Конституционное право государств Европы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конституционное право государств Европы 64 4312.1kb.
Концепции гибкого подхода к определению права, подлежащего применению... 1 317.03kb.
Конституционное право на свободу творчества и охрану интеллектуальной... 1 354.69kb.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран Часть общая... 7 1590.28kb.
Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине... 1 32.38kb.
О программе «Юриспруденция» 1 21.6kb.
Тематика курсовых работ по курсу «Конституционное право зарубежных... 7 1367.68kb.
Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную... 1 374.45kb.
Программные вопросы по дисциплине «Конституционное право зарубежных... 1 44.55kb.
Учебная программа дисциплины «Экологическое право» для специальности... 1 153.15kb.
Программа по спецкурсу «конституционное право португалии и бразилии» 1 39.42kb.
О добыче драгоценных камней в замбии 1 25.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конституционное право государств Европы - страница №1/64

Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - Новая Правовая культура, 2004 г.

Конституционное право государств Европы




Предисловие

В подготовленном коллективом авторов учебном пособии рассматриваются конституционные институты, касающиеся экономического и государственного строя в странах Европейского континента. Книга позволяет узнать, как конституции этих стран в условиях рыночной экономики регулируют вопросы собственности, государственное планирование, финансы государства и экологическую охрану общества. Читатель, кроме того, составит себе ясное представление о конституционной регламентации политических прав граждан в странах Европы, об их правах в социокультурной сфере, о правовом статусе национальных меньшинств, о референдуме, о федерациях в Европе, об организации и деятельности таких государственных институтов, как монарх, президент, государственный совет, суд, а также о вооруженных силах.

Решения, содержащиеся в конституциях государств Европы, в целом ряде случаев представляют значительный теоретический и практический интерес. Например:

1. Большинство конституций этих государств устанавливает новую экономическую структуру общества, исходя из того, что демократическое развитие современного капиталистического общества может быть обеспечено лишь при признании и использовании разных форм собственности и при существенном ограничении права частной собственности. Эти конституции отвергают старую, отжившую свой век либеральную, "людоедскую" концепцию о безраздельном господстве в обществе частной собственности.

2. По конституциям некоторых государств Европы (например Беларуси, Болгарии, Исландии, Португалии, Румынии, Словении, Турции) в частной собственности не могут находиться недра, воды, растительный и животный мир. В этих странах, следовательно, конституции запрещают право частной собственности как полное, абсолютное право.

3. Конституции отдельных стран Европы (например Армении, Болгарии, Литвы, Румынии, Словении) лишают иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц права частной собственности на землю.

4. В конституциях многих европейских стран содержатся предписания, запрещающие создание монополий в каких бы то ни было формах.

5. Для регулирования рыночной экономики в ряде европейских государств наряду с рыночными механизмами конституция устанавливает систему государственного регулирования экономики, включающую централизованное прогнозирование, планирование и программирование экономических и социальных процессов.

6. В большинстве конституций зарубежных европейских государств осуществление принципа всеобщности и равенства налогообложения ставится в прямую зависимость от имущественного положения налогоплательщика.

7. Большинство конституций европейских государств закрепляет требование специализации бюджета, то есть целевого использования бюджетных средств. Причем государственные средства могут выделяться и расходоваться только на основании проектов, утвержденных парламентом.

8. Конституции ряда зарубежных европейских государств содержат требования обязательного облачения в форму закона любых кредитов и займов государства.

9. В некоторых европейских республиках президенты наделены такими полномочиями, которые превращают провозглашенный их конституциями принцип разделения властей в иллюзию, и, напротив, в отдельных европейских монархиях конституционное устройство государства зиждется реально на этом демократическом принципе. Данные обстоятельства дают основания говорить о республиканских монархиях и о монархических республиках.

10. Конституции ряда государств Европы содержат предписания, запрещающие создание военных и военизированных образований, не принадлежащих к вооруженным силам государства.

Необходимо отметить, что данное издание является продолжением двух других книг, также посвященных институтам конституционного права иностранных государств: "Очерки конституционного права иностранных государств" (М., 1999), "Институты конституционного права иностранных государств" (М., 2002).



Глава I. Экономическое устройство




§ 1. Конституционная регламентация института собственности
в государствах Европы




1. Предварительные замечания

В истории человечества все революции и контрреволюции совершались с целью утверждения той или иной формы собственности в качестве господствующей в обществе. Так, буржуазная революция во Франции 1789 г. отменила феодальную собственность, заменив ее на буржуазную частную собственность. Социалистическая революция в России 1917 г. отменила частную собственность, заменив ее на государственную социалистическую собственность. Политические перевороты в социалистических государствах Восточной Европы и Союзе Советских Социалистических Республик (1989-1991 гг.) привели к ликвидации государственной социалистической собственности и установили господство частной собственности.

Изменение в обществе господствующей формы собственности всегда приводило к коренному изменению конституционного строя, ибо отношения собственности являются определяющими в любой системе общественных отношений. Следовательно, от того, какая форма собственности становится господствующей, зависят виды и содержание всех конституционных институтов, регламентирующих экономический и государственный строй общества.

Например, реставрация института права частной собственности в Болгарии сказалась весьма неблагоприятно на конституционных правах болгарских граждан. Конституция Болгарии 1991 г. лишила граждан жизненно важных прав на труд, бесплатную медицинскую помощь, пенсию. Вместо права на труд Основной закон этой страны предусматривает право получать социальное обеспечение "при условиях и в порядке, определенных законом". Отнесение к обычному закону определения условий и порядка реализации данного права делает возможным, формально не нарушая Конституцию, превратить право безработных граждан на социальное обеспечение в фикцию. В действующей Конституции Болгарии говорится не о безусловном ранее праве на бесплатную медицинскую помощь, а о том, что граждане имеют право на страхование здоровья, гарантирующее им доступную медицинскую помощь, а также на бесплатное медицинское обслуживание, но опять-таки "при условиях и в порядке, определенных законом". Вместо прежде принадлежавшего всем права на пенсию в нынешней Конституции записано право на социальное страхование и социальное вспомоществование.

Как видим, реставрация института частной собственности в Болгарии привела к лишению граждан тех конституционных прав, от реального существования которых зависит в самом прямом смысле слова жизнь болгарских граждан.


следующая страница >>



Все мы фаталисты, если речь идет о других. Натали Клиффорд Барни
ещё >>