«Крестьянские ведомости» 27. 04. 12. Вто и Россия… «Агентство АгроФакт» 26. 04. 12. Михаил Делягин: вто станет катастрофой, которая - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. Путин: из-за кризиса выросли риски для России от вступления в вто 1 23.67kb.
Основополагающими принципами и правилами вто являются 1 49.18kb.
Форма 1 Участники первого (кафедрального, квалификационного) 1 43.26kb.
Право Всемирной торговой организации 1 49.83kb.
«Одной ногой в вто, другой в сомнениях». Россия и ес официально оформили... 1 21.05kb.
Всемирной торговой организации и. Л. Шулятьев 1 112.46kb.
Тезисы выступления Г. Калиева «О проблемах конкурентоспособност продукции... 1 196.61kb.
Социально-экономическое развитие России после вступления в вто 5 1238.31kb.
Присоединение России к вто: неизбежные потери и возможные приобретения... 1 215.88kb.
Эксперты подсчитывают, с кем Россия поссорится из-за вто 1 158.67kb.
От вто защиты нет 00: 05 1 31.67kb.
Историческая справка глазковского сельсовета 1 71.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Крестьянские ведомости» 27. 04. 12. Вто и Россия… «Агентство АгроФакт» 26. 04. 12. - страница №1/3


Содержание.
В ВТО мы вступим, а как получится с сельским хозяйством?

«Крестьянские ведомости» 27.04.12.

ВТО и Россия…

«Агентство АгроФакт» 26.04.12.

Михаил Делягин: ВТО станет катастрофой, которая разбудит Россию?

«Агентство АгроФакт» 24.04.12.

Платить за лишние гектары.

«Российская газета» 26.04.12.

Рождение лизина.

«Expert Online» 20.04.12.
В Белгородской области открыта первая в России промышленная биогазовая станция.

«Агентство АгроФакт» 27.04.12.
АЧС серьезно ударила по карманам волгоградских фермеров.

«Агентство АгроФакт» 26.04.12.
Перепроизводство мяса не приведет к снижению цен.

«www.newsland.ru» 25.04.12.
ООО «Мясоагропром» возрождает сельское хозяйство.

«Комсомольская правда» 24.04.12.
Сей хлеб, не спи, будешь жать – не станешь дремать.

«Республика Татарстан» 21.04.12.
Боинги для коровников: интервью с Бйерне Дрекслером.

«dairynews.ru» 02.04.12.

Айболиты в дефиците.

«Республика Татарстан» 27.04.12.
Виды на будущее. (г. Уфа)

«Российская газета» 24.04.12.
«Мираторг» поставит на поток организацию небольших ферм.

«Журнал IDK.Эксперт»26.04.12.
«На запахе хлеба заработает Россельхознадзор».

«Агентство АгроФакт» 23.04.12.
Робот урынына – Рәбига апаны...

«Ватаным Татарстан» 25.04.12.
Юрганга төреп куйыйк.

«Ватаным Татарстан» 24.04.12.

Җирне алдап булмый.

«Ватаным Татарстан» 27.04.12.

«Крестьянские ведомости» 27.04.12.

В ВТО мы вступим, а как получится с сельским хозяйством?

На прошедшей в конце зимы в Самаре конференции «Вступление в ВТО: кто компенсирует потери?» был распространен буклет «Последствия присоединения России к ВТО», подготовленный Бабкиным К.А., Кузнецовым А.В., Корчевым Е.А. и другими. В ней достаточно концентрированно отражено явно негативное отношение к ВТО. Также было заявлено, что в ходе переговоров таможенные ставки уже были снижены в 1,5 раза, т.е. с 15% до 10%. В 2005 году Правительство России обнулило пошлины на ввоз в страну многих видов высокотехнологичного оборудования и так далее.

Если мы за годы реформ практически потеряли собственный машиностроительный комплекс и никакие таможенные пошлины за 15 лет не позволили ему возродиться, то зачем продолжать навязывать отечественным землепашцам завышенные цены на импортную сельхозтехнику.

Если же вести речь только о сельскохозяйственной продукции и продовольствии, то таможенная защита наших аграриев в первые три года с момента присоединения к ВТО практически сохраняется. Последующее снижение пошлин на 2,8 - 5,0 процентных пункта (в большинстве своем – менее чем на 1/3 всей пошлины) специалисты не считают критичным для нашего сельского хозяйства. По ряду важных для нас позиций (мясные продукты, растительное масло, основные виды овощей, продукты переработки овощей, макаронные изделия) практически сохраняются действующие тарифы.

О позициях, вызывающих беспокойство, достаточно убедительно говорил Д.А.Трефилов, директор Департамента международного сотрудничества Минсельхоза России при общении с руководителями региональных аграрных ведомств 29 марта 2012 года. Он отметил, что остались позиции, вызывающие беспокойство: молочная продукция, свиньи на забой, сахар, крахмал и рис.

Самая тяжелая позиция – молочная продукция. На ввоз молока у нас 3 года сохраняется таможенная ставка в среднем 20% и снижается до 15% , которая, по примеру таможенной защиты Канады от молочной продукции из США, уравновешивает цены импорта с отечественной продукцией. При этом мы имеем право на введение дополнительных мер защиты, в случаях удешевления экспорта данных продуктов со стороны наших торговых партеров, которое бывало неоднократно.

Придется быть бдительными – в любой момент можем оказаться в неблагоприятной зоне торговли молочной продукцией. Надо научиться принимать экстренные меры защиты рынка и поддержки собственного производства. Хотя следует отметить, что за последние 3 года мы повышали пошлину на молочную продукцию 4 раза. Соответственно росли цены – за 6 месяцев вся система реализации, переработки и сбыта молочной продукции подстраивается под новый уровень цен. Что при этом доставалось аграриям – мы все хорошо осведомлены. Но и у аграриев есть резервы повышения эффективности – в России себестоимость молока колеблется около 12 руб. (0,31 евроцент) за 1 кг, в то время как в Канаде - 0,27; в ЕС – 0,22-0,25; в США – 0,25; в Индии – 0,2 евроцента. Надо повышать эффективность производства молока и далее всей цепи до реализации готовой молочной продукции, а не уповать на таможенную защиту и материальную государственную поддержку.

Таможенная защита собственного товаропроизводителя – очень даже важно! Однако, если Россия высокими таможенными пошлинами на легковые автомобили добилась-таки размещения на нашей территории производственных мощностей известных мировых марок и частично спасла несколько собственных производителей, то с сельхозтехникой результат оказался менее значимым.

Япония, например, защитила своих селян восьмикратной пошлиной на рис, но это было сделано боле 15 лет назад ради сохранения в обозримой перспективе традиционного уклада жизни трудолюбивого японского крестьянства. При этом следует учесть, что жители страны согласились с таким решением. В целом же известно, что приемлемым для населения страны является уровень цен потребления, превышающий примерно на 15% уровень мировых цен. Причем, если такой и более высокий уровень таможенной защиты превращается в постоянную защиту неэффективных товаропроизводителей, то общество долго терпеть такое не будет.

«Как бы не остановились наши сахарные заводы по примеру Украины» –предупреждают нас авторы буклета «Последствия присоединения России к ВТО». В нашем распоряжении 3 года на решение этого вопроса, хотя по сравнению с Украиной у нас защита предусмотрена, и модернизация этих заводов ведется интенсивно. Основные же проблемы видятся опять-таки в обеспечении конкурентоспособности всей цепи от выращивания свеклы до реализации белого сахара на внутреннем рынке.

Ввоз живых свиней на убой критичен для приграничных регионов России. Это «мясо на ногах» нам было интересно, когда перерабатывающие предприятия искали поставщиков живых свиней при колоссальном спаде нашего свиноводства. Результаты переговоров по этим позициям были закреплены в 2006 г., а ситуация у нас существенно изменилась – хорошо развивается свиноводство. Придется пере договариваться с Латвией, Литвой, Польшей и Эстонией, которые являются основными поставщиками этой живой продукции. Есть определенные подходы к этой проблеме. Но, с другой стороны, неужели наши производители свинины не станут конкурентоспособными по сравнению с аграриями указанных стран, некогда нашими соратниками по строительству социализма!

На конференции «Вступление в ВТО: кто компенсирует потери?» были также даны оценки потерь сельского хозяйства и переработки в целом в объеме до 3,5 млрд. руб. в 2020 году. При этом крайне негативно представлена потеря 1,6 млн. рабочих мест.

Звучит очень ярко! Только это не что иное, как взгляд изнутри, а не снаружи. Давайте сделаем для нашего АПК такие барьеры для импорта, чтобы никто не смог поставлять нам ту продукцию, которую мы сами производим недостаточно эффективно. А кого и как мы будем кормить относительно дорогой продукцией – даже не задумываемся. Перетекает российский народ из села в города, из городов с крупные научные и производственные центры, а из них – за границу. Уже сейчас страна становится поставщиком квалифицированных кадров для более развитых стран мира, и дороговизна бестолковой российской жизни стимулирует этот процесс. Будет расти армия пенсионеров, будут расти затраты на высокотехнологичное лечение, а демографический провал, обусловленный низкой рождаемостью 90-х годов ХХ столетия, будет еще усилен оттоком высококвалифицированных кадров из страны, в которой, ко всему прочему, дорогое питание. Ведь не из-за любви к нам ведущие университеты Европы вступают в альянсы с нашими университетами по подготовке высококвалифицированных, способных и, соответственно, мобильных кадров. Они очень заинтересованы в получении кадров для инновационного развития своих экономик.

Ничего другого нам не остаётся, как мобилизовать усилия на достижение конкурентоспособного производства в продовольственной сфере с минимально необходимым уровнем таможенной защиты. В нашем распоряжении значимый резерв прямой материальной поддержки ускоренного развития сельского хозяйства и переработки за счет федерального и регионального государственных бюджетов.

Очевидно, что придется решать сложнейшие вопросы переобучения сельских кадров, создания на селе в первую очередь кооперативных перерабатывающих производств, других смежных и альтернативных бизнесов. Решать вопросы социальной защиты селян, не находящих рабочих мест, вопросы обеспечения их самозанятости.

Оговоренные объемы прямой поддержки аграриев в размере 9 млрд. долларов США в год с последующим снижением до 4,4 млрд. долларов, влияющих на ценообразование и торговлю, относятся только к «янтарной» корзине, включающей поддержку производства конкретных продуктов (продуктовые меры) и меры поддержки, не имеющие отношения к конкретным продуктам (непродуктовые меры). Они рассчитываются с помощью, так называемого, Агрегированного показателя поддержки (АПП).

Продуктовые меры поддержки рассчитываются в отношении любого сельскохозяйственного продукта, цена на который регулируется, например, в рамках программ ценовой стабилизации или государственной интервенции и прочего (дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсации части затрат на приобретение материально-технических средств, льготное кредитование, ценовая поддержка национальных производителей сельхозпродукции).

Непродуктовые меры поддержки рассчитываются на основе агрегирования таких выплат, как субсидии на материально-технические ресурсы, кредиты и иные виды финансовой поддержки (льготы на транспортировку сельхозпродукции и др.).

Однако речь идет только о мерах, которые превышают некоторое пороговое значение. Каждая страна-член ВТО имеет право не брать обязательств по снижению объемов поддержки в рамках «желтой» корзины, если объем такой поддержки не превышает 5% от стоимости валовой продукции национального сельскохозяйственного производства, в случае, когда эти программы не привязаны к конкретному виду продукции (т.н. "non-productspecificdomesticsupport", а также оказывать поддержку в размере не более 5% от валовой стоимости по программам, привязанным к тому или иному виду сельхозпродукции ("product-specificdomesticsupport").

Наконец, в наших программах имеются меры, относимые к «зеленой» и к «голубой» корзинам.

К «зеленой» корзине относятся следующие меры, не оказывающие негативного воздействия на торговлю и производство, не имеющие целью поддержание цен производителей:

1) содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства и совершенствование инфраструктуры АПК;

2) профилактика болезней растений и животных, борьба с вредителями сельскохозяйственных растений, ветеринария;

3) научные исследования и образование;

4) распространение рыночной информации, консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей;

5) маркетинг и промоушен;

6) программы внутренней продовольственной помощи, содержание стратегических продовольственных запасов;

7) прямые выплаты производителям, поддержка доходов, отделенная от производства;

8) страхование доходов и программы страхования урожаев;

9) устранение последствий стихийных бедствий;

10) программы пенсионного обеспечения;

11) экологические и региональные программы поддержки сельского хозяйства и т.п.

По объемам реализуемых мер «зеленой» корзины страны должны только предоставлять сведения в штаб-квартиру ВТО.

Если внимательно присмотреться к указанным направлениям материальной поддержки, то можно увидеть возможности переноса ряда мер из «янтарной» корзины в «зеленую» корзину. Но при этом мы должны четко представлять, что и как понимается на английском языке под договоренностями ВТО в каждом конкретном случае. Такую группировку всех применяемых у нас и в мире мер материальной поддержки Департамент экономики и анализа Минсельхоза России должен был бы давно сделать совместно с переговорщиками, чтобы все сегодня понимали их.

К «синей» корзине относятся прямые выплаты в рамках программ сокращения сельскохозяйственного производства, привязанные к урожаям и фиксированным площадям посевов сельскохозяйственных культур и поголовью скота. Они не искажают мировую торговлю и, соответственно, не регламентируются вообще. Предоставление сведений не требуется.

В настоящее время все вместе взятые, включая регионы, объемы поддержки российского сельского хозяйства не дотягивают до оговоренного уровня. Кстати, в пересчете на внутренний валовой продукт сельского хозяйства для России предусмотрены возможности такой поддержки, существенно превышающие аналогичную поддержку во многих странах мира.

Например, мы производим сельхозпродукции примерно на 56 млрд. долларов США, а США – на 316 млрд. долларов. Поэтому для них ограничения по «янтарной» корзине фактически отсутствует: реально у них объем АПП составляет 15,4 млрд. долларов при давно действующей для них норме АПП в объеме 19,1 млрд. долларов. Более того, в общем объеме господдержки сельского хозяйства и сельских территорий они составляют всего 37%. Остальное в США расходуется в рамках других корзин, в том числе на науку, образование и, особенно, экстеншн сервис. При этом, если из федерального бюджета на науку они выделяют около 250 млн. долларов, на образование – 330 млн. долларов, а на экстеншн сервис – аж 480 млн. долларов! То у нас расклад иной: на науку – 230, на образование – 400, а на консультирование (экстеншн сервис) – только 28 млн. долларов США.

В США еще сами штаты практически на паритетных условиях вносят свой вклад в эти виды поддержки аграрного будущего страны. Это им несложно делать, так как все 45 аграрных университетов являются собственностью штатов, а не федеральной собственностью, как у нас. Причем штаты зачастую не просто финансируют университеты, а предоставляют им гранты на конкретные виды работ с участием представителей аграрного бизнеса, часто на конкурсных условиях. Магистры у них учатся тоже за счет грантов, предоставляемых государствами и частным бизнесом, с достаточно жесткими условиями по дальнейшему применению полученных знаний. А уж докторскую диссертацию желающий может написать, в основном, в случае, если его пригласит к работе по гранту на 3 - 4 года профессор университета, заполучивший этот грант.

Мы пока очень далеки от всего этого, но одно можно утверждать однозначно, что если мы не создадим и не поддержим, как американцы свою систему трансфера инноваций – сельскохозяйственное консультирование, то без инновационного развития не достигнем требуемых параметров конкурентоспособности своего аграрного бизнеса. У нас же в проекте Госпрограммы на 2013 - 2020 годы на это предусмотрено всего в эквиваленте от 17,3 до 29,6 млн. долларов США по годам с 2013 до 2020 год.

Таким образом, необходимо для начала четко разграничить по «корзинам» все виды материальной поддержки, предусмотренные в проекте Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Также поступить с направлениями региональной господдержки АПК.

Минсельхоз России уже готовит проект изменений в законодательство для определения видов поддержки, которые, хотя и являются продуктовыми и непродуктовыми мерами, но гарантировано относимыми к «зеленой» корзине. Например, в случаях поддержки сельскохозяйственного производства в заведомо неблагоприятных условиях ради сохранения контроля сельского населения над территориями. Есть же в Канаде программа поддержки фермеров прерий для трех провинций. Можно найти иные механизмы поддержки элитного семеноводства и племенной базы животноводства, некоторых других поддержек. Это позволит нам «увести» из опасной зоны «янтарной» корзины более 1 млрд. долларов США.

Также очень важно свернуть механизм субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам. Мало того, что мы, таким образом, фактически поддерживаем коммерческие банки. Крупные заемщики нередко используют такие кредиты не только на развитие сельскохозяйственной деятельности. Мелким же заемщикам коммерческие банки не очень-то рады. Компенсация 12-14% стоимости новой техники за счет бюджета равносильна объемам субсидирования кредита на эту технику на 7-8 лет. Компенсировать стоимость нововведений можно не «в лоб», а через механизмы поддержки инновационного развития, которые в некоторых странах умело включаются в расходы по «зеленой» корзине. По крайней мере, первичное освоение инноваций, которое стоит немалых средств. Более того, это четкая поддержка инновационного развития.



Мы должны перестать пугать друг друга условиями членства в ВТО, а искать решение проблем не на стороне, в первую очередь, в самих себе. Неужели столь значимый вызов сегодняшнего дня не послужит отправной точкой в проведении радикальных реформ в организации государственного воздействия на развитие аграрной экономики. Неужели нельзя понять, что действующие механизмы безнадежно устарели и есть опыт наших бывших соратников по строительству социализма (Латвия, Литва и, особенно, Польша), который позволил им «уйти в отрыв».

Неужели мы еще долго не сможем понять, что вряд ли найдется массовый более эффективный труженик на земле, чем фермер, кровно отвечающий своей землей, своим рабочим скотом и всем остальным за результаты своей деятельности, в которой могут рационально использоваться наемные работники только такой квалификации и численности, которые обеспечат максимально эффективное производство. Неужели производительность труда в К(Ф)Х и небольшие ООО, под которые замаскированы тысячи фермерских хозяйств, превышающая в 6-8 раз производительность труда в, так называемых, хозяйствах общественного сектора не является аргументом в пользу развития на селе этого среднего класса, в пользу обеспечения их консультационной поддержкой инекоммерческой кооперацией надлежащего уровня. (Кстати кооперация в деле переработки молока и другой сельхозпродукции, и реализации готового продовольствия, повышает выгоды фермеров минимум на 20% по сравнению с реализаций продукции частной переработке.) У нас есть шанс сделать лучше, чем было сделано во времена П.А.Столыпина, 150-летний юбилей которого мы отмечаем, но даже не задумываемся о том, что пока поступаем менее целесообразно, чем делал он!

Мир же ушел далеко вперед, а для нас пока является проблематичным обеспечение взаимосогласованной целевой адресной материальной, консультационной и обучающей поддержки аграрного бизнеса. Реализуется же она с помощью множества программ различной направленности и продолжительности, опирающихся на единую Стратегию, корректируемую каждые два-три года. Жизнь непрерывна и разнообразна. В цивилизованном мире уже давно поняли, что никогда не удается много лет следовать к целям, обозначенным пусть даже самым значимым документом. Вместо своевременных корректировок мы через 2-3 года начинаем накапливать искажения в отчетности – надо же как-то «выполнять» целевые индикаторы.

Поэтому, если мы и примем сегодня подготовленную Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, то уже завтра придется её значительно переделывать под более современные механизмы господдержки.

Вообще-то, неимоверно удивительно, что на финише 18-ти летнего марафона по вступлению в ВТО, разработан проект важного государственного документа, недостаточно увязанного с новыми условиями. И только 20 марта 2012 года В.В.Путин по результатам проведенного в г. Уфе 28 февраля 2012г. Всероссийского аграрного форума дал поручение Минсельхозу России, Минэкономразвития России и Минфину России «…Учесть в проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы нормы и правила Всемирной торговой организации» («Российская Земля» №7 (516) апрель 2012 г.).



В субъектах РФ уже сейчас следует задуматься о новых подходах в обеспечении развития их сельского хозяйства, конечно же, пока ориентируясь на финансовые возможности госпрограммы и соблюдая в необходимой мере предусматриваемые ею механизмы.

(Автор Вячеслав Козлов, д.э.н., профессор РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева).


«Агентство АгроФакт» 26.04.12.

ВТО и Россия…

17 -18 апреля 2012 г. в Москве в Международной промышленной академии состоялась научно-практическая конференция «Вступление России в ВТО: преимущества и риски агропродовольственного комплекса», привлекший внимание всего отраслевого сообщества России и многих стран.

Приветствия в адрес участников конференции направили: министр сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник, председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Г.А. Горбунов, поредседатель комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам Н.В. Панков, председатель Комитета ТПП РФ по развитию АПК, председатель Совета Ассоциации отраслевых союзов АПК В.А. Семенов и президент Международной промышленной академии В.А. Бутковский.

В конференции приняли участие 310 руководителей и специалистов федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти управления АПК, отраслевых союзов и ассоциаций, ученые, преподаватели и аспиранты НИИ Россельхозакадемии и вузов, предприятий и компаний, отраслевых СМИ. Всего в конференции участвовали представители 49 регионов Российской Федерации и 8-ми Посольств иностранных государств.

Конференция прошла в режиме двух пленарных заседаний (17.04) и Круглого стола «Россия в ВТО: прогноз для АПК» (18.04). На пленарных заседаниях и в открытой дискуссии приняли участие представители большинства отраслей АПК. С большим интересом участники конференции восприняли выступления: президента МПА В.А. Бутковского, заместителя Комитета Совета Федерации ФС РФ С.Ф. Лисовского, заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ Н.В. Школкиной, заместителя Министра сельского хозяйства РФ Алдошина О.Н., заместителя начальника отдела Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ В.В. Батанина, академика-секретаря отделения экономики Россельхозакадемии А.И. Алтухова, директора Аграрного центра, заведующего кафедрой агроэкономики МГУ имени М.В. Ломоносова, генерального директора Национального Союза свиноводов Ю.И. Ковалёва, президента Российского Зернового Союза А.Л. Злочевского, президента Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД» С.М. Носенко, директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» П.Н. Грудинина, генерального директора Национального фонда защиты потребителей А.Я. Калинина, директора Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Е.А. Корчевого, председателя правления Мясного Союза России М.Л. Мамиконяна, президента Национального Союза зернопроизводителей П.В. Скурихина, президента Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий С.В. Коломенского, исполнительного директора Масложирового Союза России Ю.Н. Морозова, генерального директора Института конъюктуры аграрного рынка (ИКАР) Д.Н. Рылько, исполнительного директора Ассоциации сахаропроизводителей государств-участников Таможенного союза, председателя правления Союза сахаропроизводителей России А.Б. Бодина, заместителя директора по научной работе ГНУ ВНИИ мясной промышленности Россельхозакадемии И.М. Чернуха, председателя Совета директоров Союза землеустроителей России А.Е. Гуськова.

Яркой, эмоциональной и несомненно полезной оказалась дискуссия, состоявшаяся 18 апреля на круглом столе, который в качестве модератора провел ректор МПА А.Б. Овечкин. В обсуждении приняли участие: заместитель начальника отдела Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ В.В. Батанин, директор Департамента международного сотрудничества Минсельхоза России Д.А. Трефилов, заместитель директора Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза России С.Н. Серёгин, директор Аграрного центра, заведующий кафедрой агроэкономики МГУ имени М.В. Ломоносова С.В. Киселёв, руководитель Аграрного центра ЕврАзЭс, академик Международной академии информации В.И. Тарасов, председатель правления Мясного Союза России М.Л. Мамиконян, вице-президент Российского Союза пекарей В.В. Молодых, первый проректор Международной промышленной академии О.А. Ильина, заместитель генерального директора по экономике и финансам «КапиталАгро» (г. Белгород) О.И. Гаврилюк, начальник управления экономического анализа АПК МСХ и продовольствия Ростовской области Н.П. Семенюк, начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности департамента АПК Костромской области Л.А. Горохова, генеральный директор ОАО «Урюпинский маслоэкстракционный завод» (Волгоградская обл.) А.С. Шкарупа.

По результатам конференции участники приняли рекомендации конференции, которые было решено направить в федеральные органы законодательной и исполнительной власти. а также широко опубликовать в СМИ и Интернете.

Участники конференции выразили надежду, что будут предприняты все необходимые меры по успешной и эффективной адаптации отраслей АПК к условиям членства России во Всемирной торговой Ассоциации.
«Агентство АгроФакт» 24.04.12.

Михаил Делягин: ВТО станет катастрофой,

которая разбудит Россию?

Присоединение России к ВТО, произошедшее внезапно, после десятилетия мучительной тягомотины, ввергло российский бизнес в состояние шока, - прежде всего, потому, что условия этого присоединения ясны ему далеко не в полной мере, а то, что известно, скорее пугает, говорится в статье известного российского экономиста, опубликованной на Форум.мск.

Глубокая тайна, окутывавшая переговоры на фоне истерических заявлений представителей правительства о «полной открытости», вызвали у российских производителей и официальных лиц ощущение того, что «без меня меня женили», - и, соответственно, серию дискуссий.

Обсуждение в международном комитете Совета Федерации поправки Джексона-Вэника в свете присоединения к ВТО увенчалось пониманием необходимости разобраться, на каких же именно условиях и для чего Россия вступает в эту организацию.

В Госдуме обсуждение с представителями экспертной общественности присоединения России к ВТО началось с констатации того, что Минэкономразвития опубликовало лишь неофициальный перевод этих условий, - а главный переговорщик от России Медведков прямо заявил: «другого перевода, скорее всего, не будет» вовсе.

Привыкайте, мол, работать с неофициальным переводом, который, строго говоря, может и не соответствовать подписанным российской делегацией условиям.



Председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Руденский, поддерживая присоединение к ВТО, прямо признал: сейчас, когда документы подписаны и, строго говоря, поезд ушел, мы только еще «вступаем в стадию предметного изучения пакета соглашений по ВТО».

Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло отметил «большую, если не глобальную неинформированность бизнеса о том, что происходит, и в чем суть этого соглашения. Лишь у 6% опрошенных существует разработанная система адаптации бизнеса к ВТО. Еще 11% собираются это сделать, 48%, возможно, будут разрабатывать какие-то меры, когда их коснется, и 34% заявили, что ничего разрабатывать не планируют.»

Сенатор, бывший заместитель Лужкова Юрий Росляк подтвердил: «несмотря на то, что мы 20 лет готовились к вступлению в ВТО…, мы... так толком ничего сделать и не успели для того, чтобы подготовиться к работе в этой системе.»

Успокаивая встревоженную общественность, профильный реформатор Медведков заявил: «После присоединения к ВТО… изменится на самом деле очень мало. Главные риски могут возникнуть от снижения импортных пошлин». В той степени, в которой это заявление сделано искренне, оно свидетельствует о полном непонимании российским правительством последствий его собственной деятельности. Ведь главное в ВТО отнюдь не пошлины, но изменение правил ведения торговых споров, которое может поставить российских производителей под чудовищный пресс внешнего давления и заставить их платить за то, что они, например, приобретают энергию по более низким ценам, - даже если они продают свою продукцию внутри страны!

Отрицая многочисленные исследования и заявления российских производителей, делая вид, что ничего не слышал о них за последние 11 лет своей плодотворной работы, Медведков заявил: «на тех условиях, на которых мы присоединяемся, рисков для отраслей не ожидается». При этом он пообещал, что Россия сможет «заставлять страны - члены ВТО, в том числе и Евросоюза, снижать объемы поддержки» своих производителей. Абсурдность этого заявления, опровергаемого, с учетом реального статуса современной России, всей международной практикой, вызывает в памяти геббельсовское «чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят».



Удар по экономике будет жестоким.

Заместитель Министра сельского хозяйства России Олег Алдошин указал, что 4,4 млрд.долл., до которых будет сокращена поддержка сельского хозяйства в ближайшие годы, примерно соответствует уровню катастрофического 2008 года, когда страна, не готовая к обострению глобального экономического кризиса, балансировала на грани краха.

Показательно, что лоббисты ВТО крайне вольно обращаются с фактами. Строго говоря, это понятно: другого способа доказать, что черное это белое, просто не существует в природе. Вице-президент организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА» Владислав Корочкин заявил: «В настоящее время мы наблюдаем настоящий инвестиционный бум в сельское хозяйство». Если забыть о запаздывании, с которым поступают статистические данные, это заявление вполне соответствует реальности. Беда лишь в том, что бизнес – и даже государственный - уже отреагировал на решение о присоединении России к ВТО на кабальных условиях. В частности, сообщено о прекращении после этого решения государственными Сбербанком и Россельхозбанком кредитования животноводства. Вот такой «инвестиционный бум», - но в пропаганде ВТО годятся все средства.

Профессионалов, высказывающих пусть даже осторожные, но сомнения, представители государства просто не слышат.

Генеральный директор Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности Олег Жилин указал на чрезмерное для России обострение конкуренции, связанное с присоединением к ВТО. По его мнению, даже создание Единого экономического пространства привело к жесткой конкуренции, которую Россия проигрывает.

«Так, Казахстан принял программу форсированного инновационного индустриального развития. Программа предусматривает очень конкретные меры, которые ориентированы на доступное финансирование, доступные кадры, доступную инфраструктуру, на конкурентную налоговую систему. НДС в Казахстане 12%, подоходный налог - 10, социальный налог - 11, налог на прибыль - 15. И сегодня губернаторы приграничных с Казахстаном территорий серьезно озабочены тем, что идет миграция сложившихся производств в Казахстан.»

Тем более ужесточится конкуренция для нашей страны после присоединения России к ВТО, - а «энергетика и ЖКХ с уровнем износа основных фондов до 80% не смогут обеспечить конкурентных условий функционирования и создания новых предприятий.»

Олег Жилин сослался на исследования, по которым лишь 10% предприятий, причем в основном в сырьевой сфере, позитивно воспринимают последствия вступления в ВТО.

Евгений Корчевой, директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», отметил: современное сельхозмашиностроение России - это 80 крупных, средних и мелких компаний, которые производят продукции на 60 млрд.руб.. 30% идет на экспорт.

С 2001 года производительность труда выросла в 12 раз, за 5 последних лет испытано 700 совершенно новых видов машин, которые в сравнительных испытаниях часто превосходят лучшие западные образцы.

После краха 90-х годов с учетом мировых тенденций (даже в Африке растет сельхозпроизводство) сельское хозяйство России должно было нарастить выпуск продукции вдвое. Этого не произошло. Российский зерновой потенциал позволяет увеличить производство зерна втрое, до 300 млн.т., - просто за счет использования заброшенной пашни и современной техники. И это зерно будет востребовано, так как более 1 миллиарда населения Земли голодают.

Эти возможности не реализуются из-за политики государства. Присоединение к ВТО на 30% снижается средневзвешенный тариф, а господдержка экспорта и вовсе запрещается. А ведь основная часть прироста производства зерна должна пойти именно на экспорт!

При этом господдержка экспорта сельхозпродукции в США превышает 900 млн.долл. в год, в Канаде – 600 млн., Австралии - 115 млн.долл.

Российское правительство согласовало уровень поддержки сельского хозяйства – 4,4 млрд.долл. – на уровне ниже Швейцарии (5,8 млрд.), пахотные угодья которой втрое меньше наших.

Снижение импортных пошлин и рост импорта приведет благодаря присоединению к ВТО к спаду сельхозпроизводства на 260 млрд.руб.. Соответственно, сократятся рабочие места и поступления в бюджет. Только за первый год за счет снижения пошлин бюджет потеряет 430 млрд.руб. – интересно, как и чем правительство собирается компенсировать эти потери?

Даже небольшое снижение пошлин иногда смертельно опасно для отрасли. Например, по молочным продуктам она снижена лишь на 5-10 процентных пунктов, - но рентабельность отрасли как раз и составляет 5%!

Для спасения российского сельхозмашиностроения В.В.Путин дал поручение подготовить комплекс мер по бывшей в употреблении технике, которая хлынет в нашу страну после ратификации соглашения и уничтожит российские производства. Но этот вопрос так и не решен.

В связи с присоединением к ВТО отменяется субсидирование процентных ставок по кредитам Минпрома, и дополнительной финансовой поддержки не будет. Было дано поручение оформить субсидии оформить через производителей. До 1 марта Минсельхоз должен был внести в правительство комплекс документов, но он не внесен до сих пор.

«Что касается разговоров о возможности защищать интересы российских производителей в рамках ВТО - это все сказки, мы это все проходили на себе. Ни спецзащиту, ни компенсационное расследование мы сейчас возбудить не сможем, как и другие отрасли, потому что развитым странам нужно наращивать экспорт.



Но и без учета этого нам трудно будет производить продукцию, так как пошлины на изделия из металла составляют 12-15%, а на готовую сельхозтехнику 0,5%. Спрашивается, из чего и как производить нам свою продукцию?»

Евгений Корчевой обратился с просьбой к правительству представить расчеты по последствиям присоединения к ВТО для отраслей, регионов и бюджета. Он сослался на США, которые на официальных сайтах детально расписывают огромную выгоду, которую получат их компании от присоединения России к ВТО.

Стоит ли говорить, что эту просьбу не услышал никто, кроме стенографистки?

Заместитель Министра сельского хозяйства СССР, академик Виктор Шевелуха отметил, что «условия вхождения в ВТО… не соответствуют ситуации, которая сложилась реально, и тому разрушению…, которое произошло в результате реформирования.»

Он назвал недопустимым сокращение господдержки села и подчеркнул, что присоединение к ВТО на кабальных условиях не позволят выполнить требования президента по обеспечению продовольственной безопасности России.

Вероятно, это последний человек в нашей стране, который еще помнит о подобных заявлениях официальных лиц.



В СССР «жилья никто не строил», а для России главное – экспорт сырья!

Зампред Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Язев обратился к собравшимся с парадоксальным заявлением: «в советские времена страна не занималась ничем, кроме как строительством Вооруженных Сил и обороной страны. Ходила с голой задницей, есть нечего было, ни жилья никто не строил.»

Потрясенные участники слушаний до сих пор вспоминают, как Язев договорился до того, что сказал, что продовольствие это не самое главное, а главное – это нефть и газ! «Я думаю, все же хотел как президент Российского газового общества и атомщик сказать, что и энергетику не надо забывать. Россия, кроме того, что может мир прокормить действительно, она может его еще и обогреть. Об этом не надо забывать».

Достойно завершил обсуждение Медведков, с плохо скрываемой гордостью признавшийся, что условия членства России в ВТО «не являются действительно чрезмерно протекционистскими».

Формулировки принятой резолюции пугали своей откровенностью: «Одной из ощутимых угроз является снижение защитных барьеров, ограничивающих доступ иностранной продукции на внутрироссийский товарный рынок, что может вызвать снижение спроса на продукцию отечественной промышленности и, как следствие, сокращение производства. Однако этот процесс будет относительно непродолжительным».

В переводе на русский язык: в результате присоединения России к ВТО многие российские предприятия погибнут, - но бояться нечего: эвтаназия будет до безболезненности быстрой.

Неужели депутаты всерьез предполагают, что великая до начала их «реформ» страна умрет во сне?

Уровень официальных дискуссий убедительно свидетельствует: решение о присоединении России к ВТО на кабальных условиях принято и обжалованию не подлежит. Ратификация парламентом - всего лишь часть ритуала, одна из бессмысленных церемоний «сувенирной демократии».



Протест расширится на «промзону»

Реакцию бизнеса на слишком наглядную демонстрацию того, что «решение по стране принято», мы уже видим: полгода бегство частного капитала из России остается исключительно высоким: 35 млрд.долл. в IV квартале прошлого года и 35,1 млрд. – в I квартале этого (причем 15% ушло на покупку недвижимости за рубежом: бегут не просто деньги – бегут и люди). Больший отток капитала был только в катастрофическом IV квартале 2008 года.

Однако наивно думать, что реагировать на безумства либеральных компрадоров будут только бизнесмены.

В декабре-феврале против бесчестной власти негодовали только крупные города, в основном Москва. Присоединение к ВТО на кабальных условиях, разрушая российские производства, будет способствовать переносу протеста в промышленные регионы России, без контроля за которыми управление нашей страной невозможно в принципе.

Таким образом, присоединение к ВТО станет важным фактором срыва России в пучину системного кризиса.

Понимание этого нервирует власть. Ее атмосфера порождает даже в солидных людях животный страх перед честным обсуждением проблем ВТО. Так, вице-президент одной из крупнейших бизнес-ассоциаций России, проведшей обсуждение этой темы, послушав первых докладчиков, слезно просил присутствовавших журналистов не указывать, что это обсуждение происходило в стенах именно его организации!

А уровень дискуссии упал до того, что печально известный вице-президент ТПП Георгий Петров на слушаниях в Совете Федерации официально заявил, что, раз описывающее последствия присоединения к ВТО исследование выполнено за деньги, оно наверняка является лоббизмом и потому не должно вызывать доверие.
«Российская газета» 26.04.12.

Платить за лишние гектары.


следующая страница >>



Счастье не имеет сравнительной степени. Жорис де Брюйн
ещё >>