Консультационно-методический центр «Развитие» Консультация для родителей: «Отдых детей и подростков в загородных лагерях. Часть 3» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Консультационно-методический центр «Развитие» Консультация для специалистов... 1 57.61kb.
«Отдых детей и подростков в загородных лагерях. Часть 1» 1 37.3kb.
Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «организация... 1 118.68kb.
«Консультационно-методический центр 1 28.51kb.
«Консультационно-методический центр «Развитие» Развитие познавательной... 1 59kb.
«Развитие речи детей через музыку» (консультация для родителей) 1 159.36kb.
Му реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными... 1 37.88kb.
Консультационно-методический центр «Развитие» Физическая реабилитация... 1 20.31kb.
Консультация для родителей «Коллекции в вашем доме» Целевые установки 1 30.45kb.
Программа «Культурно-массовые мероприятия учреждений культуры для... 3 395.62kb.
«Консультационно-методический центр «Развитие» Показатели физического... 1 59.78kb.
Информация умвд 5 марта 2013 г в ангарске полицейские по «горячим... 1 20.55kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Консультационно-методический центр «Развитие» Консультация для родителей: «Отдых - страница №1/1

Консультационно-методический центр «Развитие»лагерь

Консультация для родителей:

«Отдых детей и подростков в загородных лагерях. Часть 3».

Какие факторы свидетельствуют о том, что ребенок действительно готов к своей первой поездке в лагерь?

Ребенок может быть готовым к непродолжительной разлуке с родителями примерно с 5-6 лет. Оптимальным возрастом, когда его можно отправить в летний лагерь, психологи считают 8-9 лет, хотя для многих и это рано. Поэтому, прежде чем планировать лето, внимательно присмотритесь к ребенку и оцените его возможности.



  1. У ребенка должно быть личное желание туда ехать. Если ребенок категорически отказывается от предложения отдохнуть пару недель за городом, вероятно, он не готов расстаться со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.

  2. Ребенка можно считать психологически готовым, если он общительный, легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками.

  3. Ребенок должен иметь навыки самообслуживания и быть самостоятельным в бытовых вопросах. Даже если маленькому путешественнику 6-7 лет, он должен уметь самостоятельно переодеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами, застилать постель и следить за своей внешностью.

  4. Решения, касающиеся лагеря (куда ехать, какие вещи с собой брать), должны приниматься совместно с ребенком, учитывая, конечно, степень зрелости ребенка и требования лагеря. Если ребенок чувствует свою вовлеченность в процесс принятия решений, шансы на получение им позитивного опыта в лагере увеличиваются.

С чем же придется столкнуться ребенку, впервые попавшему в оздоровительный лагерь?

Пребывание в лагере требует определенного уровня самостоятельности и психологической зрелости. Объясните сыну или дочери, что:



  1. там придется долгое время быть без родителей;

  2. пространство лагеря совершенно незнакомо, и сразу запомнить, что, где находится, не так-то просто;

  3. правила пребывания в лагере поначалу неизвестны, но их выполнения требуют;

  4. необходимо самому за собой ухаживать, например, содержать в порядке и чистоте одежду, тумбочку, постель; следить за своими вещами, чтобы не растерять предметы, без которых будет сложно обойтись — расческу, зубную щетку и т.д.;

  5. детский коллектив абсолютно новый, и нужно найти в нем свое место;

  6. ответственность за себя придется нести самому: решать, в какие кружки записаться, с кем дружить, в каких играх и забавах принимать участие.

Как выбирать смену?

Смены принято делить на оздоровительные, тематические и профильные. Оздоровительные смены предполагают спортивные мероприятия, медицинские процедуры и игры на свежем воздухе. Тематические от оздоровительных отличаются тем, что мероприятия на смену выбираются не случайно, а в соответствии с какой-нибудь темой, эти темы меняются от заезда к заезду.

Профильные смены принципиально другие: здесь есть профиль, то есть направление работы, которое в отличие от темы является постоянным. Например, темой может быть «Путешествие по планетам» или «Книга Здоровья», профилем же могут выступать такие направления, как военно-патриотическое, культурологическое, художественно-эстетическое и другие. Профиль требует интенсивного режима, насыщенной и углубленной программы, наличие специалистов данного профиля (журналистскую смену должны делать профессиональные журналисты, театральную – актеры и режиссеры).

Профильные смены различных направленностей специально разрабатываются опытными методистами с учетом разнообразия интересов и увлечений участников. При выборе смены важно это учитывать.

Программы профильных смен культурологической направленности способствуют развитию творческой активности, эстетического восприятия мира, формированию общей культуры.

Программы профильных смен художественно-эстетической направленности развивают образное мышление, непосредственные навыки и умения в области декоративно-прикладного и художественного искусств.

Программы смен физкультурно-спортивной направленности способствуют развитию физических способностей, учат работать в команде, формируют представления о здоровом образе жизни.

Программы смен социально-педагогической направленности помогают расставлять жизненные приоритеты, узнавать свой внутренний мир, формировать собственную стратегию жизненного успеха для участников всех возрастов.

Программы смен военно-патриотической направленности формируют устойчивые гражданские и патриотические ценности, развивают морально-волевые качества участников.

Программы смен туристско-краеведческой направленности расширяют знания в области краеведения и природоведения, дают навыки пешего и водного туризма, предполагают практическую исследовательскую деятельность.

При выборе смены важно учитывать её соответствие интересам и желаниям ребенка. С одной стороны, ребенок может проявить имеющиеся спортивные, вокальные, танцевальные, художественные, артистические и другие способности, отправляясь на соответствующую увлечениям смену, продолжая заниматься тем, что успешно удавалось и дома.

С другой стороны, выбирая профильную смену, не соответствующую наклонностям, можно попробовать развить в себе те качества, которыми, как может показаться, ребенок вовсе не наделен. Глядишь, благодаря работе специалистов, профессионалов своего дела, ребенок совершенно неожиданно для себя, для друзей и родителей станет «звездой сцены», сотворит настоящий «шедевр искусства», покорит свой «спортивный олимп» или раскроет в себе лидерский потенциал, приведя команду к победе.

В любом случае, выбор остается за вами, уважаемые родители, и за вашим ребенком. Но, прежде чем отправлять его на смену и покупать путевку, обязательно поговорите с ним о том, чего он ждет от этого отдыха, расскажите ему о мероприятиях смены, разделите с ним, хоть немного, ответственность. Даже, если вы не получите от него конкретного ответа, сам процесс его соучастия в выборе в какой-то степени подготовит его к поездке на смену, создаст нужный психологический настрой.

Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой?

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Даже находясь вдали от ребенка можно попытаться помочь ему, попробовав воспользоваться простыми советами.



  1. Надо расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, вместе поискать решение этих проблем.

  2. Важно сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, следует настроить ребенка на хороший отдых.

  3. Если ребенок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания.

  4. Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому может устроить истерику как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посередине смены. Все зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.

В большинстве случаев то, что поначалу вызывало тревогу, обернется преимуществом. Обстановка непривычная, но сколько всего увлекательного! Коллектив незнакомый, но зато можно решиться и показать себя по-новому, более смелым и интересным! Нужно принимать самостоятельные решения, ведь это же здорово! Да, родители не подсказывают, но нет ни повышенного контроля, ни излишней опеки. Дети, преодолевшие трудности адаптации, радуются, что не уехали домой, а остались отдыхать.

Еще один «острый», но короткий период, — когда смена переваливает за середину. На несколько дней возвращаются тоска по дому, по родителям, усталость от общения в новом коллективе. Снова вы можете услышать жалобы ребенка и просьбы забрать его домой. Но это лишь на 2-3 дня. Затем открывается «второе дыхание»: дети понимают, что смена движется к концу, и спешат успеть то, что не смогут сделать дома.

Ближе к концу смены многие дети говорят, что им жалко уезжать из лагеря. Если вы слышите от ребенка такие слова, если он просит вас в следующем году еще раз отправить его в лагерь, значит, он получил от отдыха то, что ему было нужно!

Даже если первое знакомство вашего ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, «выучив этот урок», в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете с куда большим удовольствием.


Как помочь ребенку обрести самостоятельность?

Есть несколько простых советов по развитию самостоятельности, если до поездки в лагерь остается месяц. Приучайте ребенка ухаживать за собой и своими вещами. Он должен помнить о том, что ему самому нужно чистить зубы, мыть голову, стирать мелкие вещи, уметь подобрать одежду по погоде.



  1. Он должен научиться аккуратно, складывать одежду, помнить, что вещи нужно класть на свои места (чтобы в лагере потерять как можно меньше).

  2. Научите пришивать пуговицы и зашивать небольшие дырки на одежде.

  3. Подготовьте для ребенка удобные вещи. Рассчитайте запас «крупной» одежды так, чтобы малыш стирал ее только в случае необходимости. Продумайте, какую одежду и обувь нужно дать с собой, учитывая, что погода может быть разной. Собирайте вещи вместе с ребенком, чтобы он знал, где что лежит. Напишите список вещей, чтобы облегчить ему сборы домой по окончании смены.

  4. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены.

Первый опыт отдыха без родителей, так или иначе, отразится на развитии детской самостоятельности, как правило, в хорошем смысле. Важно и по возвращении ребенка домой поддерживать его инициативность, целеустремленность и ответственность. Тогда, вне всякого сомнения, самостоятельность ребенка поможет ему и во взрослой жизни.

Как реагировать на конфликты ребенка со сверстниками?

Один из страхов родителей надолго расставаться с ребенком связан с невозможностью защитить его от ссор, драк и конфликтов со сверстниками, вмешаться в ситуацию и предотвратить её. Такая позиция характерна для родителей, страдающих гиперопекой. Причины детских конфликтов разные, но задача взрослых не только их разрешить, но и научить правильно предотвращать.



Можно выделить три основные стратегии по взаимодействию с детскими конфликтами:

  1. Стратегия игнорирования. Несомненно, что дети получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научатся. Драка – это предельно ожесточенная точка межличностного конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что, если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.

  2. Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дети делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. И для каких-то детей драка такого рода будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и «заочная» драка с наказывающим их взрослым.

  3. Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения.

Овладев этими простыми правилами, ребенок сможет не только самостоятельно предотвращать личные конфликты со сверстниками, но и способствовать нахождению компромисса враждующих сторон, получив таким образом заслуженный авторитет «миротворца» и «грамотного дипломата» среди сверстников.




Богатство — любой доход, который хотя бы на 100 долларов превышает годовой заработок мужа сестры вашей жены. Генри Луис Менкен
ещё >>