«Коррупция сложное социально-политическое явление» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Разработка урока обществознания в 11 классе по теме «Коррупция как... 1 281.18kb.
Понятие коррупции Виды коррупции 1 159.61kb.
Внеклассное мероприятие «Коррупция как социально-опасное явление» 4 823.36kb.
Информация о проекте «правовое поле» цикл телепередач (Иркутск) 1 33.23kb.
Сценарий проведения деловой игры «Мы против коррупции» 1 47.34kb.
"Коррупция в мире и в России" 1 82.88kb.
Реферат Политическое и социально-экономическое развитие Германских... 1 214.68kb.
Программа «Физическая культура и спорт» 34 7146.13kb.
Политическое и социально-экономическое развитие России в начале ХХ... 1 111.52kb.
Правовая характеристика некоторых изменений законодательства о противодействии... 1 117.68kb.
1 коррупция в российском образовании 1 233.63kb.
Очень рекомендую прочитать!!!! А 1 375.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Коррупция сложное социально-политическое явление» - страница №1/3

Тема урока: «Коррупция – сложное социально-политическое явление»

10 класс

Цели:

1. Образовательные: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее причинами;

2. Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, развивать умение рассуждать и критически мыслить, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательные: воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности; профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация.

План урока.


  1. Понятие «коррупция».

  2. «Коррупция» в различных источниках.

  3. Виды коррупции.

  4. Причины коррупции.

  5. Последствия коррупции.

На классной доске записана тема урока:

«Коррупция – сложное социально-политическое явление»

и основной вопрос урока «В чём причины коррупции?»

Вопрос для учащихся: «Какие ассоциации вызывает у вас слово «Коррупция»?

Ход урока



Учитель: Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина - шумерсий царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Ведущие мировые религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: Аминь!» (Второзаконие, глава 27, стих 25)

«Князья твои ― законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гонятся за мздой» (Исход, глава 1, стих 23).

«Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Михей, глава 7, стих 3).

«Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Притчи, глава 17, стих 23).

То же вы можете прочитать и в Коране: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих…» (Втор. 16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т.д.

Таким образом, сколько существует человечество, столько и  приносит коррупция неизгладимый вред развитию общества. Сегодня на нашем уроке по теме: «Коррупция – сложное социально-политическое явление»  мы раскроем сущность понятия «коррупция», причины коррупции, познакомимся с высказываниями писателей, политиков, публицистов о коррупции, подумаем над тем, как с ней бороться. Я очень надеюсь, что в ходе урока вы выскажете своё личное мнение по проблеме. Мы начинаем!

Какие же ассоциации вызывает у вас слово «Коррупция»?



Ассоциации на слово «коррупция»

Коррупция напоминает клубок ниток, где нет ни начала, ни конца. Она похожа на этот предмет, потому что в нем сложно разобраться, также как и в коррупции.

* * *

Коррупция похожа на сточные трубы, которые загрязняют чистую реку. Сразу понятно, что река – это наша страна, а сточные трубы – коррупция, которая портит нашу жизнь.



* * *

У меня коррупция ассоциируется с пауком, потому что паук затягивает свою жертву. Так и коррупция затягивает людей.

* * *

Болото, которое засасывает нас все глубже и глубже.



* * *

Осьминог, который хватает своими щупальцами добычу. Плющ, который опутывает своими побегами все, что ему попадется на пути, и его трудно удалить. Зыбучие пески, которые засасывают в себя любой предмет.

* * *

Темный лабиринт, из которого трудно найти выход.



* * *

Коррупция – это коррозия. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества.

* * *

Коррупция – следствие общественной слепоты и обманчивой страусиной политики в процессе социально-политического взаимодействия.


* * *

Коррупция - это психологический тип общественного бытия и общественного сознания, основанный на снисходительности ко всему тому, что способно ускорить процесс принятия решения, выполнить роль эффективной и неизбежной в силу своей эффективности смазки.


Учитель: Термин «коррупция»  раскрывают различные источники и различные подходы.  Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу.

Задание 1.

Учащиеся поделены  на три группы. Отработка понятия «коррупция» (Приложение №1)



Группа №1 – объясняет смысл  и значение слова «коррупция»  используя объяснение  из словарей.

Группа №2 - объясняет смысл  и значение слова «коррупция»  с точки зрения юристов, социологов, экономистов.

Группа №3 – выясняет каково лингвистическое значение слова «коррупция» в разных европейских языках?

Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся.

Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания - понятие «коррупция» мы определили.

Задание 2.

Учащиеся поделены  на три группы. Работа с высказываниями политиков, писателей, публицистов, пословицами и поговорками о коррупции. (Приложение №2)



Группа №1. Прочитайте высказывания политиков, писателей, публицистов о коррупции.

Ответьте на вопросы:

а) Какие ключевые слова наиболее часто встречаются у авторов высказываний?

б) Каковы оценки авторов к участникам коррупционных отношений?

в) Согласны ли Вы с В.Г. Короленко «…что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» - это ошибка?

г) С каким высказыванием Вы больше солидарны социолога В.Л. Римского или юриста М.Ю. Барщевского? Свою точку зрения прокомментируйте.



Группа №2. Прочитайте высказывания писателей, публицистов о коррупции.

Ответьте на вопросы:

а) Какие ключевые слова наиболее часто встречаются у авторов высказываний?

б) Каково, по-вашему, отношение авторов высказываний, фрагментов их сочинений к их героям и тем явлениям, которые они описывают?

в) О каком новом типе человека пишет Ю.М. Нагибин? Что должно произойти, по мнению автора, чтобы ситуация изменилась?

г) На что с точки зрения Д. Гранина тратят деньги российские миллиардеры и почему у него это не вызывает симпатии? А Вы согласны с Д. Граниным?



Группа №3. Прочитайте пословицы и поговорки.

Ответьте на вопросы:

а) Как вы думаете: почему в народной мудрости отсутствует однозначное осуждение взяточничества?

б) Каким сословиям, социальным группам, упомянутым в пословицах и поговорках, чаще всего дается отрицательная характеристика? А какие чаще всего являются потерпевшей стороной?

в) В каких пословицах и поговорках взяткодатель и его поступок осуждается, а где оправдывается.

г) Какие пословицы и поговорки, по-вашему, «родились» в XX веке?

д) Какие старые по времени пословицы и поговорки не потеряли своей актуальности и сегодня?

е) Какие пословицы и поговорки, соответствующие теме, Вы знаете?



Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся.

Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания – писатели, публицисты и сегодня занимают активную жизненную позицию. В коррупции, взятках, круговой поруке, вседозволенности они видят социальное зло, которое угрожает нашему будущему. Пословицы и поговорки – народная мудрость, выкристаллизованная веками. Их необходимо знать, осознавать и делать соответствующие выводы для себя.

Задание 3.

Учитель:  Древние замечали: найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учёные понимают и факторы коррупции.


Перед вами два варианта (то есть два подхода в определение причин, факторов  коррупции).

Группа №1. Работает  с заданием  №3 приложение 3 с классификацией коррупции.

Группа №2. Работает с заданием  №3 приложение 3 с классификацией коррупции.

Группа №3. Должна будет на основе имеющей информации, которую представят первая и вторая группы предложить составить схему – таблицу «Причины коррупции». (Приложение 3)

Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся.

Вывод третьей группы: На самом деле, изучение причин коррупции сопряжено с рядом серьезных трудностей. Насколько сложное явление представляет сама коррупция, настолько же неоднозначны и сложны причины, влекущие ее. Зачастую просто невозможно определить, причиной или следствием коррупции является тот или иной факт. Например, низкий уровень экономического развития в определенной степени способствует увеличению коррупции, которая, в свою очередь, является серьезным барьером для нормального экономического роста; политическая нестабильность, как правило, провоцирует коррупцию, однако коррупция сама может стать причиной нарушения подобной стабильности.

Попытка систематизации причин коррупции приводит к следующей их классификации: социально-экономические, политические, организационные, правовые, а также факторы культурно-этического характера.




Причины коррупции

социально-экономические

политические

организационные

правовые

этнокультурные факторы

Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их.

Задание 4.

Учащиеся поделены  на три группы. Работа с тезисами по теме «Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией». (Приложение №4)



Группа №1. Социальные последствия, порождаемые коррупцией.

Группа №2. Экономические последствия, порождаемые коррупцией.

Группа №3. Политические последствия, порождаемые коррупцией.

Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся.

Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания – Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?

- Хочется вам напомнить, что по Индексу восприятия коррупции «в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. Хотите, чтобы с нашей Россией имели дело приличные партнеры, - будьте честными. Быть честным выгодно».

Творческое задание: нарисовать плакат на тему: «Коррупция – социальное зло!»

Приложение № 1



Задание № 1
Группа №1. Значение слова «коррупция» в словарях.
Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка" относит его к "книжной" лексике.

Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В дальнейшем в юридической науке понятие "коррупция" определялось как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption). Corrupt в переводе с английского – развращенный продажный. Corruption – порча, разложение, растление.

В русском языке оно обозначает «продажность», «лихоимство», «мздоимство», «поборы».


В латинском языке дословный перевод означает ухудшение, порчу, разложение.
Более позднее толкование данного термина в русском языке носит многозначный характер: подкуп, порча, разложение и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.

В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей".

В толковом словаре В.И.Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества. Мздоимствовать- брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник.

В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".

В Оксфордском политическом словаре про коррупцию сказано следующее:

"Коррупция может процветать как в демократическом обществе, так и в тоталитарном. В первых, она ярко проявляется во время выборов, а в Советском Союзе коррупция сосредотачивалась вокруг черного рынка и правящей партии, в которой посты и привилегии покупались. Коррупция - это злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. И у нее есть шесть характеристик:

Первая. Сознательное подчинение общих интересов государственного деятеля личным интересам.

Вторая. Секретность исполнения решений.

Третья. Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения и теми, кому это выгодно.

Четвертая. Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения и теми, кто может на принятие такого решения повлиять.

Пятая. Попытка скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием.

Шестая. Выполнение двойственных функций - государственных и частных теми, кто совершает эти акты

Приложение № 1



Задание № 1
Группа №2. Значение слова «коррупция» в понимании юристов, социологов, экономистов и т.д.
Определение corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.


Понятие «коррупция» по разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы:

А) Социологи: коррупция – это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны власти ради незаконной личной выгоды». Это утверждение является и слишком узким (ибо коррупция встречается и в частных корпорациях) и слишком широким.

Так, российский социолог С.Ю. Барсукова пишет: “…поведение политика, чиновника, бизнесмена не имеет сущностных отличий: все они пытаются использовать имеющиеся ресурсные ограничения с наибольшей выгодой для себя… Одни оперируют капиталом политическим, другие - административным, третьи - экономическим. При этом цели участников коррупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности». (Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность. - Общественные науки и современность, 2008, № 5 c.39).

Б) Специалисты по государственному управлению считают, что коррупция – это «не санкционированное осуждаемое действие в целях получения какой-нибудь личной выгоды…». Под это определение подходит большинство преступлений, перечисленных в Уголовном Кодексе.


В) Экономист Н. Епифанова в статье “Исследование коррупции на основе методов экономической теории” пишет: “Говоря о коррупции с позиций экономической теории, мы можем определить ее как проявление такого поведения индивидов, целью которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им”. (Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории. - Вопросы экономики, 2007, №1, с.36).

Г) Юристы: «Коррупция – это социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» (Криминология: учебник для юридических вузов / Под редакцией А.И. Долговой. М., 1997. С. 501).

«…в широком смысле слово коррупция – это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах». (Уголовное право).

В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как “злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением”.

В Российском Национальном плане противодействия коррупции (2008 г.) также определен ряд понятий: «коррупция» – как социально-юридическое явление, «коррупционное правонарушение» – как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» – как «скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции…».

В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Согласно этим определениям, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации.

Приложение № 1



Задание № 1

Группа №3. Каково лингвистическое значение слова «коррупция» в разных европейских языках?

1. На основании лингвистических материалов о значении слова «коррупция» в разных европейских языках выделите широкий и узкий смысл использования данного понятия.

2. Какое толкование слова «коррупция» в большей степени характерно для русского языка?

3. Согласны ли вы с утверждением, что «коррупция – это разложение всего общества»?

Современное значение термина «коррупция»



Итальянский язык:

corruzione – порча, разложение, гниение; развращённость, испорченность;

- подкуп (corruzione di pubblico ufficiale – подкуп должностного лица);

- развращение, совращение (corruzione di minorenni – совращение малолетних).

Английский язык:

corruption – порча, гниение, распад, разложение, упадок;

- порочность, развращенность (моральное разложение);

- изменение, искажение (информации, текста);

- развращение; разлагающий фактор.

глагол to corrupt: – развращать, разлагать;

разлагаться (о человеке, обществе, государстве и т. п.);

- подкупать, давать взятку;

- гноить, портить (мясо, фрукты, другие органические вещества);

- гнить, разлагаться (об органических веществах);

- искажать (язык, текст и т. п.).



Русский язык:

(слово «коррупция» вошло в употребление лишь в конце 1980-х годов, до этого использовались слова «взяточничество», «злоупотребление служебным положением»)



следующая страница >>



Без музыки жизнь была бы ошибкой. Фридрих Ницше
ещё >>