Конспект урока по литературе Тема. Теория Раскольникова. 10 класс. Программа литературного образования под редакцией Ю. В. Лебедева - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 4 713.59kb.
№ урока Тема урока Количество часов Дата, класс Домашнее задание 6 3 327.18kb.
Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная... 1 81.23kb.
Урок литературного чтения Тема урока: Писатели детям Задачи урока... 1 68.7kb.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. 1 111.87kb.
Конспект урока по реализации технологии проблемного обучения Тема... 1 91.65kb.
Конспект урока по реализации технологии личностно-ориентированного... 1 68.62kb.
Тематическое планирование по родному языку и литературе Классы 9... 3 550.85kb.
Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка... 2 360.11kb.
Рабочая программа по предмету: «Литература» 9 класс адаптированная... 3 520.83kb.
Конспект урока Дата Класс Номер урока в теме. 1 111.24kb.
1. Трансферт Принимаем заказы по организации трансферта 1 79.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока по литературе Тема. Теория Раскольникова. 10 класс. Программа литературного - страница №1/1

Кошковой Анастасии, ФР-501

Конспект урока по литературе

Тема. Теория Раскольникова.

10 класс. Программа литературного образования под редакцией Ю.В. Лебедева

Количество уроков по теме 1.

Место урока в системе - 4 (всего 6 уроков).



Задачи:

  1. Образовательная: рассмотреть теорию Раскольникова и выяснить, насколько она жизнеспособна; закреплять знание материала по роману, проверить степень усвоения материала.

  2. Воспитательная: утвердить мысль о высшей ценности человеческой личности и человеческой жизни, о нравственных ценностях романа и его главного героя; формировать гуманизм, социальные компетенции (умение жить в обществе).

  3. Развивающая: развитие логического мышления, умение сравнивать, обобщать, доказывать.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока: беседа.

Сетка времени:

  1. Организационный этап – 2 минуты

  2. Вступительное слово учителя (+опрос по систематизации знаний) – 6 минут

  3. Работа с эпиграфом – 3 минуты

  4. Работа с эпизодами – 24 минуты

  5. Просмотр фрагмента фильма и его сопоставление с текстом романа (+ небольшая беседа) – 11 минут

  6. Подведение итогов, домашнее задание – 2 минуты

Оборудование: портрет Достоевского, репродукции Раскольникова (разных художников), видеофрагменты.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Учитель озвучивает тему урока: «Теория Раскольникова». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, также школьники записывают и эпиграф, к которому учитель обратиться немного позже.

Эпиграф: Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы. Д.С. Мережковский.

Примечание: тема и эпиграф записаны на доске.



  1. Вступительное слово учителя (+опрос по систематизации знаний)

Ребята, мы учимся у героев книг думать, искать, жить по совести. Для Достоевского законы нравственности и совесть – основы основ поведения человека – высшие ценности.

  1. На прошлом уроке мы обсуждали такие термины, как «социальная несправедливость» и «гуманизм». Давайте вспомним, что это такое, какова роль этих понятий в системе ценностей автора (исходя из биографии писателя и текста романа). (Примерный ответ: СН – пропасть, огромный разрыв между бедными и богатыми. Примеры из текста: жизнь Сонечки, Раскольникова, всей Семьи Мармеладовых (они нищие); Лужин, Свидригайлов (подлецы, но материально обеспечены); Г – мировоззрение, в центре которого находиться идея человека как высшей ценности. В романе поднимается и проблема ложного гуманизма (сцена на поминках: Лужин «помогает» Сонечке). И в дополнение: духовное просветление, по Достоевскому, невозможно без опыта греха и зла).

  2. Хорошо. Еще на прошлом уроке мы с вами обсуждали смысл названия романа «Преступление и наказание». Давайте вспомним. (Примерный ответ: В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Преступление – это и убийство, и преступление через законы нравственности; наказание – это и каторга, и муки совести).



  1. Работа с эпиграфом

Ребята обратите внимание на эпиграф (учитель зачитывает эпиграф, и учащиеся записывают его в тетрадь). Как вы думаете, о чем эти слова. (Примерный ответ: О борьбе добра и зла в наших мыслях и в нашей душе, о тех «демонах» и «ангелах», которые нам позволяют поступать по совести или против нее; о том, что мы никогда не можем до конца определить, кто из этих двух сторон нашей же сущности прав, а кто – нет).

А каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? Теория связана с преступлением, поэтому главная проблема: возможно ли делать добро людям с помощью преступления? И каковы же причины, побудившие Раскольникова совершить преступление?

Чтобы ответить на эти вопросы давайте охарактеризуем героя:


  • Имя? (Примерный ответ: Родион – от греч. имени Иродион «герой» (покровитель имени св. Родос – монах-отшельник, желающий искупить все грехи людей); Раскольников – «раскол»).

  • Основные характеристики героя (по тексту)? (Примерный ответ: «задавлен бедностью», проблема трусости (постоянные размышления об убийстве, страх, что может все провалиться или его раскроют), расстроенные нервы, приятная внешность (хорош собою, темные глаза, темно-русые волосы, ростом выше среднего, тонок и строен), постоянно голоден, одет в лохмотья (и «приметная» шляпа героя), его жилище – каморка ,напоминающая шкаф или гроб, постоянные внутренние монологи (о бессилии, о нерешительности), слабые нервы. «Бедность не порок, а истина. Нищета – вот порок» (Мармеладов). В бедности еще сохраняется благородство. История Мармеладовых - крайняя степень нищеты).

  • «Проба» убийства.

  • Убийство.

Что же толкает героя на убийство?

Истоки бунта (схему и положения после нее учащиеся записывают в тетрадь; схема заранее записана учителем на доске)

Петербург Достоевского

(«город, в котором невозможно быть»)

Пейзажи


(«отвратительный и грустный колорит»)

Сцены уличной жизни

(пьяный в телеге, пьяная девушка, смерть Мармеладова)

Интерьеры

(каморка Раскольникова, кабак, «проходной» угол Мармеладовых


  • Герой не принимает «лк мира сего» (омерзение, злобное презрение к столпам общества).

  • Герой в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

  • Мучают Раскольникова не бедность и нищета, а попытки решить вопрос: «тварь ли я дрожащая или право имею»?

Примечание: вопрос сразу не продиктован учащимся, он будет назван в ходе беседы самими учащимися и потом записан в вышестоящем пункте.

  1. Беседа



  • Зачем Раскольников вышел из своей каморки перед убийством, отсчитывал шаги, осматривался? (Примерный ответ: Делать пробу убийства) Ребята, проба убийства – это необычно, ненормально.

  • Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. (Примерный ответ: Они разговаривали о старухе-процентщице, о ее бесполезном житье в этом мире). Как вы думаете, какова причина возникновения «безобразной мечты» Раскольникова? (Примерный ответ: Мысль об убийстве рождена несправедливостью в обществе и желанием помочь людям. Сознание героя в плену этой идеи).

  • В чем же сомнения Раскольникова? Они возникают и перед пробой, и после нее. (Примерный ответ: Мысли об убийстве - - нравственной сознание; бесчеловечность мысли - - страшные духовные искания, а потом и мучения)

  • Давайте вспомним письмо матери Раскольникову (Примерный ответ: Краткое содержание письма. Сделать акцент на бедственном положении любимых людей Раскольникова, обратить внимание, почему же Дуня собирается замуж за Лужина). Как вы думаете, это письмо играет какую-то роль? Могло ли и письмо от матери подтолкнуть Раскольникова на преступление? (Примерный ответ: Да, играет. Да, оно подтолкнуло. Или скорее даже утвердило намерения Родиона. Ведь он хотел помочь любимым людям).

  • Мы с вами видим, что герой противоречив. Какие противоречивые качества вы можете назвать? (Учащиеся называют качества героя, опираясь на текст).

«+»

«-»

Чуткость

Холодность

Отзывчивость

Осуждение своей отзывчивости, чуткости

Боль за человека

Равнодушие

Острая реакция на несправедливость и зло

Жестокость

А также быстрая смена настроений, переход от доброго к злому.

Примечание: Таблица и предложение за ней фиксируются в тетрадь.



  • Что толкает Раскольникова на преступление? (Примерный ответ: Скорбь за страдающее человечество и толкает Раскольникова на преступление. Автор напоминает об этом снова и снова. “О, если б я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”, – думает герой. Ученик 1: «Из этих слов видно, что перед нами гуманный, сострадательный, но запутавшийся человек». Ученик 2: «Мне кажется, что он – страдалец за человечество. Он своего рода бунтарь, не желающий мириться с несправедливыми законами общества». Ученик 3: «Я не согласна с этим мнением. Главное, он хотел проверить себя, свою теорию, согласно которой делил человечество на два разряда: “тварей дрожащих”, способных к подчинению, и “право имеющих”, особенных людей, которым все дозволено. Им овладела гордыня, желание испытать себя: кто он – “тварь дрожащая” или “право имеет”? Он испытал себя, теория его потерпела крах. Он – неудавшийся Наполеон»).

Вывод в тетрадь: Герой испытывает страдание при виде бедствий окружающих людей и в то же время поглощен своей болезненной идеей – страстью, которая приводит его в конце концов к раскаянию, поэтому он – страдалец за человечество и “неудавшийся Наполеон”. И главная причина его преступления – проверка теории.

Сейчас прозвучал вопрос, который пытался решить Раскольников. Давайте запишем его (учащиеся оставляли место в тетради; истоки бунта)



  • Суть теории изложена в статье Раскольникова «О преступлении», которая за 2 месяца до убийства была опубликована в газете «периодическая речь» (об этом сообщает Порфирий Петрович). Раскольников комментирует Порфирию Петровичу содержание этой статьи: «Это совсем как у меня.. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать». А) В статье Раскольников делает выводы по истории. Какие? (Примерный ответ: Исторический процесс осуществляется на чьих-то страданиях). Б) А в чем же состоит суть теории? (Примерный ответ: Одним дано право вершить прогресс. Результат истории оправдывает жертвы. Пример тому Наполеон). В) И мы с вами, ребята, уже определили к кому принадлежит сам Раскольников (страдалец за человечество и “неудавшийся Наполеон”), а сам Родион определил, кто же он? (Примерный ответ: Раскольников говорит о 2 категориях людей. Но он еще не может определить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеющий»).

  • “Вошь ли я, как все, или человек?”- спрашивает себя Раскольников; что вы слышите в этих словах: любовь к людям или презрение к ним? Верил ли герой в человека? (Примерный ответ: Ученик 1: «Раскольников хочет осчастливить все человечество. Он не приемлет законов общества, основанных на кровопролитии и стремится принести благо людям, значит, он любит людей. Помогает семье Мармеладова, вступается за пьяную девушку. Да, он верит в человека. Он исполнен сочувствия к людям». Ученик 2: «Я не согласен с тем, что он верит в человека, да, он помогает бедным, униженным и оскорбленным, таков и он сам – беден, унижен и оскорблен – но если бы он верил в неограниченные возможности человека, который может преобразовать данную жизнь и сделать её прекрасной, то он сделал бы это не через преступление. “Кровь по совести” оправдать нельзя, ради борьбы за лучшее будущее нельзя вступить на путь насилия. У героя нет гармонии в душе, а чувствуется раздвоенность личности. Недаром автор наделил его фамилией Раскольников»).

Возможно ли сочетать стремление к власти над людьми с любовью к людям? Если цель благородна, то любые ли средства для её достижения хороши? Может быть, Раскольников был преступником по сути? (Примерный ответ: Сначала Раскольников приходит к выводу, что миром правит зло, муки хороших, но беззащитных людей неизбывны. Следовательно, всеобщему злу нужно противопоставить такое же зло, только меньшее. Он не хочет понимать, что сочетать любовь к людям со стремлением к власти над ними нельзя, хотя изначально он преступником не был. Постепенно он приходит в себя. И внезапно понимает, что пролитая кровь словно отделила его от всех людей, начинает задумываться о моральной казни – это первый шаг на пути к воскрешению).

  1. Просмотр фрагмента фильма “Преступление и наказание” (теория Раскольникова) и обсуждение сцены, сопоставление с текстом.

Примечание: видеофрагмент предоставлен из личной видеотеки учителя.

Беседа после просмотра видеофрагмента.



  • Понравилось/не понравилось

  • Ребята, как вы думаете, смог ли режиссер передать замысел автора, смог ли он показать глубину текста? Ответ обоснуйте. (Примерный ответ: Ученик 1: Да, сюжет фильма соответствует содержанию, герои представлены такими, какими я их себе представлял. Ученик 2: На мой взгляд, мастерство Достоевского как психолога очень сложно передать, практически невозможно. Режиссер очень хорошо поработал с текстом, образы яркие, достаточно точные, но думаю, всей глубины показать в фильме не смог).

  • Почему преступление Раскольникова не принесло никакого блага ни людям, ни ему самому? В чем беда и в чем вина героя? (Примерный ответ: Ученик 1: «Самое святое на земле, высшая ценность – это человеческая жизнь, и никто не вправе покушаться на неё. “Не убий!” – гласит заповедь Закона Божия, согласно которому мы и должны выстраивать свою жизнь. Всем ходом повествования писатель показывает, что одно преступление всегда влечет за собой и последующее. Нельзя построить жизнь по какой-то теории, пусть даже прекрасной. Если идея начинает овладевать человеком до такой степени, что он становится ее рабом, фанатиком, то это беда. Мания превосходства и вседозволенности неизбежно приводит к разрушению личности, губит человека. Вина в том, что он совершил преступление». Ученик 2: «Раскольников – физиологический нормальный человек. И несомненно: нормальный человек и убийство – две вещи “несовместимые”. Но ведь об этом знают все нормальные люди и без романа! Зачем же тогда нужен роман?»).

Ученица одной фразой завела всех в тупик

  • Тем не менее, роман успешно перекочевал из одного века в другой, хорошо чувствует себя в нем и даже претендует на такое же положение в веке следующем. Действительно, почему?

Разгадка живучести этого романа в его эпилоге. Какие здесь вещие слова! Вот что говорит самому себе Раскольников уже на каторге: “Ну чем мой поступок кажется им так безобразен?” И далее он пытается самому себе доказать, что беда его вся в том, что он здесь, на каторге, а другим удалось все – таки остаться на свободе.

Ответ Достоевского ясен: все-таки “… он воскрес, и он знал это…, так как “под подушкой его лежало Евангелие”.



  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Выставление оценок.

Домашнее задание:



  1. Творческая работа «Письмо герою» (Раскольникову). Требования: сохранение особенностей жанра письма. Содержание: письмо из 19 века; поговорите с героем, что вы принимаете, а что отвергаете во взглядах и жизненных принципах, за что вы могли бы поблагодарить, что бы вы посоветовали ему.

  2. Перечитать следующие главы: Ч1 ГЛ2, Ч4, ГЛ4, Ч5ГЛ4.

  3. Индивидуальное задание: краткий пересказ жизни семьи Мармеладовых (Ч1ГЛ2).

Список использованной литературы

  1. Достоевский, Ф.М. «Преступление и наказание»// http://www.flibusta.net/b/169962

  2. Лебедев, В.В.Литература 10 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.2 Ю.В.Лебедев. – 9-е изд.. – М.: Просвещение, 2007.-383 с.

  3. Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х частях/ МО РФ Челяб. Филиал ИПО/ под ред В.Я. Легаева. – Челябинск, 1993.

  4. Учебник для вузов. Русская литература 20 века под ред Кременцовой Л.П. .





В нашей школе при входе проверяют, нет ли у тебя револьвера или ножа, и если у тебя ничего нет, тебе всегда что-нибудь дадут. Эмо Филипс
ещё >>