Красноуфимская икона - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Донская икона Божией Матери 1 22.85kb.
Икона Божией Матери «Утоли моя печали» Архимандрит Васильева А. 1 55.13kb.
Икона Богоматери Живоносный Источник 1 42.72kb.
Реферат По теме: Икона 1 214.71kb.
Церковь Святого Великом 1 10.48kb.
Красноуфимская общественная экологическая организация 1 374.76kb.
Виленская остробрамская икона божией матери 1 50.68kb.
Икона «умягчение злых сердец» 1 27.97kb.
Икона «умягчение злых сердец» 3 403.7kb.
Феодоровская (Федоровская) икона Божией Матери 1 44.71kb.
Казанская икона Божией Матери в судьбах России. Час духовности 1 72.09kb.
Департамент научно-технологической политики и образования 1 47.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Красноуфимская икона - страница №1/1

Красноуфимская икона
Изучая феномен Невьянской иконы заметил, что некоторые памятники иногда поступают из Красноуфимска. Выполнены старообрядцами в невьянской стилистике, но другие. Всегда очень толстая доска и всегда отсутствие ковчега. Хотя зачастую не уступающие Невьянским по классу. В научной литературе никаких подтверждений. Разве что в альбоме "Невьянская икона" в статье исследователя Дюлонга одна фраза: "...Также в Осинском (Осокинском?) заводе Красноуфимского уезда существовала мастерская, весьма оригинальная". И все.
Стали смотреть по Красноуфимску (этот город создавался как крепость для охраны Кунгура от башкирских набегов). Чтобы было о чем говорить, я стал брать все иконы, поступающие из этих краев, и не торопясь систематизировать. Оказалось, что многие происходили из Нижнеиргинска (20 км от Красноуфимска), где долгое время существовал завод.
Населяли Нижнеиргинск в основном выходцы из Балахны, Нижегородской Губернии (контактировали и перемещались по соседним заводам: Верхнеиргинский, Суксун, Сарана и др.). Все они были старообрядцы и идеологически сориентированы на Невьянск. Но административно и географически на Кунгур и Пермь. Видимо поэтому местная икона была наделена рядом признаков, которые выделяли ее из основного направления. Кроме того завод был беднее Невьянского, и это тоже сказалось на стилистике. Хотя местные этот недостаток средств с достоинством компенсировали сохранением традиций и строгостью письма. Есть некоторые основания считать, что родоначальниками местных писем были выходцы из Сарапула иконописцы Колчины, которые некоторое время работали в Невьянске (XVIII век.) Их потомки живут в Нижнеиргинске до сегодняшнего дня.
А когда уже нам стало понятно, что мы имеем дело с ярким, сформировавшимся иконописным направлением, хотя и имеющим небольшой (четко очерченный) ареал, я на всякий случай в первом вестнике музея застолбил термин: Красноуфимская икона (хотя можно было не торопиться, все равно кроме нас этим никто не занимался).
Интересный момент. Настоящая Невьянская икона и в Нижнеиргинске, и в Красноуфимке бытовала, но у нас нет ни одного случая происхождения Красноуфимской иконы из Невьянска.

Когда уже в теории нам многое было видно и понятно, мы с Максом сделали несколько выездов в тот район, побывали где только можно, поговорили и познакомились с людьми и нашли некоторые подтверждения нашим наблюдениям. К сожалению, только теоретические.


У меня была надежда на Красноуфимский музей, в который стекались древности со всего района. Я думал, что у них хранятся иконы, которые они считают своими, местными. Мне надо было увидеть своими глазами. К сожалению, в Красноуфимском музее нет ни одной местной иконы. И вообще ни одной. Зато есть макет электровоза (на самом деле музей славный и люди хорошие работают в нем. Они и подсказали мне, с кем разговаривать в Нижнеиргинске. Я обещал в ближайшее время сделать им цветной каталог по экспозиции).
Кроме того мы объехали все церкви в округе и не увидели там ни одной Красноуфимской иконы. Однако в Сылве и Шамарах подобные иконы мы видели.
Одновременно с короткими экспедициями собирали материал, контактировали с университетом, историками, в частности с Байдиным, от которого получили ряд стратегически важных подсказок. И все равно ответов никаких не было, а вопросов становилось все больше.
Совершенно неожиданно познакомился в Красноуфимске с хорошим мужиком, Жужиным, автором нескольких книг по истории края. И вот, прочитав одну из них под названием "Кержаки", я наконец-то увидел искомое. Николай Сергеевич описал, как общался с одним авторитетным нижнеиргинским старообрядцем, который подтвердил, что существовало местное иконописание и даже обозначил косвенный атрибутационный признак (у старообрядцев всегда очень четкая градация: это икона наша, эта икона не наша). Однако старообрядец этот умер несколько лет назад в возрасте 94 лет. И оказалось, что поговорить-то нам больше не с кем (и вообще так себе занятие - беседовать со старообрядцами, кто ездил по экспедициям, знает). И посмотреть нам тоже нечего. Не осталось ничего. Облом.

Ситуация следующая. Мы имеем более 50 икон от конца XVIII до начала XX века географически (и стилистически) относящихся к Красноуфимску. Знаем места компактного проживания старообрядцев. Приблизительно понимаем, кто мог в это время там работать. И если бы среди икон была бы хоть одна подписная, мы бы получили документальное подтверждение, цепь бы замкнулась. Все бы стало ясно. Но нет ни одной подписной иконы.



Понимая, что стоим на пороге интересного открытия, продолжаем собирать информацию. За это время перекупщики стали Красноуфимскую икону идентифицировать и ценить значительно выше. Деться некуда, продолжаем брать. И уже понимаем с Максом, что уже все готово. Надо фиксировать, показывать явление, делать альбом, но чего-то не хватает... А тянуть уже невмоготу.
И вот в понедельник звонит мне из Красноуфимска Жужин (а он по основной своей работе занимается трудными подростками):
- Приезжай, познакомлю с людьми, есть информация.
И вот я загрузил с десяток самых разных икон, среди которых несколько откровенно Красноуфимских, и поехал. Встретился. Николай Сергеевич познакомил меня с местными. Я разложил на лавочке все привезенные иконы. И устроил опознание как в милиции. Они не думали и нескольких секунд. И сразу четко показали на Красноуфимские и сказали:
- Это наши.
Кроме того дали еще много полезной информации и подсказок. И еще подарили одну очень характерную местную икону. И еще одну продали недорого. И я понял, что нам этого достаточно. Все остальное будем добирать в рабочем порядке. С дороги позвонил Максу, он со мной согласился.
@ 2008-02-07 19:05:00

Опубликовано : Roizman.livejournal.com




Афоризм оставляет больше места для человека. Станислав Ежи Лец
ещё >>