Конспект урока литературы «Традиции русского романса» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С. С. Яницкая кандидат филологических наук, доцент кафедры русской... 1 136.15kb.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко... 1 47.81kb.
Урок-практикум разработан Сластеновой Ларисой Викторовной, учителем... 1 44.46kb.
Вечер русского романса. Цели 1 41.1kb.
Конспект урока литературы с элементами подготовки к гиа. Учитель... 1 59.75kb.
Конспект урока развития речи по литературе в 5 классе Тип урока:... 1 159.27kb.
"Очарование русского романса" Звучит "Возвращение романса" 1 101.17kb.
Конспект урока литературы в 1О классе Тема урока. Источники нравственности... 1 115.02kb.
Урока русского языка. Учитель русского языка и литературы Бекленищева И. 1 40.06kb.
Урок Россия – наша Родина (конспект урока) Задачи урока 1 51.05kb.
Конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник... 1 110.18kb.
Результаты предметных школьных олимпиад 2012-2013 уч год 1 66.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока литературы «Традиции русского романса» - страница №1/1



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №28 ГОРОДА КОСТРОМЫ

Тема: Конспект урока литературы «Традиции русского романса»

Учитель русого языка и литературы МОУ гимназии № 28

Шашкова Ирина Владимировна

Кострома

2011

Аннотация


Урок «Традиции русского романса» знакомит учащихся с жанром русского романса. На уроке рассказывается о зарождении жанра романса, прослеживается история становления русского романса, определяются характерные черты русского романса. Единство поэтического текста, музыки и исполнительского мастерства, которое является отличительной чертой романса, воздействует на эмоциональную сферу учащихся, помогает развивать навык восприятия и анализа поэтического текста, воспитывать интерес к русской литературе, её лучшим классическим образцам, формировать эстетический вкус.

Пояснительная записка

Урок литературы на тему «Традиции русского романса» предназначен для учащихся 8 класса, изучающих предмет литературы по программе под редакцией А.Г. Кутузова. В соответствии с концепцией данной учебной программы в каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема, понятие, которое помогает постижению произведений словесного искусства. В 8 классе стержневым понятием курса является понятие литературной традиции. Данный урок органично входит в систему уроков по теме «Фольклорные традиции в литературе».

Романс – жанр синтетический, в нём гармонично сочетаются несколько видов искусств: искусство поэтическое, музыкальное искусство и исполнительское искусство. Школа, в которой я преподаю, имеет музыкально-эстетическое отделение. В нашей школе учащиеся изучают не только общеобразовательные предметы, но и получают музыкальное образование. Именно на таких учащихся, в первую очередь, и рассчитан данный урок, учащихся, которые готовы всесторонне воспринять эмоциональную информацию, которую несёт в себе такой жанр, как жанр романса. Романсы, выбранные для урока, могут звучать как в профессиональном исполнении, так и в исполнении учащихся и даже их родителей (подобный опыт проведения уроков есть в моей практике).

Данный урок могут использовать и учителя, которые работают по другим учебным программам, как урок-концерт или литературная гостиная. Также данная разработка может пригодиться и классным руководителям во внеклассной работе.

Методическая разработка урока литературы по теме «Традиции русского романса»


Цель: познакомиться с жанром романса, осознать его место и роль в истории русской культуры, в развитии духовного потенциала общества.
Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с историей зарождения романса

  • Проследить историю становления русского романса

  • Определить характерные черты русского романса как жанра литературы

Развивающие:

  • Развивать навык восприятия, анализа и интерпретации поэтического текста

  • Формировать основные эстетические и теоретико-литературные понятия

  • Совершенствовать навык монологического высказывания

Общепредметные:

  • Расширять общекультурный кругозор учащихся

  • Воспитывать интерес к русской литературной классике

  • Совершенствовать умения подбирать материалы к уроку

  • Пробуждать активность и самостоятельность

  • Развивать аналитическое мышление в обсуждении художественных произведений

Воспитательные:

  • Воспитание духовности, благородства на примере высоких поэтических образов

  • Формирование эстетического вкуса

  • Формирование эмоциональной культуры личности

  • Формирование социально значимого ценностного отношения к миру и искусству

Эпиграф.


О, русский романс, восхищаюсь тобой.

За то, что красив ты и светел.

За то, что на все, что случилось с судьбой,

Ты просто и ясно ответил.

С. Кузнецова
Ход урока:


  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным жанром словесного искусства, который возник ещё в средневековье и остаётся популярным и в наши дни.
Звучит романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое»
Я думаю, что все поняли, о каком жанре идёт речь. Конечно же, это романс (Слайд 1). Романс представляет собой уникальное явление в отечественной художественной культуре. Проникнув в нее из Западной Европы в середине 18 века, романс уже к концу того же столетия стал национальным жанром, ассимилировавшим черты западноевропейской арии и русской лирической песни... Романс – это жанр синтетический, имеющий двухэлементную художественную структуру, в которой выразительность поэтического образа соединяется с выразительностью образа музыкального. Несмотря на то, что существование романса без мелодии невозможно, именно стихотворение давало повод сочинять музыку, а не наоборот. Роль поэтического слова в структуре жанра высока и неоспорима, поэтому чтобы постичь суть романса, надо изучить именно стихотворную его первооснову.
II. Сообщение цели урока.

Романс как жанр словесного искусства имеет свои особенности. Цель нашего урока: познакомиться с историей становления русского романса, его традициями и художественными особенностями.


III. Объяснение нового материала.


1. Введение понятия романса.

Работа учащихся со словарем литературоведческих терминов.

Романс - небольшое стихотворение или музыкальное произведение для сольного пения с инструментальным аккомпанементом. (Слайд 2).
2. Индивидуальное сообщение учащегося. «История рождения романса». (Слайды 3,4,5,6).
3. Слово учителя. Романс в русской литературе.

В Россию романс пришел в 18 веке. Тогда романсом называли стихотворение на французском языке, положенное на музыку. Основу романса составлял любовный сюжет, иногда трагический, иногда комический. Среди авторов романсов такие известные русские поэты, как Ломоносов, Державин, Кантемир, Сумароков, Тредиаковский (Слайды 6,7). Иногда они сочиняли стихи «на голос», на широко известные музыкальные образцы. В этих песнях пели о счастье и несчастье, о муках и усладах любви, об измене и верности. Романс был предназначен для сольного исполнения под клавесин, фортепиано, гусли, гитару. Русский литературный слог к концу 18 века приблизился к живому языку. Таким языком уже можно было выразить переживания живых, а не выдуманных людей. Вот почему романс полюбили все: и дворянская интеллигенция, и городское мещанство, и крестьяне.


Чем тебя я огорчила,

Ты скажи, любезный мой?

Или тем, что полюбила,

Потеряла свой покой?
Ни покоя, ни здоровья

Не жалела для тебя;

Слышу, вижу — ты вздыхаешь:

Есть иная у тебя.

А. Сумароков


С развитием в русской литературе романтизма в 19 веке появляется жанр «русской песни», своеобразный вид романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. Основателем этого направления был Алексей Фёдорович Мерзляков. Его знаменитый романс «Среди долины ровныя» уже несколькими поколениями воспринимается как народная песня.
Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветет, растет могучий дуб

В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,

Один у всех в глазах;

Один, один, бедняжечка,

Как рекрут на часах.

А. Мерзляков


Многие стихи известных русских поэтов написаны в жанре романса. Это «Вечерний звон» И. Козлова, «Выхожу один я на дорогу» М.Лермонтова, «Тройка» Н.Некрасова, «На заре ты её не буди» А. Фета и другие. В это время выдвигается и ряд талантливых композиторов-романсистов: А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, М. Глинка, П. Чайковский (Слайды 9, 10, 11)

В русской поэзии романс исторически развивался двумя путями: как профессиональный романс, создаваемый композиторами-классиками на стихи крупных поэтов, и бытовой романс, возникающий в сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей. Он был более демократичный и потому становился достоянием массового музицирования. Развивается еще один особенный вид жанра – городской романс, имеющий источником городской фольклор, отражающий культуру малообразованной части городского населения (Слайд 12)

С XIX в. романсы стали столь любимы народом, что их писали как поэты очень известные — А. С. Пушкин, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов,— так и малоизвестные, которым нет числа. Можно сказать, что романсы в XIX — н. ХХ в. сочиняла вся музыкально-поэтическая Россия, независимо от социальных и профессиональных ее расслоений. Здесь были офицеры (П. А. Катенин, В. В. Крестовский, Вас. И. Немирович-Данченко), чиновники (И. И. Козлов, М. Я. Яковлев), актеры (С. А. Сафонов, В. А. Мазуркевич), ведущие светский образ жизни (кн. С. Г. Голицын, гр. Е. П. Ростопчина, Ю. В. Жадовская, М. А. Лохвицкая), топограф А. Ф. Вельтман, инженер путей сообщения Э. И. Грубер, вышедший из духовенства педагог В. И. Краснов, фармацевт Ф. Б. Миллер, дипломаты и государственные деятели (В. И. Туманский, В. А. Соллогуб), профессиональные литераторы (А. Н. Будищев, Н. Ф. Павлов, С. П. Шевырев) и др.

Русские романсы создавались не для исполнения на концертах, их назначение мыслилось авторами куда более скромным: будить чувство прекрасного у узкого круга людей, встретившихся в непринужденной обстановке, в кружке или в салоне, зачастую за праздничным столом. Отсюда и рождение традиции не столько петь романс, сколько напевать.


На заре ты ее не буди

На заре она сладко так спит.

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит…

А.Фет
В начале 20 века популяризации романса способствуют появившиеся граммофоны и пластинки. Романс становится более исполнительским, чем композиторским и поэтическим искусством и занимает место поп-культуры тех лет. В последующие годы романс прочно укореняется в театре, кино. Он используется и как стилизация под какую-либо эпоху (например, «испанские романсы» Г.Гладкова в к/ф. «Собака на сене») и как выражение искренних чувств героя (например, романсы М. Таривердиева в к./ф. «Ирония судьбы»)(Слайд 13)


Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
М. Цветаева
4. Анализ романса «Я встретил вас» на стихи Ф.И. Тютчева.
Звучит романс «Я встретил вас»
Затем учащиеся работают с поэтическим текстом произведения и выявляют жанровые признаки романса. Для организации работы предлагаются следующие вопросы: Какова тема романса? Какие художественные средства использует автор? Как достигается музыкальность в тексте? Что вы можете сказать о манере исполнения? Как вы считаете, что важнее в романсе: слова, музыка или манера исполнения?

В ходе работы учитель направляет учащихся, чтобы подвести к следующим выводам.

Тема романса – любовь. В основе произведения встреча лирического героя с той, которую он когда-то любил. Встреча пробудила в нём былые чувства, вернула радость жизни. Произведение удивительно напевно. Это достигается благодаря анафоре: «Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь…» «И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь», повторам: «Бывают дни, бывает час», звуковым повторам (аллитерация, ассонанс) «…весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты…». В стихотворении простая рифма: «былое - золотое», «час – в нас», «разлуки – звуки». Напевность и лиричность придает и стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Также необходимо отметить символы, к которым прибегает автор в своем произведении. Весна – пора любви, молодости, красоты, надежд. Осень – пора увядания, грусти, воспоминаний. Особое внимание следует обратить на манеру исполнения, интимную, искреннюю, доверительную. В романсе важно единство музыки, слов и исполнения. Все вместе они создают особое настроение слушателя, его внутреннюю готовность воспринять эмоциональную наполненность произведения.
5. Работа по составлению памятки: «Жанровые признаки русского романса» (Слайд 14)

Несмотря на более чем двухсотлетнее существование романса и большое количество исследований, посвященных этому жанру, точного его определения, равно как и выделения фиксированных жанровых признаков, не существует. К основным особенностям русского романса относят:

1.Простой сюжет. Сюжет ограничен сферой человеческих переживаний: первая встреча, любовь, измена, разлука, одиночество, смерть возлюбленной/возлюбленного. Содержание романса составляет один яркий эпизод, важное событие в жизни лирического героя, имеющее, как правило, драматическую или трагическую развязку.

2. Простота и доступность формы. Синтаксис романсов простой, предложения заканчиваются, как правило, в пределах одной строфы. Простые рифмы.

3. Богатство выразительных средств и художественных приёмов. Используются разные повторы: строк, строф, анафоры, эпифоры. Активную роль играют эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Часто используются лирические обращения.

4. Ярко выраженное эмоциональное, чувственное начало. Чувства выражаются прямо, открытым текстом. Чувства как бы сконцентрированы. Текст насыщен словами-символами, словами-понятиями, за каждым из которых стоит история жизни, отношений лирического героя.

5. В связи с тем что романс выражает любовное переживание, он всегда либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своем содержании. Интонация доверительная, но не фамильярная. В ней особое обаяние русского романса. В ней галантность и благородство, глубина и искренность переживаемых чувств.
IV. Заключительный этап.

1. Слово учителя.

Со времени появления первых романсов в России прошло более двухсот лет, но они и сегодня волнуют и трогают нас, людей начала 21 века. В чем же секрет их популярности и притягательности? Наверное, в том, что в них много искренности, простоты, сердечности, которые свойственны лучшим произведениям этого жанра и которые близки нам и сегодня.

Звучит романс «Не тревожь мне душу, скрипка» К. Меладзе
2. Домашнее задание.

На дом учащимся предлагается задание на выбор:



  1. Выучить наизусть один из понравившихся романсов.

  2. Сделать анализ поэтического текста понравившегося романса.

  3. Составить сборник романсов одного из периодов русской литературы (18в, 19в, 20в, современных романсов)

  4. Составить сборник романсов одного из русских поэтов.

Ожидаемые результаты
В результате проведения занятия учащиеся смогут:

  • Определить характерные жанровые признаки романса на конкретном примере

  • Выполнить анализ поэтического текста

  • Правильно воспринять поэтический текст и выразить это в художественном чтении

Список использованных источников:



  1. Соболева, Г. Н. Русский романс/ Г.Н. Соболева. - М.: Знание, 1980.

  2. Палатная, О. В. Вечер русского романса/ О. В. Палатная. - М.: Просвещение, 1981.

  3. Шевердина, Т.А. Пока горит свеча/ Т.А.Шевердина. - М.: Планета, 1979.

  4. Штейн, А. Л. Антология русского романса/ А. Л. Штейн М. - Просвещение, 1980.

  5. Литература в контексте культуры/Сб. науч. статей/Сост. О. С. Орлов. – М.: МГУ, 1986.

  6. http://feb-web.ru/ - электронная библиотека.

Приложения:



  1. Презентация в Microsoft PowerPoint «Традиции русского романса».

  2. Записи романсов.

  3. Отзывы учащихся об уроке.

Отзывы учащихся об уроке литературы « Традиции русского романса»
Романс. Что это? Типичный представитель нашего поколения ответит : « Песни какие-то для бабушек». Я думаю, что многие из нашего класса тоже сначала так думали. В седьмом классе я работала над проектной работой по теме « Жанр романса в русской литературе». Исследуя тему, я перебирала семейные архивы, вместе с бабушкой мы слушали пластинки с записями романсов (теперь такие семейные вечера у нас стали традицией). Как же раньше пели! Голосом передавая все мысли, чувства лирического героя. А каким глубоким содержанием наполнен каждый романс! Не то что в современных эстрадных песнях.

Какова же была моя радость, когда я узнала о предстоящем уроке о романсе. С самого начала мы погрузились в необычную атмосферу. Было как-то по-особому тепло и уютно. На уроке у нас был гость - папа нашего одноклассника Ромы Травина – Юрий Юрьевич. Сам он музыкант, поэтому он был рад нам рассказать о романсе и, конечно, спеть. Он пел так, что перехватывало дыхание. Я думаю, что после такого урока никто не будет равнодушен к романсу. Я бы хотела, чтобы такие уроки стали традицией.

Кошкина Полина

Ученица 8 «А» класса

Искусство играет в нашей жизни огромную роль. Оно развивает нас и придаёт нам жизненных сил.

Но сейчас, к сожалению, искусство заменили коммерцией, бессмысленной и рассчитанной на массу. Вычленить что-нибудь ценное из этой массы практически невозможно.

Урок литературы, посвящённый романсу, и был направлен на то, чтобы развивать у ребят чувство вкуса, показать им, что такое настоящее творчество – живое, открытое, эмоциональное, отличающееся от современного бездушного набора слов и звуков.

Атмосфера урока была особенной. Она дарила тепло, располагала к романтике.

Нам всем очень понравилось. Это можно было понять по нашим заворожённым глазам. Мы ловили каждое слово Ирины Владимировны, каждый её жест, взгляд, интонацию. И это было вполне ожидаемо – ведь урок был действительно очень интересным. Мы узнали много нового о романсе, услышали самые известные произведения в этом жанре, исполненные Юрием Юрьевичем Травиным – папой одного из моих одноклассников.

Мне хочется, чтобы такие уроки проводились как можно чаще.

Живетьева Вера

Ученица 8 «А» класса








Чтобы довершить малодушный характер Гамлета, Шекспир в беседе его с комедиантами изображает его хорошим театральным критиком. Генрих Гейне
ещё >>