Курс лекций по дисциплине - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Курс лекций по дисциплине : «Компьютерный практикум» для студентов... 11 1021.16kb.
Курс лекций по дисциплине Общая энергетика для специальностей 12 2613.76kb.
Курс лекций по русской истории «Полный курс лекций по русской истории» 50 11595.2kb.
Конспект лекций. 2010г. 2 А. Кашкин. Священное писание Ветхого Завета. 1 204.9kb.
Курс лекций Красноярск, 2007 Сенашов, В. И 7 947.09kb.
Курс лекций москва издательство "юридическая литература" 22 6042.44kb.
Курс лекций Харьков хнагх 2004 Ю. А. Фатеев. Логика: Краткий курс... 4 644.17kb.
Курс лекций по истории политических и правовых учений подготовлен... 43 7398.12kb.
Курс лекций Москва «Альтаир» 2010 (075) ббк 20. 1 Я 7 23 4212.5kb.
Курс лекций для специальностей: 1-25. 01. 08 «Бухгалтерский учет... 12 2470.84kb.
В кратком курсе лекций рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные... 11 1878.82kb.
Учебное пособие для студентов неисторических специальностей 37 6972.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Курс лекций по дисциплине - страница №1/17





КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«история»

Пермь 2011

Составитель: канд.ист.наук., доцент кафедры ОГСЭЕН дисциплин АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов» Пугина Г.В.

История. Учебное пособие для студентов заочной формы обучения / Составитель Г.В. Пугина. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2011 –

Учебное пособие по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения специальностей 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 080507 «Менеджмент организации», 080502 «Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», 080107 «Налоги и налогообложение».

Пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и составлено в соответствии с рабочей программой курса. В учебном пособии обобщена научная информация, призванная помочь студентам, самостоятельно приступающим к изучению российской истории, познанию эволюции государственности, проблематики внутренней политики с древнейших времен до конца XX в. Пособие носит контрольно-обучающий характер. История страны рассматривается по темам. Каждая тема снабжена заданиями для самопроверки, а также списком рекомендуемой литературы.

Утверждено на заседании кафедры общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 3 от 18 ноября 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 8

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС………………………………………………………………. 9


    1. История как наука…………………………………………………………………... 9

    2. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Понятие цивилизации как типологической единицы истории…………………….. 11

    3. Типология цивилизаций…………………………………………………………… 16

    4. Россия в системе мировых цивилизаций. Особенности русского исторического процесса……………………………………………………………………………... 19

Краткие выводы по теме………………………………………………………………… 23

Задания для самопроверки……………………………………………………………. 23

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В IX – НАЧАЛЕ XII ВВ……………………………………………………………………… 25

2.1. Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения

…………………………………………………………………………………………………. 25

2.2. Образование государства у восточных славян. Роль норманнского влияния на развитие Древнерусского государства………………………………………............ 28

2.3. Принятие христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового общества…………………………………………………… 33

2.4. Социально-экономический и общественно-политический строй Древней Руси

…………………………………………………………………………………………………. 36

Краткие выводы по теме………………………………………………………………. 40

Задания для самопроверки…………………………………………………………… 41

ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. «НОВЫЙ ПЕРИОД» В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ (XII-XVII ВВ.)……………………………………………………………………………………… 44

3.1. Переход к удельному периоду: предпосылки, причины, значение…………. 44

3.2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Руси в XIII-XV вв……………………………………………………………………………………. 48

3.3. Становление российского самодержавия. Политические институты Московского государства…………………………………………………………………………………… 58

3.4. Российское государство на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время: причины, сущность, итоги…………………………………………………………………………………… 65

3.5. Российское государство после Смуты. Правление первых царей династии Романовых…………………………………………………………………………………………… 74

Краткие выводы по теме………………………………………………………………… 80

Задания для самопроверки…………………………………………………………….. 80

ТЕМА 4. XVIII ВЕК В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ……………………………………………………….. 84

4.1. Российская держава на рубеже XVII-XVIII вв.Предпосылки петровских реформ

………………………………………………………………………………………………….. 84

4.2. Начало модернизации России. Реформы Петра I………………………………. 87

4.3. Результаты и значение петровских преобразований. Проблема цивилизационного раскола российского общества………………………………………………………. 98

4.4. Российская империя в 1725-1762 гг. Эпоха «дворцовых переворотов»…….. 100

4.5. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.

Царствование Екатерины II.................................................................................... 106

Краткие выводы по теме………………………………………………………………… 111

Задания для самопроверки…………………………………………………………….. 111

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В XIX веке................................................................................................................................ 116

5.1. Правление Александра I: борьба либеральных и консервативных тенденций

…………………………………………………………………………………………………. 116

5.2. Основные направления внешнеполитического курса Александра I. отечественная война 1812 г. …………………………………………………………………………... 124

5.3. Режим Николая I. Кризис феодально-крепостнической системы…………… 128

5.4. Общественная мысль России первой половины XIX в. ………………………... 132

5.5. Либеральные реформы Александра II (60-70-е гг. XIX в.): причины, историческое значение……………………………………………………………………………………… 139

5.6. Контрреформы Александра III. Противоречивый характер пореформенной модернизации России………………………………………………………………………… 146

5.7. Общественно-политические движения в России во второй половине XIX .: направления, характер, особенности……………………………………………………. 150

Краткие выводы по теме………………………………………………………………. 154

Задания для самопроверки………………………………………………………….. 155

ТЕМА 6. РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА………………………………………………. 160

6.1. Экономическое и социально-политическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, характер, особенности, итоги…..160

6.2. Образование политических партий: предпосылки, программы и тактика….. 169

6.3. Изменения в государственном и политическом строе империи. Опыт российского парламентаризма…………………………………………………………………………… 171

6.4. Сущность третьеиюньской политической системы. Реформы П.А. Столыпина: цели, содержание, итоги………………………………………………………………….. 176

6.5. Причины и характер первой мировой войны. Политический кризис в России в условиях войны………………………………………………………………………….......... 180

6.6. Февральская революция в России. Расстановка политических сил в стране и проблема исторического выбора………………………………………………………. 185

6.7. Октябрьские события 1917 г. в Петрограде: проблемы, оценки, расстановка политических сил. Установление советской власти…………………………………….. 190

Краткие выводы по теме……………………………………………………………….. 193

Задания для самопроверки…………………………………………………………… 194

ТЕМА 7. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918-1939 гг.)……………………………………………………………………………… 198

7.1. Гражданская война и интервенция в России: причины, цели, этапы, средства, итоги…………………………………………………………………………………………. 198

7.2. Общественно-политический и экономический кризис в России после окончания Гражданской войны. Сущность и содержание нэпа………………………………… 201

7.3. Политическая борьба в 1920-е гг. поиск модели построения социализма… 205

7.4. СССР на путях форсированного строительства социализма (30-е гг.). Итоги социально-экономического развития страны…………………………………………… 207

7.5. Политическая система советского общества в 30-е гг. сталинская модель социализма: теория и практика………………………………………………………………… 212

Краткие выводы по теме……………………………………………………………… 214

Задания для самопроверки………………………………………………………….. 215

ТЕМА 8.СССР НАКАНУНЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1939-1945 гг.)………………………………. 218

8.1. Истоки Второй мировой войны. Предвоенный политический кризис……. 218

8.2. Внешнеполитическая деятельность Советского государства накануне и в начальный период Второй мировой войны……………………………………………. 223

8.3. Начало Великой Отечественной войны. Поражения Красной Армии и их причины…………………………………………………………………………………………….. 226

8.4. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны………………. 230

8.5. Цена и уроки победы над фашизмом во Второй мировой и Великой отечественной войнах…………………………………………………………………………………… 233

Краткие выводы по теме………………………………………………………………. 238

Задания для самопроверки…………………………………………………………… 238

ТЕМА 9. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1985 гг.)…………………………. 241

9.1. Поляризация послевоенного мира. СССР в мировом балансе сил. «Холодная война»: причины, особенности, этапы…………………………………………………. 241

9.2. Восстановление разрушенного хозяйства СССР. Возврат к довоенной внутренней политике………………………………………………………………………………… 246

9.3. Советское общество после смерти И.В.Сталина. Начало изменений в общественной жизни страны……………………………………………………………………… 250

9.4. Первые попытки либерализации советского общества: реформы Н.С.Хрущева и их результаты………………………………………………………………………………. 251

9.5. Нарастание кризисных явлений в обществе в середине 60-х – начале 80-х гг.

Необходимость перемен………………………………………………………………… 256

Краткие выводы по теме……………………………………………………………… 261

Задания для самопроверки………………………………………………………….. 261

ТЕМА 10. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ В КОНЦЕ XX В. (1985-2000 ГГ.)….. 265

10.1. СССР на пути кардинального реформирования общества (вторая половина 1980-х гг.). Политика «перестройки»…………………………………………………. 265

10.2. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств… 271

10.3. Россия – суверенное государство: внутренняя политика и геополитическое положение……………………………………………………………………………………. 274

Краткие выводы по теме……………………………………………………………. 280

Задания для самопроверки………………………………………………………… 281

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………. 285

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К КУРСУ «ИСТОРИЯ»…………………………………….. 292

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое учебное пособие отвечает требованиям федерального образовательного стандарта для высшей школы и составлено в соответствии с программой курса «История» кафедры общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Пермского института экономики и финансов. Пособие носит контрольно-обучающий характер. История страны рассматривается по темам – от древности до современности. Каждая тема снабжена заданиями для самопроверки, которые нацелены на активацию познавательной деятельности и закрепление знаний, а также списком рекомендуемой литературы.

Цель учебного пособия – научить выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические факты во времени и пространстве. Проверить, правильно ли вы ответили на контрольные вопросы и тесты, можно в разделах данного учебного пособия.

Тема 1. Введение в курс "История"

1.1. История как наука.

Изучение любой научной дисциплины начинается с определения основополагающих понятий. По мнению известного русского историка В.О.Ключевского (1841-1911), "в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах". Сегодня, говоря об истории, имеют в виду: 1) рассказ о прошлом, 2) последовательное развитие действительности, 3) науку, изучающую прошлое. История – это не просто повествование о случившемся, а наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности.

Общество многомерно, поэтому и историческая наука многозвенна, включает целую пирамиду исторических наук. Одну ее грань составляет история стран и народов, история континентов (Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки) и всемирная история, которая изучает основные этапы развития всего человечества. Другая грань этой пирамиды состоит из истории отдельных видов человеческой деятельности – науки, техники, экономики, политических отношений, государства и права, войн, революций, этики, религии и т. д. Третью грань образуют науки об этапах и методах исторического познания – историография, этнография, археология и др. Венчает пирамиду философия истории, т.е. теория исторического процесса, его общие закономерности и тенденции, методология исторических исследований. Знание истории предполагает обобщение, осмысление и анализ прошлого опыта. При всей уникальности происходящих ныне событий в них всегда можно обнаружить сходство с тем, что уже переживали в прошлом другие народы. Нужно лишь усваивать уроки истории и периодически пополнять полученные знания на основе собственного опыта. В этом смысле каждый из нас является прилежным или легкомысленным учеником истории.

Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), первая задача истории – воздерживаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.

Основополагающим принципом изучения истории является принцип историзма, который предполагает познание явлений и процессов прошлого в их развитии и связи с порождающими их условиями. Принцип историзма требует изучение исторической действительности с позиции заложенных в ней противоречий. Он включает в понимание прошлого элемент его неизбежной гибели. Каждое историческое явление рассматривается в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. При этом, как правило, новое вырастает из старого и в конечном итоге преобразует его, включая это старое в себя как собственный видоизмененный момент. Другой принцип – принцип объективности – требует полного и всестороннего анализа всей совокупности фактов и выявления ведущей тенденции исторического процесса в определенных хронологических рамках. Именно этот принцип позволяет адекватно отразить исторический процесс.

Методология истории подразделяет историческое познание на описательный и системный уровни. На начальном (описательном) этапе работы производится упорядоченное изложение фактов с целью вызвать ясное представление о происходящем. При этом материал излагается во временной последовательности (хронологический метод), изучаются одновременно происходившие события (синхронный метод), исторический процесс подразделяется на периоды в соответствии с теми или иными критериями (диахронный метод), устанавливается сходство явлений по форме (генетический, сравнительно-исторический методы, метод исторических параллелей). Системный уровень исторического познания ставит задачу выявления исторических объектов как сложных, целостных и внутренне подвижных жизненных систем. Для достижения этой цели применяются методы математической обработки данных исторических источников (структурно-динамический, матричный, факторный и регрессивный анализы, контент-анализ, метод ранжировок). Кроме того, в историческом познании используются методы ретромоделирования, с помощью которых свойства исторических объектов воспроизводятся на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами. Интерес к проблеме альтернатив в истории заставляет обращаться к методу актуализации – анализу перехода реальности из состояния возможного в действительное.



1.2. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Понятие цивилизации как типологической единицы истории.

Для составления объективной картины исторического процесса историческая наука должна опираться на определенную методологию, т. е. на некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал и создавать эффективные объясняющие модели, как прошлого, так и настоящего или даже будущего.

Длительное время в исторической науке определяющей была субъективистская (объективно-идеалистическая) методология, объяснявшая исторический процесс действиями великих людей или правителей. Именно их умные расчеты или ошибки в конечном итоге приводили к тем или иным историческим событиям, совокупность и взаимосвязь которых определяла ход и результаты исторического процесса. При этом решающая роль принадлежала действию объективных надчеловеческих сил, т.е. Божественной воле, Провидению, Абсолютной идее и т.д. Вполне естественно, что в подобного рода методологической концепции исторический процесс приобретал целенаправленный характер, поскольку под действием надчеловеческих сил общество двигалось к великой, заранее определенной цели. Что же касается исторических деятелей, то они являлись лишь орудием, средством в руках этих надчеловеческих сил.

Эта концепция не была идеальной и имела массу недостатков. Поэтому возникла необходимость в появлении новой методологии, более логичной и максимально приближенной к исторической действительности. В середине XIX в. немецкий мыслитель К.Маркс, пытаясь поставить историю на научную основу, сформулировал концепцию материалистического объяснения истории, в основе которой лежали четыре базовых принципа:



  1. Принцип единства человечества и, как следствие, единства исторического процесса.

  2. Принцип исторической закономерности (в историческом процессе действуют общие, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения между людьми и результатами их деятельности).

  3. Принцип детерминизма (признание существования причинно-следственных связей и закономерностей; определяющим явлением в историческом процессе является способ производства материальных благ).

  4. Принцип прогресса (поступательного развития общества, поднимающегося на более высокие уровни).

В основе материалистического понимания истории лежит формационный подход. С понятием общественно-экономической формации связано объяснение не только движущих сил исторического процесса, но и периодизации истории. К.Маркс считал, что если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы – общественно-экономические формации. Каждая формация представляет собой общество, находящееся на определенной ступени развития, общество со своеобразными отличительными характеристиками. Основу любой общественно-экономической формации составляет тот или иной способ производства, характеризующийся определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими производственными отношениями. Среди производственных отношений особо выделяются отношения собственности. Совокупность производственных отношений образуют базис формации, над которым надстраиваются политические, правовые и другие отношения и учреждения, которым соответствуют определенные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д.). Таким образом, общественно-политическая формация включает в свой состав все многообразие жизни общества на том или ином этапе его развития.

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем развитии проходит пять основных стадий (этапов, формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Смена формаций происходит путем социальных революций – "локомотивов истории", причинами которых, как правило, являются: в экономической сфере – конфликт между приобретшими новый характер производительными силами общества и консервативной, устаревшей системой производственных отношений, в политической сфере – усиление социальных антагонизмов и обострение классовой борьбы между господствующим классом, весьма заинтересованным в неизменности существующих порядков, и угнетенными массами, требующими улучшения своего экономического, социального и политического положения. Революция, какой бы характер она не носила, приводит к смене господствующего класса. Победивший класс, как правило, осуществляет масштабные преобразования во всех сферах общественной жизни и создает тем самым предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания и т. д. Именно в таком варианте идет становление и развитие новой формации.



В целом материалистическая концепция К.Маркса вполне приемлема для объяснения исторического процесса и имеет ряд сильных сторон. Так, на основе определенных критериев эта методология создает четкую объяснительную модель всего исторического развития. Исходя из основных положений формационного подхода историю человечества можно представить как объективный, закономерный и поступательный процесс, в котором ясно прослеживаются движущие силы, основные этапы, особенности, закономерности и т. д. Однако при всей своей универсальности эта концепция не лишена и весьма существенных недостатков, на которые достаточно часто указывают и отечественные, и зарубежные исследователи.

  1. Формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована на основе обобщения исторического пути Западной Европы. Часть стран, особенно восточных, не укладывались в схему чередования пяти ступеней развития. Поэтому восточные государства К.Маркс отнес к так называемому "азиатскому способу производства", на основе которого образуется особая формация (эту проблему Маркс оставил без подробной разработки). Это позволяет сделать вывод о том, что материалистическая концепция создает определенные трудности в отражении многовариантности исторического развития.

  2. Для данного методологического подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к системе экономических отношений, к определенному способу производства. При этом исторический процесс рассматривается с точки зрения становления и смены способа производства, а основному объекту истории – человеку – отводится лишь второстепенная роль. В этом отношении в определенном смысле принижается личностное содержание исторического процесса, а вместе с ним и духовных факторов исторического развития.

  3. Формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в т. ч. и насилия, в историческом процессе, который рассматривается в основном через призму классовой борьбы. Поэтому данная концепция значительную роль отводит не только экономическим, но и политическим процессам. Однако социальные конфликты, хотя и являются важным атрибутом общественной мысли, на самом деле не играют в ней определяющей роли.

  4. Марксистская теория предполагает, что исторический процесс имеет не только начальную, но и конечную стадию своего развития. Начало истории – первобытнообщинная формация – является неопределенно протяженным этапом в развитии человечества. При определении этой стадии игнорировались качественно различные этапы в предыстории и первых этапах истории человечества. Последняя формация – коммунистическая – означает, по существу, конец истории, поскольку в ней, как считал К.Маркс, будут устранены все противоречия, которые на самом деле являются основными движущими силами исторического прогресса.

В современной науке альтернативой формационному подходу является теория цивилизаций. По своему происхождению понятие "цивилизация" связано с понятием "гражданский" (civilis) в его противопоставлении понятию "естественный" (naturalis). Эта дихотомия впервые появилась в античной теории права и восходит к трудам Аристотеля и философов – стоиков. В эпоху Возрождения впервые появился глагол "цивилизовать", который обозначал переход людей в истории от состояния невежества и дикости к гражданскому, культурному и государственному состоянию. В XVII в. – первой половине XVIII вв. этот глагол получил широкое распространение в трудах английских и французских философов – просветителей. Однако потребность в понятии "цивилизация" как центральном в теории истории возникла лишь в середине XVIII в. Французские просветители (Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо и др.) рассматривали это понятие как близкое по содержанию к понятиям духовной культуры, разума и справедливости. В XIV в. в странах Европы в многочисленных фундаментальных трудах цивилизация преподносилась как комплексное состояние общества, в котором культуре принадлежало высокое место.

В процессе дальнейшей разработки понятия цивилизации в его толкование вносились новые характеристики. Так, немецкий ученый И. Кант разграничил понятия культуры и цивилизации, поскольку последняя, по его мнению, представляет лишь внешний "технический тип культуры", а в процессе развития общества их взаимодействие осуществляется противоречиво, ибо духовная культура, особенно в ее нравственной форме, отстает от цивилизации. Эта идея получила широкое развитие в трудах философов-идеалистов второй половины XIX в. О.Шпенглера, Ф.Ницше и др., которые утверждали, что развитие цивилизации неизбежно приводит к деградации и духовной гибели общества. О.Шпенглер писал, что цивилизацию следует рассматривать "как органически логическое следствие, как завершение и исход культуры". С такой позиции связь цивилизации и культуры определялась лишь как констатация деградирующего состояния культуры, отраженного в цивилизации.

В России в XIX в. концепция цивилизационного развития нашла свое отражение в работах социолога Н.Я.Данилевского, который под цивилизацией понимал определенный "культурно-исторический тип общества", существующий в рамках обособленных локальных образований. Каждая локальная цивилизация в своем развитии проходит четыре этапа: становления самобытности, юности (формирование политических институтов), зрелости и упадка. Н.Я.Данилевский обосновал содержание славянкой цивилизационной общности и, сравнивая ее с западной цивилизацией, писал, что славянский мир отличают высокие духовные качества – мягкость характера, почтительность, стремление к свободе и справедливости. Он отмечал, что Россию "Европа не знает потому, что не хочет знать, или, лучше сказать, знает так, как знать хочет, т. е. как соответствует ее предвзятым мнениям..." . На самом же деле, по мнению Н.Я.Данилевского, Европа – цивилизация стареющая, а славянская – юная, а потому между ними должен быть равноправный диалог на основе взаимного признания и внимания к духовным ценностям.

В XIX в. представление о цивилизации разрабатывалось и с научно-материалистических позиций. В рамках этого направления цивилизация рассматривалась как общество, преодолевшее зависимость от природы, достигшее более высокого уровня жизни по сравнению с периодом дикости, характеризующееся производительным типом хозяйства, духовной культурой, возникшей на профессиональной основе, и обладающее определенной системной организованностью. Видным представителем этого подхода являлся Ф.Энгельс, который изучал общество как развивающуюся систему. Цивилизация представляет собой совокупность достижений материальной и духовной культуры, а ее содержание определяется типом общественно-экономических формаций. Рассматривая ступени развития мировой цивилизации, он подчеркивал ее конкретно-исторический характер, обусловленный уровнем развития общественного производства и особенностями духовной культуры, обосновывал необходимость перехода к иному (новому) типу цивилизации.

В XX в. традиции культурно-исторического подхода к анализу цивилизации развивал английский историк и философ А.Тойнби, определявший ее как особый вид отдельного конкретного общества. В своем фундаментальном труде "Исследование истории" он попытался дать ответ на вопрос о смысле исторического процесса. На основе систематизации огромного фактического материала он рассматривал развитие общества как круговорот локальных цивилизаций, которых он насчитал сначала 21, а затем сократил их численность до 13. По мнению А.Тойнби, основой цивилизационного процесса являются мировые религии, а его законом – способность общества давать адекватный "ответ на вызов" истории. В связи с этим каждая цивилизация отличается уникальностью своего жизненного пути. В русле данного направления рассматривались вопросы развития цивилизаций и социологом П.Сорокиным, который утверждал, что цивилизации представляют собой большие культурные суперсистемы, в сильной степени определяющие жизнь, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических процессов и тенденций. Характеризуемая бесконечным многообразием проявлений, социокультурная реальность обладает системным единством и динамикой перехода из одного состояния в другое.

В современной науке, основанной на позитивных достижениях предшествующей теоретической мысли, цивилизация рассматривается как универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе концепции выделения основных исторических этапов развития общества. Под цивилизацией понимают социо - культурную общность, основными критериями которой являются уровень развития техники, социально-политических институтов и духовной культуры в их системном образовании. Обобщенным показателем выступает технология воспроизводства общественных процессов в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов общественной жизни.

Структурная характеристика цивилизации предполагает выделение реально существующих социальных блоков, которые в их системном взаимодействии и образуют механизм цивилизационного процесса. Различные исследователи выделяли разное количество таких блоков. Так, Н.Я.Данилевский отмечал четыре: религию, культуру, государство и социально-экономическую среду. Другие ученые в содержание цивилизации включали земледелие, ремесла, классы, различные элементы развитой духовной культуры, философию, нравственность, психологию, язык и т. д. Однако при определении цивилизации решающую роль играют характер, способы и особенности взаимодействия материального и духовного факторов в историческом процессе. Каждая цивилизация характеризуется своими специфическими формами такого взаимодействия, а традиции в их воспроизводстве обеспечивают единство исторического процесса, определяют его смысл, логику и направленность. Основу этого единства составляет технология воспроизводства материальной и духовной жизни общества, которая выступает определяющим способом проявления активности человеческого фактора. Таким образом, цивилизационный анализ представляет собой одно из средств изучения социальной системы наряду с формационным, социологическим, сравнительно-историческим и другими подходами. Он позволяет выяснить, каким образом и в каких формах обеспечивается воспроизводство системы общественных отношений.

1.3. Типология цивилизаций

Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией идеалов и ценностей, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этносоциальных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых ученые определяют в пределах тридцати. Для упрощения введем укрупненную единицу анализа – тип развития (тип цивилизации). Выделению типов развития способствуют следующие основополагающие признаки: общие фундаментальные черты в ментальности, общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития, взаимопереплетение культур, наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе сформированных признаков можно выделить три типа цивилизационного развития: непрогрессивный, циклический (традиционный, восточный) и прогрессивный (техногенный, западный) (табл.1).

Таблица 1 – Сравнительный цивилизационный анализ (В.С.Соловьев "Великий спор и христианство")



Факторы воздействия на цивилизацию и основные цивилизационные структуры

Непрогрессивный тип (Африка, Новая

Гвинея)

Циклический тип

(страны Востока)

Прогрессивный тип (страны Запада)

  1. Отношение к

природе (основание)

Преобразование

природной среды в размерах,

допускающих

"встраивание"

общества в природный комплекс в

микротерриториальных масштабах (гармония с природой).



Преобразование

природы в размерах, допускающих

"встраивание"

человеческой

общности в природный комплекс в

макротерриториальных масштабах

(подчинение человека сверхчеловеческой

силе).


Преобразование

природы с целью

подчинения ее

человеческому

обществу

(самодеятельность

человека).


  1. Эмоциональная

основа (добродетели и пороки)

Любопытство,

общительность,

доброжелательность, природная ритмичность, импульсивность, развитие

экстрасенсорных и

других

иррациональных форм человеческого



общения. Пороки:

косность, апатия. Труд – это необходимость, а поэтому характерно ослабленное

преобразовательное начало.


Созерцательность (подчинение

сверхчеловеческому началу, смирение и покорность внешним силам). Пороки:

раболепие, косность, апатия. В большинстве случаев труд

воспринимается как

необходимость, поэтому характерно

ослабленное

преобразовательное начало. Развитие идет по спирали (циклами) в рамках существующих традиций.


Активность, независимость, энергичность. Пороки: личная гордость, склонность к

самоуправству,

раздорам.

Труд воспринимается как средство

неограниченной

преобразовательной самодеятельности.



  1. Мировоззрение

(умственная деятельность, духовное начало)

Религия (языческая) – хранитель природных ресурсов, регулятор жизнедеятельности общинно-экологического комплекса.

Служение внешним силам, преобладание религиозного

мировоззрения.

Познание мира,

человека связано с теософической идеей.



Практически полная свобода от религии. Вместо восточной теософии и теургии – чистая философия и

чистое искусство.



  1. Преобладающие

политические структуры

Авторитарность в общине.

Авторитарные режимы (патриархальная деспотия, монархия), тоталитаризм.

Самоуправление граждан, республика.

  1. Преобладающие

социальные структуры

Община (вождь, половозрастные классы)

Управляемые –

монарх; родовой быт.



Вольные люди;

дружинный быт.



В составе мирового сообщества на каждом конкретном этапе его развития можно выделить целый ряд цивилизаций, которые функционируют как реальное единство. Они не обязательно совпадают с государством, нацией или иной социальной группой. Обычно границы цивилизации перекрывают географические границы национальных, политических и религиозных единиц. В общем и целом каждая из цивилизаций сохраняет свою самобытность, свою самотождественность вопреки изменениям, касающимся отдельных сторон ее жизни. Изменения внутри цивилизации происходят в соответствии с собственными законами, присущими каждой цивилизации, при поддержании единства всех ее существенных частей. Внешние воздействия ускоряют или замедляют, облегчают или затрудняют раскрытие внутреннего потенциала цивилизации. Общие тенденции мирового развития находят в составе каждой цивилизации свое особенное преломление и реализуются в специфической для данной цивилизации форме.

Составляют цивилизацию необязательно близкие по языку и культуре народы. Целый ряд цивилизаций (особенно современных) имеют в своем составе народы самого разного происхождения. Точно также для цивилизации не обязательно доминирование какой-либо одной религиозной конфессии. Во многих случаях цивилизация интегрирует в своем составе людей различной конфессиональной принадлежности, в большинстве случаев исповедующих одну из мировых религий. Вместе с тем на этапах зарождения и становления цивилизации особую роль играет определенное этноконфессиональное "ядро", т.е. та или иная, как правило, этническая группа людей, исповедующая ту или иную религию. Язык и культура такого "ядра" оказывает решающее влияние на интеграцию всех элементов цивилизации в единое целое, на создание общих для всех частей цивилизации символических систем. Именно "ядро" во многом определяет характер, особенности цивилизации, ее отличия от других цивилизаций.

Цивилизация никогда не представляет собой "монолита", т.е. такого образования, которое составлено из единообразных элементов: цивилизация – это единство многообразного, которое столь обширно, что с трудом поддается полному теоретическому обозрению и описанию. Кроме того, в рамках цивилизации могут существовать и внесистемные элементы – отдельные общности, принадлежащие к ней территориально, но не включающиеся в полной мере в ее механизмы и системы. Такие общности представляют собой своеобразные "вкрапления", по-разному влияющие на общий контекст развития цивилизации, причем они могут то в большей степени интегрироваться в нее, то существовать относительно изолированно.

1.4. Россия в системе мировых цивилизаций. Особенности русского исторического процесса.

Рассмотрению России как одной из локальных цивилизаций, обладающей характерными отличительными чертами, длительное время препятствовало господство официальной партийно-государственной идеологии. Так называемый "исторический материализм" предписывал в качестве единственно верного подхода к истории подход с точки зрения "общественно-экономических формаций". Теория цивилизаций отвергалась как "буржуазная". При отвержении самого понятия локальной цивилизации невозможно было, разумеется, не только изучение, но и сама постановка вопроса о российской цивилизации. К сожалению, позиция радикального отрицания цивилизованного единства России широко представлена и в литературе последних лет. Следует подчеркнуть, что теоретическое отрицание существования российской цивилизации нередко основано на непривычности как самого понятия локальной цивилизации, так и понятия "российская цивилизация". Тем не менее, нельзя не обратить внимания на теоретическую аргументацию противников признания российской цивилизации.

Один из аргументов состоит в том, что "множество народов с разной цивилизационной ориентацией, входящих в состав государства…превращало Россию в неоднородное, сегментарное общество". Народы России "исповедуют ценности, которые не способны к сращиванию, синтезу, интеграции…Татаро-мусульманские, монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие и другие ценности нельзя свести воедино… Россия не имеет социокультурного единства, целостности". Поэтому "Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций…"

Однако подобные аргументы не выдерживают критики со стороны современной теории цивилизаций, согласно которой локальная цивилизация в большинстве случаев не является "монолитом": в ее состав входят народы и индивиды с различными ценностными ориентациями, возникшими на основе множества религиозных направлений. Этот тезис особенно ярко подтверждается на примере цивилизаций современности. Ни одна из современных цивилизаций не является моноконфессиональной и моноэтнической. Особенности российской цивилизации следует усматривать не в многоэтничности, многоконфессиональности и т. д., а во многом другом. Такие особенности связаны с ее конкретным этнонациональным составом, а также, например, с сочетанием территориальной распыленности этносов с компактностью их проживания, с отсутствием естественных границ, на которых можно было бы закрепиться окончательно, с континентальностью территории с характерной удаленностью от морей, с характером взаимодействий с географически соседними цивилизациями и т. д.

Нельзя признать убедительным и еще один аргумент против трактовки России как локальной цивилизации. Он связан с тем, что история России нередко прерывалась, вследствие чего следует говорить не об одной, а о нескольких Россиях: Киевская Русь, Московская Русь, Россия Петра Первого, Россия Советская и т. д. Надо помнить, что прерывность истории и связанное с этим наличие ряда резко различных обликов страны не является исключительной особенностью России. Очевидно, что та или иная страна, взятая в определенную достаточно длительную историческую эпоху, либо принадлежит к одной из сосуществующих цивилизаций, либо тяготеет к одной их них, либо, наконец, сама по себе представляет отдельную цивилизацию. Именно последнее относится к России (разумеется, не только к ней). О современной российской цивилизации можно вести речь, начиная от эпохи петровских преобразований, от XVIII в., от имперского, "петербургского" периода российской истории. Петровские преобразования заложили основы той цивилизации в России, в рамках которой мы продолжаем жить и сегодня. В полной же мере эта цивилизация сложилась во второй половине XVIII – начале XIX в. Века XIX и XX стали эпохой ее интенсивного развития. Ниже мы подробно рассмотрим аргументы в пользу данного тезиса, а вся книга призвана стать не только доказательством, но и раскрытием самых существенных черт современной российской цивилизации в означенном понимании. Предварительно же уточним некоторые аспекты понятия локальной цивилизации.

Важнейшей стороной понятия цивилизации является многоообразие, многоуровневость, многоплановость и масштабность. Цивилизация – это масштабное, сложно организованное предприятие, включенное в мировое целое самым непосредственным образом и оказывающее существенное влияние на это целое. Россия целиком вписывается в рамки данного определения. Самоидентификация большинства россиян имеет своим пределом именно принадлежность к России, а не осознание себя "человеком Запада" или "человеком Востока". Отнюдь не случайно и то, что во всем массиве литературы, посвященном России, едва ли найдется какая-либо значительная публикация, в которой бы однозначно признавалась принадлежность России к какой-либо из цивилизаций – западной или восточной. Даже для самых горячих российских западников российская "западность" выступала и выступает в качестве проекта наиболее предпочтительного будущего, а не в качестве очевидности и данности. В работах зарубежных исследователей за Россией, как правило, закрепляется самостоятельное место во всемирном целом. Зарубежные авторы независимо от своего отношения к России – положительного или отрицательного – отводят ей роль значительного и самостоятельного фактора мировой жизни. Не подвергают сомнению понимание России как самостоятельной цивилизации многие современные отечественные исследователи.

Российская цивилизация – суперэтническое образование. Это означает, что свой вклад в особенности образа жизни и мысли в России вносили и продолжают вносить представители самых различных народов и культур. На основе этнонациональных культур складывается еще один ярус культуры – культуры общероссийской. Он и определяет особенности образа жизни и мысли, характерные и общие для цивилизации. И именно он является главным предметом рассмотрения для исследователя цивилизации. Вместе с тем есть все основания полагать, что круг народов, входящих в состав российской цивилизации, принципиально ничем не ограничен. Вполне вероятно, что в него в будущем будут входить в том числе и те, которые ранее для России не были характерны, рассматривались как диковинные, например китайцы, африканцы или индусы. Однако по мере интеграции в Российское общество они могут становиться носителями специфического российского образа жизни и мысли, впрочем, без обязательной утраты исконно присущих особенностей их социально-психологической структуры.

Перед исследователем протирается широкое поле самых разнообразных возможностей для изучения особенностей российской цивилизации. Отечественные мыслители XIX – начала XX в. в большинстве случаев использовали подход, который можно назвать спекулятивно-психологическим, т. е. основанным на умозрении и не требующим подтверждения строгими экспериментальными данными. В.С.Соловьев поставил вопрос о русской идее, Н.А.Бердяев – о душе России, С.Л.Франк написал трактат о русском мировоззрении, Н.О.Лосский – о характере русского народа и т. д. Этот подход способен дать очень многое для уяснения образа России. В большинстве случаев народный характер обнаруживает значительную устойчивость и неожиданным образом проявляет себя в совершенно новых социально-экономических и политических условиях. Это с одной стороны. С другой – не следует думать, что душа России есть нечто абсолютно неизменное, никак не реагирующее на социальные и иные перемены. И уж совсем абсурдным было бы полагать, что, сформировавшись где-то на заре российской истории (например, в древней Киевско-Новгородской Руси) и оставаясь в дальнейшем неизменным, русские характер и ментальность предопределили собой весь ход последующей российской истории, все ее положительные и отрицательные стороны.

Исследование России как сложной цивилизации можно начать с социальной психологии, и, определив основные параметры души России, вывести из них особенности экономического, социального и культурного бытия. Если несколько изменить угол рассмотрения и взять за отправной пункт ценностно-религиозные установки российского общества, то в этом случае исходной основой России как цивилизации станут религиозные убеждения и верования, а также религиозные организации, церковь. Особую роль при таком подходе часто отводят православию, что имеет под собой серьезное историческое оправдание: следует без колебаний признать, что православие в течение многих веков истории российского общества играло роль гораздо более значительную, чем любая иная конфессия.

Можно избрать еще один вариант подхода, приняв за исходную точку особенности политической системы российского общества. Этот вариант представлен, в частности, западными учеными, такими, как, например, американский историк Р.Пайпс. В этом случае из особенностей дореволюционной самодержавной, а затем советской и нынешней демократической политической системы делается попытка вывести все другие параметры российского общества. Наконец, мыслители марксистского и близких к нему направлений предпочитают говорить в первую очередь о типе экономики, собственности и связанной с ним классовой структуре общества. По мнению этих исследователей, именно экономика и классовая структура представляют собой ту определяющую основу, анализ которой позволяет уяснить особенности любого общества, в т. ч. и российского.

Цивилизацию можно изучать на различных временных срезах ее существования. Понятно, что особенно важно и интересно знать и понимать ее сегодняшнее состояние. Образ жизни и мыслей в России сегодняшней и есть то, что можно назвать нынешним состоянием российской цивилизации. Его можно разложить на отдельные составляющие, каждая из которых связана с определенным аспектом этого образа жизни и мысли. Следовательно, цивилизация может быть представлена в виде совокупности тематических блоков, каждый из которых раскрывает какую-либо отдельную грань или одну из слагаемых сложного строения цивилизации. Такой подход к изучению цивилизации называется тематическим. Тематический подход к изучению современной российской цивилизации предопределяет и меру обращения к историческому прошлому. Привлечение исторического материала оказывается тематическим, а не хронологическим. История привлекается на ту хронологическую глубину (начиная отсчет от современности), которая необходима для понимания современного положения дел в данном тематическом блоке. Современность в большинстве случаев имеет своим истоком прошлое. Однако в одних случаях современная ситуация коренится в близком, относительно недавнем прошлом, в других – ее истоки уходят далеко в глубь веков. Следовательно, необходим конкретный подход с учетом особенностей того или иного цивилизационного феномена.

Краткие выводы по теме.

История – это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, накопленный многими поколениями. Историческая наука делает доступной всем эту копилку человеческого опыта. Научное познание окружающего, в т. ч. т социального, является важным компонентом взаимодействия человека с миром. Массив социального опыта поколений каждый раз осмысливается заново. Поиск смысла истории упирается в современность, а историческая наука предстает как способ выявления единственно возможного процесса, который привел к этой современности.



Задания для самопроверки

Контрольные вопросы

  1. Что такое история? Каковы задачи исторической науки?

  2. Какие принципы и методы изучения истории применяются?

  3. Обоснуйте и разделите понятия "история", "исторический процесс", "исторический прогресс"”.

  4. Сформулируйте понятие "цивилизация", что общего и различного между "цивилизацией" и "культурой"?

  5. Что такое формационный и цивилизационный подходы к изучению истории, оцените историю России с точки зрения того и другого подхода.

Рекомендуемая литература

  1. Всемирная история: учебник для вузов/ под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 887 с.

  2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пос. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.

  3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник/ под ред. А.В. Сидорова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 456 с.

  4. История России с древнейших времен до наших дней: учебник/ под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2009. – 768 с.

  5. История России. Россия в мировой цивилизации: курс лекций/ под ред. А.А. Радугина. – М.: Библионика, 2007. – 352 с.

  6. История России: учебник/ А.С. Орлов [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 528 с.

  7. История России IX-XXI века: от Рюрика до Медведева: учеб. пособие для вузов (отв. ред. Я.А. Терехова). – Изд. 5-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, М.: Март,2010. – 718 с.

  8. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История отечества: учебник для вузов. – 2-е изд., стер. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с.

  9. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений – 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.


следующая страница >>



— Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто грамм, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много. Эмиль Кроткий
ещё >>