защита дипломных работ. Студенческие олимпиады по учебным дисциплинам.
Подготовка специалистов с высшим образованием ведется на основе учебных планов, разрабатываемых по каждой специальности и утверждаемых Министерством высшего и среднего специального образования России. Учебный план – это нормативный юридический документ, обязательный к выполнению во всех высших учебных заведениях страны и регламентирующий их учебную работу. Он определяет общее направление, основное содержание и объем изучаемых дисциплин, виды и формы учебной работы и практики, формы и сроки определения уровня знаний студентов. Разрабатывается отдельно по каждой специальности с учетом возможных мест работы, характера труда и конкретных особенностей профессии.

Учебный план состоит из графика учебного процесса на все годы обучения. В графике отражен порядок прохождения занятий, экзаменационных сессий, учебных и производственных практик, каникул, сдачи государственного экзамена и выполнения дипломного проекта. В плане учебного процесса содержатся перечень всех изучаемых дисциплин, отводимое на них количество часов, распределение часов на лекции, практические, лабораторные занятия и семинары по курсам, семестрам.

По всем дисциплинам учебного плана составляются типовые программы. Программы содержат детальный перечень разделов и вопросов, которые подлежат изучению по данной дисциплине в теоретическом (лекционном) курсе, на лабораторно-практических занятиях и в период учебной практики. В ней даны рекомендации о порядке прохождения разных разделов и тем. С использованием программ пишутся учебники, учебные пособия, разрабатываются методические руководства. Зональные особенности учитываются в рабочих учебных программах по специальным дисциплинам. Их составляют высшие учебные заведения на основе типовых программ.

Весь период обучения в вузах разделяется на курсы (годы). Продолжительность обучения по специальности «Агрохимия и почвоведение» 5 лет. Учебный год состоит из двух семестров. В каждом семестре параллельно изучается несколько дисциплин. Некоторые дисциплины изучаются в течение нескольких семестров.

Каждый семестр заканчивается экзаменационной сессией.

Учебные занятия в вузах проводятся по расписанию, соответствующему учебным планам и программам подготовки специалистов. Расписание занятий составляется на каждый семестр и вывешивается на видном месте не позднее, чем за 10 дней до начала семестра. Максимальная недельная нагрузка студентов всеми видами учебных занятий не превышает 36 часов.

Продолжительность академического часа в вузах 45 минут. После конца академического часа занятий устанавливается перерыв продолжительностью 5 15 минут.

Для проведения практических занятий в аудиториях, лабораториях, мастерских каждый курс делится на студенческие группы (обычно по 25—30 человек).

В вузах устанавливаются следующие виды учебных занятий: лекции, лабораторные, практические занятия и семинары; учебные практики; производственные практики; курсовое проектирование; дипломное проектирование; консультации; контрольные работы; самостоятельные занятия студентов.

Лекции. При подготовке специалистов высшей квалификации лекции имеют исключительно важное значение. Они являются основным видом учебных занятий, на которых закладываются основы знаний.

В лекции дается систематическое изложение изучаемого курса. Живая речь педагога, ясность изложения, глубокая убежденность заражают студентов стремлением к знаниям. Лекции имеют огромное воспитывающее значение и выполняют важную обучающую роль.

Лекции охватывают главные принципы и вопросы данного курса, вводят студентов в конкретную научную область. В них отражается все то ценное и новое, что имеется в данной науке на сегодняшний день, и то, что еще не нашло отражения в учебниках и учебных пособиях.

Большую помощь оказывает ведение конспекта лекций. Записывать следует не все, а лишь самое главное и своими словами. В этом случае студент успевает не только понять услышанное, но и усвоить его, провести самостоятельную работу.



Практические занятия нацелены на выработку умений применять полученные теоретические знания на практике, в жизни. Основные задачи практических занятий следующие:

расширение, углубление и детализация знаний, полученных на лекциях;

привитие и развитие умений и навыков практической работы;

формирование научного мышления и кругозора, познавательной активности, культуры речи и навыков публичного выступления;

проверка и учет знаний;

воспитание самостоятельности;

развитие навыков ведения коллективной беседы, участия в творческой дискуссии, умения аргументированно отстаивать свои взгляды.

Лабораторные работы являются связующим звеном теории и практики. Они позволяют углублять и закреплять теоретические положения, проверять их на практике экспериментальным путем, знакомить с оборудованием, приборами и материалами, изучать методы научных исследований.

Проводятся лабораторные занятия, как правило, по подгруппам (12 – 15 человек) в специально организованных учебных лабораториях. В лабораториях студент обучается постановке и проведению экспериментов, ему приходится иметь дело с работающим оборудованием и измерительными приборами, наблюдать и изучать явления, о которых он узнал на лекциях.



Семинарские занятия одна из важных и наиболее сложных форм практических занятий – предназначены для более глубокого и активного усвоения научно-теоретического материала.

Семинары тесно связаны с лекционным курсом. На них студенты под руководством преподавателя учатся логически мыслить, анализировать и обобщать теоретические положения, исторические факты, вырабатывать собственные мнения по обсуждаемым вопросам.



Практики (учебные и производственные) – одна из форм производственного обучения. Им принадлежит наиболее важная роль в сближении теоретической подготовки с практической деятельностью, в становлении специалистов, обладающих не только знаниями, но и профессиональными навыками, начальным опытом. Проводятся практики обычно после того, как студенты прослушают курс лекций и освоят теоретическую часть.

Учебные практики чаще всего организуются на младших курсах, проводятся в учебных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебно-опытных хозяйствах и других вспомогательных учреждениях вузов, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Производственные практики, проводимые в основном на старших курсах, имеют своей задачей закрепить знания, полученные студентами в процессе обучения в вузе, на основе глубокого изучения работы предприятия, учреждения и организации, на которых проходят практику, а также овладеть производственными навыками и передовыми методами труда. Студенты приобретают также опыт организаторской и воспитательной работы.

Сроки и содержание перечисленных практик определяются учебными планами и программами. Для проведения практик за высшими учебными заведениями закрепляются передовые предприятия, учреждения и организации. Руководство практикой осуществляют преподаватели вуза и специалисты производственных организаций, на которых она проводится.



Курсовые проекты и работы представляют собой письменно-графические самостоятельные работы по изучаемой дисциплине и смежным наукам по какой-либо конкретной теме. Количество их определяется учебными планами по каждой специальности. Курсовыми проекты и работы называют в связи с принадлежностью их к определенному курсу. Выполняются эти проекты и работы в течение одного, реже двух семестров. В отличие от курсовых работ курсовые проекты больше насыщены элементами проектирования, связаны с разработкой системы мероприятий.

Тематика курсового проектирования должна отвечать учебным задачам данного предмета и увязываться с практическими потребностями народного хозяйства и науки. Одно из главных требований, предъявляемых к теме курсового проекта, – ее комплексность, т. е. охват ряда взаимосвязанных между собой вопросов. Темы курсовых проектов и работ выдвигаются и утверждаются кафедрами, ведущими те дисциплины, по которым предусмотрены проекты и работы.

Защита проекта производится перед специальной комиссией из 2 –3-х человек при участии руководителя и заключается в кратком докладе (8 – 10 минут) студента и ответах на вопросы, которые задают члены комиссии. Результаты защиты оцениваются дифференцированными отметками по четырехбалльной системе. Студент, не представивший (по неуважительной причине) в установленный срок курсовой проект или не защитивший его, считается имеющим академическую задолженность.

Дипломное проектирование – заключительный этап обучения в вузе. Основные цели дипломного проектирования следующие:

систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных, технических и производственных задач;

развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломном проекте вопросов;

выявление подготовленности к самостоятельной работе в условиях современного производства, прогресса науки и техники.

Исходя из целей дипломного проектирования кафедры, разрабатывают тематику дипломного проектирования, которая рассматривается и утверждается советом факультета. Студенту предоставляется право выбирать тему дипломного проекта.

Допущенный к защите дипломный проект направляется деканом факультета на рецензию. В число рецензентов включаются специалисты производства и научных учреждений, а также преподаватели данного и других вузов. После этого дипломный проект направляется в государственную экзаменационную комиссию для защиты, которая работает в соответствии со специальным Положением о ГЭК.



Экзамены и зачеты являются проверкой качества усвоения содержания предмета, своего рода отчетом за степень учебной подготовки, кроме того, это продолжение учебного процесса иными средствами. При подготовке к экзаменам и зачетам (особенно по теоретическому курсу) студенты повторяют, дорабатывают материал, обобщают полученные знания, осмысливают методологию предмета, его систему, выделяют в нем основное, главное, одновременно воспроизводя общую картину дисциплины и специальности в целом. Эта обобщающая работа проходит в условиях напряжения воли и сознания при значительном отвлечении от повседневной жизни, так как сдача экзаменов и зачетов – весьма ответственный и важный момент студенческой жизни.
Лекция 5.
следующая страница >>



Сколько у государства ни воруй, все равно своего не вернешь. Анатолий Рас
ещё >>