Конструктивные пьесы Баха, составляющие репертуар школьника - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 163.91kb.
Лауреат Нобелевской премии в области литературы и искусства за 1997 год 1 85.94kb.
Тематическое планирование по музыке 8 класс. № Дата Тема урока Основное... 1 177.37kb.
Репертуар репертуар: Т. Альбинони adagio И. С. Бах 1 34.68kb.
"Влияние сми на социальное развитие младшего школьника" 10 1012.16kb.
Впечатления закарпатского школьника от познавательной поездки в С. 1 28.87kb.
Профориентация в Интернете 1 46.09kb.
Методическая разработка уроков по изучению хтк и. С. Баха в дмш и... 1 122.47kb.
Режим дня школьника 1 164.62kb.
Шекли Роберт Избирательная память 1 36.32kb.
Драматический театр 1 58.18kb.
Метатекст протестантского хорала: семиотический континуум в музыкальной... 4 719.48kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конструктивные пьесы Баха, составляющие репертуар школьника - страница №1/1



  1. Конструктивные пьесы Баха, составляющие репертуар школьника.

Учебный репертуар школьника составляют пьесы, записанные Бахом в клавирные тетради. Одна из них была составлена в 1720 году специально для обучения его старшего сына – девятилетнего Вильгельма Фридемана. Две другие, 1772 и 1725 года – для Анны Магдалены Бах, второй жены И.С. Баха, певицы, которой в момент замужества шел двадцать первый год.

Несмотря на то, что Иоганн Себастьян придавал весьма серьезное значение поэтапному обучению, что следует из свидетельства его современников а так же его сыновей, в содержании клавирных книжек мы не найдем и намека на систематичность музыкального материала, ведущего от простого к сложному. Здесь, сложнейшие сочинения, как Партиты, соседствуют с пьесами небольшими и совсем нетрудными. Первую тетрадь открывают пять Французских сюит, вторую – Партиты, за которыми следуют Менуэты, Марши, Полонезы вперемешку с вокальными пьесами, ариями и хоралами разной степени трудности.

Тетради, оказывается, не заполнялись самим Бахом последовательно, от начала до конца. Если сюиты записаны Иоанном Себастьяном, то Менуэт и отдельные части к сюитам – Анной Магдаленой Бах. На некоторых страницах появляется почерк Филиппа Эмануэля, на других – неуклюжие каракули кого-то из совсем еще юных Бахов. На следующих страницах опять может появиться рукопись Иоганна Себастьяна. Создается впечатление, что тетрадь эта как бы «ходила» по дому Баха из рук в руки. Видимо, не только любой из членов семьи мог оставить в ней свою запись, но и каждый мог пользоваться ею, играть по ней. Дети, что помладше, могли найти в ней пьесы несложные и небольшие; те, которые повзрослели и приобрели изрядное мастерство, могли приступить к Сюитам и Партитам. Скорее всего, тетрадь для Анны Магдалены Бах, являлась своеобразным домашним альбомом, предназначенным для всей баховской семьи, сопутствуя ей долгие годы.

Исследования показывают, что первая тетрадь была начата в 1722 году, а окончена не ранее 1725 года. Вторая составлялась с 1725 года вплоть до 1740-х годов. На страницы, которые оставались пустыми, вносились все новые и новые сочинения. Так, знаменитая ария, ставшая темой Гольдберг-вариаций, оказалась записанной на случайно пропущенных вначале страницах между двумя частями Арии «Bist du bei mir», и сделана эта запись рукой Анны Магдалены не ранее 1740 года.

Педагогическим целям посвящены 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний. Сначала эти двухголосные и трехголосные пьесы были вписаны Бахом в 1722 – 23-х годах в музыкальный альбом Вильгельма Фридемана и имели название Преамбулы и Фантазии. Несколько месяцев спустя этот цикл двух- и трехголосных полифонических пьес появился в другой рукописи, но с другими названиями – Инвенции и Синфонии.

Инвенция (от лат. inventio – изобретение, выдумка) – обозначение небольшой пьесы, указывающее на роль в ней музыкальной изобретательности. И.С. Бах выбрал название точно: его Инвенции – творческие изобретения в самом глубоком смысле слова. Бах «изобрел» или вернее сказать, усовершенствовал особый метод композиции, где определяющим фактором является техника перестановок мотивных образований при равноправии образующих пьесу голосов. Более того, обращение к немецким трактатам XVIII века в области искусства, дает нам богатую пищу для размышления. Понятие Инвенция используется в них довольно широко. Прежде всего, это касается трактатов по теории поэзии. Например, в трактате Кристиана Фридриха Хунольда «Новейшее искусство достижения чистой и галантной поэзии» инвенция применяется как специальный термин. Он связан с особым способом развития поэтического текста путем различных преобразований какой-либо одной исходной идеи. В разделе, посвященном инвенции, он пишет, что она является «наиболее важным элементом всея поэзии. Инвенция – это душа, особенность стиха, в то время как строфы, рифмы – лишь изящное его облачение». Эти идеи, связанные с теорией поэзии были распространены в просвещенном обществе. Ими не могли не вдохновиться и музыканты. Уже через десять лет после выхода трактата Хунольда, один из друзей баховской семьи, Георг Филипп Телеман в 1717 году пишет в письме о том, что собирается написать трактат о музыкальной инвенции. Телеман трактат так и не написал, но другие музыкальные теоретики уже применяли идею inventio как способ развития музыкального материала.

Создавая Инвенции и Синфонии, Бах ставил перед собой высокие воспитательные задачи. На титульном листе этого сочинения, он собственноручно написал: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему изобретению, но и правильной разработке; главное же – добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции».

Замечательной популярностью пользуются «Маленькие прелюдии и фуги». В отличие от вышеназванных учебных циклов, данный сборник при жизни Баха не существовал – его составил из мелких произведений композитора и издал в 1848 году Ф. Грипенкерль, известный немецкий музыкант, который совместно с К. Черни и Ф. Ройцшем осуществил публикацию многотомного собрания клавирных сочинений И.С. Баха в издательстве Петерс. В своем предисловии к изданию Грипенкерль писал: «Цель настоящего сборника заключается в том, чтобы объединить в одном томе наиболее легкие инструктивные сочинения И.С. Баха. Они воспроизведены частью по рукописям автора, частью – там, где автографы отсутствовали – по лучшим старым копиям».

При жизни Баха были опубликованы четыре сборника, носящие последовательно названия Klavierűbung I, II, III и IV. (Дословный перевод – упражнения для клавира, что следует понимать как «путь совершенствования», «путь учения», «путь приобретения мастерства».)



Kl. I содержит шесть партит.

Kl II – Итальянский концерт и Партиту h-moll.

Kl III – Прелюдию и тройную фугу Es-dur для органа, хоральные обработки для органа (21), 4 дуэта для клавесина.

Kl IV – Гольдберговские вариации.

И, наконец, два заслужившие мировую славу сборника: «Хорошо темперированный клавир» (“Das Wohltemperierte Klavier”) и «Искусство фуги» (Kunst der Fuge).




  1. Особенности клавишных инструментов первой половины XVIII века.

Историческое своеобразие рассматриваемого раздела музыкального образования связано с особенностями клавишных инструментов бытовавших в первой половине XVIII века, и для которых, собственно и были написаны изучаемые школьниками клавирные произведения.

Педагогическая направленность этих сочинений соответствовала, очевидно, самому укладу музыкальной жизни баховского времени. Домашнее музицирование и обучение музыке занимало в ту эпоху более значительное по сравнению с концертной практикой место.

Под клавирным произведением понималось произведение, написанное вообще для какого-либо клавишного инструмента. Три основные клавишные инструмента того времени – клавесин, клавикорд, орган. Молоточковое фортепиано хотя и было уже изобретено, но при жизни Баха не вошло в музыкальную практику. Баху молоточковое фортепиано было знакомо, однако, он не посвятил ему ни одного произведения.

В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина. Крайне познавательным для учащихся явилось бы посещение Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов. В его экспозиции представлены западноевропейские инструменты XVI – XIX веков / в их числе работы известных мастеров – Н. Амати, И. Тильке и других, флейта Оттетерро, принадлежавшая Людовику XIV, большая коллекция клавишных инструментов: фортепиано, клавесины, органы, спинеты, челесты, личные рояли известных музыкальных деятелей./

Клавикорд – небольшой музыкальный инструмент, обладающий тихим звучанием. При нажиме на клавишу клавикорда при помощи тангента в звучание приводится одна, соотнесенная с этой клавишей струна. Клавикорду не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты, но мелодии может быть придана некоторая звуковая гибкость, а тонам мелодии – даже некоторая вибрация.

Клавесин. В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда, клавесин обладает игрой более звучной и блестящей.

Свое происхождение он ведет от инструмента близкого гуслям. Первые сведения о клавесине относятся к началу XVI века. Нажим клавиши клавесина приводит в движение перышко, которое «щиплет» струну. Звук получается звонкий, отрывистый и быстро затухает. Для усиления звука применялись удвоенные, утроенные и даже учетверенные струны, которые могли настраиваться по желанию исполнителя в унисон или в октаву. Таким же образом настраивались и клавесины с двумя клавиатурами (мануалами).

Особое устройство позволяло соединять обе клавиатуры, удваивая звуки в октаву. Именно такого типа клавесинами, типичными для баховского времени, располагал и пользовался И.С. Бах. К этому же типу принадлежит большинство современных, изготовляющихся в наше время клавесинов.

Клавиатуры клавесина имели диапазон от G контроктавы до D – третьей октавы. Позднее диапазон клавесина был расширен до F, G третьей октавы, а фактическое звучание струн имеет диапазон еще более широкий.

Итак, первая клавиатура (мануал) располагает двумя регистрами и вторая клавиатура – так же двумя регистрами. Эти четыре регистра могут каждый в отдельности по желанию исполнителя, включаться и выключаться посредством особых рычажков.

В XVII и XVIII веках регистровые рычажки располагались над клавиатурами. В современных клавесинах включение и выключение регистров передано педалям, расположенным аналогично педалям фортепиано. Кроме того, клавиатуры могут быть соединены (копулированы). Таким образом, можно включить все четыре регистра и иметь звучание широко раскинутое, обогащенное верхними и нижними октавными удвоениями, так как каждой клавише будут отвечать четыре струны.

Из звуковых возможностей клавесина следует так же упомянуть специальное приспособление – рычажок Loute (Лютня). Используя этот рычажок струны того или иного регистра приглушаются так, что звучание делается более тихим и отрывистым, уподобляясь звучанию лютни.

Используя эти средства клавесина, становится возможным придавать различную окраску различным разделам произведения. Например, двухголосное произведение, где голоса различны по функциям, как мелодия и аккомпанемент, целесообразно исполнять на двух клавиатурах. Или в Менуэте G-dur из Нотной тетради Анны Магдалены Бах, желая придать правой руке звучность несколько бо́льшую, чем левой, включим на первой клавиатуре два регистра, а на второй – один. Мы получим в правой руке – mezzo piano, а в левой  piano.



В маленькой прелюдии с-moll основная мысль проводится в нижнем голосе. Вместе с тем общий сосредоточенно-задумчивый характер прелюдии не допускает ярко различной инструментовки двух голосов. Хотя нижний голос и превалирует, он должен составлять вместе с сопровождающим его верхним сдержанную, лишенную чрезмерной яркости звучность. Прелюдия может быть инструментована таким образом, что левая рука играет на первой клавиатуре, а правая – на второй, но в регистре, которому придан особый приглушенный характер, посредством рычажка Laute.



Все эти звуковые противопоставления имеют целью сделать ясными характер и структуру произведения. Что касается исполнения самой мелодии, то смена регистров и клавиатур в целях придания мелодии гибкости и выразительности на клавесине не применялась. Это явилось бы средством слишком грубым, и его применение не оживляло бы мелодию, а разрывало бы ее своей искусственностью.









Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают. Фридрих Хаек
ещё >>