Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон об осуществлении органами государственной власти 1 541.53kb.
О сотрудничестве Екатеринбургской городской Думы во II полугодии... 1 86.32kb.
Перечень действующих договоров о целевом приеме в тпу с органами... 1 86.24kb.
Перечень действующих договоров о целевом приеме в тпу с органами... 1 81.32kb.
II. основы правотворческого процесса 9 639.82kb.
На современном этапе 1 161.99kb.
Перспективы трудоустройства 1 160.14kb.
Отчет о реализации мер антикоррупционной политики исполнительными... 1 321.71kb.
Об условиях направления федеральными органами исполнительной власти... 1 32.76kb.
«Современная Россия. Устройство государственной власти в России в... 1 62.07kb.
История терроризма 1 292.07kb.
Россия, 103070 Москва, Старая площадь, 10/4, 5 этаж 4 503.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на - страница №1/9



Корпоративные связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе
(06.05.2008)

Содержание



Введение 3

Особенности развития GR в современной России 4

Важнейшие «точки доступа» 17

Актуальные направления отраслевого лоббизма 28

Нефтегазовая отрасль 28

Металлургическая отрасль 34

Транспортная отрасль 36

Лесопромышленная отрасль 40

Алкогольная отрасль 42

Страховая отрасль 44

Телекоммуникационная отрасль 45

Табачная отрасль 45

Лучшие отраслевые лоббисты 46

GR-департаменты крупных компаний и ключевые фигуры профессиональных ассоциаций 50

Нефтегазовая отрасль 50

Металлургическая отрасль 54

Лесопромышленная отрасль 58

Алкогольная отрасль 59

Страховая отрасль 60

Телекоммуникационная отрасль 62

Табачная отрасль 65

Введение


Целью настоящей работы является анализ состояния дел в области корпоративных связей с органами государственной власти и лоббирования накануне вступления в должность нового Президента и премьер-министра России, а также масштабных изменений в администрации Президента и Правительстве РФ.

Структурно работа разбита на пять разделов. В первом разделе рассматриваются организационные особенности GR-подразделений крупных российских компаний и эффективные методы их работы, а также выделяется ряд специфических особенностей развития связей с органами государственной власти в России на современном этапе.

Второй раздел освещает технологию принятия решений в высших органах власти России, существующую на конец президентского срока Владимира Путина. В разделе проведен анализ взаимодействия Правительства, Государственной Думы и администрации Президента, названы ключевые персоналии и подразделения, ответственные за прохождение или торможение инициатив, дан прогноз изменения «центров силы» после инаугурации Дмитрия Медведева.

Третий раздел посвящен наиболее заметным отраслевым лоббистским кампаниям и игрокам на поле корпоративного лоббизма.

В разделе «Лучшие отраслевые лоббисты» содержится рейтинг 50 наиболее влиятельных предпринимателей и инвесторов по итогам первого квартала 2008 года, а также рейтинг 25 ведущих лоббистов-«профессионалов».

В последнем разделе содержится справочная информация о руководителях GR-подразделений некоторых компаний и отраслевых объединений по состоянию на начало мая 2008 года.


Особенности развития GR в современной России


Анализируя тенденции последних лет, можно уверенно говорить о зарождении и активном развитии в России отрасли по связям с органами государственной власти, которую в международных корпоративных отношениях принято называть Government Relations (GR). Именно в последнее время этот вид деятельности начал приобретать профессиональный, цивилизованный характер. Специалисты выделяют ряд факторов, способствующих этому.

Первый. Повышение роли государства и государственных акторов в экономике России. Эта тенденция заключалась в активной деятельности государственных компаний по приобретению частных активов («ЮКОС», «Сибнефть», «СИБУР», «Русснефть»), созданием государственных корпораций, получивших значительные бюджетные и административные преференции и т.д. Указанное поставило в прямую зависимость успешное развитие любой крупной компании и то, насколько эффективно будут выстроены ее отношения с органами государственной власти.

Второй. Кризис политического PR в России. Во время второго президентского срока Владимира Путина существенно изменилась избирательная система страны: была введена пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы, а губернаторы стали избираться законодательным собранием регионов по представлению президента. Указанные обстоятельства привели к резкому сокращению капитализации отрасли политического и избирательного консультирования. Политконсалтинговые компании, лишенные выборных бюджетов, но имеющие прочные связи в политических кругах, все чаще стали заявлять о своей переориентации из PR в GR консультирование.

Третий. Формирование профессиональных департаментов по связям с органами государственной власти в российских корпорациях. В авангарде формирования такого рода профессиональных структур - отрасли с повышенной государственной регуляторикой - ТЭК и металлургия, а также те, где в значительной мере присутствует международный капитал - пивная, табачная и телекоммуникационные отрасли.

Четвертый. Приход в Россию международных лоббистских фирм. За последние годы все большее количество крупных американских и европейских лоббистских фирм (Cassidy & Associates, The PBN Company, Mmd и др.) приходит в Россию. Этот приход обусловлен потребностью крупных международных корпораций, ведущих бизнес в России, в получении понятных им консультационных услуг по взаимодействию с российскими органами государственной власти. Имея многолетний опыт работы с органами власти в США и Европе, разработанную инфраструктуру взаимоотношений с корпоративными структурами, указанные лоббистские компании оказывают благотворное влияние на развитие отрасли GR в России, профессионализируя рынок.

Пятый. Образование в ведущих российских ассоциациях специализированных комитетов по связям с органами государственной власти. Положительное влияние на развитие отрасли оказало появление GR-комитетов в Российской Ассоциации по связям с общественностью и в Ассоциации менеджеров России, которые объединили специалистов отрасли, заинтересованных в профессионализации GR в России.

По данным исследовательского центра портала SuperJob.ru возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров - 23-35 лет. Специалисты в возрасте до 30 лет составляют около 84% от общего числа менеджеров; в возрасте от 30 до 40 лет - 15%. Женщины составляют около 42% GR-менеджеров. Около трети GR-менеджеров владеют английским языком на разговорном уровне. Уровень компенсации вице-президента по GR крупной компании составляет около 500 тыс. рублей в месяц. Начальник департамента по GR в среднем получает в России около 200 тыс. рублей в месяц. Менеджер – около 75 тыс. рублей. Ко всему этому также прилагается социальный пакет, предлагаемый компанией.

В сферу компетенции специалиста по GR обычно входят следующие функции:

• реализация в органах государственной власти ключевых корпоративных и/или отраслевых задач;

• предотвращение и урегулирование нежелательных для компании (отраслевого союза) ситуаций, возникающих в результате действия властей и осуществление мероприятий по их предотвращению;

• формирование позитивного имиджа компании (отраслевого союза) в органах государственной власти;

• взаимодействия с другими институциональными субъектами воздействия (отраслевыми союзами и ассоциациями);

• обеспечение конструктивных отношений с другими отраслевыми субъектами экономических отношений;

• координация деятельности других подразделений компании и оказание им содействия при взаимодействии с органами государственной власти.

В современной мировой практике GR-подразделения обычно создаются тогда, когда ежегодные инвестиции компании в экономику страны превышают 60 млн. долларов США. Если мы возьмем рейтинг самых дорогих компаний России журнала «Финанс» от 27 апреля 2008 года, то окажется, что из первой десятки лишь одна компания не имеет GR-подразделения, в двадцатке их уже две, в тридцатке – пять, а среди первых пятидесяти – пятнадцать. Таким образом, можно выделить прямую зависимость между капитализацией компании и наличием у нее GR-подразделения.

Как правило, специализированное GR-подразделение носит название «Департамент по отношениям с органами власти» или «Департамент по внешним связям». Впрочем, в некоторых компаниях, ввиду неразвитости сферы GR, специалисты по связям с органами государственной власти работают в составе других департаментов (по корпоративным отношениям, PR).

Низкую долю компаний, имеющих GR-подразделения, демонстрируют банковская1, строительная2 и медийная3 отрасли. Не чувствуют особой необходимости в GR-департаментах компании, сосредоточившие свою производственную деятельность в небольшом числе регионов4. Пока не обзавелось собственными подразделениями по связям с органами государственной власти подавляющее большинство недавно выделенных из РАО «ЕЭС России» различных ОГК и ТГК. Напротив, большое число компаний с GR-подразделениями встречается в нефтегазовой, металлургической и телекоммуникационной отраслях.

Наиболее массивные и разветвленные GR-подразделения имеют международные компании, переносящие в Россию западный опыт лоббирования интересов, и российские государственные монополии, контактирующие со множеством региональных властей и попросту имеющие «раздутый» штат.

В то же время, наличие крупных подразделений не предопределяет крупные расходы компании на лоббирование своих интересов. Информация об объемах и структуре бюджетов GR-департаментов компаний является конфиденциальной. Эти бюджеты в основном состоят из фонда заработной платы, командировочных и представительских расходов, а также расходов по относительно небольшим («прозрачным») договорам подряда (как правило, на информационно-аналитическое обеспечение и др.) Для финансирования масштабных лоббистских акций, связанных с большими расходами, в рамках спецпроектов, утверждаемых высшим руководством, наиболее часто используются подставные фирмы и лица, формально не связанные с корпорацией. Поэтому приводимые оценочные данные о бюджетах GR-подразделений различных корпораций не отражают их активность по формированию связей с органами государственной власти. Тем не менее, мы считаем, что оценки собственных бюджетов GR-подразделений наряду с инсайдерскими данными о количестве занятых специалистов позволяют судить об открытой составляющей данной работы.

В состав департамента по работе с органами государственной власти нефтяной компании «Роснефть», входят два управления: по работе с федеральными и региональными органами власти. Руководит этой структурой Александр Никулин. Годовой бюджет департамента составляет около 84 млн. рублей.

В РАО «ЕЭС России» в состав департамента по работе с органами власти и общественными организациями, руководимого Радионом Кимом, в начале 2008 года входило около пятидесяти человек. Сейчас, в связи с ликвидацией компании, число сотрудников этого департамента стремительно сжимается.

В «Газпроме» джиаром занимается департамент по работе с регионами РФ, возглавляемый Виктором Илюшиным (25 человек, структурно разделены на четыре подразделения, основное направление активности, обеспечивающее интересы монополии, – газификация регионов) и управление по работе с Федеральным собранием РФ, возглавляемое Фанузой Арслановой (12 человек). Годовой бюджет GR-подразделений «Газпрома» составляет около 93 млн. рублей.

В ОАО «РЖД» в состав департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти под руководством Виктора Ребца входит 33 человека. По 5 человек входят в отдел по связям с исполнительной властью, отдел по связям с законодательной властью, отдел по взаимодействию с бизнес сообществами и аналитический отдел. В отделе по работе с субъектами федерации состоят 7 человек, а в отделе методологии и организационной работы – оставшиеся 6 человек. Годовой бюджет департамента составляет около 80 млн. рублей.

В «Базовом Элементе» в состав управления по корпоративным отношениям входят всего 4 человека, подчиненные заместителю генерального директора компании по взаимодействию с государственными и общественными организациями Олегу Мозгунову. Зато в GR-департаменте «Русала» состоит около 80 человек, а его годовой бюджет превышает 165 млн. рублей.

Деятельностью по связям с органами государственной власти в «ЛУКОЙЛе» отвечает начальник департамента общественных связей Александр Василенко. Управление ведет также вопросы PR. Василенко – бывший кадровый военный, в «ЛУКОЙЛе» работает давно (наиболее раннее упоминание его в СМИ как главы управления информации «ЛУКОЙЛа» – март 1994 г.). Он действительный член РАЕН, доктор политических наук. Структурным подразделением департамента, занимающимся GR, является отдел по связям с государственными и региональными органами управления, возглавляемый Максимом Тарарашкиным, и состоящий из 20 человек. По поступившей информации, его годовой бюджет составляет около 67 млн. рублей. В системе GR «ЛУКОЙЛа» большую роль играет депутат Госдумы Валерий Прозоровский. До избрания в 2003 г. в Госдуму Прозоровский работал в «ЛУКОЙЛе» - начальником отдела по работе с госорганами и средствами массовой информации, заместителем начальника Управления общественных связей, заместителем начальника департамента общественных связей. Необходимо подчеркнуть важнейшую роль, которую в GR «ЛУКОЙЛа» играет его первый руководитель – Вагит Алекперов. В «ЛУКОЙЛе» по-разному подходят к регионам. В отношении стратегических регионов используется принцип «губернатор – лучший джиарщик». Поэтому «ЛУКОЙЛ» имеет традиционно сильное влияние на губернатора ХМАО Александра Филипенко, главу Коми Владимира Торлопова. Губернатор Волгоградской области Николай Максюта может в определенном смысле считаться ставленниками «ЛУКОЙЛа». В регионах, где «ЛУКОЙЛ» не имеет прямых интересов, он осуществляет GR через сеть облнефтепродуктов и собственную распределительную сеть «ЛУКОЙЛ». Кроме того, «ЛУКОЙЛ» стремится проводить своих депутатов влияния в региональные законодательные собрания.

В качестве примера зарубежной компании с разветвленной структурой GR-подразделений, можно привести British American Tobacco5. Деятельностью по связям с органами государственной власти в компании занимаются советник управляющего директора «БАТ Россия», член Совета директоров «БАТ-Ява» и «БАТ-СТФ» Владимир Аксенов и директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Александр Лютый. Управлению по корпоративным отношениям подчинен ряд отделов. Отдел по связям с органами государственной власти (Government Relations Department) отвечает за выстраивание отношений со всеми ветвями государственной и муниципальной власти. Институциональная структура отдела включает в себя секцию по связям с Федеральным Собранием РФ; секцию по связям с регулирующими (контролирующими) органами власти, секцию по региональной политике (взаимодействие с региональными исполнительными и представительными органами государственной власти, муниципальными образованиями, территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств); секцию по противодействию распространению нелегальной продукции и контрафакта (intellectual property protection); секцию по взаимодействию с конкурентами, отраслевыми сообществами и общероссийскими бизнес-ассоциациями (industry relations). Численность Управления по корпоративным отношениям составляет около 30 человек, годовой бюджет – около 80 млн. рублей.

Незначительные по численности GR-департаменты имеют телекоммуникационные компании. Так, в холдинговой компании «Алтимо»6 деятельностью по связям с органами государственной власти занимаются вице-президент по внешним связям компании Кирилл Бабаев и персонально подчиненные ему 2 человека. Годовой оборот этого GR-подразделения составляет около 10 млн. рублей. Деятельностью по связям с органами государственной власти в «Вымпелкоме»7 занимается директор по обеспечению операторской деятельности Марина Аллагулова и 10 человек, находящихся в ее непосредственном подчинении. Годовой оборот этого подразделения также составляет около 32 млн. рублей.

GR-департаменты пивоваренных компаний также не отличаются большой численностью. Так, деятельностью по связям с органами государственной власти в компании «Балтика»8 занимается менеджер по работе с органами государственной власти Дмитрий Урлупов, входящий в состав департамента по корпоративным вопросам. Руководит этим департаментом Даниил Бриман.

В «ЕвроХиме», специализирующемся на производстве азотных, фосфорных и сложных удобрений, деятельностью по связям с органами государственной власти в компании занимаются вице-президент Антон Колобанов. В подчиненном ему департаменте стратегических проектов работают 4 человека. Годовой бюджет департамента – около 17 млн. рублей.

В Юниаструм Банке деятельностью по связям с органами государственной власти в компании занимается главный менеджер по работе с органами государственной власти Маргарита Курбанова и персонально подчиненные ей 2 человека. Годовой бюджет – около 12 млн. рублей.

На Новолипецком металлургическом комбинате9 (НЛМК) деятельностью по связям с органами государственной власти занимается заместитель генерального директора Антон Базулев. В подчиненном ему департаменте по внешним связям работают 4 человека. Годовой бюджет департамента составляет около 15 млн. рублей.

В ОАО «Северсталь» GR осуществляется непосредственно первым руководителем Алексеем Мордашовым. «Опорный» депутат Госдумы – Георгий Шевцов, выходец из Череповца, чья карьера целиком связана с «Северсталью» (последняя должность на предприятии - директор социально-бытового комплекса ОАО «Северсталь»). Свой региональный GR «Северсталь» концентрирует на Вологодской области, у Мордашова деловые отношения с губернатором Вячеславом Позгалевым. Организация выборов лояльного мэра Череповца – также привилегия «Северстали». В других регионах Мордашов и Шевцов также достигли определенных успехов: при помощи полпреда Кириенко они сумели оттеснить от Заволжского машиностроительного завода Олега Дерипаску. Развивая свои позиции в Ульяновской области, «Северсталь» поддержала на выборах губернатора Сергея Морозова. В Карелии они через посредничество Позгалева оказали услуги Сергею Катанандову (сейчас уже можно констатировать наличие с Катанандовым прямых связей), что способствовало установлению контроля «Северстали» над ОАО «Карельский окатыш». В обмен на поддержку Владимира Торлопова в Коми «Северсталь» получила контроль над шахтой «Варгашорская». Пожалуй, единственное место, где Мордашов и Шевцов пока терпят поражение – Кузбасс. Им не удалось наладить контакты с губернатором Аманом Тулеевым. Видимо, это результат контр-GR, применяемого лоббистом «Евразхолдинга» Отари Аршбой.

Перед тем, как перейти к анализу современных способов выстраивания отношений корпораций с органами государственной власти, сделаем важное замечание.

Полная картина в понимании GR возникает только тогда, когда мы рассматриваем коммуникативные аспекты государственного управления и PR как его неотъемлемую функцию.

Становится понятно, что второй, не менее значимой стороной GR является PR органов государственной власти по нисходящей коммуникации с различными группами общественности и институтами гражданского общества. Органам государственной власти часто нужна поддержка бизнеса в реализации своих инициатив10. На Западе большую часть GR-коммуникаций берут на себя ассоциации производителей различных товаров и услуг, общественные объединения, союзы потребителей, политические партии и т.д. В России такая форма взаимодействия пока неразвита, что вынуждает компании и органы государственной власти выходить друг на друга напрямую, часто подстегивая тем самым развитие коррупции в стране.

Можно выделить несколько наиболее эффективных и часто используемых в России способов выстраивания отношений с властями. Наиболее часто используется установление и поддержание прямых личных контактов. Если же прямых личных связей нужного уровня пока нет, можно воспользоваться общественным каналом и вступить в отраслевой союз, ассоциацию или фонд (а еще лучше создать такую структуру самому).

Прямые формы лоббистской деятельности, подразумевающие наличие непосредственного контакта группы влияния с «точкой доступа», имеют различные формы: воздействие через предоставление экспертной информации институтам власти, участие бизнесменов в заседаниях комитетов и комиссий при парламенте и исполнительных ведомствах, разработку готовых законопроектов и их дальнейшее продвижение.

Предоставление экспертной информации является самым распространенным открытым способом лоббизма. Большая часть законопроектов или готовящихся решений в органах исполнительной власти требует специальных знаний, а аналитические службы при органах власти зачастую неспособны представить исчерпывающую информацию по существу рассматриваемого вопроса.

Отделы по связям с органами государственной власти имеют в своем штате квалифицированных экспертов, которые готовят более грамотные и аргументированные доклады по интересующим вопросам, нежели аналитические службы при органах власти. Нередко сами работники органов власти обращаются в соответствующие отделы корпораций за помощью в подготовке документов. Такая помощь всегда осуществляется, а работники корпорации не только устанавливают тесный личный контакт, но и всегда располагают полной информацией о готовящихся документах.

Экспертная информация может предоставляться депутатам и чиновникам не только в ходе личного общения, но и на заседаниях комитетов и комиссий, куда бизнесменов приглашают в качестве экспертов, а также на парламентских слушаниях.

Необходимо отметить, что ввиду неразвитости профессионального GR, в этой области пока еще сохраняется общая тенденция – независимо от наличия или отсутствия специальных служб GR, бюджетов на осуществление этой деятельности главным и наиболее эффективным «джиарщиком» организации остается ее первый руководитель.

Часто для формирования связей с органами государственной власти используются различные фирмы, специализирующиеся на политическом консалтинге, предоставлении юридических услуг, а также услуг PR и GR. Все эти фирмы можно объединить одним названием - лоббистские конторы. Фирмы, по своей сути занимающиеся лоббизмом, могут быть как достаточно крупными и известными, так и небольшими по числу сотрудников и известными лишь в узких кругах. Так же, как в отделах по связям с органами власти, в лоббистских конторах работают выходцы из государственных структур. С одной стороны - уходящие в отставку чиновники создают собственные лоббистские конторы. С другой стороны - уже существующие конторы приглашают к себе на постоянную работу либо привлекают в качестве экспертов бывших чиновников или депутатов.

Структура механизма лоббистской деятельности не исчерпывается прямыми открытыми и неформальными способами воздействия. Важную и неотъемлемую часть этого механизма занимают непрямые формы лоббизма, которые подразумевают организацию групп влияния внутри самих органов власти. Специфическими формами российского GR являются также социальная ответственность бизнеса, добровольная социальная отчетность, спонсорство и благотворительность.

Можно выделить ряд специфических особенностей, которые характерны для механизма лоббистской деятельности в стране.

Отсутствие детально разработанного законодательства по целому ряду жизненно важных для российского бизнеса вопросов приводит к тому, что зачастую деятельность компаний опирается на постановления правительства, которые активно лоббируются группами давления. Лидирующие позиции в системе представительства интересов занимает крупное предпринимательство.

Другая особенность, о которой говорилось выше, - остающаяся исключительно высокой в области GR роль первых лиц – руководителей предприятий и компаний. Это связано как с важностью данного направления работ, так и с неразвитостью системы подготовки квалифицированного топ-менеджмента в области GR.

Третья особенность современного российского GR – наличие у крупных компаний «опорного» депутата (или группы депутатов) в Госдуме. Нередко это бывший работник компании, якобы бросивший бизнес и ушедший в политику.

Четвертая особенность - столичные офисы компаний, как правило, осуществляют GR на федеральном уровне, решение задач GR регионального уровня перекладывается на дочерние структуры в регионах.

Пятая особенность – отсутствие прозрачных бюджетов. Официальные бюджеты GR компании обычно весьма малы, они покрывают только прямые затраты (зарплата, представительство и так далее). Неформальные бюджеты GR, превосходящие официальные во много раз, реализуются через увеличение общих затрат компании, то есть договоры на услуги GR заключаются от имени всей организации, причем почти всегда в скрытой форме.

Эффективность работы корпоративных GR-подразделений сегодня, в целом, невысока. Их отличают неинституциональный подход и ориентированность исключительно на фактор личных связей. Налицо и неорганизованность лоббистов ассоциацией, их слияние с крупными корпоративными лоббистами, нечеткое понимание естественных отраслевых интересов. «Низовые» группы защиты общественных интересов - потребительские, экологические, коммунальные - у нас откровенно слабы, а на Западе они составляют основу лоббистской деятельности. Слабы с точки зрения лоббизма и профсоюзы.


следующая страница >>



Если начальник споткнется, он налетает на подчиненных. Роберт Карпач
ещё >>