Красинский Владислав Вячеславович кандидат юридических наук, эксперт - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Красинский Владислав Вячеславович кандидат юридических наук, эксперт 1 232.75kb.
Красинский Владислав Вячеславович, кандидат юридических наук Источник... 1 200.02kb.
Красинский Владислав Вячеславович 1 87.63kb.
Теория государства и права Часть I теория 15 4013.11kb.
Каландаришвили Зураб Нодарович 1 34.6kb.
Оводов Антон Алексеевич кандидат юридических наук 1 21.82kb.
Ббк 67 а 46 Редакционный совет 12 1652.1kb.
General ciГосударство, право и религия в трудах П. А. Флоренского... 1 96.86kb.
К вопросу о роли и месте администрации президента 1 153.57kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду 22 3582.63kb.
Юридический архив 1 108.55kb.
Программа дисциплины "Конституционное право и политические институты" 5 476.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Красинский Владислав Вячеславович кандидат юридических наук, эксперт - страница №1/1

Красинский Владислав Вячеславович

кандидат юридических наук, эксперт

Российского общественного института

избирательного права (РОИИП)

109012, г. Москва, Б. Черкасский пер. д. 4 стр. 2

Источник опубликования: Красинский В.В. Конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе // Право и образование. 2010. № 6. С. 81-88.

Конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе



Аннотация: В статье анализируется конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе. Автор изучает особенности, структуру и функции конституционно-правового механизма защиты конституционного строя в избирательном процессе и показывает факторы, влияющие на его развитие и функционирование.

Ключевые слова: избирательный процесс, защита конституционного строя, правовое регулирование выборов в интересах защиты конституционного строя, правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе.

The article examines a legal mechanism of protection constitutional order in electoral process. The author studies features, structure and functions of the legal mechanism of protection constitutional order in electoral process and describes the factors influencing its development and functioning.



Key words: electoral process, protection of constitutional order, legal regulation of the elections for the protection of constitutional order, legal mechanism of protection constitutional order in electoral process.

Проблема защиты конституционного строя России вызвана уязвимостью российской политической системы от внутренних и внешних антиконституционных посягательств. Внутренняя уязвимость конституционного строя связана с низким жизненным уровнем и девальвацией духовных ценностей населения, несправедливым распределением общественных благ, непопулярными реформистскими мерами правящих сил, массовым правовым нигилизмом граждан. Внешняя уязвимость конституционного строя России приобрела особое значение в связи с успешным использованием США и их военно-политическими союзниками технологии формирования в стратегических регионах мира зависимых политических режимов с контролируемой системой органов власти. Результатом «управляемых» извне избирательных кампаний и «цветных» революций стали затяжные политические кризисы, утрата политической независимости и деградация демократических институтов. В связи с этим изучение правового механизма защиты конституционного строя и его составной части – конституционно-правового механизма защиты конституционного строя России в избирательном процессе – представляется актуальным.


Конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя России представляет собой целостную, взаимосвязанную, юридически оформленную совокупность объектов защиты, субъектов и форм взаимодействия между ними, функционально обеспечивающую верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории государства, территориальную целостность и суверенитет, политический и идеологический плюрализм, развитие конституционного контроля за государственными и муниципальными органами.

Объекты защиты конституционного строя России характеризуются разнообразием. К ним можно отнести:

политико-правовые основы организации государства (демократизм, государственный суверенитет, конституционная форма правления и государственного устройства, верховенство права);

идеологические основы общества (политический и идеологический плюрализм, светский характер государства);

социальные основы общества (общественно-политическая стабильность, гражданский мир, защищенность и безопасность граждан, конституционные права и свободы);

институты политической системы и конституционный порядок их организации и деятельности (органы государственной власти и органы местного самоуправления, конституционный порядок организации и деятельности политических партий, общественных объединений, средств массовой информации).

Субъекты защиты конституционного строя России – федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по защите конституционного строя России.

Характер угроз основам конституционного строя, компетенция субъектов защиты конституционного строя, наличие соответствующих сил и средств определяют направления деятельности уполномоченных субъектов защиты конституционного строя и формы взаимодействия между ними.

Конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе является частью конституционного механизма защиты конституционного строя, при помощи которой осуществляется эффективное воздействие на общественные отношения, возникающие в связи с формированием органов публичной власти путем выборов, обеспечивается реализация конституционных прав участников избирательного процесса, защита демократических принципов и норм избирательного права, легитимация избирательного процесса.

Конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе имеет ряд особенностей:

- единая направленность его элементов на достижение основной цели – защиты конституционного строя;

- четкая внутренняя организация механизма (единая цель конституционно-правового механизма согласует и интегрирует все элементы механизма);

- адекватность применяемых правовых средств для достижения социально значимой цели воздействия на общественные отношения (защита конституционного строя возможна лишь с помощью допустимых и достаточных правовых средств);

- взаимосвязь с политикой (в функционировании конституционно-правового механизма защиты конституционного строя в избирательном процессе выражается политика правящих социальных групп, заинтересованных в сохранении и укреплении своей власти в обществе);

- способность механизма к развитию (обусловлена динамикой общественных отношений, возникающих в условиях выборов).

Конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе включает в себя несколько подсистем: нормативную (нормативно-правовая основа защиты конституционного строя в избирательном процессе); институциональную (субъекты защиты конституционного строя в избирательном процессе); функционально-коммуникативную (отношения между субъектами).

Нормативная подсистема конституционно-правового механизма защиты конституционного строя в избирательном процессе представляет собой взаимосвязанную совокупность конституционных положений, федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законодательных и подзаконных актов субъектов Российской Федерации, с помощью которой осуществляется правовое регулирование защиты конституционного строя в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации. Особенности правовых актов нормативно-правовой основы защиты конституционного строя в избирательном процессе определяются спецификой регулируемых общественных отношений.

Институциональную подсистему образуют уполномоченные государственные органы и учреждения, осуществляющие в рамках предмета своего ведения защиту конституционного строя.

Функционально-коммуникативную подсистему конституционно-правового механизма защиты конституционного строя в избирательном процессе составляют отношения, которые выражают характер связей между субъектами защиты конституционного строя и сущность политического режима.

Для полного представления о конституционно-правовом механизме защиты конституционного строя в избирательном процессе следует рассмотреть его функции.



  1. Функция целеполагания обеспечивает определение целей и задач защиты конституционного строя в избирательном процессе, является основой для выработки государственных программ защиты конституционного строя в условиях выборов.

  2. Регулятивная функция выражается в устойчивом, динамичном и эффективном упорядочении общественных отношений в соответствии с потребностями социально-политического развития и стратегическими установками правящих социальных групп. Она обеспечивает правомерное поведение участников политического и избирательного процессов.

  3. Оценочная функция проявляется в оценке поведения участников политического и избирательного процессов с точки зрения его правомерности или противоправности.

  4. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных общественно-политических явлений, восстановлении нарушенных конституционных прав участников политического и избирательного процессов.

Путем реализации указанных функций конституционно-правового механизма защиты конституционного строя в избирательном процессе обеспечивается демократическое развитие политической и избирательной систем, безопасное осуществление избирательного процесса. Неспособность осуществления конституционно-правовым механизмом защиты конституционного строя в избирательном процессе своих функций влечет за собой дестабилизацию конституционного строя и политические кризисы.

На конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе влияет ряд факторов: форма государства, научно-технический прогресс, процессы экономической интеграции и глобализации, социально-классовая структура, демографические особенности и национальный состав общества, идеология, культура, религиозные особенности, политические традиции, международная обстановка.

Всю совокупность факторов, влияющих на развитие и функционирование политической системы, можно классифицировать на несколько групп.

В зависимости от сферы политической направленности различают внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы определяют развитие и функционирование конституционно-правового механизма защиты конституционного строя внутри страны. Внешние факторы связаны с влиянием на правовой механизм защиты конституционного строя извне.

По сферам общественной жизни факторы, влияющие на развитие и функционирование конституционно-правового механизма защиты конституционного строя в избирательном процессе, могут быть разделены на экономические, социальные, политические и духовные.

Важнейшим фактором, оказывающим воздействие на конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе, является форма государства.

Форма правления обусловливает политическую структуру общества. Например, в условиях абсолютной монархии нет выборных органов власти, в связи с чем отсутствует потребность в правовой защите конституционного строя в избирательном процессе. Форма государственного устройства отражает территориально-политическую организацию общества. В федеративных государствах, имеющих двойную систему законодательства и органов власти, нередко возникает проблема территориальной целостности, единства правового пространства, ликвидации пробелов и коллизий между федеральным и региональным законодательством.

В демократических политических режимах защита конституционного строя рассматривается в контексте основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства, территориальной целостности и суверенитета, поощрения политического и идеологического плюрализма, развития конституционного контроля за государственными и муниципальными органами, а также охраны демократической государственной власти. Выборы выявляют волю избирателей, стимулируют участие граждан и партий в политической жизни, формируют социальную опору власти.

В антидемократических политических режимах правящая социальная группа (класс) пытается отстранить народ от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью, ограничивает общедемократические права и свободы граждан, ликвидирует идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, устраняет оппозицию, отменяет конституционную форму правления и государственного устройства. Для любого антидемократического режима характерно огосударствление и сужение объема правосубъектности общественно-политических организаций. В таких государствах защита конституционного строя сводится лишь к сохранению с помощью аппарата управления и принуждения экономического, политического и идеологического господства правящей социальной группы (класса). При отсутствии политической конкуренции выборам придается формальное значение контролируемых каналов прихода к власти.

Развитие и функционирование конституционно-правового механизма защиты конституционного строя в избирательном процессе невозможно без использования достижений научно-технического прогресса. Компьютеризация, широкое распространение копировально-множительных средств, внедрение новых средств связи и информационных систем облегчают ведение предвыборной агитации, стимулируют политическую деятельность правящих групп и оппозиции. Примером использования достижений научно-технического прогресса в избирательном процессе могут служить голосование на выборах по Интернету, электронные опросы избирателей, оснащение избирательных участков web-камерами. Вместе с тем, внедрение информационных технологий в избирательный процесс связано с появлением таких угроз информационной безопасности, как: несанкционированный доступ к информационным ресурсам из других локальных вычислительных сетей (ЛВС); нерегламентированные действия системных администраторов комплексов средств автоматизации избирательных комиссий, влекущие за собой утечку информации в сторонние ЛВС; несанкционированный доступ к активному сетевому оборудованию ЛВС и/или подсистем связи и передачи данных (ПСПД); нарушение функционирования: сетевого оборудования и ПСПД в результате агрессивного потребления; ресурсов оборудования или пропускной способности каналов [1, с. 2-9].

Процессы экономической интеграции и глобализации ведут к дальнейшему укреплению финансово-промышленных объединений, сближению экономических интересов хозяйствующих субъектов и государства. Борьба за новые рынки сбыта и необходимость отстаивания собственных экономических интересов вызывают рост политической активности финансово-промышленных объединений и связанных с ними социально-политических сил на выборах.

Определенное влияние на конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе оказывают социально-классовая структура, демографические особенности и национальный состав общества.

Основополагающее значение в политической системе имеет социально-классовая структура. Каждая социальная группа занимает в политической системе отведенное ей место. Главную роль в любом обществе играют социально-политические силы, обладающие государственной властью. Представители правящих слоев стремятся закрепить свое привилегированное положение в обществе путем выгодного им распределения собственности, законотворчества и защиты отвечающего их интересам политического режима. Наличие близких к правящим классам и ущемленных в экономическим и политическом отношении социальных групп в структуре общества обусловливает появление сторонников и противников того или иного политического режима.

Важную роль в политическом развитии общества играют демографические особенности. Численность, структура и размещение трудоспособного населения во многом определяют социально-экономическую и политическую ситуацию в той или иной стране, формируют стратегию и тактику действий политических сил на выборах.



Заметное воздействие на конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе оказывает национальный состав общества. В большинстве государств национальным меньшинствам предоставлено право самостоятельно решать вопросы своей общественно-политической жизни (развивать свою национальную культуру, образование, определять структуру собственных органов государственной власти и местного самоуправления). В ряде случаев национальные отношения могут приводить к политическим конфликтам (борьба франко-канадцев провинции Квебек за независимость, ирландский вопрос в Великобритании, массовые беспорядки 2006 г. во Франции и т.д.).

Непосредственное влияние на избирательный процесс и конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе оказывают политические традиции. Они могут носить как прогрессивный (традиции многопартийности и деятельности оппозиции в развитых странах Запада), так и реакционный характер (например, кастовые пережитки в Индии и Шри Ланке, ограничивающие доступ к государственной службе и занятие ряда должностей выходцам из низших каст).

Глубоко влияют на политическую жизнедеятельность общества и духовные факторы. Среди них определяющую роль играют идеология, культура и религиозные особенности того или иного общества.

Идеология определяет политическое сознание и поведение членов общества. Идеология позволяет людям оценивать существующие социальные проблемы и выдвигать политические программы по их решению. Распространяясь в обществе, идеология стимулирует рост сознательности и активности различных слоев населения, усиливает роль политических партий, общественных организаций и средств массовой информации.

Культура как фактор политической жизни определяет цели политических институтов, методы и средства их функционирования, формы этих институтов.

Заметное влияние на политические процессы и правовой механизм защиты конституционного строя могут оказывать религиозные особенности. Влиянием ислама объясняется слабое участие женщин в политической жизни и выборах. В Исламской Республике Иран кандидатуры на выборные должности утверждаются Советом стражей конституции, половина должностей которого замещается представителями высшего духовенства Ирана. Совет стражей осуществляет проверку кандидатов на выборные должности (Президента и депутатов Меджлиса) на религиозную благочестивость, проверяет соответствие законопроектов нормам шариата и рассматривает жалобы об итогах голосования и результатах выборов [2, с. 139].

На конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе может влиять международная обстановка. Так, с помощью финансируемых извне ненасильственных технологий оппозиционной борьбы («революция роз» в Грузии в 2003 г., «оранжевая революция» в Украине в 2004-2005 гг., «зеленая революция» в Иране 2009 г.) [3, с. 15-21] и формирования международного общественного мнения о результатах выборов США удалось ликвидировать «политические режимы» С.Милошевича, Э. Шеварнадзе и сформировать зависимые от них политические системы в Афганистане, Ираке, Грузии и Украине [4, с. 9-18].

Конституционно-правовой механизм защиты конституционного строя в избирательном процессе имеет исключительное значение для политической системы любого демократического общества. Он позволяет регулярно формировать свободно избранные органы народного представительства, исключает монополию на власть и огосударствление общественно-политических организаций, обеспечивает соблюдение конституционных прав участников избирательного процесса, является гарантом законности избирательных процедур. Совершенствование данного механизма укрепляет суверенитет государства, повышает общественно-политическую стабильность и доверие населения к власти, стимулирует политическую активность участников выборов.


Красинский Владислав Вячеславович

кандидат юридических наук, эксперт

Российского общественного института

избирательного права (РОИИП)

Примечания и ссылки на источники:

1. См. Вешняков А.А. Общая характеристика гарантий обеспечения избирательных прав граждан с использованием ГАС «Выборы» // Конституционное и муниципальное право. М.: Юрист, 2006. № 8.

2. См. Красинский В.В. Проблемы легитимации власти после президентских выборов в Иране // Современное право. 2010. № 1.



3. См. Красинский В.В. Выборы как механизм захвата политической власти и реализации иностранной внешней политики // Военно-юридический журнал. М.: ИГ Юрист, 2006. № 3.

4. См. Кузьмин В. Роль США в осуществлении «цветных революций» в зарубежных странах // Зарубежное военное обозрение. 2008. № 9 (738).




Я бы не сказал, что женщины не имеют характера, — просто у них каждый день другой характер. Генрих Гейне
ещё >>