Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе Учитель: Иванова Марина Николаевна Тип урока: Урок- диалог Тема урока: Как пон - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по литературному чтению. Система: «Школа 2100» Класс... 1 74.46kb.
Урок в 9-11 классе Тема урока: «Музыкальная гостиная» Тип урока:... 1 29.5kb.
Урок химии в 10-б классе 21. 11. 2012 Учитель Маренич В. А. 1 69.35kb.
Конспект открытого урока по английскому языку на начальной ступени... 1 35.86kb.
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе Учитель: Пеганова И. 1 35.95kb.
Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский... 1 91.61kb.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 2 класса. 1 87.88kb.
Конспект урока в 8 классе «Индикаторы» Тема урока Индикаторы Тип... 1 66.37kb.
Конспект урока тема урока: Координатная плоскость Класс: 6 Цели урока... 1 102.99kb.
Конспект урока Тема урока: Дисперсные системы Тип урока: комбинированный... 1 88.54kb.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока:... 1 159.27kb.
Интерактивный литературный театр «открытая книга» Дорогие родители... 1 61.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе Учитель: Иванова Марина Николаевна - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр»

Конспект урока

по литературному чтению

В 4 «А» классе

Учитель: Иванова Марина Николаевна

Тип урока: Урок- диалог

Тема урока: Как понять поступки героев в повести Л. Н. Толстого «Детство»

Цели урока:


  1. Развитие речи учащихся.

  2. Развитие умений анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения.

  3. Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формировать тему и идею художественного произведения.

  4. Воспитание чувства сопереживания героям произведения.

Оборудование к уроку: листочки с текстом, чистые листочки, карточки с внутригрупповыми ролями, таблица «Характеристика героя»
Ход урока

  1. Орг.момент.

  2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

  3. Работа в группах

  4. Итог урока.

  5. Домашнее задание.



План урока

  1. Организационный этап.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

Эпиграф на доске



« Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое.»

Евангелие от Луки, 6:45.

- Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. - Как вы его понимаете?

- Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить? ( О литературном герое и его поступках, а также о том, как поступки влияют на формирование характера героя эпического произведения. )

- В этом году вы познакомились с несколькими повествовательными произведениями- эпическими произведениями.

- Назовите некоторые из них.

- Какими особенностями отличаются подобные произведения?

( По мере ответов на вопросы на доске появляется схема)



Особенности эпического произведения

Повествование о событиях

Наличие рассказчика

Особые авторские приемы

- Дома вы познакомились с главой «Ивины» из повести Л. Н. Толстого «Детство».

- Ребята, Л.Н. Толстой, создавая произведения, всегда думал о своем избранном читателе.

( На листах каждому ученику выдано рассуждение Л.Н. Толстого о читателе.) Прочитайте эти требования и скажите о самых главных критериях избранного читателя, названных здесь. Ключевые слова можете подчеркнуть.


Л.Н. Толстой

О читателе


Чтобы составить себе понятие впечатлений, которое произведет мое сочинение, я должен иметь в виду известный род читателей.

Чтобы быть принятым в число моих избранных читателей, я требую немногого: чтобы вы были чувствительны, т.е. могли бы иногда от души пожалеть и даже пролить несколько слез о вымышленном лице, которого вы полюбили, и от сердца порадоваться за него, и не стыдились бы этого; чтобы вы были человек религиозный ; чтобы вы, читая мою повесть, искали таких мест, которые задевают вас за сердце, а не таких, которые заставят вас смеяться; чтобы вы из завести не презирали хорошего круга, ежели вы даже не принадлежите к нему, но смотрите на него спокойно и даже беспристрастно, я принимаю вас в число избранных. И главное, чтобы были человеком понимающим… Главный признак понимающих людей- это приятность в отношениях: им не нужно ничего уяснять, толковать, а можно с полной уверенностью передавать мысли…Итак, главное требование мое- понимание

Далее писатель говорит о том, что можно писать из головы и из сердца. «Я старался писать только из сердца, »- заключает автор.

- Итак, каковы критерии избранного читателя? (быть чувствительным, человеком понимающим)

- Надеюсь, вы хотите попробовать понять произведение Л.Н. Толстого и разобраться в том, как меняются герои под воздействием обстоятельств. Поэтому тема нашего диалога сформулирована в виде вопроса:

« Как понять поступки героев повести Л.Н.Толстого?»



3. Работа в группах.
- Работать придется в группах.

Каждая группа готовит сообщение с опорой на текст об одном из героев повести: Сергее Ивине, гувернере Ивиных, Иленьке Грапе и герое- рассказчике.

( Класс делится на 4 группы. Раздаются карточки с вариантами внутригрупповых ролей: координатор, ответственный за написание, оформитель, исполнители, докладчик.)

- Что необходимо знать, чтобы достаточно полно представить героя? (Портретную характеристику, качества характера, их поступки)

( Ученики, объединяясь в группы, готовят устное сообщение о выбранном герое. Они работают с текстом повести и находят описания внешности героев. Попутно заполняют таблицу.)



Персонаж

Портрет

Особенности характера

Сергей Ивин

.




Гувернер







Иленька Грап







Герой- рассказчик









4. Анализ героев повести.

- Кто ,по-вашему, рассказывает о происходящих событиях?( Да, в повести, действительно, есть особый персонаж, который рассказывает о том, что происходит.)

- Дайте ему характеристику. ( Главный герой- Николенька Иртеньев рассказывает о происходящих событиях. Он наделен автобиографичными чертами, очень близок самому автору.)

- Верно, это так. Л.Н. Толстой вел свои дневники в течение 19 лет. Повесть «Детство» - это тоже дневник, поскольку в нем тоже рассказывается жизнь мальчика, его семьи, друзей, родственников день за днем. Автор специально наделил героя такими чертами характера, которые были свойственны ему самому. Какие важные черты характера имеет его герой? ( Это добрый, искренний человек, способный на сочувствие. )

- К кому из героев повести Николенька относится с особым чувством любви, привязанности? Почему? ( К Сергею Ивину. Он считает Сергея необыкновенно красивым человеком.)

- Что особенно привлекло Николеньку в Сергее? (Сергей отличался находчивостью, умением организовывать, смелостью. Именно таким видел Николенька Сергея. )

- Какое событие позволило Николеньке посмотреть на своего приятеля по- другому? (Когда в гости пришел Иленька Грап, то Сергей решил подшутить над ним. Эта шутка не оказалась безобидной. Иленька чувствовал, что все ребята восстали против него. Сергей поступил жестоко: он заставил Иленьку находиться в неудобной позе при всех. (Зачитывается отрывок из повести) Николенька даже и не подумал в тот момент, что ребята вместе с ним обижают слабого человека. Осознал он это позже.)

- Как вы думаете, почему Николенька и другие дети не заступились за Иленьку Грапа? (Они и не предполагали, что Сергей может быть неправ, да и сами были увлечены игрой.)

- Какова была реакция детей на то , что сделал Сергей по отношению к Иленьке? (Дети чего-то боялись. Может быть, сами не хотели казаться в смешном положении, поддерживая Илельку, сочувствуя ему.)

- Изменилось ли твое отношение к Сереже, к главному герою? Почему это произошло?

- Как ты думаешь, почему Илелька Грап не мог противостоять «натиску» и нападкам на него со стороны мальчиков?

- Как главный герой и автор относятся к нему? А ты?

(Последние три абзаца- особые слова, в которых голос автора присоединяется к голосу рассказчика. Автор как бы сквозь призму времени оценивает поступок Николеньки. Его мнение- это мнение взрослого, мудрого человека, который не сумел понять всю неприятную сторону произошедшего события. Он ругает себя и недоумевает, потому что не смог в тот момент защитить слабого человека, не сумел приглушить в себе чувства любви к Сергею.)

- Как герой- рассказчик оценивает свое поведение? Изменил ли он свое отношение к Сергею? ( В повести сказано: «Я с участием посмотрел на бедняжку…» Николеньке было жаль мальчика. Он первым спросил Сергея о том, зачем тот это сделал. Но когда Сергей сказал о своей больной ноге, Николенька вмиг изменил свое мнение, он стал оправдывать Сергея и осуждать Иленьку за плаксивость.)

- Объясни смысл двух последних абзаца повести. Какую главную мысль хотел до нас донести автор?

5. Подведение итога.
- Объясни смысл двух последних абзаца повести. Какую главную мысль хотел до нас донести автор? Почему?

- Давайте еще раз обратим наше внимание на высказывание Луки:



« Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое.»

Евангелие от Луки, 6:45.

  1. Домашнее задание.

Вписать в таблицу особенности характера героя.




Безмыслие редко бывает безмолвно. Говард У. Ньютон
ещё >>