Конспект урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха» умк «Школа России» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме... 1 95.33kb.
Демьяненко Мария Алексеевна умк «Школа России» урок литературного... 1 102.15kb.
Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка... 1 37.75kb.
Конспект урока английского языка в 3 классе (умк «Enjoy English») 1 124.54kb.
Конспект урока русского языка (1 класс, умк «Школа России») 1 38.5kb.
Разработка урока по умк биболетовой М. З. по теме 1 86.37kb.
Уроков литературного чтения во 2 классе по умк «Перспективная начальная... 1 220.19kb.
Конспект урока по музыке в 2 классе по теме «Святые земли русской. 1 74.54kb.
План-конспект урока английского языка в 3 классе мобу сош д. 1 94.82kb.
Конспект урока географии в 9 классе по теме «Население и трудовые... 1 79.83kb.
Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) 1 49.68kb.
Инструкция по использованию Подготовка к использованию: Аккуратно... 1 13.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Конспект урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха» умк «Школа России» - страница №1/1

МОУ «Жедайская СОШ»

Конспект

открытого урока чтения

в 3 классе

по теме «С.Есенин. Черемуха»
Учитель Яныгина Р.А.

Февраль 2011



Конспект урока чтения в 3 классе по теме «С.Есенин. Черемуха»

(УМК «Школа России»)
Цели урока: познакомить учащихся с биографией С.Есенина; учить понимать и чувствовать окружающую природу; совершенствовать навыки чтения.

Оборудование: мультимедиа - проектор, магнитофон, ноутбук, карточки с заданиями, презентация о Есенине, книги со стихами Есенина.
Ход урока
I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».

- Как вы ее понимаете?

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с утвердительной.

- Прочитайте с веселой.

- Прочитайте выразительно.



III. Упражнение по совершенствованию навыка чтения. Работа в группах

  1. Для сильных учеников.

Творческая работа с текстом: закончить рассказ и сравнить с авторской версией (М.Бабкин. Будильник)

Будильник

Шли веселые гномы по лесу домой. И вдруг нашли в траве маленький блестящий будильник. Его сорока где-то украла, в гнездо себе несла да уронила. Обрадовались гномы:

- Какие красивые часы! Станут теперь нас по утрам на работу будить.

Взяли будильник на руки и к своему домику его отнесли.

Смотрят гномы – а будильник не работает. Не тикает, стрелки на месте стоят. В чем дело? Решили, что будильник просто спит. Оттащили его к ручью, стали в холодную воду макать. Купали, купали, а часы все равно не работают.

Может быть, замерз будильник? Отнесли гномы его на солнышко, принялись сухой травой растирать. Так терли, что сами вспотели. Нет, не тикают часы.

Тогда подумали гномы, что будильник голодный. Один гном сходил земляники нарвал, другой за медом к пчелам в дупло слазил. Хотели гномы будильник из ложечки накормить, да рта у него не нашли.

Думали гномы, думали. А вдруг будильник заболел? Взяли и зеленкой бока ему намазали, горчичник на стекло ему налепили. Подождали немного. Нет, не хочет будильник работать.

Наверное, будильнику просто скучно – в конце концов решили гномы. Надо его развеселить. Стали гномы песни петь, вокруг часов хороводы водить. После качели смастерили, привязали к ним будильник и ну раскачивать! Вверх, вниз! Нет, не тикают часы.

Тут гномы рассердились. Сказали:

- Это плохой будильник, ленивый! Мы для него так старались, а он над нами смеется!

Взяли палки и стали по часам дубасить.

(Авторская версия концовки: Вот грохоту-то было! Увидел это все старый мудрый ежик, рассмеялся.

- А вы заводить будильник пробовали?

Очень удивились гномы. Они слыхом не слыхали, что часы еще и заводить надо. Мигом повернули гномы заводные ключики на спине будильника – трик, трик, трик! – и пошли часы! С тех пор будильник по утрам не только гномиков будит, но и все звери в лесу от его звона просыпаются).





  1. Для учеников среднего уровня.

- Переведи текст с марсианского.

На барлыке.

Берята лоишп витьло буры. Асаш ёсн дочуки. Ялок и Ався лизяв тьес. Асаш мойпал куоней.


  1. Для слабых учеников.

Чтение текста по ролям.

Как лиса училась летать

Встретился с лисицей журавль:

- Что, лисица, умеешь ли летать?

- Нет, не умею.

- Садись на меня, научу.

Села лисица на журавля. Унес ее журавль высоко-высоко.

- Что, лисица, видишь ли землю?

-Едва вижу: с овчину земля кажется!

Журавль ее и стряхнул с себя.

Лисица упала на сенную кучу.

Журавль подлетел:

- Ну как, умеешь, лисица, летать?

- Летать-то умею – садиться тяжело!

-Садись опять на меня, научу.

Села лисица на журавля. Выше прежнего унес он ее и стряхнул с себя.

Упала лисица на болото.

Так лиса и не научилась летать.



IV. Физкультминутка

V. Новая тема

1.Беседа о поэте.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

- Сможете продолжить?

- Кто автор этих слов? (Сергей Есенин) (Слайд 1).


c:\users\1\desktop\фото\570970cec58f[1].jpg

- Это первое напечатанное стихотворение С.Есенина. Он считал, что «писать для детей - надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало.

С.А.Есенин родился в рязанском селе Константинове в 1895 году. Стихи начал сочинять с 9 лет. Окончил с отличием земское училище и учительскую школу.

В 1912 году переехал в Москву. В его ранней лирике ощутимо влияние крестьянских поэтов И.З.Сурикова, И.С. Никитина, С.Д.Дрожжина.

В 1914 году первая публикация: стихотворение «Береза».

Весной 1915 переезжает в Петроград, где познакомился с А.Блоком . Блок высоко оценил стихи Есенина: «свежие, чистые, голосистые». В 1916 выходит первый сборник его стихов «Радуница».

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь к своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования.

Умер С.А.Есенин в 1925 году.

2.Знакомство с новым произведением.

- Отгадайте загадку ( слайд 2):



После того, как дети угадали – Слайд 3:
c:\users\1\desktop\фото\cheremuha5[1].jpg
- Что вы знаете об этом растении? (Дети рассказывают то, что узнали о черемухе).

Учитель дополняет ответы детей:



Русское название произошло от древнеславянского «черема» — смуглая и, очевидно, связано с окраской коры и плодов. За красоту, обильное цветение и поэтический облик о черемухе сложено много песен, стихов, загадок, поговорок. И всегда это образ нежной девичьей красоты, образ невесты в подвенечном наряде.

Для многих неповторимый запах черемухи связан с воспоминаниями детства, родного дома, с чувством родины. «Сказать, какой именно запах у черемухи, невозможно, — писал М. М. Пришвин, — не с чем сравнить и не скажешь. В первый раз, когда весной я ее понюхаю, мне вспоминается детство, мои родные, и я думаю о них... В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым». С ней связывают приметы сельскохозяйственного года.

Цветение черемухи связывали с приходом устойчивого тепла. В некоторых местах черемуху называют «маевкой» за то, что она цветет в мае.

Плоды черемухи использовались человеком каменного века, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Используя их в пищу, люди не могли не отметить их специфического вяжущего действия, поэтому плоды черемухи можно считать одним из древнейших лекарственных средств.

В народной медицине использовались плоды, кора, листья и цветки черемухи. Плоды применяли как вяжущее средство, кору — при лечении лихорадки, ревматизма, листья — при заболеваниях легких и верхних дыхательных путей, а из цветков делали примочку для лечения глазных болезней. В народе даже существовало поверье, что достаточно постоять в тени черемухи, чтобы отпугнуть начинающуюся болезнь. И поверье это, как оказалось, не лишено оснований. В момент цветения черемуха выделяет громадное количество летучих фитонцидов, губительно действующих не только на микробы, но и на крупных животных (мышей, крыс). Вот почему букет черемухи, оставленный в закрытой комнате, способен вызвать головную боль и недомогание. Фитонциды черемухи во время Великой Отечественной войны использовали для лечения гнойных ран.

Черемуха обыкновенная — дерево до 10 м высотой или кустарник с развесистой кроной. Листья крупные, эллиптические, с пильчатым краем. У основания на черешке имеются две крупные железки со сладким соком, любимым муравьями, которые необходимы растению для защиты от насекомых-вредителей.

Соцветие черемухи — кисть. Цветки белые, правильные, душистые, с пятилепестным венчиком. Плоды — черные блестящие костянки, созревающие в июле — августе. Имеют одну крупную косточку внутри и сладковяжущий вкус.

- О черемухе сложено много песен. Послушайте фрагмент одной из них. ( Звучит песня «За окном черемуха колышется»). (Слайд 4)

- У Есенина есть об этом дереве прекрасное стихотворение, с которым вы сегодня познакомитесь. (Слайд 5).

3. Работа над стихотворением «Черемуха».

а) - Прочитайте стихотворение сами вполголоса.

- Обьясните слова в голубой рамочке.

ПРЯНАЯ – острая и ароматная по вкусу и запаху;

ВКРАДЧИВО – вкрадчивый – старающийся вызвать доверие, расположение к себе.

б) Повторное чтение.

- Прочитайте стихотворение еще раз неторопливо.

- Понравилось стихотворение? Какие строки особенно запомнились?

- С каким чувством поэт рассказывает об увиденном?

- Какие слова подбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?

(А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…)

- Как пишет поэт о ветках? («И ветки золотистые, что кудри завила») Понравились ли сравнения? Почему?

- Как думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

4. Выразительное чтение других стихотворений С.Есенина подготовленными детьми.



VI. Итог урока

- Что вы запомнили из биографии С.Есенина?



- Почему стихотворения поэта проникнуты любовью к природе?

VII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Черемуха».




Верующий всегда чуть-чуть сомневается в своей вере; неверующий твердо уверен в своих сомнениях. Хенрик Ягодзиньский
ещё >>