Культура спора (основные правила поведения в споре). Спор - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Винокур В. А. Уловки в споре 10 2019.09kb.
Особенности состояния водоемов в разное время года Правила безопасного... 1 53.94kb.
Политическая культура России и США 1 199.71kb.
Fishupdate com Фареры отражают атаку в рыбном споре 1 17.13kb.
Инструкция № иот-107-10 Правила поведения в лесу Основные правила 1 11.6kb.
Правила поведения людей в чс военного времени Курдюкова Е 1 131.93kb.
Правила поведения с мусульманами 1 154.89kb.
Урок №5-й класс тема: Правила безопасного поведения в жилище. 1 57.84kb.
Правила безопасного поведения в метро 1 53.08kb.
Норманизм антинорманизм: конец дискусии 1 325.36kb.
Правила поведения на объектах транспорта Правила поведения на железнодорожном... 1 52.84kb.
Совет тем, кто любит поспорить 1 18.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Культура спора (основные правила поведения в споре). Спор - страница №1/1

Культура спора (основные правила поведения в споре).
Спор – устное (реже письменное) речевое общение, в основе которого противоположные (или разнообразные) точки зрения.

  • Прежде, чем выразить свое несогласие, подумайте, стоит ли спорить – есть ли из-за чего?

  • Возражайте по делу.

  • Относитесь с уважением к чужим мнениям! Уважайте собеседника, не допускайте импульсивной оценки его мнения: «Вы не правы», «Вы ошибаетесь», «Вы все перепутали» и т.п. Лучше сказать: «Я думаю иначе», «Я понимаю Вас, но не могу полностью согласиться с этой позицией, и вот почему…».

  • Выбирайте вежливые слова и выражения. Произносите их мягким, доброжелательным, уважительным тоном.

  • Пока оппонент говорит – только слушай!

  • Не горячитесь! Старайтесь говорить спокойно!

  • Возражая, сначала согласитесь с тем, что Вы принимаете, выделите общее во взглядах. Меньше говорите «Нет».

  • Не будьте голословны, используйте убедительные аргументы – истинные, четко сформулированные, достаточные для доказательства данного тезиса.

  • Придерживайтесь темы разговора, не переводите его в другое русло.

  • Говорите не все, что можно сказать, а только то, что помогает разрешить спор.

  • Не считайте, будто то, что понятно для Вас, всегда понятно и для другого.

  • Обращайтесь к тому, чье мнение оспаривается, используя личную форму, в том числе и обращение по имени (имени и отчеству).

  • Не стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту. Если собеседник говорит дело, и оказался прав, то надо менять свою точку зрения. Признавать свои ошибки не означает унижения в глазах партнера по общению.

  • Используйте «Эхо-ответ» - повторение фраз собеседника: «Так Вы говорите, что…» (для лучшего понимания его точки зрения).

  • Поменяйте тему разговора (в частной беседе), если несогласие зашло слишком далеко.

  • Стремитесь остаться со своим собеседником в дружеских отношениях, даже если вы не убедили друг друга.

  • Избегайте формулировок, осложняющих течение спора:

  •                            Вместо:                                                  Целесообразно:

  •       «Все вы должны признать…»                           «Не думаете ли вы, что…»

  •       «Я не уверен в том, что…»                                «У меня сложилось впечатление, что…»

  •       «Когда-нибудь Вы поймете…»                         «Согласны ли Вы с тем, что…»

  • Не навязывайте своей точки зрения, а доказывайте её!

  • Способы доказательства:

  • - прямое – такое доказательство, при котором из представленных аргументов выводятся истинные суждения, а из этих суждений – доказывается тезис;

  • - косвенное – это такое доказательство, при котором мы, доказывая тезис, показываем нелогичность антитезиса (противоречащего тезису суждения). Виды косвенного доказательства – «от противного», метод исключения, приведение к абсурду.

Ссориться можно, но с умом!

Если Вы чувствуете, что Вас склоняют к выяснению отношений, не уходите от ситуации. Отложенная ссора это чаще всего дополнительный «ком» проблем, которые Вы будете разрешать наряду с нынешними.

Спокойно повернитесь лицом к тому, кто жаждет ссоры. Не перебивая, дайте высказаться оппоненту. Если вы в состоянии, нумеруйте в уме претензии к себе, выделив главную и второстепенные.

Имейте в виду, что иногда главное обвинение может быть не высказано. Ждите, пока начавший ссору «спустит пары». Возможно, только после снятия первой «дозы» напряжения Вам следует перейти к обсуждению действительной причины ссоры.

Молчание одной из сторон, участвующих в ссоре, является раздражающим фактором. Даже если Вы считаете совершенно абсурдными все обвинения, брошенные Вам в лицо, Вам все-таки следует дать понять, что считаетесь и с ними, делая короткие реплики, типа: «Я поняла», «Я слушаю», «Я готов понять». Даже неопределенное бормотание «угу», «ага», «да» - лучше, нежели молчание.

                Энергии разрушения, механизм которых заводится во время ссор, должны найти выход. В противном случае, они «взорвут» самого человека, их продуцировавшего. Вот почему скандальные люди долго не живут или же у них целая куча хронических болезней. Так с помощью гнева «сгорают» внутренние органы. Чаще всего печень и сердце. Но правильнее было бы сказать: «Где тонко, там и рвется».



Лучший способ прекратить ссору – безоговорочно принять все претензии. Даже если, кажется, что оппонент не прав, многие его замечания могут быть верны. Знайте также, что близкие только в сердитом состоянии способны сказать правду, которая может быть неприятна. Так что примите ее всерьез, не отмахиваясь. Когда же Вы ругаетесь с тем, кого считаете врагом, будьте еще внимательнее к претензиям. Вряд ли друг оценивает Вас так объективно, как недруг. Сюда вполне подходит библейская заповедь: «Возлюбите врагов своих». Уж точно только они способны сделать Вас совершенными!

Нарождающуюся неприязнь, способную перерасти в ссору, можно пресечь простым жестом, дотронувшись до человека «на взводе» рукой. Это жест доверия, понимания. Он снимает напряжение. Суть в том, что многие люди крайне ограничены в использовании чувств осязания. Касание переносит всю энергию ссоры на ту область чувств, которая заведомо нуждается в энергетическом допинге. Такая своеобразная подпитка не только нужна человеку, но именно в этот момент происходит трансформация разрушительных энергетических стрел в потоки созидательные.

У человека есть способность, которая может погасить любую ссору. Это чувство юмора. Однако было бы ошибкой направить остроумное замечание против оппонента. Постарайтесь найти смешное в собственной позиции и посмеяться над собой. Знайте: истинно сильный человек – тот, «кто может первым посмеяться над собой».

Воинское искусство считает нападение лучшей обороной. Но не стоит использовать этот воинский постулат во время ссоры. Зато, если Вы чувствуете, что ссора назрела и ее не избежать, лучше самому начать разговор по выяснению болезненных проблем. При этом следует сразу же начать с того, в чем Вас может обвинить спорящая сторона. Претензии оппонента, обрушенные на самого себя, сразу же обезоружат его, лишат почвы для ссоры. Но если она все-таки произойдет, будьте уверены, что Ваш маневр умерит ее интенсивность и силу.

Не стоит обсуждать ошибок прошлого, даже если Вас к этому склоняют. Что было, то прошло, и не стоит отдавать огромный энергетический запал прошлому, которое ни вернуть, ни исправить. А вот настоящее и будущее стоят того, чтобы позаботиться о них. И если ссора – единственная возможность повлиять на события, что ж, ссорьтесь! Только имейте в виду, что ссора – не тот импульс, который может стать началом важных начинаний.

Говорят: «Худой мир лучше доброй ссоры». Не верьте этому! Вечные недомолвки, недовольства ни к чему хорошему не приведут. Они также формируют болезни и, что хуже, безрадостное существование. Поэтому ссорьтесь! Но с умом! И только тогда, когда других путей урегулирования отношений просто нет.

 (Источники: Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М. 1999;         Школьная риторика. Под ред.Т.А.Ладыженской. М., 1998 и др.)




Человек пунктуальный все свои ошибки делает точно вовремя. Лоренс Питер
ещё >>