Контрольно-оценочный компонент технологии взаимодействия детского сада с семьёй. Югова Елена Леонидовна, психолог мдоу «црр – Карага - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Общая характеристика мбдоу црр -детского сада №332 5 680.92kb.
Сценарий спортивного праздника среди педагогов мбдоу црр детского... 1 34.69kb.
Тематический план психолого-педагогической работы в старшей подготовительной... 3 571.54kb.
Конкурс цпсиД «Зазеркалье» 1 170.68kb.
«Обруч», №5, 2006 г. Ст 1 174.38kb.
Конкурс «Школа XXI века» 1 43.16kb.
Инструкция для воспитанников : Подберите соответствующей данному... 1 85.84kb.
Методические разработки Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного... 1 301.77kb.
Статья из опыта работы подготовлена воспитателем мдоу детского сада... 1 84.54kb.
Празднование дня рождения детского сада 1 66.09kb.
История мб доу детского сада №20 пос. Кубань 1 44.7kb.
Нормативные документы по введению федерального компонента государственных... 1 44.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Контрольно-оценочный компонент технологии взаимодействия детского сада с семьёй. - страница №1/1

Контрольно-оценочный компонент

технологии взаимодействия детского сада с семьёй.
Югова Елена Леонидовна,

психолог МДОУ «ЦРР – Карагайский д/с №3».


Взаимодействие детского сада с семьей является одним из важнейших принципов организации целостного педагогического процесса.

Реализация полисубъектного подхода в воспитании детей невозможна без семьи в решении основных задач личностного развития. Особое значение имеет семья в усвоении ребенком ценностей социальной культуры и становлении его универсальных коммуникативных способностей, поскольку в семье происходит приобщение детей к различным образцам социальных отношений.

Работа детского сада с семьей является обязательным компонентом любой педагогической системы. Вместе с тем, многочисленные современные исследования и опыт работы свидетельствуют о том, что взаимодействие с семьёй, построенной без учета специфики имеющихся семейных отношений, типологии семьи не способствует полноценному решению различных воспитательных задач и, прежде всего, задач социально-личностного развития.

Основная цель взаимодействия детского сада с семьей по данному направлению состояла в целенаправленном и систематическом повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам социального развития их детей.

(фон)Под психолого-педагогической компетентностью родителей мы понимаем сложное, многоаспектное образование, в структуру которого входят: знания об основах психического развития ребенка в разные возрастные периоды дошкольного детства, об отдельных элементах воспитательного процесса (цели, задачи, методы, условия, результат); осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребенку, потребность в реализации собственной воспитательной функции, интерес к процессу личностного развития, социально значимые мотивы взаимодействия; способы поведения и взаимоотношения с детьми, адекватные нормам социальной культуры; эмоционально-ценностное отношение к результатам общения с ребенком.

(фон)Одним из структурных компонентов психолого-педагогической компетентности является социокультурная ориентация родителей. Она проявляется в овладении основами различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно-этической, психосексуальной, народной, национальной, этнической, правовой); в сформированной потребности собственных проявлений, соответствующим социокультурным нормам, в интересе к их изучению; в наличии способов поведения, адекватно отражающих содержание социальной культуры; в бережном, толерантном, уважительном отношении к социокультурным ценностям своей семьи.

В процессе экспериментальной работы мы использовали рекомендации по организации диагностики психолого-педагогической компетентности родителей, разработанные психологической службой МДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад №15» (фон – обложка книг «Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста» и «Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста»)

Согласно этим рекомендациям, для изучения семьи с целью дальнейшего совместного социального развития ребенка необходимо провести:



  • изучение её социальных особенностей;

  • изучение уровня знаний родителей о воспитании и социальном развитии детей;

  • изучение мотивационно-потребностной сферы родителей;

  • изучение особенностей взаимоотношения её членов;

  • изучение самочувствия ребенка в семье;

  • изучение динамики социального развития ребенка;

  • изучение уровня нервно-психического развития ребенка;

  • отслеживание психического и психологического здоровья ребенка, посещающего экспериментальную группу.

Для изучения социальных особенностей семей использовалась документация ДОУ, опросы-срезы родителей. Полученные сведения подвергались статистической обработке и систематизации.


ДАННЫЕ О РОДИТЕЛЯХ (таблица «Социальный паспорт МДОУ»)

Знание и учет социальных особенностей семей (структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений, уровень педагогической культуры) играют большую роль в осуществлении дифференцированного подхода в процессе установления взаимодействия между детским садом и семьёй, а также являются важным условием в процессе решения задач воспитания, обучения и развития ребенка.


С целью изучения знаний родителей о воспитании и социальном развитии детей, их мотивационно-потребностной сферы, особенностей взаимоотношений, использовались методики, разработанные психологической службой МДОУ «ЦРР – Добрянский детский сад №15», и стандартизированные методики.
(фон)Методы диагностики

психолого-педагогической компетентности родителей




Компоненты

Методы

Методики

1.

Когнитивный

Анкетирование

«Анкета для родителей №1», авторы Коломийченко Л.В. – д.п.н., заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, Жолобова Л.П. – педагог-психолог.
«Анкета для родителей №2», авторы Коломийченко Л.В., Жолобова Л.П.


2.

Мотивационно-потребностный

Анкетирование

Ранжирование


Наблюдение

«Анкета для родителей №3»,

Автор педагог-психолог Жолобова Л.П.


«Карта наблюдений», автор Жолобова Л.П.

3.

Поведенческий

Тестирование

Наблюдение



Тест «Социограмма», автор Э.Г.Эйдемиллер
«Методы семейной диагностики и психотерапии» автор Э.Г.Эйдемиллер, М., 1999 г.
Проективный тест игра «Почта», авторы Е.Бине и Е.Антони.
«Педагог и семья», автор Арнаутова Е.П., М., 2002 г.
Проективный рисунок «Моя семья»,

«Графические методы в психологической диагностике, авторы Романова И.С., Потемкина О.Ф., М., «Дидакт», 1992 г.


«Карта наблюдений», автор Жолобова Л.П.


В целях определения динамики уровня психолого-педагогической компетентности родителей проводилась оценка качества используемого диагностического инструментария по следующим видам контрольных процедур:

- начальная (входная) диагностика;

- заключительная (итоговая) диагностика.


Контрольно-измерительные процедуры преследовали решение следующих задач:

- получить информацию, позволяющую дифференцировать родителей по уровню психолого-педагогической и социокультурной компетентности; выявить потенциальные возможности родителей, уровень самооценки, спланировать работу по повышению родительской компетентности; апробировать контрольно-измерительные процедуры.

- определить эффективность проведенной работы, оценить динамику уровней психолого-педагогической компетентности.
Особенностью проведения начальной диагностики является ее интегрированный характер. Она включает комплекс диагностических методик, позволяющих определить различные показатели всех структурных компонентов (когнитивный, технологически-интегративный, мотивационно – потребностный).

Содержание диагностики нацелено на определение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.


Как видно из таблицы, для изучения когнитивного компонента использовались специальные анкеты. С помощью «Анкеты для родителей №1» (фон – Анкета №1) можно определить знания родителей о воспитании и возрастных особенностях развития детей.

«Анкета для родителей №2» (фон – Анкета №2) служит цели определения знаний родителей о социальном развитии детей.

Анализ ответов на анкеты производился по критерию «полнота знаний».

2 балла – полнота знаний (правильные ответы на все вопросы);

1 балл – знания представлены частично (ответы не на все вопросы, или наличие неправильных ответов);

0 баллов – отсутствие знаний (все ответы неверные).

Высокий уровень когнитивного компонента выявлен у 38% родителей. Для них характерно глубокое осознание собственной ответственности за реализацию воспитательной функции семьи, понимание значимости разностороннего личностного развития, роли социальной и, в частности, семейно-бытовой культуры в воспитании, о значении дошкольного детства, об особенностях возрастного развития ребенка.

Средний уровень обнаружен у 14% диагностируемых родителей. Родители имеющие данный уровень компетентности знают об особенностях возрастного развития ребенка, но затрудняются в аргументации многих положений.

Родители имеющие отдельные отрывочные знания в области психологии и педагогики, связанные с развитием и воспитанием детей, а также ничего не ответившие составляют 48% и это определяет низкий уровень компетентности.
Результаты первоначальной диагностики когнитивного компонента.


Параметры когнитивного компонента

Процент.

Высокий уровень.

38%

Средний уровень.

14%

Низкий уровень.

48%



Результаты первоначальной диагностики когнитивного компонента.


Для определения социальной направленности мотивов и потребностей родителей в воспитании, т.е. определения мотивационно - потребностного компонента, используется «Анкета для родителей №3» (фон – Анкета №3) и «Карта наблюдений» (автор Жолобова Л.П.), включающая в себя три показателя. Данные показатели отражают наличие субъект-субъектных отношений в семьях. Карта заполняется воспитателями коллегиально, при этом показатель «заинтересованность в воспитании и развитии ребенка» определяет мотивационно-потребностный компонент психолого-педагогической компетнтности родителей, показатели «равенство позиций» и «понимание внутреннего мира ребенка, мотивации его поведения» - поведенческий компонент (фон – «Карта наблюдений»).

По результатам анкеты для родителей № 3, автор педагог – психолог Жолобова Л. П. (приложение №3), мы заключили что 19% родителей в экспериментальной группе выделяют нравственное и патриотичекое воспитание как значимые в системе ценностных ориентаций.

Стремятся к повышению своей компетентности в воспитании 52% родителей. 29% родителей предлагают социально-значимые темы для обсуждения на мероприятиях для родителей. Чувствуют взаимопонимание со своим ребенком 67% родителей.

Результаты мотивационно – потребностного компонента представлены в таблице №2 и на графике №2.


Таблица №1. Результаты первоначальной диагностики

мотивационно – потребностного компонента.


Параметры мотивационно – потребностного компонента.

Процент.

1.Выделяют нравственное и патриотическое воспитание как значимое в системе ценностных ориентаций.

19%

2.Выражают заинтересованность в воспитании и развитии ребенка

52%

3.Предлагают социально-значимые темы для обсуждения на мероприятиях для родителей

29%

4.Занимаются самообразованием по воспитанию детей.

33%

5.Считают, что с ребенком у них установились отношения взаимопонимания.

67%


График №1. Результаты первоначальной диагностики мотивационно – потребностного компонента.
Сделать другой график!

Овладение поведенческим компонентом подразумевает способы поведения, адекватные основным нормам социальной культуры, субъект – субъектному (диалогическому) общению, современным требованиям к взаимодействию с детьми, элементарным представлениям о целях, задачах, методах и формах организации общения со своими детьми.

Судить об уровне данного компонента возможно, исходя из ежедневно наблюдаемых воспитателем аспектов общения родителей с детьми по следующим показателям, определенным в «Карте наблюдений» (автор Жолобова Л.П.):

- Равенство позиций с ребенком.

- Понимание внутреннего мира ребенка, мотивации его поведения.

Кроме «Карта наблюдений» для изучения поведенческого компонента использовались стандартизированные методики.

Предпочтение для изучения взаимоотношений в семье отдавалось проективным методам, которые позволяют сократить время при их использовании.

Много сведений о взаимоотношениях в семье, эмоциональной близости её членов, лидерстве дает графический проективный тест «Социограмма» (автор Э.Г.Эйдемиллер). С помощью социограмм структуру взаимоотношений в семье можно «увидеть» глазами родителей. Данная методика проводилась как фронтально, так и индивидуально.

Важным фактором благополучного развития и эмоционального состояния является уверенность ребенка в любви своих родителей. Для определения тональности эмоционального состояния ребенка в семье, его уверенности-неуверенности в любви родителей, коррекции детско-родительских отношений проводилась проективная методика – игра «Почта» (модификация теста Е.Антонии и Е.Бине). Данная методика не только несет важную психологическую информацию, но имеет коррекционный эффект для ребенка, так как позволяет выразить свое отношение к членам семьи и обсудить их с психологом.

Традиционно с целью выявления внутрисемейных отношений глазами ребенка используется графический тест «Моя семья».

Комплексное использование тестов («Социограмма», игра «Почта», рисунок «Моя семья») и «Карты наблюдений» создает объективную картину взаимоотношений в семье и отражает уровень поведенческого компонента психолого-педагогической компетентности родителей.
Таблица №3. Результаты первоначальной диагностики поведенческого компонента:


Уровни

%

Высокий

24%

Средний

43%

Низкий

33%


График №3. Результаты первоначальной диагностики поведенческого компонента:
Сделать график!
В процессе начальной диагностики изучения когнитивного, технологически-интегративного и поведенческого компонентов социально-педагогической компетентности получены следующие результаты:

- 36% родителей имели низкий уровень психолого-педагогической компетентности. Для них характерны: недооценка роли социальной культуры в личностном развитии ребенка, отсутствие информации об особенностях психического созревания, общей ориентации в выполнении соответствующей воспитательной функции, признания родительской ответственности, прав ребенка на самоутверждение, творчество. В их поведении отсутствует личностно-ориентированная направленность социальных контактов, преобладает низкий уровень этнической, нравственно-этической, правовой культуры. Они убеждены в том, что воспитание их детей – это забота детского сада, государства. Функция семьи ими сводится к материальному обеспечению. Доминирующими методами воспитания они считают наказание. В большинстве случаев родители не осознают негативного влияния отрицательных семейных отношений, избегают контактов с педагогами, зачастую игнорируют любые формы взаимодействия. Не являясь, по сути, носителями культурных ценностей, они не считают необходимым приобщение к ним собственных детей. Перспективы развития своего ребенка они починяют чаще меркантильным интересам: получение образования, зарабатывание денег (независимо от вида работы и её соответствия интересам).

На среднем уровне психолого-педагогической и социокультурной компетентности находились 26% родителей. Сфера их интересов в воспитании и социальном развитии своих детей довольна обширна, однако нереализуема в полной мере из-за «нехватки времени», «собственной инфантильности», ситуативности реализации воспитательной функции. Они согласны с необходимостью и значимостью социального воспитания, однако свое место в этом процессе ограничивают участием в тех акциях, которые предлагает дошкольное образовательное учреждение. С недоверием они относятся к доминирующему влиянию семейно-бытовой культуры на результаты социального развития детей, проявляют ситуативный интерес к процессу повышения уровня собственной социальной культуры.

Высокий уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности был отмечен всего у 38% родителей. Устойчивость познавательных интересов к психолого-педагогическим аспектам воспитательного процесса у них сопряжена со стремлением к познанию особенностей развития своего ребенка, к организации педагогически оправданной среды, к активному участию в жизни детского сада, к обогащению и трансляции социокультурных ценностей, к позитивному влиянию семейно-бытовой культуры на социальное развитие детей.


Организуя исследование по изучению психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей, мы учитывали их возраст, образование, тип семьи, определяемый по разным основаниям (полнота, национальный состав, наличие традиций, доминирующий стиль взаимодействия и т.д.). Безусловно, эти данные дополняли информацию о специфике понимания родителями ценностей социальной культуры и воспитания. Так, к примеру, было обнаружено, что при авторитарном стиле воспитания родители, как правило, не ориентируются на нормы нравственно-этической и правовой культуры; в многонациональных семьях в большей мере обнаруживается интерес к другим национальным культурам и толерантное отношение к их представителям, чем в семьях полинациональных; в неполных семьях происходит недооценка норм гендерной культуры и т.д.

Но общие результаты исследования, свидетельствующие о высоком проценте родителей с низким уровнем психолого-педагогической и социокультурной компетентности, еще раз подтвердили актуальность изучаемой проблемы, убедили нас в необходимости активного вовлечения семьи в педагогический процесс социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.


Для оценки результативности научно-экспериментальной работы в апреле 2010 года повторно был проведен диагностический срез по основным характеристикам психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей. Определение уровня сформированности родительской компетентности на контрольном срезе осуществлялись на основе той же диагностики, что и на начальном этапе работы. Оценивались следующие компоненты психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей: когнитивный, технологически-интегративный, мотивационно-потребностный.
Контрольные срезы позволили выявить динамику процесса формирования родительской компетентности и оптимальные условия достижения нормативного уровня. Исследование уровней осуществлялось посредством систематического наблюдения. Количественные данные были получены в результате анализа анкет, тестирования, диагностики.
Опытно-поисковая работа позволила выявить положительную динамику в изменении фактического уровня психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей.
Сравнительный анализ результатов сформированности психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей (%)



Годы

Уровни


2007

2010

Высокий

38%

63%

Средний

26%

27%

Низкий

36%

10%

Для большей наглядности на рисунке отражена динамика повышения уровня психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей



Графики – другие!

Динамика повышения уровня психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей.

В результате научно-экспериментальной работы на % увеличилось количество родителей, имеющих высокий уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности. Отмечается снижение количества родителей с низким уровнем: с % до
Уровень социального развития детей изучался с помощью диагностических методик, разработанных под руководством доктора педагогических наук, заведующей кафедрой дошкольной педагогики и психологии, лаборатории социального развития ПГПУ (фон – обложка книги по педагогической диагностике социального развития детей – «Психолого-педагогическая диагностика социального развития детей дошкольного возраста». Карагай, 2006г. и схема «Основные структурные элементы определения уровней социального развития детей дошкольного возраста» - в файле «Презентация краевая к»).
Изучение уровня нервно-психического развития детей проводилось на протяжении всей экспериментальной работы с использованием многих известных методик (фоном - названия методик - «Доска Сегена», «Заучивание 10 слов» (автор А.Р.Лурия), «Разрезные картинки», «Лабиринт-Полянки» (автор Л.А.Венгер) и другие).
Обязательным условием всех этапов экспериментальной работы являлась диагностика психического и психологического здоровья детей – участников эксперимента. С целью отслеживания психического здоровья детей использовалась «Карта наблюдений», которая заполнялась коллегиально воспитателями (критерии «сон» и «аппетит») и психологом (критерий «тональность эмоционального состояния»), фон – таблицы «Психическое здоровье детей экспериментальных групп» и «Карта наблюдений за психическим здоровьем детей экспериментальных групп». Приложение №1 и №2). С целью отслеживания психологического здоровья детей экспериментальных групп использовался метод социометрии, а также методики: рисунок «Моя группа» и рисунок «Мой воспитатель» (Р.Р. Калинина «Психологическая диагностика в детском саду»).
Результаты диагностического обследования детей

контрольной и экспериментальной групп:

уровни социального развития детей

экспериментальная группа (2010 год)

(подготовительная гр.)



контрольная группа

(2007 год)

(подготовительная гр.)


Высокий уровень

52%

23%

Средний уровень

33%

47%

Низкий уровень

15%

30%

Сравнение уровней социального развития детей контрольной и экспериментальной групп показывает значительную положительную динамику развития уровней социального развития у детей группы, в которой проводилась экспериментальная работа, чем у детей контрольной группы, в которой эта работа не проводилась: в экспериментальной группе превышение стандартов в развитии уровней социального развития – на 52%, а в контрольной группе – всего на 23%.


Положительная динамика уровней социального развития подтверждает наши предположения о том, что социальное развитие детей раннего и дошкольного возраста осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшим из которых является ближайшее социальное окружение, то есть – семья, члены которой принимают участие в педагогическом процессе в качестве равных субъектов. Эффективность реализации полисубъектного подхода в процессе воспитания предопределяется достаточным уровнем компетентности родителей, формирование которой возможно при соблюдении следующих условий:

  1. наличия социально значимых мотивационных установок родителей на полноценное социальное развитие и воспитание их детей;

  2. организации целенаправленного психолого-педагогического и социокультурного просвещения родителей, способствующего становлению их позиции как равноправного субъекта взаимодействия;

  3. разнообразия форм и методов взаимодействия с семьёй, поддерживающих стабильность интересов и потребностей в реализации воспитательных функций.

Приложения



Психическое здоровье детей

экспериментальных групп




Критерии


Показатели

Методы

исследования




1.

Тональность

эмоционального

состояния


Выбор цвета

Проективное

рисование



2.

Сон

Продолжительность

засыпания,

продолжительность сна, настроение после сна.


Наблюдение

воспитателей и

родителей


3.

Аппетит

Отсутствие аппетита в течение

продолжительного

времени.

Хороший аппетит




Наблюдение

воспитателей и

родителей



Карта наблюдений

за психическим здоровьем детей экспериментальных групп






Ф.И.О. ребенка

Сон

Аппетит

Тональность эмоционального состояния

































































































































































































































Обработка результатов наблюдения за психическим здоровьем детей

экспериментальных групп
2 балла – проявление критерия устойчиво положительное (сон, аппетит);

1 балл – проявления критерия частично положительное (сон, аппетит);



0 баллов – проявление критерия частично отрицательное (сон, аппетит).
Тональность эмоционального состояния определяется путем анализа свободных рисунков детей (основной признак – выбор цвета). При этом в карте наблюдения ставится знак «+» - соответствует положительной тональности и знак «-» - соответствует отрицательной тональности эмоционального состояния.

Общее количество баллов от 3 до 4 и знак «+» соответствует высокому уровню психического здоровья дошкольников, посещающих экспериментальную группу; 2 балла и «+» - средний уровень психического здоровья; 0-1 балл и «-» - низкий уровень психического здоровья.




Легче попасть на небеса, чем написать их. Ян Цыбис
ещё >>