Конспект урока по теме: "Отечественная война 1812 года" 8-й класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Открытыйуро к поистори и натем у: «отечественна я война 1812 года»... 1 38.31kb.
Отечественная война 1812 года 1 47.11kb.
Урок «Отечественная война 1812 года» 1 81.17kb.
Конспект урока: «Отечественная война 1812 года» 8 класс Учитель Буйленко... 1 89.44kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 137.54kb.
200-летие победы России в Отечественной войне Отечественная война... 1 135.85kb.
Конспект открытого урока: «Отечественная война 1812 года» Учитель... 1 58.5kb.
Разработка урока: "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. 1 124.07kb.
Классный час «отечественная война 1812 года» 1 36.15kb.
Реферат по теме: Герои Отечественной войны 1812 года Студент фатс... 7 906.15kb.
Сценарий урока «Отечественная война 1812 года» 1 430.91kb.
Война 1812 года и личность Наполеона глазами французов. 1 127.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока по теме: "Отечественная война 1812 года" 8-й класс - страница №1/1


Сергеева Марина Геннадьевна, учитель первой категории МАОУ СОШ №152

г. Челябинска

Открытый урок по истории России «Отечественная Война 1812 года»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 152

Г. Челябинска



Конспект урока по теме:

"Отечественная война 1812 года"

8-й класс


Подготовил

Учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Сергеева Марина Геннадьевна

г. Челябинск 2011 г.

Цели урока:
Образовательные:

- рассмотреть основные события и проблемы Отечественной войны 1812 года;


- выделить положительные и отрицательные последствия наполеоновских войн;
- проследить изменение роли России в международных отношениях.
Развивающие: способствовать развитию

- логического мышления;


- навыков целеполагания и поиска способов достижения цели;
- умения работать со схемой;
- креативного мышления.
Воспитательные: способствовать воспитанию

- патриотизма, чувства гордости за Россию;


- неприязни к войне, как способу решения проблем.
Оборудование:

учебник “История России XIX век” (авторы Данилов А.А., Зырянов П.Н., для 8-го класса);

мультимедийное оборудование,

настенная карта;

компьютер; компакт-диск “Энциклопедия истории России. 1862-1917”;

комплект открыток “Герои Отечественного войны 1812 года”, художник Иванов Ю.; репродукции картин, посвященных данной теме;

музыкальное сопровождение.

План изучения темы:

1. Повторение изученного: “Внешняя политика, задачи России на международной арене накануне начала войны 1812 года”.

2. Изучение новой темы:

1) Вторжение Наполеона в Россию

а) причины войны, уровень подготовки стран к военным действиям;

б) начало военных действий;

в) назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армии;

2) Бородинское сражение;

3) Совет в Филях;

а) оставление Москвы

б) малая война (партизанское движение, народное ополчение, положение французов в Москве);

4) Отступление и гибель «Великой армии»

3. Рефлексия (анкетирование учащихся).

4. Домашнее задание (по усмотрению учителя).



  • Новые термины: партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.


Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.


  • Назовите основные направления внешней политики Александра I

Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX века?

  • Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в начале XIX века?

  • Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто был союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г?

  • В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг?

  • Каково было основное условие Тильзитского мира? Насколько нон было выгодно России?

  • Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России?

  • На каком из направлений России удалось добиться наибольших успехов?

  • Какое из направлений внешней политики для России было самым проблемным? Почему?

II Изучение нового материала.

1). Вторжение Наполеона в Россию
- беседа с учащимися.
Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, сначала направленных против революционной Франции, затем против наполеоновской Франции. Участвуя в войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России не было подорвано. Российское дворянство негативно относилось к Тильзитскому договору, и было воинственно настроено против Наполеона. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.

а) причины войны, уровень подготовки стран к военным действиям;

- Назовите причины войны 1812 года

Запись в тетради.




Причины войны

для Франции

для России

1. стремление к мировому господству

1. ослабление влияния Наполеона на мировую политику

2. нарушение Россией континентальной блокады

2. экономические убытки от континентальной блокады

3.подчинить себе Александра I

3. угроза целостности границ, из-за превращения Варшавского герцогства в плацдарм для сосредоточения военных сил Франции


-работа с учебником

-Найдите и запишите данные о численности армий России и Франции.



Соотношение сил.


Франция

Россия

 600 тыс. чел.

1372 орудия



 210 тыс. чел.

Великая армия «двунадесяти языков»


Рекрутский набор

Хорошо обученные, натренированные солдаты, закаленная в боях армия

Большие людские ресурсы, запасы продовольствия и фуража

Качество вооружения было лучше, ружья поддавались ремонту.

Вооружения производилось больше, но по качеству было хуже французского.

Многонациональная армия  нежелание многих воевать против России; моральная разобщенность

Патриотическое воодушевление всех слоев населения; общее желание сражаться за Отечество.

Опытные маршалы.

Опытные командиры.

(Запись в тетради)
-Каков характер войны для обеих сторон?
Для Франции - захватнический, грабительский.

Для России – отечественный, защита свободы, независимости.


б) начало военных действий.

- с наступлением ночи 12 июня 1812 года Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на берег без препятствий, к их удивлению. Там мир, война с их стороны; все спокойно в этой чужой стране, которая была представлена им такой угрожающей.


-Работа с контурной картой
учитель показывает расположение русских войск и армии Наполеона накануне вторжения, места сражения.

-Отметьте расположение русских армий и их численность накануне войны.

-Предположите какую тактику мог принять Наполеон?

- Какую тактику могли предпринять русские, зная о перевесе сил?

(запись в тетради)
Планы сторон.


Франция

Россия

1. окружить и разбить армии поодиночке

1. не дать окружить себя.

2. захватить Москву

2. отступить для соединения армий

3. добиться от Александра I подписания мирного договора.

3. дать генеральное сражение для изгнания Наполеона.

- соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские войска поодиночке. Общее командование принял на себя Барклай-де Толли как военный министр. Теперь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение.
на доске

4-5 августа сражение под Смоленском.

В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Смоленск был «ключом» к Москве - сильной крепостью. С оставлением Смоленска у русской армии не осталось крупных укрепленных пунктов.



в) назначение Кутузова главнокомандующим русской армии.
-учитель показывает путь отступления, запись в тетради

8 августа 1812 года Кутузов назначен главнокомандующим русской армии.


-чтение стихотворения М.Ю Лермонтова «Бородино».
Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»
2) Бородинское сражение.

-работа с контурной картой

отметьте дату сражения -26 августа 1812 года

- работа над схемой «Бородинское сражение»..

Преимущества Бородино:


  • возможность перекрыть старую и новую Смоленские дороги одновременно

  • обширная площадь для размещения войск

  • река Колочь – оборонительный рубеж для правого фланга русских

Левый фланг и центр не защищены - простроен Шевардинский редут

За Шевардинским редутом – Багратионовы флеши



Центр – земляной вал и артиллерия – батарея Раевского

Правый фланг – 1-я армия Барклая де Толли, резерв.

Цель Кутузова:

оборону на флангах, окружить, уничтожить.

Соотношение сил к Бородинскому сражению

Франция

Россия

134 тыс. чел. регулярной армии

116 тыс. чел. регулярной армии + ополчение + казаки

578 стволов артиллерии

624 ствола артиллерии

1-я атака – Шевардинский редут; за время атаки укрепляются оборонительные сооружения. Взят после дня атак.
- работа с терминами
Флеши - земляные укрепления в форме тупого угла.

Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление.

Батарея- артиллерийское подразделение из нескольких орудий.

Кавалерия – конное войско.

Инфантерия – пехота.

Артиллерия – огнестрельные орудия, род войск с таким вооружением.

Слайд 11.

Ход сражения

26 августа 1812 г.,  5 часов утра

2-я атака – Багратионовы флеши. После 7 часов боев и 7 атак взяты; но левый фланг не прорван.

Основная атака – на батарею Раевского.

Для отвлечения французов – казаки Платова и конный корпус Ушакова бьют в тыл французам. Атака прервана на 2 часа.

Батарея Раевского взята лишь к 16 часам.

Наполеон не использует резерв. «Старую гвардию».
-Каков итог сражения?

Итоги сражения

12 часов боя. Основные русские позиции взяты, но окончательной победы нет. Цель «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»


3) Совет в Филях;

-на доске: 1 сентября - Военный совет в Филях

-работа с документом (приложение 1)


После Бородинского сражения Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Бородинского сражения до исхода французов из Москвы не состоялось ни одного сражения.
- запись в тетради: 2 сентября – принято решение в Филях – оставить столицу.

Оставление столицы


Плюсы

минусы

1. сохранение армии

1. захват противником столицы

2. дальнейшее изматывание противника.

2. разорение Москвы.


3. возможность оторваться от противника, пополнить армию.

3. захват города, крупного опорного пункта.


а) оставление Москвы

2 сентября 1812 года русская армия оставила Москву. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в Москве.

Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.

Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.

Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращаются. .

Кутузов оставлял Москву, чтобы, пополнив войска, запасами вооружением, дать новое сражение.


б) малая война (партизанское движение, народное ополчение, положение французов в Москве);

В стране разрасталось партизанское движение. Не только армия, но и весь народ, поднялся на защиту своего отечества.


4) Отступление и гибель «Великой армии»

- работа с картой

-Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр,напишите даты сражений.

Пребывание армии в Тарутино позволило добиться материального и численного превосходства над противником.

Ополченцев – 100 тыс человек

Всего 220 тыс. человек

Орудий – 600

- Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой городок сгоревший до тла восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преградившую неприятелю путь на Калугу.

Утром 26 октября Наполеон дал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге?
Началось отступление французской армии. Инициатива в войне перешла в руки русских войск. Русская армия двигалась параллельно противнику, во все время угрожая отрезать французам путь к отступлению. Несколько раз вступали русские в победоносные столкновения с французской армией. Так крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской армии.

- работа с контурной картой.

-отметьте на карте р. Березину

В районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие несогласованных действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся армии на тот берег, понеся огромные потери (около 30 тыс. человек) Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется в Париж, дабы собрать новую армию.

6 января АлександрI издал манифест об окончании войны.




3. Рефлексия (анкетирование учащихся).
АНКЕТА
1. Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на

то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше

время. С какими мнениями согласны лично Вы?

А) сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело;

Б) оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей;

В) чувство Родины существовало, существует и будет существовать;

Г) Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека;

Д) такая проблема меня не интересует;

Е) у меня своя точка зрения по этому вопросу (укажите какая).

2. Считаете ли Вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого

гражданина?

А) да;


Б) в целом – да;

В) зависит от обстоятельств;

Г) нет;

Д) трудно сказать.



3. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки

Отечественной войны 1812 года. С какими из них Вы согласны?

А) Отечественная война 1812 года была великим подвигом народа, защищавшего свою независимость;

Б) Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которые несли наполеоновские армии;

В) это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной

французской империи;

Г) французская армия внесла в отсталую Россию самые передовые достижения

прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в1812 году Россия сегодня прочно находилась бы среди цивилизованных стран мира;

Д) если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным, куда более гуманным и прогрессивным путем.



4. Уже 200 лет обсуждается вопрос: надо ли было сдавать французам Москву.

Как считаете вы?

А) да, в тех условиях иного пути спасения армии, а значит, и России, просто не было;

Б) следовало дать бой у стен столицы и на ее улицах, а не уходить без сопротивления;

В) необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором еще до Берлина.



5. Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и

реставрировать все памятники героям войны 1812 года, а также установить

новые. Вы поддерживаете подобные предложения?

А) да, полностью;

Б) в принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег;

В) нет, сейчас не время этим заниматься;

Г) лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения;

Д) надо бы и сохранившиеся памятники снести.




- Назовите причины победы России в Отечественной войне 1812 года.
ИТОГИ

Россия – победительница и освободительница.

Победа повысила международный престиж и авторитет.

Россия надолго стала одним из влиятельнейших государств Европы.

1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812 года – это наши предки, которые поднялись на защиту Родины и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе не должна и не может быть предана забвению.

патриотизм русского народа, полководческий талант М.И. Кутузова и других русских генералов привели к гибели наполеоновской армии.

Приложение 1

Сцена «Совет в Филях»

Все участники рассаживаются по своим местам (в классе заранее подготовлен стол). В инсценировке принимают участие 8 человек, из 7 исполняют роли военачальников, 1 – очевидец событий, который стоит несколько поодаль от места основных событий.



Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в эту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем. На этом совете нам предстоит обсудить и решить лишь один вопрос: ожидать ли неприятеля в позиции или сдать оному столицу без сражения? Прошу членов совета высказать свои мнения».

Генерал Л.Л.Беннигсен: «Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии – перед деревней Фили, центр – между селами Троицким и Волынским, левый фланг – перед селом Воробьевым. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение (выступающий показывает расположение по развернутой перед ним картой. Все присутствующие в классе ученики также работают с картой).

Генерал М.Б. Барклай – де – Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».

Генерал-лейтенант П.П.Коновницын: «Я также нахожу позицию невыгодной. Но мое убеждение – необходимо остановить неприятеля и отстоять Москву!»

Генерал-лейтенант А.И.Остерман-Толстой: «Я разделяю предложение генерала Коновницына и настаиваю атаковать неприятеля».

Генерал-майор А.П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован».

Генерал Д.С.Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем».

Генерал М.Б.Барклай – де – Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».

Генерал К.Ф.Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русской армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая – де – Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».

Генерал М.Б.Барклай – де – Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».

Генерал К.Ф.Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Осмотр позиций, произведенный мною, позволяет говорить о ее неприемлемости. С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Первой обязанностью считаю сберечь армию, сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю. При уничтожении же армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна. Что касается направления, то мы должны помышлять теперь не о краях, продовольствующих Россию, но о тех, которые снабжают армию. Посему намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге».

Генерал Л.Л.Беннигсен: «Итак, участь Москвы решена …»

Фельдмаршал М.И.Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».

Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И.Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».

Учитель: В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревне Фили решил пожертвовать Москвою, чтобы спасти армию».









Меню: список блюд, которые только что кончились. Леонард Луис Левинсон
ещё >>