Конспект урока по музыке в 4 классе по теме «Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Тема польского вторжения» 17 марта 2010 года Тип уро - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. 1 71.19kb.
«Мир реальности и мир «новой реальности» 1 182.64kb.
Оксиды, гидрооксиды и соли железа (II,iii) 1 150.29kb.
Самоанализ урока 1 24.8kb.
Самоанализ урока 1 98.42kb.
Урок-путешествие физика 7 класс. Тема урока : Физика повсюду (Атмосфера) 1 130.94kb.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления новых... 1 107.64kb.
Конспект урока по алгебре в 8 «Б» классе. Тема: Числовые промежутки. 1 57.39kb.
Урок изучения и первичного закрепления знаний. Урок 8класс Тема урока... 1 68.2kb.
Конспект урока по музыке для 1-х классов с использованием икт и здоровьесберегающей... 1 50.79kb.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний Тема Начало... 1 85.13kb.
Занятие в музыкальной гостиной «Танцы народов Мира» 1 34.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока по музыке в 4 классе по теме «Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Тема - страница №1/1

Конспект урока по музыке в 4 классе

по теме «Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Тема польского вторжения»
17 марта 2010 года

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Цели урока:

1. образовательные:

а) раскрыть интерес русских композиторов к музыке других народов,

б) познакомить детей с польскими танцами полонезом, краковяком, мазуркой,

в) показать, с точки зрения средств музыкальной выразительности, как М.И.Глинка использовал характер танца для изображения польского нашествия на Россию.



2. воспитательные:

а) воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к народной музыке,

б) прививать навык вдумчивого слушания музыки,

в) обратить внимание учащихся на то, что гордость, высокомерие и алчность отдельных людей могут послужить причиной войны с другим народом.



3. развивающие:

а) развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся,

б) развивать познавательный интерес учащихся,

в) развивать способность к нравственной оценке исторических событий.


Подготовка к уроку:


  1. Подготовить классную доску:

- вверху центральной части написать дату – «17 марта», ниже – тему урока,

- в левой части доски – портрет М.И.Глинки, карта России в начале XVII века,

- мел, указку

2. Подготовить музыкальный материал:

- CD «М.И.Глинка»,

- кассеты с фонохрестоматией для 4 класса,

- DVD «The Best Of Bolshoi Ballet» c фрагментами танцев из оперы «Иван Сусанин»
3. Подготовить аппаратуру: телевизор, DVD-проигрыватель.
4. Подготовить классный журнал со списком учащихся.

Организационное начало учебного занятия:


Перед учителем – открытый классный журнал. Дети – в коридоре.

Звучит звонок. Дети входят в класс. Встают на свои места. Выкладывают на столы тетради, дневники, ручки.



Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь!» - дети садятся за парты.

Учитель: «Дежурный, пожалуйста, сообщите, кто отсутствует на уроке?» - дежурный называет имена отсутствующих, учитель отмечает их в классном журнале.

***

Проверка домашнего задания:


Учитель: «На последних уроках мы много путешествовали. Вместе с композиторами мы побывали в Италии, Испании, Польше. Мы узнали, что музыкальная культура каждой страны имеет свои особенные черты – мелодии, ритмы, музыкальные характеры. Пенсии и танцы в разных странах тоже разные. Мы познакомились с некоторыми из них. Давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили танцы Польши, о культуре которой сегодня мы будем говорить более подробно.

Перед каждым из вас на столе – карточка с заданием № 10 «Старинные танцы Европы». Возьмите ее и рассмотрите. Вы видите карту Европы, на которой разными цветами обозначены разные страны. Найдите Польшу. Каким цветом она выделена? – дети отвечают: «зеленым». – Пожалуйста, выберите из всех названий танцев на карточке только польские танцы. Затем возьмите карандаш и соедините линиями или стрелками названия польских танцев с Польшей. Кто будет готов – поднимите руку. - дети выполняют задание, учитель ходит между рядами и контролирует их работу.



Учитель: Давайте, посмотрим, что у вас получилось. Назовите польские танцы, а я напишу их названия на доске. – Дети называют танцы, учитель пишет в правой части доски: «Полонез», «Краковяк», «Мазурка».

Учитель: Пожалуйста, расскажите, что вы знаете об этих танцах – что означает их название? где они появились? кто их танцевал? кого изображали танцующие?

Дети отвечают с места:

- «Краковяк» возник в Краковском воеводстве. Первоначально его танцевали только мужчины, один из которых изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем стали краковяк стали танцевать в паре с дамой. Дама двигалась плавно и изящно, а кавалер – с резкими притопываниями. Краковяк имеет острый ритм, исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой.

- «Полонез» по-французски означает «польский». Это – танец-шествие. Первоначально это был крестьянский, степенный танец-шествие, которое сопровождало возвращение крестьян с полевых работ. Позднее он стал воинственным танцем, популярным в среде польской знати. В нем сочетаются танец и марш, что придает полонезу воинственный характер.

- «Мазурка» - быстрый, легкий, летящий танец, с частой сменой ритма. Свое название он получил по имени воеводства Мазовия, где впервые возник. Существует множество видов мазурки и в каждом из них – до 60 танцевальных фигур. Характерные фигуры мазурки – быстрый шаг, почти бег, и прыжки.

* * *

Актуализация темы урока:



Учитель: Молодцы! Каждый из этих танцев можно считать символом Польши. В XIX веке многие композиторы обращались к этим танцам, использовали их в своем творчестве. Например, Фредерик Шопен, Петр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка. Интерес русских композиторов к танцам и музыке Польши можно объяснить также тем, что в XIX веке Польша входила в состав Российской империи. Много поляков жило в России, в том числе в нашем городе, где поляки даже построили свой костел. И сами россияне бывали в Польше.

Михаил Иванович Глинка родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, которое находилось всего в 100 километрах от польской границы. Он хорошо знал польскую культуру. Поэтому, работая над оперой «Иван Сусанин», он не раз обращался к польской музыке.

С оперой «Иван Сусанин» вы познакомились в начале 3-го класса. Сегодня мы вновь обратимся к ней и вместе постараемся ответить на вопрос: «Почему для изображения темы польского вторжения в Россию М.И.Глинка выбрал именно танцы полонез, краковяк и мазурку?» Пожалуйста, откройте тетради и запишите, число и тему нашего урока.
***

Усвоение новых знаний и способов деятельности


Учитель: Кто может нам напомнить, о каких событиях рассказывает опера «Иван Сусанин», и почему она также называется «Жизнь за царя»?

Дети: Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

Учитель: Опера состоит из трех действий. Первое действие показывает село Домнино и его жителей. А во втором действии мы переносимся в замок польского короля Сигизмунда. Рыцари и шляхтичи (польская знать) кичатся своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. Характер этих людей М.И.Глинка показывает в танцах – полонезе и краковяке. Давайте посмотрим фрагмент полонеза. Наша с вами задача – понять, какой это характер?

Дети смотрят фрагмент выступления артистов Большого театра. Затем называют черты характера, которые учитель записывает в правой части доски: гордые, горделивые, воинственные, грозные, заносчивые, высокомерные и т.п.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать этот же полонез в сопровождении хора. Пожалуйста, откройте ваши учебники на страничке 94 и посмотрите партитуру полонеза. Мужской хор поет: «Лей вина! Пей до дна! Добычу нам дает война!». Им вторит женский хор: «Весь их край – земной рай. Владеть им пора нам. Меха их, шелка их носить только нам!». Подумайте над вопросом: «Какие особенности музыки подчеркивают хвастливую уверенность завоевателей Руси?».

Дети слушают и отвечают: Музыка звучит уверенными, громкими аккордами, ритм пунктирный, диапазон музыки широкий, размашистый.

Учитель: Во время бала гонец из России приносит весть о поражении польского войска от русского ополчения и о том, что русские собираются избрать нового царя – 16-летнего Михаила Романова, который пока до времени скрывается от врагов в глубине России, деревне Домнино. Тогда шляхтичи решают оправить в деревню Домнино отряд, который должен найти и убить наследника престола. Отряд приходит в Домнино во время свадьбы дочери Сусанина. Послушайте фрагмент встречи Сусанина с поляками, во время которого прозвучат слова поляков: «Эй, кто тут? Чей дом здесь? Здорово, хозяин! Где стан? Где войска? Где обоз их? Где Минин? Где он станом стоит?» Мой вопрос: «На фоне какой знакомой вам темы звучат эти слова и почему?»

Дети слушают и отвечают, что слова звучат на фоне полонеза, который уже звучал на балу в замке короля Сигизмунда.

Учитель: Почему для изображения темы польского вторжения М.И.Глинка выбрал полонез? Вспомните характер этого танца.

Дети: Потому что характер этого танца – гордый, своенравный, заносчивый, и он в наибольшей степени может изобразить картину польского вторжения.

***


Этап первичной проверки понимания изученного

Учитель: Давайте послушаем мазурку и подумаем, а она способна ли показать характер польского вторжения?

Дети слушают и отвечают, что и мазурка способна показать этот характер, так как она звучит громко, уверенно, воинственно, имеет быстрый ртим, «наскакивающий» характер.

***


Этап информации о домашнем задании

Учитель: Пожалуйста, снова откройте задания, с которыми вы работали в начале урока. Дома вам надо найти русские танцы, выписать их названия в тетради и письменно ответить на вопрос, который я сейчас прошу вас записать: «Что общего в музыкальном характере русских танцев?» Почему это важно? На следующем уроке мы продолжим изучение оперы «Иван Сусанин» и на этот раз будем говорить о русской теме, о том, каким был ответ Сусанина захватчикам Руси?

Дети записывают задание в тетрадях.

* * *


Этап подведения итогов занятия

Учитель: Наш урок подошел к концу. Считаю, что он достиг поставленных целей. В течение урока я поставила отличные оценки ______________________ ____________________________________________________________________ ,

на оценку «хорошо» поработали ________________________________________ .



Названных учеников прошу после звонка подойти ко мне с дневниками.









Чем лучше пивная, тем хуже жена; чем хуже жена, тем лучше пивная. Генрих Манн
ещё >>